Напоминание

Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности

Автор: Дуплинская Оксана Сергеевна
Должность: студент магистратуры
Учебное заведение: Бийский филиал им. В. М. Шукшина ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: город Бийск
Наименование материала: статья
Тема: Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дуплинская Оксана Сергеевна, студент

(Бийский филиал им. В. М. Шукшина ФГБОУ ВО

«Алтайский государственный педагогический университет»)

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ

Аннотация:

Актуальность

проблемы

финансовой

грамотности

среди

населения

поставила

передо

мной

задачу,

провести

опрос

и

выявить

уровень

сформированности

финансовой грамотности у населения. В статье приведены показатели по разным критериям

опроса.

Ключевые слова: финансовая грамотность, основы финансовой грамотности, опрос.

Проблема

финансовой

грамотности

вот

уже

много

десятилетий

тревожит

наше

общество. Что понимается под финансовой грамотностью? В первую очередь, финансовая

грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения,

связанных с финансами необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также

достижения личного финансового благополучия [1].

Простыми словами, под финансовой грамотностью подразумевается ведение учета

доходов, расходов, избегание излишней задолженности, планирование личного бюджета,

создание

«подушки

безопасности»,

использование

накопительных

и

страховых

инструментов. От общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом

зависит ее экономическое развитие.

Исходя из поставленной проблемы, был создан опрос, целью которого было выявить

уровень

финансовой

грамотности

у

населения.

Ниже

приведены

данные

опроса

и

их

характеристика.

Первое,

что

интересовало,

это

возраст

опрошенных.

Из

рис.1

мы

видим,

что

преобладала молодежь, в возрасте до 30 лет.

Рис.1. Возраст

В

эту

категорию

входят

учащиеся

школ,

лицеев,

а

также

студенты

среднего

профессионального и высшего образований.

Второй интересующий вопрос звучал так: «Знаете ли Вы, что такое финансовая

грамотность?».

Из

рис.2

видно,

что

большая

доля

опрошенных

ответили

«Нет»

или

«Затрудняюсь ответить» что составляет 51%.

Рис.2. Знаете ли вы, что такое

финансовая грамотность?

Это говорит о том, что в нашем населении есть проблема, которая требует повышения

финансовых знаний.

Третий вопрос звучал так: «Оцените свой уровень финансовой грамотности». По

результатам опроса, из рис. 3 видно, что доля опрошенных оценили свой уровень и ответили

«Ниже среднего» и «Средний».

Рис.3. Уровень финансовой

грамотности

Данный вопрос показывает, насколько население оценивает уровень своих знаний и

умений, который применяется в области финансовой грамотности. Вопрос показал, что

необходимо повышать уровень населения по вопросам финансовой грамотности.

Четвертый вопрос звучал так: «Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой

грамотности?».

Рис.4. Повышение финансовой

грамотности

По результатам опроса, из рис.4 видно, что более 63% опрошенных нуждаются в

повышении финансовой грамотности.

И финальный, пятый вопрос, звучит так «Как вы считаете, необходимо ли изучение

основ финансовой грамотности в школе?».

Рис.5. Финансовая грамотность

в школе

Из рис.5 можно увидеть, что преобладающая доля опрошенных ответили «Да», и это

составляет 82.4%.

Итак, подводя итог, можно отметить следующее:

1. Данный опрос показал уровень населения в вопросах финансовой грамотности. Это

позволяет направлять и корректировать некоторые аспекты работы, касаемо увеличения

уровня населения в вопросах финансовой грамотности.

2. Определены категории граждан, среди которых необходимо проводить работу по

увеличению знаний, умений по вопросам финансовой грамотности.

3. Вопрос преподавания в школах финансовой грамотности напрямую зависит от

подготовки учителей среднего профессионального и высшего образований. Это позволяет

больше

внимания

и

времени

уделить

данному

вопросу,

в

рамках

преподавания

курса

«Финансовая грамотность».

4. И самое главное, большая часть населения нуждается в повышении финансовой

грамотности.

Это

говорить

о

том,

что

работа

по

данной

проблеме

обширна,

требует

внимания и реализации.

Опрос проводился на базе Google Формы.

Список литературы:

1. Бекирова, С. Э. Финансовая грамотность населения как основа благосостояния

семьи // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – №2 (47).