Автор: Андреева Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Рубежанская основная школа №3"
Населённый пункт: город Рубежное, Луганская Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Назывные предложения. Их роль в языке"
ГБОУ ЛНР «Рубежанская основная школа №3»
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ИХ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ
Урок русского языка в 8 – А классе
Учитель: Андреева Ирина Ивановна
2024 год
Тема. Назывные предложения. Их роль в языке.
Цели:
- дать понятия о назывных предложениях, о сфере и цели из
употребления;
- вырабатывать умение узнавать их в текстах и употреблять в
собственной речи при описании пейзажа;
-
формировать
коммуникативную
компетентность
посредством
творческой работы;
- воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Оборудование:
учебник, учебные тексты, карточки для практикума с
языковым
материалом,
фотокартины
зимних
пейзажей
(примеры), аудиозапись.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Элемент
интерактивного
обучения
1. Ролевая игра «Учитель – ученик»
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще
одним типом односоставных предложений –
назывными.
Объявляются цели урока.
IV. Изучение нового материала.
Элемент
проектной
деятельности
1. Один из сильных учеников представляет
проект
(самостоятельная
работа)
на
тему:
«Назывные предложения, их роль в языке».
2. Устные упражнения с учебными текстами.
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
ПРАКТИКУМ
1. Практическая работа с языковым материалом
Задание 1.
Найти в тексте назывные предложения.
С какой целью они использованы?
Встречаются ли такие предложения в нехудожественной литературе?
Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер,
раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов,
белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно,
наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем перейти к
такому пониманию счастья.
(В. Белов)
Задание 2.
Выразительно прочесть описание ночи, передать поэтическую
тональность текста.
Определить тип простых предложений и охарактеризовать их
стилистическую роль.
Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый
степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная
полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как
бы скользящий вдаль и там поворачивающийся и гаснущий среди
угольной темноты.
(И.А. Бунин)
Выработка
2.
Орфографическая
пятиминутка
с
последующей взаимопроверкой (два ученика у
орфографических
навыков
доски).
Блестящий,
волшебный,
очарованный,
первозданный,
ослепительно-белый,
удивительный,
царственный,
тишь,
глушь,
величие,
великолепие,
восхищение,
зима-
кудесница, пейзаж, сказочный.
Работа по связи
музыки и живописи
3. Работа по фотокартинам (зимний пейзаж)
Предлагаются
несколько
музыкальных
фрагментов,
ученики
выбирают
наиболее
подходящие, соответствующие представленным
зимним пейзажам, аргументируют.
Творческая работа
4. Сочинение-миниатюра
Задание
Озаглавить работу.
Использовать назывные предложения.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Беседа
- Какие предложения мы относим к назывным?
- Могут ли назывные предложения быть двусоставными?
- Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?
VII. Домашнее задание.
Выписать из произведений М.Ю. Лермонтова пять односоставных
предложений разных видов.