Автор: Зинаида Николаевна Горшкова
Должность: мбоу асош№50
Учебное заведение: МБОУ АСОШ№50
Населённый пункт: г. Абаза
Наименование материала: статья методическая
Тема: Использование художественных текстов на уроках истории и обществознания
«
Использование художественных текстов на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания МБОУ «АСОШ №50»
Горшкова Зинаида Николаевна
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных
учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного
материала на уроках. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и
убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого.
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную
направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся
идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному
закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к
богатствам
художественной
литературы,
безусловно,
помогает
повышению
педагогического мастерства.
Представляю опыт работы с художественными текстами на уроках истории и
обществознания.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И
это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного
образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим
явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение.
В 5 классе на уроках по истории Древнего мира использую текст книги Эрнста
Д`Эрвильи «Приключение доисторического мальчика». Оно переносит ребят в древнюю
эпоху, когда люди жили в пещерах и добывали пропитание охотой. Огонь считался
высшей ценностью, которую надлежало тщательно оберегать, ведь погасшее пламя
означало невозможность приготовить еду и защититься от хищников. Не уследив за
костром, подросток Крек был изгнан из племени и в одиночку постигал науку выживания
в дикой природе. Его история воспитывает у детей ответственность, самостоятельность,
находчивость и волю к жизни. Даёт яркое представление о жизни в первобытном
обществе.
«Старейший
научил
его
вырезывать
из
раковин
острием
кремневого
осколка
смертоносные крючки. При помощи самодельного гарпуна с зазубренным костяным
наконечником Гель поражал даже громадных лососей.
За ним шел Рюг-большеухий. Если бы в то время, когда жил Рюг, человек уж приручил
собаку, о Рюге непременно сказали бы: «У него собачий слух и нюх».
Рюг по запаху узнавал, где в частом кустарнике созрели плоды, где показались из-под
земли молодые грибы; с закрытыми глазами распознавал он деревья по шелесту их
листьев.
Старейший подал знак, и все двинулись в путь. Гель и Рюг гордо выступали впереди, а за
ними серьезно и молча следовали все остальные.
Все маленькие спутники старика несли на спине корзины, грубо сплетенные из узких
полосок древесной коры; одни держали в руках короткую палицу с тяжелой головкой,
другие – копье с каменным наконечником, а третьи – что-то вроде каменного молота…»
«Маленькими плоскими кремнями с искусно зазубренными острыми краями
женщины соскоблили шерсть и отделили жилки с тяжелых шкур. Затем они разрезали
кожи на небольшие куски. Эти еще покрытые пятнами крови куски вымочили в воде и
варили их до тех пор, пока они не превратились в густую клейкую массу.
1
Нужно заметить, что этот отвратительный суп варился без горшка. Изготовлять глиняную
посуду люди научились гораздо позже, чем орудия из грубо обтесанного и обитого камня.
В пещере Крека воду кипятили в искусно сплетенных мешках – корзинах из древесной
коры; такой мешок, разумеется, нельзя было ставить на горящие уголья; чтобы нагреть
воду, в мешок бросали один за другим докрасна раскаленные на огне камни. В конце
концов вода закипала, но какой мутной и грязной становилась она от золы…»
«Зато оружия было много – и оружия страшного, хотя и очень грубо сделанного. В
пещере хранился большой запас копий, дротиков и стрел. Здесь были острые каменные
наконечники, прикрепленные к древку с помощью растительного клея, древесной и
горной смолы или жил животных. Здесь были костяные кинжалы – заостренные отростки
рогов оленей и быков; здесь были палицы – зубчатые палки с насаженными на них
клыками животных, каменные топоры с деревянными рукоятками, кремневые резцы всех
размеров и, наконец, круглые камни для пращи.
Но мы напрасно стали бы искать в пещере какого-нибудь домашнего животного. Ни
собаки, ни кошки, ни курицы не было видно у очага, возле мусорных куч. В те далекие
времена человек еще не умел приручать животных…»
Обучающимся, разбившимся на группы, предлагается найти в тексте примеры
орудий труда и оружия. Каждой группе предлагаются разные отрывки. С этим заданием
ребята справляются с лёгкостью и удовольствием.
Так они начинают овладевать приёмами смыслового чтения - вида чтения, которое
нацелено на понимание читающими смыслового содержания текста. Для смыслового
понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации,
откликнуться на содержание.
.
Хочу привести ещё одно замечательное произведение, о котором, возможно,
слышали немногие - это повесть «Необычайные приключения Кукши из Домовнчей»
Ю.П. Вронского, которая рассказывает о приключениях словенского мальчика Кукши,
попавшего в плен к варягам и прошедшего знаменитый путь «из варяг в греки».
Приключения Кукши — варяжского пленника, затем раба, вора, царского гвардейца в
Царьграде, — необычайны, но язык не поворачивается назвать их невероятными.
Ю.П.Вронский сочинил повесть таким образом, что в ее события, вытекающие одно из
другого, охотно веришь. Приятно понимать, что сын конунга, товарищ в играх и побратим
Кукши
мальчик
Харальд
станет
великим
норвежским
королем
Харальдом
Прекрасноволосым, а дерзкие морские разбойники викинги Хаскульд, Тюр и Рерик в
нашей истории зовутся князьями Рюриком, Аскольдом и Диром. Симпатичное имя Кукша
можно найти в святцах. Св. Кукша, инок Киево-Печерского монастыря, жил двумя
столетиями позже и проповедовал христианство язычникам. Время действия повести - IX
век. Отрывки из этой книги я использую в 6 классе на уроках по «Истории Средних
веков» и на уроках по «Истории России».
