Автор: Худякова Маргарита Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: рп. Менделеево
Наименование материала: конспект
Тема: Урок – игра по географии в 8 классе "Занимательная география"
Урок – игра по географии в 8 классе
«Занимательная география»
Цели:
•
Образовательная: Расширение кругозора учащихся.
•
Развивающая: Развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого
воображения; развитие познавательного интереса к изучению географии.
•
Воспитательная: Повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых,
дополнительных знаний по изученному материалу; внимательного отношения к природе,
формирования мировоззрения, оценочного суждения; воспитание чувства долга, ответственности
и коллективизма.
Оборудование: карточки с заданиями.
Подготовка к викторине: формируются 3 команды из учащихся 8 класса (по рядам). Каждая
команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Ход урока
I. Организационный этап
Добрый день, друзья! Я рада вас всех видеть сегодня и очень хочу поскорее начать работу с вами!
Хорошего вам настроения!
- Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам,
энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии?
Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая
наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем...
Сегодня наш урок пройдёт в форме игры. Класс делится на 3 команды, придумывают себе название,
девиз.
II. Проведение игры
1 конкурс. Визитная карточка.
Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
2 конкурс. Загадочная разминка.
Учитель зачитывает вслух географические загадки, отвечает команда, первой поднявшая руку.
Выкрики с места не засчитываются. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
•
Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
•
Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
•
Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
•
Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю
скачут кенгуру (Австралия);
•
Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии
(атлас);
•
Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет
впереди (горизонт);
•
В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна
(карта);
•
Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для
ноги ( болото);
•
Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется
«ковбой» (Америка).
3 конкурс. Зашифратор
Учитель: - А кто из вас помнит, что такое раса?
Ответ: Раса - это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства,
единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма
черепа, длина тела и др.)
Существует такая легенда о происхождении рас: Однажды боги вылепили фигурки людей из
глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели золотистый оттенок — это были
монголоиды. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те
обуглились и стали черны. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные
статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились
европейцы.
Работа с таблицей (проиложение 1)
Задание. В таблицу впишите особенности рас Евразии из перечня, который предлагается в
приложении к таблице.
Европеоидная
Монголоидная
Негроидная
(Экваториальная)
Северная Европа
(заселяют Северную и
Северо-Западную
территории материка).
Южная Европа
(Южная Европа, Юго-
Западная Азия).
Центральная и Восточная
Азия
Острова Южной Азии и
юга Индостана
светлая кожа, серые и
голубые глаза, русые и
белокурые волосы; смуглая
кожа, тёмные волосы и
карие глаза,
кожа жёлто-смуглая, узкие
глаза, волосы прямые, иссиня-
чёрные, толстые и жёсткие;
Курчавые чёрные волосы,
толстые губы, широкие
лица с сильно
выступающими скулами,
плоскими, чаще всего
расплющенными носами,
темная кожа
Дополнительные задания
1) Шуточная географическая викторина:
•
Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
•
Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
•
Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
•
Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров
Невезения),
•
В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
•
Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
•
Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
•
Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
•
Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
•
Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
•
На каком фронте не воюют (на атмосферном),
•
Какое государство можно носить на голове (Панама),
•
Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
•
Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо
подготовились (Лес рук),
•
Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
•
Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)
•
Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).
2) Весёлые стихи на внимание.
В России - язык русский,
Во Франции - французский,
В Германии - немецкий,
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)
Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)
Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг. (не юг, а север)
Знает каждый капитан:
Волга - это океан. (Не океан, а река)
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)
Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река, (не река, а гора)
Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)
3) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные
животные.
•
КИТ-- государство в Азии. (Китай)
•
-ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)
•
-РАК государство в Азии. (Ирак)
•
КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)
•
СОМ--- государство в Африке. (Сомали)
•
ТУР--- государство в Евразии. (Турция)
•
ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)
•
ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)
2.ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком + Пас = Компас.)
Слева направо слово прочтёшь,
То от дождя ты защиту найдёшь.
Если с конца же его ты прочтёшь,
Горное озеро тут же найдёшь.
(Навес - Севан.)
Два слога первые - цветок,
В "лохань" попал мой третий слог.
А вместе если их прочтёте,
То в волжский город попадёте.
(Астра + хань = Астрахань.)
Вот вам лёгкая шарада:
К ноте "Н" прибавить надо.
Нота больше не поёт,
А рекой она течёт.
