Автор: Андреева Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Рубежанская основная школа №3"
Населённый пункт: город Рубежное, Луганская Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Образ любви по рассказу А.П. Чехова "Тоска"
ГБОУ ЛНР «Рубежанская основная школа №3»
Урок – образ любви
по рассказу А.П. Чехова «Тоска»
Урок литературы в 8 – Б классе
Учитель: Андреева Ирина Ивановна
2024 год
Тема: А. П. Чехов «Тоска»
Цели:
- работа с текстом, учить учащихся обобщать и делать выводы из
прочитанного, выразительно читать;
- «погрузить» учащихся в «ткань художественного произведения;
- помочь им провести поиск образов и ассоциаций в разных видах
искусства,
передающих
наиболее
точно
настроение,
чувства,
переживания писателя и героев произведения;
- подвести учащихся к пониманию темы, основной мысли текста, через
духовное восприятие, через гуманизацию урока;
- каждый ученик должен стать творцом.
Тип урока:
урок – образ любви.
Метод:
словесно-проблемный, наглядно-иллюстративный.
Ход урока
На доске хаотично записаны слова:
человеколюбие, гуманизм, брат, гармония, человек, искусство,
ближний, вера, бесправие, гимн, любовь.
Словарные слова (по С.И. Ожегову):
Тоска – душевная тревога, соединенная с грустью (тоска берёт).
Милосердный – проявляющий милосердие.
I. Учитель начинает урок словами русской песни (поёт):
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я.
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То моё, моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…
- Что в народной песне слышится?
(душевная боль, печаль, тоска).
- А произведение А.П. Чехова как называется?
(«Тоска»; работа со словарными словами)
II. Учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф:
Нам бы про душу не забыть.
(В. Шукшин)
Мелких чувств на свете не бывает –
Мелкими бывают только души.
(М. Алигер)
Спасай чистоту души своей.
(Н. В. Гоголь)
III. Учитель вслух читает слова, записанные на доске.
- Какое слово здесь является ключевым?
(Человек – всё остальное относится к человеку, во Вселенной он связан со
всем миром; человек находится не в безвоздушном пространстве: земля, вера,
искусство – пласты жизни человека).
- А у Чехова какое слово ключевое?
(для этого нужно поработать с текстом)
IV. Беседа с элементами анализа:
- Кто в произведении Чехова человек?
(Иона - извозчик)
- Что это за человек? Докажите примерами из текста.
(трудолюбивый, беззащитный, любящий отец, он никому не нужен)
- Кому его жалко?
(автору, читателю)
- О чем говорят эти слова?
«… сгибается, согнулся, изгибается и отдается тоске; ему невмоготу…»
(Чехов – мастер короткого рассказа, он, используя детали в тексте, точно
передает нам состояние человека, его души)
- Кто в вашем понимании ближний?
(человек, природа, тварь Божья, служащая человеку, – всё в единении)
- Зачем живет человек? Наш герой?
(в основе жизни Ионы – любовь к человеку, ко всему живому, к труду; это
и есть гуманизм)
- Какая беда у Ионы?
(умер сын; когда у человека беда, болит душа (образно: «душа кровью
обливается»), необходимо кому-нибудь о ней рассказать.
Обращение к эпиграфу рассказа: «Кому поём печаль свою?»)
- Что говорит автор о тех, кто садится к Ионе?
(1-й: «… но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать…»,
обращение к словам 1-го эпиграфа
2-й: «Все помрем», и звуки подзатыльника… Ионе
обращение к словам 2-го эпиграфа
- Их образы?
(ползучие твари, он – чернь для них)
- Какое художественное средство использует автор, когда говорит о
том, что все спят?
(Чехов, используя аллегорию, говорит об уснувшей совести народа.
Милосердие (2-е словарное слово); Иона прощает всех, не обижается ни на
кого, вот оно – человеколюбие, он верит в человека).
- С какими словами Иона обращается ко всем к ним?
(«… а у меня, брат, … сын помер…»; как в Библии: «Я – брат твой».)
- Найдите слова, показывающие, что Иона ищет сочувствия?
(«… несколько раз оглядывается…», «… оглядывается на них…»,
«…оглядывается еще раз…», «…оборачивается…».
Иона встречает только равнодушие! Он для них – ничто!)
V. Глаза Ионы.
-
Говорят,
что
глаза
–
зеркало
человеческой
души.
Какими
автор
показывает нам глаза Ионы?
(«…тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны
улицы: не найдется ли из этих тысяч хоть один, который выслушал бы его…»)
VI. Памятник культуры, искусства: икона Христа Спасителя.
Учитель показывает икону, изображенную на фрагменте дерева.
- Кто создавал иконы?
(люди, умеющие любить)
- Что мы видим в глазах Иисуса Христа?
(любовь к ближнему; он – человек – гуманист)
- Зачем Он родился на земле?
(помогать ближнему, всем нуждающимся в помощи)
- Что сделали с ним те, кого он любил?
(распяли)
- Что сделали с Ионой?
VII. «Распятие» Ионы.
- Найдите слова, передающие состояние «распятия» героя.
(«…Тоска громадная…»)
Учитель включает аудиозапись мелодии Шуберта «Аве Мария», еще раз
выразительно один из учащихся читает отрывок под музыку).
- Какой образ чувств, души Ионы вы представляете?
(рваная радуга, разбитое сердце и т.д.)
- Танец?
(балет; руки танцующего должны быть обращены вверх).
- К кому идет Иона? У кого находит понимание? Зачитайте.
(«…Так-кто, брат, кобылочка»).
- Значит, какое слово является в рассказе ключевым?
(брат)
VIII.
- Какова тема рассказа? А значит и тема урока?
(тема одиночества, гуманизма).
- Какова идея произведения?
(любовь к ближнему)
- Образ любви, символ?
(сердце)
- Какие изречения из эпиграфа относятся к теме? К идее?
ПРИЗЫВ: «Возродись, ЧЕЛОВЕК!»
IX. Работа по картине Перова «Тройка»
Х. Вывод: Чехов создает произведение с чувством гуманизма, милосердия. На
этом должна основываться жизнь человека. Добро у Чехова – из
страдания. Страдание у него очищает (не обиделся Иона ни на кого).
XI. Воспоминания С. Елпатьевского о А.П. Чехове:
«…Все, близко соприкасавшиеся с Чеховым, знают, как много доброты
и жалости лежало в нем и сколько добра – стыдливого, хоронящегося
добра – делал он в жизни… И, кажется, не было для него большего
удовольствия, как устроить кого-нибудь, поддержать молодого писателя,
дать
возможность прожить
в
Ялте
бедному учителю,
найти
место,
занятия…»
XII. Гуманизм сегодня.
- Много ли у нас сейчас таких людей, которые нуждаются в любви, в
милосердии?
(родители, друзья, люди, которых обидели)
- Как мы можем помочь ближнему?
XIII. Цель урока в итоге урока.