Напоминание

"Образ любви по рассказу А.П. Чехова "Тоска"

Автор: Андреева Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Рубежанская основная школа №3"
Населённый пункт: город Рубежное, Луганская Народная Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Образ любви по рассказу А.П. Чехова "Тоска"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ ЛНР «Рубежанская основная школа №3»

Урок – образ любви

по рассказу А.П. Чехова «Тоска»

Урок литературы в 8 – Б классе

Учитель: Андреева Ирина Ивановна

2024 год

Тема: А. П. Чехов «Тоска»

Цели:

- работа с текстом, учить учащихся обобщать и делать выводы из

прочитанного, выразительно читать;

- «погрузить» учащихся в «ткань художественного произведения;

- помочь им провести поиск образов и ассоциаций в разных видах

искусства,

передающих

наиболее

точно

настроение,

чувства,

переживания писателя и героев произведения;

- подвести учащихся к пониманию темы, основной мысли текста, через

духовное восприятие, через гуманизацию урока;

- каждый ученик должен стать творцом.

Тип урока:

урок – образ любви.

Метод:

словесно-проблемный, наглядно-иллюстративный.

Ход урока

На доске хаотично записаны слова:

человеколюбие, гуманизм, брат, гармония, человек, искусство,

ближний, вера, бесправие, гимн, любовь.

Словарные слова (по С.И. Ожегову):

Тоска – душевная тревога, соединенная с грустью (тоска берёт).

Милосердный – проявляющий милосердие.

I. Учитель начинает урок словами русской песни (поёт):

Извела меня кручина,

Подколодная змея.

Догорай, гори, моя лучина,

Догорю с тобой и я.

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То моё, моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

- Что в народной песне слышится?

(душевная боль, печаль, тоска).

- А произведение А.П. Чехова как называется?

(«Тоска»; работа со словарными словами)

II. Учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф:

Нам бы про душу не забыть.

(В. Шукшин)

Мелких чувств на свете не бывает –

Мелкими бывают только души.

(М. Алигер)

Спасай чистоту души своей.

(Н. В. Гоголь)

III. Учитель вслух читает слова, записанные на доске.

- Какое слово здесь является ключевым?

(Человек – всё остальное относится к человеку, во Вселенной он связан со

всем миром; человек находится не в безвоздушном пространстве: земля, вера,

искусство – пласты жизни человека).

- А у Чехова какое слово ключевое?

(для этого нужно поработать с текстом)

IV. Беседа с элементами анализа:

- Кто в произведении Чехова человек?

(Иона - извозчик)

- Что это за человек? Докажите примерами из текста.

(трудолюбивый, беззащитный, любящий отец, он никому не нужен)

- Кому его жалко?

(автору, читателю)

- О чем говорят эти слова?

«… сгибается, согнулся, изгибается и отдается тоске; ему невмоготу…»

(Чехов – мастер короткого рассказа, он, используя детали в тексте, точно

передает нам состояние человека, его души)

- Кто в вашем понимании ближний?

(человек, природа, тварь Божья, служащая человеку, – всё в единении)

- Зачем живет человек? Наш герой?

(в основе жизни Ионы – любовь к человеку, ко всему живому, к труду; это

и есть гуманизм)

- Какая беда у Ионы?

(умер сын; когда у человека беда, болит душа (образно: «душа кровью

обливается»), необходимо кому-нибудь о ней рассказать.

Обращение к эпиграфу рассказа: «Кому поём печаль свою?»)

- Что говорит автор о тех, кто садится к Ионе?

(1-й: «… но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать…»,

обращение к словам 1-го эпиграфа

2-й: «Все помрем», и звуки подзатыльника… Ионе

обращение к словам 2-го эпиграфа

- Их образы?

(ползучие твари, он – чернь для них)

- Какое художественное средство использует автор, когда говорит о

том, что все спят?

(Чехов, используя аллегорию, говорит об уснувшей совести народа.

Милосердие (2-е словарное слово); Иона прощает всех, не обижается ни на

кого, вот оно – человеколюбие, он верит в человека).

- С какими словами Иона обращается ко всем к ним?

(«… а у меня, брат, … сын помер…»; как в Библии: «Я – брат твой».)

- Найдите слова, показывающие, что Иона ищет сочувствия?

(«… несколько раз оглядывается…», «… оглядывается на них…»,

«…оглядывается еще раз…», «…оборачивается…».

Иона встречает только равнодушие! Он для них – ничто!)

V. Глаза Ионы.

-

Говорят,

что

глаза

зеркало

человеческой

души.

Какими

автор

показывает нам глаза Ионы?

(«…тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны

улицы: не найдется ли из этих тысяч хоть один, который выслушал бы его…»)

VI. Памятник культуры, искусства: икона Христа Спасителя.

Учитель показывает икону, изображенную на фрагменте дерева.

- Кто создавал иконы?

(люди, умеющие любить)

- Что мы видим в глазах Иисуса Христа?

(любовь к ближнему; он – человек – гуманист)

- Зачем Он родился на земле?

(помогать ближнему, всем нуждающимся в помощи)

- Что сделали с ним те, кого он любил?

(распяли)

- Что сделали с Ионой?

VII. «Распятие» Ионы.

- Найдите слова, передающие состояние «распятия» героя.

(«…Тоска громадная…»)

Учитель включает аудиозапись мелодии Шуберта «Аве Мария», еще раз

выразительно один из учащихся читает отрывок под музыку).

- Какой образ чувств, души Ионы вы представляете?

(рваная радуга, разбитое сердце и т.д.)

- Танец?

(балет; руки танцующего должны быть обращены вверх).

- К кому идет Иона? У кого находит понимание? Зачитайте.

(«…Так-кто, брат, кобылочка»).

- Значит, какое слово является в рассказе ключевым?

(брат)

VIII.

- Какова тема рассказа? А значит и тема урока?

(тема одиночества, гуманизма).

- Какова идея произведения?

(любовь к ближнему)

- Образ любви, символ?

(сердце)

- Какие изречения из эпиграфа относятся к теме? К идее?

ПРИЗЫВ: «Возродись, ЧЕЛОВЕК!»

IX. Работа по картине Перова «Тройка»

Х. Вывод: Чехов создает произведение с чувством гуманизма, милосердия. На

этом должна основываться жизнь человека. Добро у Чехова – из

страдания. Страдание у него очищает (не обиделся Иона ни на кого).

XI. Воспоминания С. Елпатьевского о А.П. Чехове:

«…Все, близко соприкасавшиеся с Чеховым, знают, как много доброты

и жалости лежало в нем и сколько добра – стыдливого, хоронящегося

добра – делал он в жизни… И, кажется, не было для него большего

удовольствия, как устроить кого-нибудь, поддержать молодого писателя,

дать

возможность прожить

в

Ялте

бедному учителю,

найти

место,

занятия…»

XII. Гуманизм сегодня.

- Много ли у нас сейчас таких людей, которые нуждаются в любви, в

милосердии?

(родители, друзья, люди, которых обидели)

- Как мы можем помочь ближнему?

XIII. Цель урока в итоге урока.