Автор: Корсун Светлана Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "ОШ№43 Г.О.МАКЕЕВКА"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика
Наименование материала: презентация
Тема: "Современный урок математики
Современный урок
математики
формы и методы
Мотивация
–
это
движущая
сила,
активизирующая поведение и представляющая цель
и направление для этого поведения.
Мотив – это невидимая, неявная, внутренняя сила,
стимулирующая
и
побуждающая
поведенческую
реакцию
и
обеспечивающая
специфическое
направление этой реакции.
Мотив невидим – вывод о существовании мотивов
можно
сделать,
например,
исходя
из
поведения
индивидуумов.
Современный урок математики
Модель процесса мотивации
СТИМУЛ
Реальное
состояние
Желаемое
состояние
Осознание
потребности
Состояние
побуждения/
стремления
Целенаправ-
ленное
поведение
Стимульные
объекты
Вовлеченность и
аффект
Я
изучаю
математику
на
потому,
что
преследую
какую-то
цель,
а
потому,
что
сам
процесс
изучения
доставляет
мне
удовольствие.
Высшая
степень
интереса
–
это
уже
увлечение.
Занятия
при
увлечении
порождают сильные положительные эмоции,
а невозможность заниматься воспринимается
как лишнее.
Основные мотивы
Занятия по данному предмету мне скучны,
но я сознаю их необходимость и усилием
воли заставляю себя заниматься.
Основные мотивы
Я
занимаюсь
потому,
что
меня
кто-то
заставляет (родители, учитель).
Это
принуждение
иногда
поддерживается
страхом наказания и соблазном награды (эту
роль, в частности, с некоторыми оговорками,
могут играть отметки)
Основные мотивы
Формула:
учитель
начинает
урок
с
«настройки».
Например,
знакомим
с
планом
урока.
Это
лучше
делать в полушуточной манере. Предположим, так:
«Сначала
мы
вместе
восхитимся
глубокими
познаниями,
–
а
для
этого
проведем
маленький
устный
опрос.
Потом
попробуем
ответить
на
вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме).
Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И
наконец,
вытащим
из
тайников
памяти
кое-что
ценное… (называется тема повторения)».
Как можно начать урок
•
Предлагается задача, которая решается только с опорой
на жизненный опыт ребят, на их смекалку;
•
Дается
задача
на
тренировку
памяти,
наблюдательности,
на
поиск
закономерностей
по
материалу, хорошо усвоенному учащимися;
•
Проверить, записанные на доске, уравнения и ответы к
ним, среди которых есть как верные, так и неверные;
•
Осуществить
проверку
каждого
логического
хода
решения
какого-либо
примера
или
задачи
с
традиционными,
наиболее
часто
встречающимися
ошибками;
Некоторые способы организации
начала урока
•
На
доске
дан
чертеж
к
сложной
задаче
и
методом
«мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения;
•
На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги.
Объяснив тему урока, учитель сообщает, что в конце
урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам
будет проведена проверочная работа на 15 минут;
•
Урок
начинается
с
чтения
по
фразам
заданного
для
самостоятельного изучения параграфа и коллективного
обсуждения его смысла. Учащиеся ответами на вопросы
учителя доказывают глубину изучения темы. Если класс
оказывается
в
затруднительном
положении,
то
отвечают консультанты по этой теме. (Консультантов
учитель назначает на предыдущем уроке);
Некоторые способы организации
начала урока
•
Дается обычная традиционная задача с традиционным
решением.
Предлагается
найти
более
короткое,
рациональное решение;
•
На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут
осмыслить ключевые моменты доказательства наиболее
трудной для учащихся теоремы и лучше его запомнить.
Учащимся, сидящим за одной партой, предлагается на
отдельном
листочке
сделать
чертеж
к
теореме
и
разобрать ее доказательство, последовательно отвечая
на каждый вопрос учителя;
•
Учащиеся
изображают
некоторую
геометрическую
фигуру и проводят небольшую исследовательскую работу
по определенному плану;
Некоторые способы организации
начала урока
•
Обсуждаются
различные
способы
решения
задачи,
заданной на предыдущем уроке. Как правило, это задача,
решение
которой
требует
исследовательской
работы.
Однако
она
должна
быть
необычной,
интересной,
но
доступной для всех учащихся;
•
Если
же
на
дом
было
задание
сочинить
сказку
или
составить математический кроссворд, то естественно
начинать урок с представления наиболее удачных работ;
•
Рассматривается некоторая математическая проблема,
которая
еще
не
обсуждалась
в
классе.
