Автор: Новикова Ирина Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КГБОУ "Железногорская школа №1"
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Железо и его соединения" технология системнодеятельностный подход
Урок. Железо и его соединения
ФИО
Новикова И.В.
Предмет
химия
Класс
9
Тема урока
Железо и его соединения
Название раздела
курса
Металлы
Цели урока:
1.Образовательно
-развивающие:
формирование
представление
о
физических
и
химических
свойствах
элемента
железа
и
важнейших его соединениях, качественные реакции
на ионы железа (II) и (III);
1.1.Опорные
понятия:
Металлы, строение атома, физические свойства,
валентность, окислитель, восстановитель, основные
и амфотерные свойства, качественные реакции.
1.2.выведение
новых понятий:
постоянная и переменная валентность металла.
1.3.
Развитие
предметных
умений:
Составить полное представление об элементе и
простом веществе – железе, о его физических
свойствах, опираясь на знания зависимости свойств
металлов от строения их атомов; предсказать
характерные
химические
свойства
железа;
познакомить учащихся с качественными реакциями
на катионы железа (двух- и трехзарядные).
2. Воспитательны
е цели:
- способствовать формированию навыков умения
слушать
друг
друга,
анализировать
ответы
товарищей;
-
продолжить
развивать
химическую
речь,
обогащать ее словарный запас при устных ответах
и грамотное выполнение при самостоятельных
заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий
в тетради.
Познавательные
УУД:
-продолжить
развитие
таких
познавательных
процессов как обобщение, сравнение, установление
причинно-следственных связей; развитие умений
работать с текстом, выделять текстовые смыслы.
Коммуникативны
е УУД:
продолжить развитие умений слушать, грамотно
строить
речь,
формулировать
понятия,
аргументировать свою позицию в решении учебных
проблем, сотрудничать в парной форме работы,
проявлять толерантность в процессе диалога.
Личностные
УУД:
самоопределение, смыслообразование, мотивация
на учебную деятельность
Опорные знания
Текст задачи
Формулировка
проблемы
Средство
Металлы,
строение атома,
физические
свойства,
валентность,
окислитель,
восстановитель,
основные и
амфотерные
свойства,
качественные
реакции.
В горах, среди
руды известной,
Металл находится
полезный.
Металл нам с
детства всем
знакомый,
И с древности
известен людям.
Он и на улице и
дома,
Он и в машинах и в
посуде.
Блестящий гвоздик,
ключ и скрепку
Магнит притянет
очень цепко.
Металл так этот
отличают —
Он сам к магниту
прилипает.
О каком
металле идет
речь. Почему
столько
хвалебных слов
о нем сказано?
Составление
опорного
конспекта
по
теме «Железо и
его свойства»
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Задание 1
1.Рассмотрите коллекцию
минералов.
В виде каких соединений
находится железо в природе?
Запишите в тетради их формулы.
2.Используя географическую
карту, найдите месторождения
соединений железа.
Работа в парах с последующей
защитой ответа
(1балл)
Ответ 1
Ученики записывают.
В а ж н е й ш и е п р и р о д н ы е с о е д и
н е н и я ж е л е з а:
• магнетит – Fe
3
O
4
(Fe
2
O
3
•FeO)
(Магнитогорск (Южный Урал), Курская
магнитная аномалия);
• гематит – Fe
2
O
3
(Карелия)
• пирит – FeS
2
(Урал).
Задание 2
На столе находятся предметы
сделанные из железа
(канцелярская скрепка, гвоздь,
железная проволока, магнит)
Какими физическими свойствами
обладает железо?
Индивидуальная работа с
выходом к доске одного
обучающегося и обсуждение
ответа
(1балл
)
Ответ 2
Ответ. Серебристо-серый металл, ковкий,
пластичный, хорошо проводит тепло и
электричество, обладает магнитными
свойствами.
Задание 3
1.Составьте электронную схему
строения атома железа.
2. Какие степени окисления
проявляет железо в соединениях
Индивидуальная работа с
выходом к доске одного
обучающегося и обсуждение
ответа
(2балла)
Ответ 3
1.Ответ
+26) 2е
-
, 8е
-
, 14е
-
, 2е
-
2.Ответ
Fe+2, (FeO, Fe(OH)
2
)
Fe+3. (Fe
2
O
3,
Fe(OH)
3
)
Задание 4
Выполните опыт
1.Просмотрите видеоопыты,
запишите уравнения реакции.
2.В одну пробирку налейте
соляную кислоту, а в другую
раствор сульфата железа (II). В
каждую из пробирок добавьте
гранулы железа.
Объясните, что наблюдаете?
Запишите уравнения реакции
ЛО в парах с обсуждением
результата.