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал,
как правило, отсутствующий в учебных пособиях,- обстановку и колорит эпохи, меткие
характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого.
Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик
Емельяна Пугачева, я считаю можно зачитать отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.
“…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет
сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась
проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно
приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный
2
армяк и татарские шаровары…” Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.:
Художественная литература, 1986. - стр. 240
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории,
комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой
интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
На уроках обществознания я также использую отрывки из художественных
произведений. Так, например, на уроке «Массовое сознание и его особенности» в 10
классе я использую фрагменты повести М. Горького « Жизнь Клима Самгина»
В начале урока учащиеся делятся на группы и получают раздаточный материал. На
первом этапе они знакомятся с фрагментом работы французского психолога
и
антрополога Г. Лебона «Психолгия народов и масс» , отвечают на вопросы. После
работы с текстом обучающиеся выделяют особенности массового сознания такие, как
деиндивидуализация и деперсонофикация, потеря ответственности.На следующем этапе
они анализируют фрагмены из повести (романа) М. Горького «Жизнь Клима Самгина»,
ищут
иллюстрации
к
своим
выводам.
«…Толпа, сейчас же всосав его в свою черную гущу, лишила воли, начала подталкивать,
передвигать куда-то Холодная тьма сжала людей в единое чудовищное целое, оно
волнообразно покачивалось, прогибая землю своей тяжестью. Желтые жирные потоки
света из окон храмов вторгались во тьму над толпой, раздирали тьму, и по краям разрывов
она светилась синевато, как лед. Свет падал на непокрытые головы, было много лысых
черепов, похожих на картофель, орехи и горошины, все они были меньше естественного,
дневного объема и чем дальше, тем заметнее уменьшались, а еще дальше люди сливались
в безглавое и бесформенное черное…»
«…если эта масса внезапно хлынет в город, — улицы не смогут вместить напора темных
потоков людей, люди опрокинут дома, растопчут их руины в пыль, сметут весь город, как
щетка сметает сор…»
«Самгин делает вывод: «Макаров прав: люди — это икра людям следует разъединиться,
так они виднее и понятнее друг другу. И каждый должен иметь место для единоборства» [
«Огромный, пестрый город гудел, ревел, непрерывно звонили сотни колоколов, сухо
и дробно стучали колеса экипажей по шишковатым мостовым, все звуки сливались в
один, органный, мощный. Черная сеть птиц шумно трепетала над городом, но ни одна из
них не летела в сторону Ходынки. Там, далеко, на огромном поле, под грязноватой
шапкой тумана, утвердилась плотно спрессованная, икряная масса людей. Она казалась
единым телом, и, только очень сильно напрягая зрение, можно было различить чуть
заметные колебания икринок; иногда над ними как будто вечно вспухало, но быстро
тонуло в их вязкой густоте. Оттуда на крышу тоже притекал шум, но — не ликующий
шум города, а какой-то зимней, как вой метели, он плыл медленно, непрерывно, но легко
тонул в звоне, грохоте и реве…»
«Не отрывая глаз от медного ободка трубы, Самгин очарованно смотрел.
Неисчислимая толпа напоминала ему крестные хода, пугавшие его в детстве
3
«…Проехала еще одна старенькая, расхлябанная телега, нагруженная измятыми
людями, эти не были покрыты, одежда на них изорвана в клочья, обнаженные части тел в
пыли и грязи. Потом пошли один за другим, но все больше, гуще, нищеподобные люди, в
лохмотьях, с растрепанными волосами, с опухшими лицами; шли они тихо, на вопросы
встречных отвечали кратко и неохотно; многие хромали. Человек с оборванной бородой и
синим лицом удавленника шагал, положив правую руку свою на плечо себе, как извозчик
вожжи, левой он поддерживал руку под локоть; он, должно быть, говорил что-то, остатки
бороды его тряслись. Большинство искалеченных людей шло по теневой стороне улицы,
как будто они стыдились или боялись солнца. И все они казались жидкими, налитыми
какой-то мутной влагой; Клим ждал, что на следующем шаге некоторые из них упадут и
растекутся по улице грязью. Но они не падали, а всё шли, шли, и скоро стало заметно, что
встречные, неизломанные люди поворачиваются и шагают в одну сторону с ними. Самгин
почувствовал, что это особенно угнетает его…»
«…Я пришел туда в полночь… и меня всосало. Очень глубоко. Уже некоторые
стояли в обмороке. Как мертвые даже. Такая, знаете, гуща, трясина… И — свинцовый
воздух, нечем дышать. К утру некоторые сошли с ума, я думаю. Кричали. Очень жутко.
Такой стоял рядом со мной и все хотел укусить. Били друг друга затылками по лбу, лбами
по затылкам. Коленями. Наступали на пальцы ног. Конечно, это не помогало, нет! Я —
знаю. Я — сам бил, — сказал он, удивленно мигая, и потыкал пальцем в грудь себе. —
Куда же деваться? …»
Были сделаны выводы:
массовое сознание
играет значительную роль в
формировании и функционировании общества. Оно оказывает влияние на различные
аспекты жизни, включая политику, экономику, культуру и социальные отношения.
Подобная работа, как правило, ребятам интересна. Постепенно все включаются в
обсуждения. У некоторых возникает желание познакомиться с произведением целиком.
Одним учеником была выбрана тема проекта «Эволюция толпы в произведении М.
Горького «Жизнь Клима Самгина».
Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках
истории, должны в себе содержать:
1. Живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено
школьной программой;
2. Образы исторических деятелей и изображение народных масс;
3. Картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.
То есть, художественная литература помогает лучше усваивать исторические
события.
Но
не
каждое
произведение
художественной
литературы
может
быть
использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор
4