Учащиеся
намечают план поиска ее решения;
Некоторые способы организации
начала урока
•
На
доске
выполнены
чертежи
к
домашним
задачам
(обычно перед уроком геометрии). По готовым чертежам
обсуждаются их решения;
•
Урок
начинают
«солисты».
Так
называют
учеников,
которым
предстоит
«защищать»
решения
домашних
задач.
Решение
оформляется
на
доске
до
урока.
При
назначении «солистов» учитывается сложность задач.
Иногда по одной задаче «солирует» несколько учащихся.
Класс же следит за грамотностью изложения решения
домашних
задач,
думает
над
различными
способами,
выбирает наилучший.
Некоторые способы организации
начала урока
1. Молча подтвердить мысль:
а)
Существует
треугольник,
в
котором
есть
прямой
угол.
(Учащиеся
поднимают один
из
угольников,
лежащих
у них
на
парте).
б)
Существует
треугольник,
в
котором
две
стороны
перпендикулярны.
(Учащиеся
поднимают
один
из
угольников
и
пальцем показывают эти стороны).
2. Молча опровергнуть утверждение:
а)
Не
найдется
треугольника,
в
котором
есть
острый
угол.
(Учащиеся поднимают угольник с углом 30
0
, но держат его за
острый угол).
б) Не найдется треугольника, в котором сумма двух углов равна
третьему. (Учащиеся поднимают один из двух угольников).
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Итог: Новизна здесь в подаче материала. Учащиеся без
слов
должны
суметь
аргументировать
свою
позицию,
приведя
примеры
и
контрпримеры,
что,
казалось
бы,
совсем
не
отвечает
так
часто
звучащим
на
уроке
требованиям учителя: «На мой вопрос отвечайте громко,
четко,
чтобы
все
слышали».
Кроме
того,
такая
организация
работы
позволяет
сразу
проверить
ответ
каждого ученика.
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Итог. Появление
на
уроках
игры,
которая
обычно
предлагалась на внеклассных занятиях, - неожиданность.
Такое начало урока позволяет включить в работу весь
класс, кроме того, способствует тренировке зрительной
памяти,
наблюдательности,
учит
поиску
закономерностей
составления
таблицы,
а
также
помогает отрабатывать действия с дробями.
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Два угла называются равными, если их можно совместить
наложением.
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
•
Итог. С самых первых минут отошел на задний план
разговор
о
том,
кто
выучил,
кто
не
выучил
урок.
Состоялась
обычная
житейская
беседа,
в
которой
взрослые
проверяют
практическую
смекалку
детей.
Итак, для объяснения нового понятия был подключен
жизненный
опыт
учеников,
от
них
требовалось
проявить находчивость, смекалку.
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
устно решить несколько уравнений.
1) 1 – (х – 1) = 2 – (х – 2);
2) 1 – (х – 1) = 2 – (х – 1);
3) 1 – (х – 1) = х;
4) 1 – (|х| – 1) = |х|
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
На доске написаны решения неравенств:
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Предлагается проверить их
.
Итог. Учащиеся довольно редко проверяют свое решение
задачи, а тем более рассуждения другого человека. Тут же
им
предоставляется
такая
возможность.
Сообщение
учителя, что это его собственное решение и что здесь
возможна
ошибка,
заинтриговывает
учащихся.
По
его
просьбе
оценить
все
преобразования
дети
мгновенно
включаются в работу.
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
а) a + 3 < b + 2,
b) a – 1 < b – 2,
в) b – 3 > a – 2,
г) 2b > 2a + 2, при условии, что a<2, b>3.
Итог. Неожиданность,
новизна
заключается
в
самом
подходе
к
решению
задачи,
в
поиске
более
общего
утверждения, из доказательства которого следовала бы
справедливость всех остальных.
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Треугольник ABC равносторонний. Из точки A проведен луч и на нем
взята точка M так, что угол BMA=20
0
, угол AMC = 30
0
. Найдите угол
BAM.
Примеры организации работы
учащихся в начале урока
Итог. В самом начале урока, когда ученики когда ученики
обычно не ждут от учителя особо сложных упражнений,
была дана серьезная задача. Коллективное обсуждение ее
снимает страх, что позволяет быстро найти решение. А
это создает положительный настрой на всю дальнейшую
работу.
Благодарю
за внимание!