Напоминание

Страна эмоций роль педагога в развитии эмоционального интеллекта обучающихся

Автор: Тилькаева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева
Населённый пункт: Кузнецк-12
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Страна эмоций роль педагога в развитии эмоционального интеллекта обучающихся







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ

Страна

:

эмоций

роль педагога в

развитии

эмоционального

интеллекта

обучающихся

1. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников

Вхожу в шапке-колпаке скомороха. В руках – цветы.

- Добрый день дамы и господа! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у вас встреча с

интересным человеком, т. е. со мной. И у меня сегодня встреча с интересными людьми, т. е. с вами.

И пусть сегодня наши желания совпадут.

- Приветствую самых отважных – группу экспертов-помощников! (Через одного участника

дарю цветы). Которые будут сегодня отвечать на вопросы и выполнять все мои задания.

- А впрочем, это не для Вас (забираю цветы и ставлю в вазу).

- А это сегодня не для меня (снимаю колпак)

- Удивлены? Уважаемые коллеги, кто испытал чувство удивления – поднимите руку. Спасибо

за искренность. Опускайте.

- Уважаемая экспертная группа, кто испытал чувство радости – поднимите руку.

- Кого захлестнула обида или разочарование, хоть на долю секунды?

- А кто справился со своими эмоциями и у него возник интерес – встаньте, пожалуйста.

Уважаемые коллеги, перед вами профессионалы с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Поаплодируйте им.

- В некоторых языках вообще нет слова «эмоция». В монгольском языке вместо слова «эмоция»

употребляют словосочетание «движение души».

« Я – человек. Я испытываю бурю эмоций. И если я обладаю навыком понимания своих эмоций и

умею ими управлять, то мои эмоции не мешают окружающим меня людям.

Всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний. На уроках с детьми мы

прорабатываем 8 базовых эмоций.

4 положительные

- сочувствие,

- удивление,

- интерес,

- радость

и 4 отрицательные:

- равнодушие,

- гнев,

- страх,

- печаль.

2. Развитие эмоционального интеллекта ребёнка

Эмоциональный

интеллект

наша

способность

понимать

свои

эмоции

и

эмоции других людей, управлять ими и

использовать эмоции для решения задач.

Развитый

эмоциональный

интеллект

позволяет ребенку эффективно общаться

как со сверстниками, так и с взрослыми, не

испытывая чрезмерного стресса; управлять

своим

поведением;

помогает

быть

собранным

и

сосредотачиваться

на

выполнении определенной деятельности,

решении конкретной задачи.

Чему не учат в обычной школе?

В школе учат читать, считать, писать. Но не учат эмоциональной грамотности – понимать эмоции и

причины их возникновения, тем более управлять эмоциями!

Не бывает плохих и хороших эмоций!

Существует бытовое мнение, что такие эмоции, как злость или страх, «негативные» или «плохие», но

давайте посмотрим на них с другой стороны. Наши эмоции – это часть нас самих: они не могут быть

хорошими или плохими.

Эмоции – это информация и энергия. А вот то, как мы будем обращаться с этой информацией и

энергией – другое дело: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и

неэффективными.

Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже

убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы должны больше

узнать о нем и грамотно использовать его.

Развитый эмоциональный интеллект направляет эмоции в нужное русло, например, злость усиливает

способность убеждать, отстаивать свою точку зрения, а легкая грусть поможет заметить досадные

ошибки.

Эмоции – это как фигуры в шахматах, у каждой фигуры есть своя важная роль и все они «ходят» по

определенным правилам! Если не знать правил, то выиграть никогда не удастся!

Радость

Отвращение

Страх

поможет нам творить, придумывать,

увлекаться, узнавать что-то новое, а также

помнить о том, что для нас важно

Эта интереска бережет нас от

всего опасного и вредного

Страх поможет держаться

вдали от опасности

Удивление

Злость

Грусть

Удивление научит сконцентрироваться на

новой ситуации

Злость поможет бороться с

проблемами, отстаивать свои

границы

Грусть поможет быть

более внимательными и

замечать ошибки

Доверие

Интерес

Доверие научит дружить и поможет

сохранить связь с людьми, которые нам

помогают, любят, заботятся о нас

ИНТЕРЕС стимулирует развиваться, познавать новое и

совершать увлекательные открытия

3. Скука - двигатель прогресса

Расписывая жизнь ребенка по минутам и мечтая вырастить гения, мы часто забываем о том, что

детям полезно иногда скучать и ничего не делать!

Скука - это важная эмоция, в которой заложен мощный потенциал. Не знали?

1). Скука и ничегонеделание помогают ребенку понять свои желания. Когда никто вокруг не

говорит что и как нужно делать, внутренний голос ребёнка начинает «говорить» все громче и громче.

Например, Ваш ребёнок застенчив и сам не знает чего хочет? Включите в его расписание пункт

«ничегонеделание»!

2). Рутина и скука направляют мысли в «свободное плавание», а это развивает ассоциативное и

творческое мышление. МРТ - исследование головного мозга во время скуки показывает

увеличение активности в областях, ответственных за воображение.

