Автор: Салынова Виктория Эдуардовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: рп. Менделеево
Наименование материала: статья
Тема: Развитие функциональной грамотности учащихся через технологию развития критического мышления
Развитие функциональной грамотности учащихся через технологию
развития критического мышления
В настоящее время в школах процесс обучения сводится к формированию у учащихся
конкретных знаний, умений, навыков. Однако современный социум требует от образования
не знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить и ориентироваться в
современном мире, т.е обладать определенной функциональной грамотностью.
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не
только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с
информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Это одна из технологии которая дает возможность развивать функциональную грамотность
учащихся в процессе учебной деятельности.
Приемы критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному
опыту, к различным структурам памяти, подсознанию детей. Такой доступ и обеспечивает
оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания
эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности.
Критическое мышление имеет 5 характеристик
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Признаки критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное (каждый формулирует свои идеи,
оценки и убеждения независимо от остальных);
Критическое мышление - это мышление обобщенное (информация является отправным, а
отнюдь не конечным пунктом критического мышления,
чтобы породить сложную мысль,
нужно переработать гору “сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций);
Критическое мышление проблемное и оценочное (оно начинается с постановки вопросов и
уяснения проблем, которые нужно решать);
Критическое мышление есть мышление аргументированное (критически мыслящий человек
находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными,
обоснованными доводами);
Критическое мышление есть мышление социальное (всякая мысль проверяется и
оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство» может быть достигнуто только в
чьем-то присутствии).
Критический мыслитель: формирует собственное мнение, совершает обдуманный выбор
между различными мнениями,решает проблемы, аргументировано спорит, ценит
совместную работу, в которой возникает общее решение, умеет ценить чужую точку зрения
и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под
влиянием многих факторов.
Основа ТРКМ
1. Вызов- актуализировать имеющиеся у учащихся знания по изучаемой теме, пробудить
познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить
направление в изучении темы
2. Осмысление -помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести
старые знания с новыми
3.Рефлексия - помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь
самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Формы и средства развития КМ -
1. сбор данных
2. анализ текстов
3. сопоставление альтернативных точек зрения
4. коллективное обсуждение
5. разные виды парной и групповой работы
6. дебаты
7. дискуссии
8. публикации письменных работ учащихся
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает
различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые
познавательные ситуации внутри уже существующих
при ситематическом использовании приемов и методов КМ в педагогической практике
можно получить компетентного ученика который умеет:
- формировать собственное мнение
- совершать обдуманный выбор между различными мнениями
- решать проблемы
- аргументировано спорить
- ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
- уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение
к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Я применяю на уроках биологии некоторые приёмы технологии: кластер (схема),
составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, составление «толстых» и
«тонких» вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа), составление
синквейна (стихотворение по алгоритму), прогнозирование «Верные и неверные
утверждения», таблица «ЗХУ».
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный
учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.
«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые»
вопросы
–
вопросы,
требующие
размышления,
привлечения
дополнительных
знаний,
умения
анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на
стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1
графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные
исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в
классе
учащиеся
сами
формулируют
цели
урока:
что
я
хочу
узнать?
для
устранения
пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в
процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную
информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную
мыслительную деятельность.
Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные
утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети
выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В
любом
случае
они
настраиваются
на
изучение
темы,
выделяют
ключевые
моменты,
а
элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии
возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Эти вопросы связаны с классификацией уровней
познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на
соответствующих «лепестках».
Синквейн - Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной
форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе
полученных знаний. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем
существительным.
Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или
философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Методический прием «Кластер». Кластер – это графическая организация материала. .
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-
лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою
очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого
скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках
ученики
отмечают
причины
возникновения
изучаемой
проблемы.
Напротив
верхних
–
располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие
сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые
слова или фразы.
Прием «Чтение с пометками INSERT». В тексте нужно делать соответствующие отметки и
заполнять таблицу по окончанию чтения. Препятствие возникает, когда заполняют таблицу.
Так как дети у нас не умеют выбирать минимум нужной информации, они стараются
переписать в таблицу всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Я учу их
делать это правильно, т.е. выписывать наиболее значимые фразы, просто отдельные слова,
которые характеризуют факт или явление. Во время чтения текста необходимо
делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки
станут заголовками граф таблицы. способствует формированию функциональной
грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать.
V
(осознать
новые
знания)
+
(исправить
неверные
предположения)
-
(исправить
неверные
предположения
?
(побудить
дальнейший
интерес к
теме)
Я это знал
Это для меня
абсолютно
новое
Это
противоречит
тому, что я знал
Я хочу знать
об этом
больше
Использование стратегий КМ что дает или
Прогнозируемые результаты применения приемов КМ:
положительный эмоциональный настрой на изучение предмета;
формирование мыслящей личности;
развитие всех семи компетенций у учащегося;
повышение познавательного интереса к предмету;
повышение качества обучения;
Таким образом, использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии
критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное
участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое
напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои
потребности и возможности, учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же
обучается способам своей собственной деятельности т.е. предполагает развитие
функциональной грамотности учащегося являющееся требованием времени.