Авторы: Петров Игорь Николаевич, Игорь Николаевич Петров
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Сазоновская СОШ
Населённый пункт: рп. Сазоново Чагодощенский округ, Вологодской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование краеведческого материала на уроках географии в соответствии с требованиями ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сазоновская средняя
общеобразовательная школа»
Использование краеведческого материала на уроках
географии в соответствии с ФГОС
Петров И.Н. учитель географии и технологии
рп. Сазоново 2024
Использование краеведческого материала на уроках географии.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в
учебно-воспитательных целях определенной территории - своего края, малой родины под
руководством учителя. При этом выполняются две задачи:
●всестороннее изучение своего региона и накопление краеведческого материла;
● использование этого материала в преподавании географии.
Краеведческий принцип предполагает использование таких знаний, которые
непосредственно получены при изучении своей местности.
Существующая программа предусматривает изучение рельефа, вод, климата, почв,
растительности, животного мира, населения, с рассмотрением его быта и хозяйственной
деятельности.
Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко
отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения
географии своей области степень интеграции его содержания с содержанием основного
курса и число часов на изучение разделов еще не достаточно определены.
Опыт показывает,
что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с
содержанием основного курса географии России. Поэтому я при планировании учебного
процесса, определяю и степень интеграции содержания, и объем часов.
Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы,
населения и экономики страны необходимо использовать краеведческий принцип.
Краеведческая основа обучения дает возможность выполнить две важные дидактические
функции:
● опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей
республики, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе,
населении и экономике России;
● дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы,
населения и экономики России получить стройную систему знаний о географии
Вологодчины.
Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять
особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить,
что родная область - это органическая и неотъемлемая часть всей России.
Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия,
экскурсии, практические работы на местности (глазомерная съемки территории,
метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико
и эколого-географическое изучение местных предприятий и т.д.), туристские походы.
Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько
подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться
методами географического исследования:
● литературным;
● картографическим;
● статистическим;
● методом полевых наблюдений.
Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности . Этот
метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты
исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы, на которых
отображены данные о размещении сельского хозяйства - посевы наиболее характерных
для изучаемого района с/х. культур, ведущие отрасли животноводства. Составление
картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков,
но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке,
особенно, при изучении климата, населения и хозяйства округа и области.
Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать
цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в
виде графиков. Например: динамика роста численности населения, сельскохозяйственной
и промышленной продукции и др.
Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную
деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований
необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить
основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих
объектов.
Из выше сказанного следует, что краеведческий принцип, если им оперировать умело,
является важной частью учебно-воспитательного процесса. На просторах нашей Родины
наша маленькая Родина поражает богатством и разнообразием природных условий и
ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства, я стараюсь продумать как
интереснее и доходчивее преподнести это детям.
Природу Вологодчины нужно рассматривать как часть природной среды обширного
Русского Севера. Для этого я всегда пользуюсь методом сравнительного анализа. При
этом наряду с общими свойствами особо выделяю наиболее четко просматривающиеся
специфические черты, природы своей области. Эта местная особенность природных
компонентов и их территориальных сочетаний определяет своеобразие хозяйственного
развития и проблемы рационального использования природных ресурсов Вологодской
области.
Знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и
использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю
одной из своих основных задач в преподавании предмета.
Из опыта работы
Местный материал можно использовать при изучении темы "Воды суши» в 6 классе.
Уроки по темам "Подземные воды" и "Реки" целесообразно проводить, опираясь на
местный материал.
Наш поселок расположен на надпойменной террасе реки Песь. Здесь можно наблюдать
выходы подземных вод. Поэтому урок я провожу на берегу реки, то есть урок- экскурсия.
Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”.
Я объясняю, что горные породы различаются по их способности пропускать воду. Те
горные породы, которые легко пропускают воду,
называются водопроницаемыми. Тут же выясняем, через какие горные породы
просочилась вода.
Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок, галечник, гравий, а глина не
пропускает воду – это водоупорный слой.
Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя глины лежит слой, насыщенный
водой или водоносный слой. Здесь же ученики узнают о том, что вода, находящаяся в
водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется грунтовой.
На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают изучаемые природные явления и объекты,
что способствует овладению более глубокими и прочными знаниями.
Далее я поделюсь опытом проведения урока по теме "Реки".
Я даю понятия реки, что называется речной долиной, истоком, устьем и речное системой.
Затем следуют понятия бассейна реки и водораздела.
Применение местного материала уместно при разборе третьего подпункта параграфа -
реки горные и равнинные. Учащиеся определяют характер течения реки, скорость,
глубину и ширину реки в месте наблюдения.
Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география
России. В 8 классе, после завершения изучения темы "Природные комплексы" я провожу
практическую работу “Природный комплекс моего поселка”.
В 9 классе изучается экономическая география России. Наряду с темами, изучаемыми по
общему курсу экономической географии России, я провожу органическую связь с
конкретным местным материалом. На этих уроках я даю характеристику развития
хозяйства области, раскрываю особенности природно-ресурсной базы, какие
межотраслевые комплексы получили развитие на территории.
В заключении отметим, что изучение природы района воспитывает у детей
ответственное отношение за сохранение природы, патриотическое чувство, гордость за
свою землю, любовь к малой родине.
География является единственным естественно-общественным предметом,
охватывающим практически все аспекты жизни на Земле: изучает природу, хозяйство,
население, регионы, страны. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на
планете. Я считаю, что именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное
становление растущего человека. Тем более что все более актуальным для нашей эпохи
является ослабление любви к ближнему, родному краю, Родине.