Напоминание

"Железо и его соединения" технология системнодеятельностный подход

Автор: Новикова Ирина Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КГБОУ "Железногорская школа №1"
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Железо и его соединения" технология системнодеятельностный подход







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок. Железо и его соединения

ФИО

Новикова И.В.

Предмет

химия

Класс

9

Тема урока

Железо и его соединения

Название раздела

курса

Металлы

Цели урока:

1.Образовательно

-развивающие:

формирование

представление

о

физических

и

химических

свойствах

элемента

железа

и

важнейших его соединениях, качественные реакции

на ионы железа (II) и (III);

1.1.Опорные

понятия:

Металлы, строение атома, физические свойства,

валентность, окислитель, восстановитель, основные

и амфотерные свойства, качественные реакции.

1.2.выведение

новых понятий:

постоянная и переменная валентность металла.

1.3.

Развитие

предметных

умений:

Составить полное представление об элементе и

простом веществе – железе, о его физических

свойствах, опираясь на знания зависимости свойств

металлов от строения их атомов; предсказать

характерные

химические

свойства

железа;

познакомить учащихся с качественными реакциями

на катионы железа (двух- и трехзарядные).

2. Воспитательны

е цели:

- способствовать формированию навыков умения

слушать

друг

друга,

анализировать

ответы

товарищей;

-

продолжить

развивать

химическую

речь,

обогащать ее словарный запас при устных ответах

и грамотное выполнение при самостоятельных

заданиях;

- прививать аккуратность при оформлении заданий

в тетради.

Познавательные

УУД:

-продолжить

развитие

таких

познавательных

процессов как обобщение, сравнение, установление

причинно-следственных связей; развитие умений

работать с текстом, выделять текстовые смыслы.

Коммуникативны

е УУД:

продолжить развитие умений слушать, грамотно

строить

речь,

формулировать

понятия,

аргументировать свою позицию в решении учебных

проблем, сотрудничать в парной форме работы,

проявлять толерантность в процессе диалога.

Личностные

УУД:

самоопределение, смыслообразование, мотивация

на учебную деятельность

Опорные знания

Текст задачи

Формулировка

проблемы

Средство

Металлы,

строение атома,

физические

свойства,

валентность,

окислитель,

восстановитель,

основные и

амфотерные

свойства,

качественные

реакции.

В горах, среди

руды известной,

Металл находится

полезный.

Металл нам с

детства всем

знакомый,

И с древности

известен людям.

Он и на улице и

дома,

Он и в машинах и в

посуде.

Блестящий гвоздик,

ключ и скрепку

Магнит притянет

очень цепко.

Металл так этот

отличают —

Он сам к магниту

прилипает.

О каком

металле идет

речь. Почему

столько

хвалебных слов

о нем сказано?

Составление

опорного

конспекта

по

теме «Железо и

его свойства»

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задание 1

1.Рассмотрите коллекцию

минералов.

В виде каких соединений

находится железо в природе?

Запишите в тетради их формулы.

2.Используя географическую

карту, найдите месторождения

соединений железа.

Работа в парах с последующей

защитой ответа

(1балл)

Ответ 1

Ученики записывают.

В а ж н е й ш и е п р и р о д н ы е с о е д и

н е н и я ж е л е з а:

• магнетит – Fe

3

O

4

(Fe

2

O

3

•FeO)

(Магнитогорск (Южный Урал), Курская

магнитная аномалия);

• гематит – Fe

2

O

3

(Карелия)

• пирит – FeS

2

(Урал).

Задание 2

На столе находятся предметы

сделанные из железа

(канцелярская скрепка, гвоздь,

железная проволока, магнит)

Какими физическими свойствами

обладает железо?

Индивидуальная работа с

выходом к доске одного

обучающегося и обсуждение

ответа

(1балл

)

Ответ 2

Ответ. Серебристо-серый металл, ковкий,

пластичный, хорошо проводит тепло и

электричество, обладает магнитными

свойствами.

Задание 3

1.Составьте электронную схему

строения атома железа.

2. Какие степени окисления

проявляет железо в соединениях

Индивидуальная работа с

выходом к доске одного

обучающегося и обсуждение

ответа

(2балла)

Ответ 3

1.Ответ

+26) 2е

-

, 8е

-

, 14е

-

, 2е

-

2.Ответ

Fe+2, (FeO, Fe(OH)

2

)

Fe+3. (Fe

2

O

3,

Fe(OH)

3

)

Задание 4

Выполните опыт

1.Просмотрите видеоопыты,

запишите уравнения реакции.

2.В одну пробирку налейте

соляную кислоту, а в другую

раствор сульфата железа (II). В

каждую из пробирок добавьте

гранулы железа.