(До + Н = Дон.)
Первое - летучая вода,
В бане русской встретите всегда.
А второе - есть машины марка
Из российского, ребята, автопарка.
Всё же вместе - Франции столица,
Этот город модницам всем снится.
(Пар + "Иж" = Париж)
У слона букву "С" отнимите
И названье реки припишите.
Получиться столица должна,
Что на карте Европы видна.
(Лон + Дон = Лондон.)
С "К" - коль к карте обратиться -
Это Турции столица.
С "Г" - Сибирская река,
Полноводна, глубока.
(Анкара - Ангара.)
С буквой "С" - Российский город
Близко к северу, где холод.
Без неё - берём мы в руки,
Чтоб погладить юбки, брюки.
(Устюг - утюг.)
С "Ч" - по небу я гуляю
И грозу вам предвещаю.
С "Л" - я город на реке
От Москвы невдалеке.
Пряник мой и самовар
Знают все: и мал и стар.
(Туча - Тула.)
1.
В России - язык русский,
Во Франции – французский,
В Германии - немецкий,
В Греции – грецкий. /греческий/
2.
Каждый с детства твердо знает – Ангара в Байкал впадает./вытекает/
3.
Слышу подсказку Вити – дружка, что Эверест большая река /гора/.
4.
Высокие сосны слева и справа, семья их зовется лесная дубрава /бор/
5.
На пруду есть развлечение - на спине плыть по течению /на реке, т.к. на пруду
нет течения/.
Теперь переходим к
….
…
…
Конкурсу капитанов
Дальше
дальше дальше
1. Что бывает на небе после дождя? /радуга/
2. Верхний слой земли? /почва/
3. Линия, до которой нельзя дойти? /горизонт/
4. Животное, строящее дома на реке? /бобр/
5. Сушеный виноград? / изюм/
6. Дерево, из которого делают спички? /осина/
7. Прибор для измерения азимута? / компас/
8. Самое глубокое озеро в мире? / Байкал/
9. Самый большой остров? /Гренландия/
10. Сколько на Земле океанов? /4/
11. Родина хоккея? /Канада/
12. Кто открыл Америку? /Колумб/
13. Самая полноводная река мира? /Амазонка/
14. Высочайшие горы Земли? /Гималаи/
15. Начало реки? /исток/
16. Когда цветет папоротник? /никогда/
17. Самая маленькая птица в мире? /колибри/
18. Из чего делают манную крупу? /пшеница/
19. Область низкого атмосферного давления? /циклон/
20. Дождь со световыми и звуковыми эффектами? /гроза/
21. Ковбой из русской деревни? /пастух/
22. В какой стране животные бегают с «сумками» ? /Австралия/
23. Какой пернатый патриот хвалит свое болото? /кулик/
24. Чем больше колец, тем старше жилец. /дерево/
25. Растительный мир? /флора/
26. Самый твердый минерал? /алмаз/
27. Город, который основал Петр 1? /Санкт-Петербург/
28. Твердая оболочка Земли? /литосфера/
29. Материк, который был открыт позже всех? /Антарктида/
30. Птица на гербе России? /орел/
Конкурс «Вкусная география»
1.
Какой «город» подают к чаю? /Прага/
2.
Что за «таежные коровы», дают лесное молоко? /кедры/
3.
Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? /бутерброд/
4.
Что в Африке называют «негритянским хлебом»? / бананы/
5.
Как называется трапеза на природе? /пикник/
6.
Что В.И.Даль называл «итальянскими трубками»? /макароны/
7.Кем по национальности был создатель легендарного салата
«оливье»?/француз/
8. Какой напиток, не приправленный молоком, англичане считают «просто
отравой» /чай/.
9.
!
ГЕОГРАФИЯ НА ВСЕ СТО
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и
именами, в которых есть числительное 100.
_ _ СТО _ - сторона света.
(Восток.)
_ СТО _ - начало реки.
(Исток.)
СТО _ _ _ _ - главный город страны.
(Столица.)
_ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.
(Эстония.)
_ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России.
(Ростов.)
_ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому
вальсу.
(Севастополь.)
_ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.
(Владивосток.)
_ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море.
(Кингстон.)
_ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане.
(Бостон.)
_ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море.
(Росток.)
СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.
(Стокгольм.)
_ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.
(Христофор Колумб.)
_ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория,
одноимённый город в
Замбии.
(Ливингстон.)