Напоминание

"Назывные предложения. Их роль в языке"

Автор: Андреева Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Рубежанская основная школа №3"
Населённый пункт: город Рубежное, Луганская Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Назывные предложения. Их роль в языке"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ ЛНР «Рубежанская основная школа №3»

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИХ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ

Урок русского языка в 8 – А классе

Учитель: Андреева Ирина Ивановна

2024 год

Тема. Назывные предложения. Их роль в языке.

Цели:

- дать понятия о назывных предложениях, о сфере и цели из

употребления;

- вырабатывать умение узнавать их в текстах и употреблять в

собственной речи при описании пейзажа;

-

формировать

коммуникативную

компетентность

посредством

творческой работы;

- воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Оборудование:

учебник, учебные тексты, карточки для практикума с

языковым

материалом,

фотокартины

зимних

пейзажей

(примеры), аудиозапись.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

Элемент

интерактивного

обучения

1. Ролевая игра «Учитель – ученик»

III. Мотивация учебной деятельности.

1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще

одним типом односоставных предложений –

назывными.

Объявляются цели урока.

IV. Изучение нового материала.

Элемент

проектной

деятельности

1. Один из сильных учеников представляет

проект

(самостоятельная

работа)

на

тему:

«Назывные предложения, их роль в языке».

2. Устные упражнения с учебными текстами.

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

ПРАКТИКУМ

1. Практическая работа с языковым материалом

Задание 1.

Найти в тексте назывные предложения.

С какой целью они использованы?

Встречаются ли такие предложения в нехудожественной литературе?

Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер,

раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов,

белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно,

наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем перейти к

такому пониманию счастья.

(В. Белов)

Задание 2.

Выразительно прочесть описание ночи, передать поэтическую

тональность текста.

Определить тип простых предложений и охарактеризовать их

стилистическую роль.

Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый

степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная

полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как

бы скользящий вдаль и там поворачивающийся и гаснущий среди

угольной темноты.

(И.А. Бунин)

Выработка

2.

Орфографическая

пятиминутка

с

последующей взаимопроверкой (два ученика у

орфографических

навыков

доски).

Блестящий,

волшебный,

очарованный,

первозданный,

ослепительно-белый,

удивительный,

царственный,

тишь,

глушь,

величие,

великолепие,

восхищение,

зима-

кудесница, пейзаж, сказочный.

Работа по связи

музыки и живописи

3. Работа по фотокартинам (зимний пейзаж)

Предлагаются

несколько

музыкальных

фрагментов,

ученики

выбирают

наиболее

подходящие, соответствующие представленным

зимним пейзажам, аргументируют.

Творческая работа

4. Сочинение-миниатюра

Задание

Озаглавить работу.

Использовать назывные предложения.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Беседа

- Какие предложения мы относим к назывным?

- Могут ли назывные предложения быть двусоставными?

- Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?

VII. Домашнее задание.

Выписать из произведений М.Ю. Лермонтова пять односоставных

предложений разных видов.