3). Скука помогает ребёнку сойти с привычного и пробовать что-то новое. Так, в ходе одного

исследования испытуемых закрыли на 15 минут в комнате с кнопкой, при нажатии на которую они

получали удар током. Многие из них воспользовались этой кнопкой – вероятно, просто потому, что

это был единственный способ развеять скуку.

Но, как и в любом другом деле, нужно знать меру. Так, Скука может перерасти в

Неудовлетворенность, и потом в Отвращение. Это доказано учеными. Скука всегда перетекает в

Неудовлетворенность, а Неудовлетворённость - в Отвращение.

Внесите в распорядок дня ребёнка пункт "ничегонеделание" и придерживайтесь этого правила

каждый день по 15-20 минут. Не забудьте убрать гаджеты и выключить телевизор!

А если вы все ещё сомневаетесь в том, что скука - двигатель прогресса, проведите полезный

эксперимент над собой. Сейчас же отложите в сторону телефон / планшет и поскучайте 15-20

минут. По-ску-чай-те! А потом посчитайте, сколько новых идей или проектов сгенерировал ваш мозг

за это время.

4. Почему я выбрала эту тему?

Страна эмоций: роль педагога… . Именно роль педагога. А я, как педагог, какими владею эмоциями?

Эта тема заставляет меня поработать над собой.

1). С каким лицом вы заходите в класс

В одной из статей Бикеевой Алины Сергеевны («С каким лицом вы заходите в класс? или про наше

учительское выражение лица и выражение души».) врезалась в память одна фраза: «Российские

учителя почти всегда очень строго и серьёзно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А

лица учителей – какие-то мрачные и недовольные».

Неужели мы, учителя, действительно ТАКИЕ – мрачные, вечно недовольные и неулыбчивые?!

Наверное, мы – разные. Разные вообще, и разные – в разных ситуациях. Но с тех пор я задумалась, с

каким лицом я вхожу в класс к детям.

Много раз в день мы с вами заходим в класс к детям и начинаем очередной урок. Мы сеем

«разумное, доброе, вечное».

Мы заходим в класс к своим ученикам и сразу же превращаемся либо в учителя, либо в мучителя.

Мы говорим первые слова и сразу же организовываем для учеников либо учение, либо мучение.

Мы зашли в класс с определённым выражением лица и сказали всего лишь пару фраз, а дети уже

уловили наше настроение, расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали

наше к ним отношение.

Поэтому, входя в класс, я своё мрачное настроение оставляю за дверью, улыбаюсь и говорю какую-

нибудь нестандартную фразу, например: «Дети, я пришла к вам! Сегодня соединяем наши

интеллектуальные усилия в единую несокрушимую силу и бросаем их…» или вношу какой-либо

предмет, касающийся урока и т.д.

Или приветствие локотками, пальчиками и т.д.

2). Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Всегда наклоняюсь или приседаю, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. Это

помогает отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и

равенство.

3). Договариваться с учениками.

4). «Зачем – почему метод» или докапывание до истины.

Можно задавать огромное количество вопросов самому себе, чтобы попытаться докопаться до

истины.

Саша – грубиян. (Это – мой ярлык, повешенный на ребёнка).

А почему он мне грубит? - Потому что он – грубиян.

А почему он – грубиян именно со мной? - Потому что не хочет учить.

Почему он не хочет учить? - Потому что ему трудно это даётся.

Почему ему это трудно? - У нас сложная программа.

А почему она для него сложна? - Упущен ранний период развития ребёнка. В раннем детстве

родители с ним не занимались.

А ребёнок в этом виноват? - Нет.

Почему же я нервничаю? - Потому что я в этом не виновата тоже, а требования к результатам

моего труда – очень высокие.

Так хватит искать виноватых! Что я могу сделать в данной ситуации? - …..

5). «Ученики должны…», или игра взрослых в «можно – нельзя».

Человек приходит в этот мир свободным. Человек подрастает, приходит в школу и сразу же

становится должником. В школе учащиеся должны очень много и очень многим. Если регулярно

посещать уроки и внимательно вслушиваться в слова учителя, то несколько раз за день можно

услышать фразу, начинающуюся словами «Вы должны…». Причём, эти слова не касаются заданного

на дом задания.

«Ученики должны слушать

учителя на уроке».

Это я должна преподавать качественно свой предмет. А ученик в

реальной жизни может слушать меня, а может и не слушать. Это

зависит от его типа нервной системы. Иногда он просто не в

состоянии просидеть без движения 5 часов, да ещё быть при этом

сосредоточенным и внимательным, слушая неактуальную для него

информацию.

«Ученики

не

должны

опаздывать на уроки».

Это я должна вовремя являться в класс, а ученик может и опоздать,

т.к. полностью зависит от взрослых.

«Вы должны быстро дать

ответ на заданный учителем

вопрос. Вы должны быстро

выполнить

данное

вам

задание».

