Автор: Дарья Николаевна Лебедева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "кораблик" г. Белово
Населённый пункт: Белово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация и методы исследования эмпирического исследования гендерных особенностей преодоления стрессовых ситуаций
Организация и методы исследования эмпирического
исследования гендерных особенностей преодоления
стрессовых ситуаций
Диагностическое обследование проводилось в
группе студентов ГПОУ Кузбасского многопрофиль-
ного техникума, количество участников 40 студен-
тов, из них 20 девочек и 20мальчиков, в возрасте 16-
17 лет.
Исследование проходило в несколько этапов. На
первом этапе исследования были определена гендер-
ная идентичность студентов. На этом этапе респон-
денты были разделены на группы в зависимости от
гендерной идентичности и дальнейшее исследование
проводилось путем сопоставления результатов меж-
ду группами. На втором этапе исследования была
изучена степень подверженности студента стрессу в
зависимости от гендерной принадлежности. Третий
этап исследования предполагал изучение гендерных
особенностей совладения со стрессом.
В исследовании были использованы следующие ме-
тодики:
27.
Полоролевой опросник С. Бем
Методика разработана С. Бэм в 1974 году для диа-
гностики психологического пола и определения сте-
пени андрогинности, маскулинности и феминности
личности, определение типа личности: маскулинный,
феминный, андрогинный. Методика является стан-
дартизированным самоотчетом. Может
применяться и в форме экспертного рейтинга.
Теоретическое основание: теоретической базой дан-
ной методики является концепция андрогинии С.
Бем. Андрогиния, определяемая как сочетание тра-
диционно женских и мужских черт, является значи-
мой психологической характеристикой человека,
определяющей его способность варьировать поведе-
ние в зависимости от ситуации; она помогает фор-
мированию устойчивости к стрессам, способствует
достижению успехов в различных сферах жизнедея-
тельности. Важность концепции андрогинии заклю-
чается в том, что она дает возможность осознания
одинаковой привлекательности качеств, традицион-
но считающихся женскими и мужскими. Это особен-
но важно в свете того, что мужские качества пред-
ставляются как более нормативные и желательные.
Методические пояснения: на каждое из 60 утвержде-
ний испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая
тем самым наличие или отсутствие у себя
названных качеств.
Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у се-
бя названных ниже качеств. Можно отвечать только
«да» или «нет».
2.
Тест реактивной тревожности Спилбергера.
Данный тест является
Определенный уровень тревожности – естественная
и обязательная особенность активной деятельной
личности. У каждого человека существует свой оп-
тимальный, или желательный, уровень тревожности
– это так называемая полезная тревожность. Оценка
человеком своего состояния в этом отношении яв-
ляется для него существенным компонентом само-
контроля и самовоспитания. Под личностной тре-
вожностью понимается устойчивая индивидуальная
характеристика,
отражающая предрасположенность
субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него
тенденции воспринимать достаточно широкий «ве-
ер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из
них определенной реакцией. Как предрасположен-
ность, личная тревожность активизируется при вос-
приятии определенных стимулов, расцениваемых че-
ловеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Ситуативная или реактивная тревожность как состо-
яние характеризуется субъективно переживаемыми
эмоциями: напряжением, беспокойством, озабочен-
ностью, нервозностью. Это состояние возникает как
эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и
может быть разным по интенсивности и динамично-
сти во времени.
Данный опросник позволяет дифференцировано
измерять тревожность и как личностное свойство, и
как состояние.