Объясните, что наблюдаете?

Запишите уравнения реакции

ЛО в парах с обсуждением

результата.

(3балла)

Ответ 4

Проявляют степень окисления Fe

+2

Fe

+3

Взаимодействие с неметаллами

Fe + S →FeS

2Fe +3Cl

2

→ 2FeCl

3

Взаимодействие с кислородом

3Fe + 2О

2

→ Fe

3

O

4

(FeO·Fe

2

O

3

)

Взаимодействие с кислотами

Fe + 2HCl → FeCl

2

+ H

2

Fе + 6HNO

3

(конц.) → Fе(NO

3

)

3

+ 3NО

2

+

2

О

Взаимодействие с солями

Fe + CuSO

4

→ FeSO

4

+ Cu

Взаимодействие с водой

3Fe + 4H

2

O → Fe

3

O

4

(FeO·Fe

2

O

3

) + 4H

2

Задание 5

Выполните опыт

В одну пробирку налейте раствор

хлорида железа (II), а в другую

раствор хлорида железа(III). В

каждую из пробирок добавьте

гидроксид натрия.

Ответ 5

Взаимодействие солей

железа

(II)

с

щелочами. При этом образуется серо-

зеленый

студенистый осадок гидроксида

железа (II).

Объясните, что наблюдаете?

Запишите уравнения реакции.

Каким образом отличить

соединения железа (II), от железа

(III)

ЛО в парах с обсуждением

результата.

(2 балла)

2NaOH + FeCl

2

→ Fe(OH)

2

+ 2NaCl

2Na

+

+2OH

-

+ Fe

+2

+2Cl

-

→ Fe(OH)

2

↓+

2Na

+

+2Cl

-

Fe

+2

+2OH

-

→ Fe(OH)

2

Взаимодействие солей железа (III) с

щелочами. При этом образуется бурый

осадок гидроксида железа (III).

3NaOH + FeCl

3

→ Fe(OH)

3

↓ +3NaCl

3Na

+

+3OH

-

+ Fe

+3

+3Cl

-

→ Fe(OH)

3

+3Na

+

+3Cl

-

Fe

+3

+3OH

-

→ Fe(OH)

3

Задание 6 (домашнее задание)

1.Чем объяснить, что железо

занимает чрезвычайно

важное место в жизни человека?

2.Дома найдите месторождения

соединений железа.

(1 балл)

Начинаем обсуждение в классе и

задаем углубляться на дом с

использованием Интернет-

ресурсов

Ответ 6

1.По современным представлениям в 16-

километровой толще земной коры

содержится 4,5 % железа. В следующем

слое, лежащем под земной корой, железа

находится втрое больше. Центр земного

шара состоит в основном из железа с

примесью никеля и кобальта. В среднем

же земной шар состоит на 34,6 % из

железа. В составе Земли железо

преобладает как по массе, так и по числу

атомов. Оно является важнейшей

составной частью нашей планеты.

2.

В Египте археологи вели

многочисленные раскопки. В Нубийской

пустыне найден стальной нож,

пролежавший в земле несколько тысяч

лет. Лезвие ножа оказалось настолько

острым, что им можно было легко резать

даже мягкий хлеб. Столь высокое

качество изделий свидетельствует о

большом мастерстве древних

металлургов и оружейников древнего

Египта.

3.

История

цивилизации

неразрывно

связана

с

железом.

В

древности

у

некоторых народов этот металл ценился

дороже

золота.

Лишь

представители

знати могли украшать себя изделиями из

железа, причем нередко в золотой оправе.

В Древнем Риме из железа изготовляли

даже обручальные кольца. Постепенно,

по

мере

развития

металлургии,

этот

металл становился доступнее и дешевле.

И все же еще сравнительно недавно

многие

отсталые

народы,

испытывая

острую нужду в железе, готовы были

платить за него огромную цену.

4.

Железо широко применяется в

строительстве.

Металлу можно придать

любую форму: от самой простой – прут,

до причудливой сложной – кованое

железо.

Производство железа и его сплавов

постоянно растет. Эти материалы

универсальны, технологичны, доступны и

в массе — дешевы. Сырьевая база железа

достаточно большая. Уже разведанных

запасов железных руд хватит как мини-

мум на два столетия. Поэтому железо

долго будет оставаться «фундаментом»

цивилизации.

5.

Железо — важнейший микроэлемент в

организме человека и животных, так

как входит

в

состав

гемоглобина,

ферментов, других сложных комплексов

и стимулирует функцию кроветворных

органов. Недостаток железа в организме

приводит к болезни крови — анемии.

Критерии оценивания заданий:

«5» - 10 баллов

«4»- 7-9 баллов

«3» -5-6 баллов