"Первый год обучения в колледже - успешная адаптация студентов."
Автор: Елистархова Елена Ивановна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ ВО "Никологорский аграрно-промышленный колледж"
Населённый пункт: поселок Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
Наименование материала: Программа
Тема: "Первый год обучения в колледже - успешная адаптация студентов."
I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целью педагогического процесса в ГАПОУ ВО
«Никологорский аграрно-промышленный колледж» является
создание социально-психологических условий для формирования
гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и
установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие
способность и готовность выпускника к высоким достижениям
для общества.
Поэтому большое значение для нашего коллектива имеет
процесс адаптации студентов в колледже.
Адаптация – это процесс изменения характера связей,
отношений студента к содержанию и организации учебно-
воспитательного процесса в образовательной организации.
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже
определяет множество факторов: индивидуально-психологические
особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие
качества, ценностные ориентации, академическая активность,
состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому
успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в
колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента
как человека, будущего специалиста.
Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации
первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности,
исследование психологических особенностей, психических
состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном
этапе обучения, а также выявление педагогических и
психологических условий активизации данного процесса являются
важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов
после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации
к новой образовательно-воспитательной среде.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска
путей активизации социально-психологических и педагогических
условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов
нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной
программы.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы
является осуществление социально-
психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих
успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-
воспитательному процессу.
Задачи:
Подготовка студентов к новым условиям обучения;
Формирование позитивных учебных мотивов;
Установление и поддержание социального статуса студентов в новом
коллективе;
Создание дополнительных пространств самореализации личности во
внеурочное время;
Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического
дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной
средой.
III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа по реализации программы, рассчитанная на первый год
обучения студентов, осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации
Задачи
I этап
(сентябрь, октябрь)
Оценить соматический, психологический и социальный
статус студентов нового набора, их информирование об
условиях, организации и содержании учебной
деятельности;
Оказать социально-психологическую поддержку
вхождения бывших абитуриентов в новую
образовательно-воспитательную среду.
II этап
(ноябрь, декабрь)
Выявить основные проблемы адаптации студентов к
новым образовательным условиям и указать пути их
решения;
Определить способы устранения имеющихся
противоречий;
Внести коррективы в организации учебно-
воспитательного процесса.
III этап
(январь, июнь)
Использовать полученную информацию для проведения
семинаров классных руководителей, индивидуальных и
групповых консультаций педагогов с целью
предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-
воспитательном процессе;
Организовать коррекционно-просветительскую работу со
студентами для формирования сплоченных студенческих
коллективов и помощи дезадаптированным студентам;
Проводить консультации и просвещение родителей
студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.
Психологическая диагностика:
-оказание помощи студентам в процессе адаптации;
-выявление внутригруппового статуса и социальной роли
студентов;
-изучение индивидуальных психологических особенностей,
отслеживание развития профессионально значимых качеств и
социальной зрелости студентов;
-выявление психологических причин нарушений в обучении и
развитии, социальной дезадаптации студентов.
Психологическая профилактика:
-оказание психологической поддержки развития личности с целью
сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе
совместной деятельности педагога-психолога, классных
руководителей и других специалистов;
-оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и
студентам, находящимся в состоянии актуального стресса,
конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психологическая коррекция:
-психологическое консультирование студентов нового набора в
образовательном процессе;
-консультирование администрации, педагогов и родителей по
проблемам индивидуального развития студентов;
-консультирование студентов по вопросам обучения, развития,
проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками.
IV. МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА
Цель модели:
создание условий для формирования социально-
психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно-
воспитательным условиям и их дальнейшего развития.
Задачи модели:
1.Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов,
влияющих на его качество.
2.Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов,
готовность к производственной деятельности.
3.Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие
направления модели.
1.Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа
и формирования новых установок.
2.Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к
новым условиям, к новому статусу.
3.Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления
студентов к новым учебно-воспитательным условиям.
4.Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей
профессии, к трудовой деятельности.
Задачи
Механизм решения задач
Ответственные
1. Психологическая адаптация (моё Я)
1.Помочь студентам
раскрыть своеобразие своей
личности.
2.Воспитывать потребность в
самопознании и самооценке.
3.Диагностировать
индивидуальные
особенности личности
студентов.
1.Психодиагностика, анкеты,
тесты, беседы, деловые игры,
занятия с элементами
тренинга.
2.Индивидуальная работа со
студентами:
Обсуждение
индивидуальных
трудностей;
Выработка позитивного
отношения к временным
неудачам.