(3балла)
Ответ 4
Проявляют степень окисления Fe
+2
Fe
+3
Взаимодействие с неметаллами
Fe + S →FeS
2Fe +3Cl
2
→ 2FeCl
3
Взаимодействие с кислородом
3Fe + 2О
2
→ Fe
3
O
4
(FeO·Fe
2
O
3
)
Взаимодействие с кислотами
Fe + 2HCl → FeCl
2
+ H
2
Fе + 6HNO
3
(конц.) → Fе(NO
3
)
3
+ 3NО
2
+
3Н
2
О
Взаимодействие с солями
Fe + CuSO
4
→ FeSO
4
+ Cu
Взаимодействие с водой
3Fe + 4H
2
O → Fe
3
O
4
(FeO·Fe
2
O
3
) + 4H
2
Задание 5
Выполните опыт
В одну пробирку налейте раствор
хлорида железа (II), а в другую
раствор хлорида железа(III). В
каждую из пробирок добавьте
гидроксид натрия.
Ответ 5
Взаимодействие солей
железа
(II)
с
щелочами. При этом образуется серо-
зеленый
студенистый осадок гидроксида
железа (II).
Объясните, что наблюдаете?
Запишите уравнения реакции.
Каким образом отличить
соединения железа (II), от железа
(III)
ЛО в парах с обсуждением
результата.
(2 балла)
2NaOH + FeCl
2
→ Fe(OH)
2
+ 2NaCl
2Na
+
+2OH
-
+ Fe
+2
+2Cl
-
→ Fe(OH)
2
↓+
2Na
+
+2Cl
-
Fe
+2
+2OH
-
→ Fe(OH)
2
↓
Взаимодействие солей железа (III) с
щелочами. При этом образуется бурый
осадок гидроксида железа (III).
3NaOH + FeCl
3
→ Fe(OH)
3
↓ +3NaCl
3Na
+
+3OH
-
+ Fe
+3
+3Cl
-
→ Fe(OH)
3
↓
+3Na
+
+3Cl
-
Fe
+3
+3OH
-
→ Fe(OH)
3
↓
Задание 6 (домашнее задание)
1.Чем объяснить, что железо
занимает чрезвычайно
важное место в жизни человека?
2.Дома найдите месторождения
соединений железа.
(1 балл)
Начинаем обсуждение в классе и
задаем углубляться на дом с
использованием Интернет-
ресурсов
Ответ 6
1.По современным представлениям в 16-
километровой толще земной коры
содержится 4,5 % железа. В следующем
слое, лежащем под земной корой, железа
находится втрое больше. Центр земного
шара состоит в основном из железа с
примесью никеля и кобальта. В среднем
же земной шар состоит на 34,6 % из
железа. В составе Земли железо
преобладает как по массе, так и по числу
атомов. Оно является важнейшей
составной частью нашей планеты.
2.
В Египте археологи вели
многочисленные раскопки. В Нубийской
пустыне найден стальной нож,
пролежавший в земле несколько тысяч
лет. Лезвие ножа оказалось настолько
острым, что им можно было легко резать
даже мягкий хлеб. Столь высокое
качество изделий свидетельствует о
большом мастерстве древних
металлургов и оружейников древнего
Египта.
3.
История
цивилизации
неразрывно
связана
с
железом.
В
древности
у
некоторых народов этот металл ценился
дороже
золота.
Лишь
представители
знати могли украшать себя изделиями из
железа, причем нередко в золотой оправе.
В Древнем Риме из железа изготовляли
даже обручальные кольца. Постепенно,
по
мере
развития
металлургии,
этот
металл становился доступнее и дешевле.
И все же еще сравнительно недавно
многие
отсталые
народы,
испытывая
острую нужду в железе, готовы были
платить за него огромную цену.
4.
Железо широко применяется в
строительстве.
Металлу можно придать
любую форму: от самой простой – прут,
до причудливой сложной – кованое
железо.
Производство железа и его сплавов
постоянно растет. Эти материалы
универсальны, технологичны, доступны и
в массе — дешевы. Сырьевая база железа
достаточно большая. Уже разведанных
запасов железных руд хватит как мини-
мум на два столетия. Поэтому железо
долго будет оставаться «фундаментом»
цивилизации.
5.
Железо — важнейший микроэлемент в
организме человека и животных, так
как входит
в
состав
гемоглобина,
ферментов, других сложных комплексов
и стимулирует функцию кроветворных
органов. Недостаток железа в организме
приводит к болезни крови — анемии.
Критерии оценивания заданий:
«5» - 10 баллов
«4»- 7-9 баллов
«3» -5-6 баллов