"Первый год обучения в колледже - успешная адаптация студентов."

Автор: Елистархова Елена Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ ВО "Никологорский аграрно-промышленный колледж"
Населённый пункт: поселок Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
Наименование материала: Программа
Тема: "Первый год обучения в колледже - успешная адаптация студентов."
Дата публикации: 20.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ ВО «НИКОЛОГОРСКИЙ

АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОГРАММА

«Первый год обучения в колледже:

успешная адаптация студентов»
П. Никологоры

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целью педагогического процесса в ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж» является создание социально-психологических условий для формирования гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому большое значение для нашего коллектива имеет процесс адаптации студентов в колледже. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно- воспитательного процесса в образовательной организации. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы
является осуществление социально- психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно- воспитательному процессу.
Задачи:
 Подготовка студентов к новым условиям обучения;  Формирование позитивных учебных мотивов;  Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;  Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;  Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа по реализации программы, рассчитанная на первый год обучения студентов, осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации

Задачи
I этап (сентябрь, октябрь)  Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности;  Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду. II этап (ноябрь, декабрь)  Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения;  Определить способы устранения имеющихся противоречий;  Внести коррективы в организации учебно- воспитательного процесса. III этап (январь, июнь)  Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно- воспитательном процессе;  Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам;  Проводить консультации и просвещение родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.
Психологическая диагностика:

-оказание помощи студентам в процессе адаптации; -выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов; -изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов; -выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов.
Психологическая профилактика:
-оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей и других специалистов; -оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психологическая коррекция:
-психологическое консультирование студентов нового набора в образовательном процессе; -консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов; -консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
IV. МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА


Цель модели:
создание условий для формирования социально- психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно- воспитательным условиям и их дальнейшего развития.
Задачи модели:
1.Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество. 2.Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности. 3.Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию. Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели. 1.Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формирования новых установок. 2.Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу. 3.Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям. 4.Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи

Механизм решения задач

Ответственные

1. Психологическая адаптация (моё Я)
1.Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности. 2.Воспитывать потребность в самопознании и самооценке. 3.Диагностировать индивидуальные особенности личности студентов. 1.Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры, занятия с элементами тренинга. 2.Индивидуальная работа со студентами:  Обсуждение индивидуальных трудностей;  Выработка позитивного отношения к временным неудачам. Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители Преподаватели

2.Социальная адаптация

Я и коллектив

Я и социум
 1.Организовать изучение социально-психологического климата в студенческих группах нового набора. 2.Помочь раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности. 3.Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора. 4.Поддерживать и развивать инициативы первокурсников. 5.Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии. 6.Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями. 7.Вовлечение студентов в работу молодежных объединений. 1.Включение в деятельность студенческого совета, выборы актива групп. 2.Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь, общежития. 3.Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений и др.) освещающего жизнедеятельность. 4.Групповые и общие родительские собрания, индивидуальная работа с родителями. Заместитель директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители Администрация
3. Педагогическая адаптация

Я и учебное заведение

Я и учеба
1.Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. 2.Провести вводный инструктаж по ТБ. 3.Определить степень сформированности у 1.Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 2.Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы. 3.Выявление степени Администрация Заместитель директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители Преподаватели
студентов общеучебных умений и навыков. 4.Взаимодействовать с предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора. 5.Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни. занятости студентов во внеурочное время. 4.Рекомендации (памятки) педагогам-предметникам по учету индивидуальных особенностей первокурсников. 5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)
1.Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. 1.Овладение дисциплиной «Введение в специальность». 2.Встреча с выпускниками. 3.Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности». 4.Анкетирование, беседы. Заместитель директора по ВР Классные руководители Преподаватели
V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ


Содержание работы

Сроки

Ответственные

I. Аналитико-диагностическое направление.
1.Знакомство с личными делами вновь поступивших студентов, изучение медико- педагогических особенностей детей-сирот. Выявление детей с ослабленным здоровьем. 2.Анкетирование. Диагностика учебной, социально- психологической адаптации.  Определение мотивации обучения.  Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.  Определение степени установки на ЗОЖ. Сентябрь Декабрь–январь Май-июнь Педагог-психолог Классные руководители
II.Взаимодействие с педагогами, родителями.
1.Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся и студентов к новым условиям обучения. 2.Индивидуальные и групповые консультации преподавателей, классных руководителей по результатам диагностирования процессов адаптации студентов к обучению в новых условиях с методическими рекомендациями. 3.Родительские собрания (групповые, общие). В течение года Педагог-психолог Классные руководители Заместитель директора по УВР
III.Мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям

проживания в общежитии.
1.Ознакомление с правилами и нормами проживания в общежитии. 2.Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии. Сентябрь- октябрь В течение года Классные руководители Воспитатель общежития Социальный педагог Педагог-психолог

IV.Социально-психологическое сопровождение студентов
1.Психолого-педагогическая поддержка первокурсников на этапе адаптации. 2.Проведение занятий по программам «Психология общения», «Я – личность», «Путь к успеху», «Основы психологии здоровья». В течение года Педагог-психолог Педагог-психолог ГАПОУ ВО «НАПК»: Е.И.Елистархова