Автор: Дуплинская Оксана Сергеевна
Должность: студент магистратуры
Учебное заведение: Бийский филиал им. В. М. Шукшина ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: город Бийск
Наименование материала: статья
Тема: Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности
Дуплинская Оксана Сергеевна, студент
(Бийский филиал им. В. М. Шукшина ФГБОУ ВО
«Алтайский государственный педагогический университет»)
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Аннотация:
Актуальность
проблемы
финансовой
грамотности
среди
населения
поставила
передо
мной
задачу,
провести
опрос
и
выявить
уровень
сформированности
финансовой грамотности у населения. В статье приведены показатели по разным критериям
опроса.
Ключевые слова: финансовая грамотность, основы финансовой грамотности, опрос.
Проблема
финансовой
грамотности
вот
уже
много
десятилетий
тревожит
наше
общество. Что понимается под финансовой грамотностью? В первую очередь, финансовая
грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения,
связанных с финансами необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также
достижения личного финансового благополучия [1].
Простыми словами, под финансовой грамотностью подразумевается ведение учета
доходов, расходов, избегание излишней задолженности, планирование личного бюджета,
создание
«подушки
безопасности»,
использование
накопительных
и
страховых
инструментов. От общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом
зависит ее экономическое развитие.
Исходя из поставленной проблемы, был создан опрос, целью которого было выявить
уровень
финансовой
грамотности
у
населения.
Ниже
приведены
данные
опроса
и
их
характеристика.
Первое,
что
интересовало,
это
возраст
опрошенных.
Из
рис.1
мы
видим,
что
преобладала молодежь, в возрасте до 30 лет.
Рис.1. Возраст
В
эту
категорию
входят
учащиеся
школ,
лицеев,
а
также
студенты
среднего
профессионального и высшего образований.
Второй интересующий вопрос звучал так: «Знаете ли Вы, что такое финансовая
грамотность?».
Из
рис.2
видно,
что
большая
доля
опрошенных
ответили
«Нет»
или
«Затрудняюсь ответить» что составляет 51%.
Рис.2. Знаете ли вы, что такое
финансовая грамотность?
Это говорит о том, что в нашем населении есть проблема, которая требует повышения
финансовых знаний.
Третий вопрос звучал так: «Оцените свой уровень финансовой грамотности». По
результатам опроса, из рис. 3 видно, что доля опрошенных оценили свой уровень и ответили
«Ниже среднего» и «Средний».
Рис.3. Уровень финансовой
грамотности
Данный вопрос показывает, насколько население оценивает уровень своих знаний и
умений, который применяется в области финансовой грамотности. Вопрос показал, что
необходимо повышать уровень населения по вопросам финансовой грамотности.
Четвертый вопрос звучал так: «Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой
грамотности?».
Рис.4. Повышение финансовой
грамотности
По результатам опроса, из рис.4 видно, что более 63% опрошенных нуждаются в
повышении финансовой грамотности.
И финальный, пятый вопрос, звучит так «Как вы считаете, необходимо ли изучение
основ финансовой грамотности в школе?».
Рис.5. Финансовая грамотность
в школе
Из рис.5 можно увидеть, что преобладающая доля опрошенных ответили «Да», и это
составляет 82.4%.
Итак, подводя итог, можно отметить следующее:
1. Данный опрос показал уровень населения в вопросах финансовой грамотности. Это
позволяет направлять и корректировать некоторые аспекты работы, касаемо увеличения
уровня населения в вопросах финансовой грамотности.
2. Определены категории граждан, среди которых необходимо проводить работу по
увеличению знаний, умений по вопросам финансовой грамотности.
3. Вопрос преподавания в школах финансовой грамотности напрямую зависит от
подготовки учителей среднего профессионального и высшего образований. Это позволяет
больше
внимания
и
времени
уделить
данному
вопросу,
в
рамках
преподавания
курса
«Финансовая грамотность».
4. И самое главное, большая часть населения нуждается в повышении финансовой
грамотности.
Это
говорить
о
том,
что
работа
по
данной
проблеме
обширна,
требует
внимания и реализации.
Опрос проводился на базе Google Формы.
Список литературы:
1. Бекирова, С. Э. Финансовая грамотность населения как основа благосостояния
семьи // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – №2 (47).