Мы всё время торопим ребёнка, мы требуем от него – быстрее,

быстрее. У нас же темп урока. А у ребёнка есть право иметь время на

обдумывание ответа или на выполнение задания. А, может быть, не

надо

быстро,

а

надо

хорошо?

У

каждого

ученика

свой

индивидуальный ритм и темп жизни и учения.

Бегать по школе нельзя, но

все

бегают

и

ничего.

Кричать тоже нельзя, но все

кричат.

А почему, собственно, нельзя? Ведь это же естественно для ребёнка

бегать и кричать. А сидеть в строго определённой позе за партой на

жёстком стуле 5 часов подряд и при этом не оборачиваться, не

поворачиваться и, желательно, не произносить ни единого слова, ни с

кем – это как раз противоестественно для молодого организма, да и

для человека любого возраста, вообще.

Дети

не

обязаны

любить

учиться.

Ребёнку можно не любить учиться. А учёба вполне может и не быть

главным делом их жизни. И это – нормально. Это у нас с вами,

уважаемые коллеги, работа, а у детей – детство.

Дети

не

должны

всегда

хорошо себя вести

(Под этим подразумевается - сидеть несколько часов в классе

неподвижно и молча, сложив руки на парте). Да такое и вряд ли

возможно для нормального здорового ребёнка.

Дети могут быть шумными,

непослушными,

подвижными

и

невнимательными.

А ещё они могут переговариваться с нами, взрослыми, иногда резко

нам отвечать, а порой нас обманывать и прогуливать уроки. Такая уж

у них, детей, работа – испытывать нас, взрослых, и весь мир вокруг на

прочность. А наша с вами работа – достойно проходить это детское

испытание на прочность.

Дети не могут и не должны

любить всех учителей и все

школьные предметы.

Детям можно не любить некоторых учителей и определённые уроки.

Дети не обязаны относиться к нашему с вами предмету, как к самому

важному.

Дети могут и не выполнять

все домашние задания.

А иногда такое и вовсе невозможно из-за объёмности и сложности

заданий, а также из-за их непродуманности учителем.

В конфликте взрослого с

ребёнком

виноват

всегда

взрослый.

Ребёнок – всегда прав, потому что он – ребёнок. А взрослый может

быть прав, а может быть и лев. Главное, чтобы он не был глуп и туп.

6). Не бойтесь проявлять положительные эмоции

Эмоции – сигнал, который помогает окружающим понять наше состояние и мнение относительно

того, что происходит. С возрастом мы зажимаем себя, стараясь проявлять сдержанность. Для

взрослого человека такое поведение – осознанный выбор. Ребенок пока не умеет контролировать

эмоции и только копирует родительскую модель. Порадуйтесь искренне и шумно успехам ребенка.

Даже если устали или проблемы, сделайте усилие, улыбнитесь ребенка.

7). Озвучивайте собственные эмоции

Люди в разной мере обладают умением «считывать» чужие эмоции. А ведь они далеко не всегда

бывают простыми: иногда в нас смешивается грусть и облегчение, гордость и стыд. Проговаривая

свои эмоции и состояния, мы помогаем окружающим понять нас. «Хотя я сейчас очень злюсь, что ты

прогулял школу, но прежде всего мне очень грустно. Я переживаю за твое будущее».

8).Признайте внутренне, что все эмоции ребенка имеют право на существование.

9). Искренне интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка

Дети, которые чувствуют искренний интерес к себе, более открыты и мотивированы. Спрашивая, как

прошел день, акцентируйте внимание на эмоциях ребенка: что он чувствовал в те или иные моменты.

Постарайтесь понять переживания ребенка и проявить эмпатию, даже если кажется, что

произошедшее не повод для грусти или радости.

10). Демонстрируйте принятие

Признайте внутренне, что все эмоции и чувства ребенка имеют право на существование. И именно

это надо показывать ребенку: «Да, ты имеешь право злиться на меня. Мне искренне жаль. Давай

поговорим о том, как исправить эту ситуацию?»

Правило школьной жизни: Нормальные здоровые ученики всегда доставляют своим учителям много

забот, хлопот и волнений. А нормальные здравомыслящие педагоги всегда мудро заботятся о детях

любого возраста, охраняя и оберегая их детства, неустанно их направляя при этом на путь истинный.

Но, что у детей должно быть, так это спокойное, безопасное, здоровое и жизнерадостное детство,

наполненное разного рода значимой и конструктивной деятельностью. И это должны им

организовывать мудрые и любящие взрослые, находящиеся рядом.

5. Эмоции – это суперсила.

Если знать, как ими пользоваться, они помогут решить любые задачи.

Дети, которые обладают такой силой, успешнее остальных во всех сферах. Они умеют дружить,

заботиться, сопереживать, убеждать.

Из супердетей вырастут эмоционально грамотные взрослые. Например, супервзрослый не затаит

злость, а направит эту энергию на воплощение нового проекта.

А по данным Всемирного экономического форума в Давосе - эмоциональный интеллект – это

ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации.