"Создание благоприятных условий для выбора профильного обучения"

Автор: Бесшапошников Петр Николаевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Красный Текстильщик"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область, Саратовский район
Наименование материала: Элективный курс "Физика и астрономия"
Тема: "Создание благоприятных условий для выбора профильного обучения"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Пояснительная записка.
В настоящий момент астрономия переживает еще одну революцию. Сегодня это одна из наиболее бурно развивающихся наук, где открытия следуют один за другим. Изучение астрономии в средней школе необходимо современному образованному человеку в силу тех важных социальных функций, которые выполняет астрономия на протяжении всей истории человечества и в которые современная эпоха вносит новые грани.
Первая из этих функций – прикладная
. Это разработка методов ориентации во времени и пространстве, что является необходимым условием производственной деятельности человека, его социального бытия и его повседневной жизни.
Вторая функция - общекультурная: это определение

места и роли человека в структуре

Вселенной
. Астрономическая картина мира на протяжении тысячелетий была и есть неотъемлемой составной частью научной картины мира в целом; той ее частью, которая дает человеку представление о пространственно-временной структуре мира, в котором он живет и действует.
Цель программы:
создание благоприятных условий для выбора профильного обучения, повысить интерес учащихся к предметам научно- естественного цикла, активно использовать метод проектов.
Задачи:
1) способствовать выработке у учащихся научного мировоззрения, обобщая знания, полученные при изучении основ естественных наук, математики, философии; 2)дать учащимся систему знаний по основам астрономии, космонавтики; 3)познакомить с современными представлениями о строении Вселенной, ее развитии, а также с важнейшими достижениями науки по исследованию Вселенной; 4)формировать у учащихся приемы и способы проектно-исследовательской деятельности; 5)способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно- оценочных умений и навыков; 6) развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Содержание курса
1. Небо у нас над головой. Основные характеристики небесных тел, входящих в состав Солнечной системы, Галактики. 2. Законы физики и небесные тела:  астрономическое происхождение единиц длины и времени;  законы сохранения механики – законы движения небесных тел;  изучение физических условий и процессов, протекающих на поверхности больших планет и звезд (теплообмен, испарение веществ, нагрев, сгорание в атмосфере); 2
 изучение особенностей внутреннего строения небесных тел и их влияние на существование внешнего магнитного поля. 3. Связь химии и астрономии: определение химического состава, происхождения и эволюции звезд и планет; физические условия на их поверхности как следствие химических реакций. 4. Связь географии и астрономии: изучение рельефа поверхности больших планет, его происхождение и влияние на климат. 5. Связь биологии и астрономии: возможность обнаружения жизни на других небесных телах и что для этого необходимо. 6. Жизнь и разум во Вселенной. Передовые достижения науки и техники в направлении изучения окружающего мира как источника неземного разума. 7.История развития представлений о строении мира и история освоения космоса.
В ходе изучения курса деятельность учащихся будет включать в себя:
1. Выбор темы исследовательской работы . 2. Поиск информации по заданной теме с использованием источников различного типа ( индивидуальная самостоятельная работа ). 3. Анализ собранного материала , систематизация данных, оформление проекта. (индивидуальная самостоятельная работа ). 4. Презентация исследовательской работы (создание мультимедийной презентации в Power Pointе ) и ее представление. 5. Рефлексия своей деятельности и рецензирование работ товарищей (индивидуальная самостоятельная работа).
6.
Участие в мониторинге знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения каждой темы проекта ( тестирование). 7. Проблема внеземных цивилизаций.
Ожидаемые результаты по данному курсу:
- получение представлений о закономерностях, строении и происхождении тел Солнечной системы; строении и эволюции Вселенной; - получение знаний об основных этапах освоения космоса; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, навыков, анализа новой информации; 3
- приобретения опыта обработки наблюдательных данных и навыка сотрудничества в процессе совместной работы; - приобретение опыта проведения исследовательской работы, создания продукта проектной деятельности ( в форме презентации), а также защиты этого проекта для любой аудитории; - развитие навыков самоанализа и рефлексии.
Учебно-методический комплекс.
Учебники, справочники, научно-популярная литература (список прилагается), мультимедийные пособия, сайты, посвященные астрономии.
Для реализации практической части программы потребуется оборудование:
- подвижная карта звездного неба; - модель небесной сферы; - мультимедийный проектор; - компьютер. 4

Учебно-тематический план.
№п/ п Тема часы Форма и место проведения, деятельность учителя и учеников Дата 1 Звездное небо 1 Установочная лекция учителя, выбор исследовательских работ учащимися. Практическая работа с подвижной картой звездного неба. 17.01 2 Освоение космического пространства 1 Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№1 24.01 3 Планеты земной группы 1 Активная лекция. Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№2 31.01 4 Планеты гиганты и их спутники 1 Активная лекция. Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№3 7.02
14.02
5 Малые тела Солнечной системы 1 Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№4 14.02 6 Солнце и солнечно- земные связи 1 Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Тест№5 21.02 7 Строение и эволюция Вселенной 1 Активная лекция. Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. Экскурсия в планетарий или Пулковскую обсерваторию. 28.02 8 Работа над проектом 1 Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. 07.03 5
9 Работа над проектом 1 Самостоятельная индивидуальная работа по сбору информации и представление в виде презентаций. 14.03 10 Защита проекта 1 21.03 Итого 10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема № 1. «Звездное небо» (1 часа)
Введение: содержание программы и способы ее реализации; - что изучает астрономия, практическая значимость астрономии; - связь астрономии с другими науками ( физика, математика, химия, биология, география, история); - роль наблюдений, их систематичность, фотографические наблюдения; - астрономические инструменты; - обсерватории – научно-исследовательские учреждения; - созвездия, яркие звезды созвездий; - звездное небо (+ карта), небесная сфера; - видимое суточное движение светил – связь наблюдаемого с движением Земли; - годичное движение Солнца;
Тема № 2. « Освоение космического пространства» (1 часа)
- ученые- фантасты о полетах в космос; - первые изобретатели космических кораблей (Н.И.Кибальчич, К.Э.Циолковский, Ю.В. Кондратюк, Ф.А.Цандер) - создание и запуск искусственных спутников Земли (С.П. Королев; М.К. Тихонравов, Ф.А. Цандер); - пилотируемые полеты (запуск в космос насекомых, животных, человека); - современные космические исследования с помощью орбититальных космических станций, многоразовых космических систем; - современные космические программы России, США, Японии, Китая, ЕКА. -
Тема № 3 «Планеты земной группы» (1 час)
- Общие сведения о строении и составе Солнечной системы; 6
- Развитие представлений о строении Солнечной системы (Аристотель ,Коперник, Кеплер, Галилей, Д.Бруно, Ньютон, ); - Общая характеристика планет земной группы; - Планета Земля и ее спутник Луна (атмосфера, рельеф, температурный режим, особенности движения, наличие магнитного поля , внутреннее строение, наличие жизни ее происхождение); - Планеты Меркурий, Венера, Марс и их спутники (атмосфера, рельеф, температурный режим, особенности движения, наличие магнитного поля , внутреннее строение, наличие жизни ее происхождение); -
Тема № 4. «Планеты гиганты и их спутники» (1 часа)
- общая характеристика планет –гигантов (группа планет, их место в СС, сравнительные размеры и массы, кольца и спутники, особенности движения , химический состав); - планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и их с путники (атмосфера, рельеф, температурный режим, особенности движения, наличие магнитного поля , внутреннее строение, химический состав, наличие колец);
Тема № 5 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты,

