Напоминание

"Текст как цель и средство обучения иностранному языку"

Авторы: Некрасова Любовь Васильевна, Войтова Дарья Андреевна
Должность: учитель английского языка, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа №25"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Текст как цель и средство обучения иностранному языку"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Текст как цель и средство обучения иностранному языку.

Обучая иностранному языку, учитель активно использует текст,

который является как целью, так и средством обучения. Для работы с

текстовым материалом учителю требуется знание некоторых теоретических

основ

лингвистики

текста,

без

которых

не

может

осуществляться

плодотворная работа с текстом. Основное положение — это современное

понимание текста как речевой единицы и объектом языковой подготовки

становится целостный текст и его коммуникативная система.

Приступая к работе с текстом важно помнить его основные свойства и

признаки. Текст должен пониматься как речевое образование, состоящее из 2

или более текстовых единиц, связанных между собой при помощи

специальных средств.

Существует 7 критериев текстуальности, то есть основные признаки, по

которым возможно распознавание текста как такового:

1)

Когезия — способ образования поверхностной структуры текста;

2)

Когерентность — когнитивные взаимосвязи в тексте;

3)

Интенциональность — намерение автора построить связный текст;

4)

Воспринимаемость — ожидание адресата получить связный текст;

5)

Информативность — степень новизны для адресата;

6)

Ситуативность — ситуативная обусловленность текста;

7)

Интертекстуальность — соотнесенность текста с другими текстами.

Основными признаками текста лингвисты признают целостность и

связность текста. Необходимо отметить смысловую, коммуникативную и

структурную целостность текста.

Семантическая целостность текста обеспечивается единой темой – ядром

текста. Коммуникативная целостность текста проявляется в том, что все

предложения в тексте опираются друг на друга.

Структурная целостность текста заключается в наличии сигналов в связи

между предложениями: местоимения, наречия, артикли, употребление

времен и т.д.

Если текст является целью обучения, то мы учим тому, как правильно

строить тексты в соответствии с коммуникативно прагматической задачей,

при этом нужны алгоритмы построения таких текстов.

С этих позиций определенный интерес представляют учебники «Spotlight»

с 5 по 11 классы. В них содержится много практических указаний и

рекомендации о том, как правильно работать с текстами.

Например, 8 класс текст «Pet the Coo!».

1)

What’s the animal in the picture?

2)

Decide which of the statements (1-8) are true, false or not stated.

3)

Describe the Highland Coo.

9 класс «Unusual Art»

1)

A spidergram «Types of Art».

2)

Read the information from the text «This Can’t Be Art … or Can It?»

3)

Complete the table.

4)

Practice saying the names, dates, and other figures in the text out loud.

5)

Be ready to read the text aloud.

6)

Discuss the information in groups.

11 класс «Family Ties»

1)

Words of wisdom «The family is the nucleus of civilization» William J.

Durant, US historian

2) Read the text and match with the headings 1-8.

3)Complete the sentences with the words in brackets.

4) Answer the questions about your family (ex 7).

5 класс «Taj Mahal»

1)

Look at the materials 1-4 and find them in the picture.

2)

Practice the words 1-4 and word from the pictures.

3)

Read the text and complete the sentences (ex 2).

4)

Write the Fact File about Taj Mahal.

6 класс «Famous Streets»

1)

Look at the pictures and say what you can see.

2)

Read the texts and name the places you can go to.

3)

Read the text again and choose the correct answer in ex 2 a.

4)

Choose the place where people from ex 2 b can go to.

7 класс «High Tech Teens»

1)

Read the heading and look at the graph. What is the text going to be about?

2)

Listen and read the text, then answer the questions in ex 2.

3)

Explain the words in the bold and prepare plan for this text.

Данные задания являются эффективными при чтении таких текстов на

заданную тему.

Текст является средством обучения. Текст — это продукт (результат)

речевой деятельности, а речевая деятельность представлена 4-мя видами:

говорением, аудированием, чтением и письмом. Опираясь на слуховой или

письменный текст, мы развиваем навыки говорения или письма. Текст

является

источников

пополнения

лексического

запаса

или

усвоения

синтаксических конструкций.

Текст

источник

активного

формирования

новых

текстов,

обусловленных

определенными

коммуникативными

задачами,

что

возвращает нас к пониманию текста как основной языковой единицы.

Очень важно осуществлять наблюдение над речью обучающихся

английскому языку. Тексты – высказывания строятся совершенно одинаково

в условиях различных коммуникативно-прагматических задач, поскольку

отсутствует

четкое

представление

о

соответствии

задачи

и

формы

высказывания.

Традиционно принято считать, что при построении высказывания

ученик отбирает слова из словаря и затем комбинирует их по правилам

грамматики изучаемого языка. Опорные слова, клише, структуры в тексте

играют важную роль в построении высказывания.

Обучая правильному построению текста, необходимо показывать с

помощью каких предложений- клише алгоритмизируется каждая часть

текста: Вступление, основная часть, заключение.

Таким образом, исходный текст, от которого мы отталкиваемся в обучении

английскому языку, оставаясь средством обучения, становиться целью

обучения, т.к. он даёт возможность создавать новые тексты и символический

круг: «текст- предложение - текст».

Текст

Цель

Ситуация

Информативно

сть

Новизна

Связность