Социальный педагог
Педагог-психолог
Классные руководители
Преподаватели
2.Социальная адаптация
Я и коллектив
Я и социум
1.Организовать изучение
социально-психологического
климата в студенческих
группах нового набора.
2.Помочь раскрыть каждому
студенту своеобразие и
богатство своей личности.
3.Способствовать сплочению
коллектива, привлечение
органов студенческого
самоуправления к адаптации
студентов нового набора.
4.Поддерживать и развивать
инициативы первокурсников.
5.Способствовать адаптации
студентов к жизни в
общежитии.
6.Создание положительного
эмоционального фона для
взаимопонимания с
родителями.
7.Вовлечение студентов в
работу молодежных
объединений.
1.Включение в деятельность
студенческого совета,
выборы актива групп.
2.Вовлечение студентов в
систему дополнительного
образования, общественную
жизнь, общежития.
3.Создание
информационного
пространства (стенгазеты,
доска объявлений и др.)
освещающего
жизнедеятельность.
4.Групповые и общие
родительские собрания,
индивидуальная работа с
родителями.
Заместитель директора по
ВР
Педагог-психолог
Классные руководители
Администрация
3. Педагогическая адаптация
Я и учебное заведение
Я и учеба
1.Выявить уровень правовой
культуры, познакомить с
нормативно-правовыми
документами
образовательного
учреждения.
2.Провести вводный
инструктаж по ТБ.
3.Определить степень
сформированности у
1.Знакомство с Уставом
образовательного
учреждения, правилами
внутреннего распорядка,
правилами проживания в
общежитии и др.
2.Анкетирование, беседы,
наблюдения,
социологические опросы.
3.Выявление степени
Администрация
Заместитель директора по
ВР
Социальный педагог
Педагог-психолог
Классные руководители
Преподаватели
студентов общеучебных
умений и навыков.
4.Взаимодействовать с
предметниками с целью
изучения особенностей
адаптации к ним
первокурсников и специфики
адаптации каждого педагога
к группе студентов нового
набора.
5.Способствовать выработке
сознания студентов на
необходимость ведения
здорового образа жизни.
занятости студентов во
внеурочное время.
4.Рекомендации (памятки)
педагогам-предметникам по
учету индивидуальных
особенностей
первокурсников.
5.Проведение
индивидуальных
консультаций с родителями,
групповых родительских
собраний.
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)
1.Способствовать развитию
профессионального
самоопределения,
формировать качества
конкурентоспособного
специалиста.
1.Овладение дисциплиной
«Введение в специальность».
2.Встреча с выпускниками.
3.Проведение мероприятий в
рамках «Неделя
специальности».
4.Анкетирование, беседы.
Заместитель директора по
ВР
Классные руководители
Преподаватели
V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Содержание работы
Сроки
Ответственные
I. Аналитико-диагностическое направление.
1.Знакомство с личными делами вновь
поступивших студентов, изучение медико-
педагогических особенностей детей-сирот.
Выявление детей с ослабленным здоровьем.
2.Анкетирование.
Диагностика учебной, социально-
психологической адаптации.
Определение мотивации обучения.
Выявление разносторонних интересов,
коммуникативных навыков.
Определение степени установки на ЗОЖ.
Сентябрь
Декабрь–январь
Май-июнь
Педагог-психолог
Классные
руководители
II.Взаимодействие с педагогами, родителями.
1.Оказание методической и консультативной
помощи педагогам и родителям по вопросам
адаптации учащихся и студентов к новым
условиям обучения.
2.Индивидуальные и групповые консультации
преподавателей, классных руководителей по
результатам диагностирования процессов
адаптации студентов к обучению в новых
условиях с методическими рекомендациями.
3.Родительские собрания (групповые, общие).
В течение года
Педагог-психолог
Классные
руководители
Заместитель
директора по УВР
III.Мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям
проживания в общежитии.
1.Ознакомление с правилами и нормами
проживания в общежитии.
2.Контроль за соблюдением правил проживания
в общежитии.
Сентябрь-
октябрь
В течение года
Классные
руководители
Воспитатель
общежития
Социальный
педагог
Педагог-психолог
IV.Социально-психологическое сопровождение студентов
1.Психолого-педагогическая поддержка
первокурсников на этапе адаптации.
2.Проведение занятий по программам
«Психология общения»,
«Я – личность»,
«Путь к успеху»,
«Основы психологии здоровья».
В течение года
Педагог-психолог
Педагог-психолог ГАПОУ ВО «НАПК»: Е.И.Елистархова