метеоры (1 час)
- история открытия астероидов; - строение, размеры и масса астероидов; - происхождение метеоритов, их классификация, наиболее интересные из них. - наблюдение комет с древности до наших дней; - строение и состав комет; - движение комет; - влияние комет на Землю. - понятие метеор; - метеорные потоки;
Тема №6 « Солнце и солнечно-земные связи» (1 час)
- роль Солнца в Солнечной системе; - строение Солнца как типичной звезды; - Солнце – ближайшая к нам (Земле) звезда, солнечная активность; - солнечно-земные связи. 7

Тема №7 « Строение и эволюция Вселенной»(1 час)
- Строение и состав нашей Галактики; - Структура Вселенной; - Черные дыры; - Гипотезы о происхождение СС (Бюффон, Декарт, Кант, Шмидт); - Космологические модели Вселенной; - Эволюция Вселенной и жизнь; - Проблема внеземных цивилизаций. Учащиеся и учитель подводят итоги занятий по курсу, делясь впечатлениями о приобретенных знаниях, о ближнем и дальнем космосе. Акцентируется обязательность выполнения всех законов физики, известных учащимся ( закон всемирного тяготения, законы движения, законы сохранения) в масштабах Вселенной. А также взаимосвязь физических условий на поверхностях планет (масса, размеры, химический состав, температурный режим) и их положение относительно центрального светила. Проводится анализ проектно- исследовательской деятельности учащихся.
Темы проектно-исследовательских работ
1.Созвездия в мифах и легендах. 2. Писатели- фантасты о полетах в космос. 3. Первые изобретатели космических кораблей ( Н.И.Кибальчич, К.Э.Циолковский, Ю.В. Кондратюк, Ф.А.Цандер). 4. Создание и запуск искусственных спутников Земли (С.П. Королев; М.К. Тихонравов, Ф.А. Цандер). 5. Они были первыми. (Насекомые и животные в космосе.) 6. Современные программы исследования космоса.( России, США, Японии, Китая, ЕКА). 7. Развитие представлений о строении Солнечной системы (Аристотель ,Коперник, Кеплер, Галилей, Д.Бруно, Ньютон). 8. Планета Меркурий. 9. Планета Венера и ее особенности. 10. Планета Марс и ее спутники. 11. Планета Земля и ее спутник Луна. 12. Планета Юпитер и ее с путники. 13. Планеты Сатурн и ее с путники. 14. Планеты Уран, Нептун и их с путники. 15.Астероиды и метеориты. 16. Кометы и метеоры. 17.Солнце как типичная звезда. 18. Солнечная активность. Солнечно-земные связи. 8
19.Гипотезы о происхождение Солнечной системы (Бюффон, Декарт, Кант, Шмидт). 20.* Черные дыры. 21.* Космологические модели Вселенной. 22.*Эволюция Вселенной и жизнь. 23.* Проблема внеземных цивилизаций.
Литература
1) Учебник «Астрономия» для 11 классов, автор Е.П. Левитан, Москва, «Просвещение», 1994 г. 2) Гурштейн А.А. «Извечные тайны неба», Москва , «Просвещение», 1984 г. 3) Дагаев М.А., Чаругин В.М. «Книга для чтения по астрономии», Москва, «Просвещение», 1988 г. 4) Цесевич В.П. «Что и как наблюдать на небе», Москва, «Наука», 1979 г. 5) Бабаджанов П.Б. «Метеоры и их наблюдение», Москва, «Наука», 1987 г. 6) Иванов А.А., Иванова З.И. «Тесты по астрономии», Саратов: «Лицей»,2002г., 80с 7) А.С.Бернацкий «100 великих тайн Вселенной», Москва: Вече.2012г., 416с. 8) С.Н.Славин «100 великих тайн космонавтики», Москва: Вече,2012г.,432с 9) А.В. Волков «100 великих тайн астрономии» ,Москва: Вече,2012г.,432с 10) С.Г.Щербакова «Формирование проектных умений школьников», Волгоград,2009г., 103с. 9