Напоминание

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ"

Автор: Андреева Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Рубежанская основная школа №3"
Населённый пункт: город Рубежное, Луганская Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

(Из опыта работы)

Андреева Ирина Ивановна – учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЛНР «Рубежанская основная школа №3»

Способности человека раскрываются и совершенствуются прежде всего в

творческой

деятельности.

Как

же

помочь

раскрыться

богатейшему

индивидуальному миру ребенка, переступившего порог школы?

На

мой

взгляд,

учителя

должны

прививать

учащимся

потребность

замечать прекрасное в жизни и непременно поделиться увиденным с другими

людьми.

Разбудив у школьников стремление к творчеству, создав условия для его

проявления, мы заметим, на сколько интереснее им будет учиться, вырастит

стремление получать новые знания, как повысится их общеобразовательный

уровень. Сохранить присущую детям жизнерадостность и непосредственность

вот

одно

из

важнейших

условий

развития

у

учащихся

стремления

к

творчеству.

Каждому ученику нужна не только деятельность как подражание, но и

самодеятельность, одухотворенная влечением, интересом. Ему необходимо

чувство, что хотя бы отчасти он сам творит свою жизнь. Когда учащийся

работает с интересом, его движения легки, свободны, на лице удовольствие. Он

занят делом, которое важно для него. Психологи установили, что во время

интересного творческого занятия у детей улучшается слух, зрение, долго не

наступает утомление. И наоборот, если обучающийся занят не интересующим

его делом, не творческой деятельностью, он находится в интеллектуальном и

эмоциональном

тупике,

кажется

глупым,

неловким,

неспособным.

Вынужденная деятельность, не продиктованная интересами учащихся, ставит

его

организм

в

ситуацию

стресса,

эмоционального

и

интеллектуального

диссонанса.

В развитии творческих способностей учащихся неоценима роль игры. Из

личного опыта могу отметить, что высокая эффективность была достигнута при

привлечении

мной

школьников

к

участию

в

спектаклях,

в

проведении

внеклассных мероприятий, в литературных гостиных и вечерах, конкурсах

рисунков, конкурсах юных декламаторов стихотворений и т.д. Выступать на

сцене хотят многие, поэтому необходимо предусмотреть много массовых сцен,

чтобы

все

желающие

могли

принять

участие

в

творческом

процессе.

Необходимо помочь каждому «самовыразить» себя, раскрыть свой творческий

потенциал. Всё это поможет учащимся расширить свой кругозор, активизирует

нравственное развитие личности, укрепит творческое начало.

Творчество не должно быть редким праздником в классе. Всю жизнь

ребят необходимо пронизать им, и пусть они это творчество впитывают в себя,

смело идут по жизни с творческими мыслями, идеями, воплощенными в

поступки и дела. Нужен эмоциональный настрой на творчество в познании,

труде,

общении,

любых

коллективных

делах,

в

организации

свободного

времени обучающихся.

Если творческие способности человека не находят выхода, не реализуется

его

потенциал,

его

постоянно

преследует

тоска

по

неосуществленному,

нереализованному, по невыполненным делам и недостигнутым свершениям,

которые были

ему по

плечу,

но

так

и

остались

в

мечтах,

белоснежным

парусником, уплывающим вдаль.

Для

реализации

цели,

на

каждом

уроке

мной

были

использованы

всевозможные виды и формы устной и письменной творческой деятельности:

составление

и

разгадывание

литературных

и

лингвистических

кроссвордов;

устное сочинение-миниатюра «Посмотри в своё окно…»;

ролевые игры;

игровые мероприятия типа «Мозговой штурм», «Узнай героя» и

т.д.;

литературные квесты;

юмористические рассказы по предложенным картинкам;

тематические викторины;

творческие изложения с продолжением;

рассказы по заданному началу;

работа по репродукциям, размещенным в учебнике;

составление характеристик, в том числе и сравнительных, героев

произведений;

составление рассказов с обрамлением;

чтение

по

ролям

сказок,

басен

(6-е

классы)

и

драматических

произведений (8-е, 9-е классы) с передачей личностного видения

речи и характера персонажей произведений;

сочинение небольших стихотворений (при изучении темы «Рифма.

Ритм. Двусложные размеры стиха»);

составление лингвистических сказок и др.

Неизменный

спутник

творчества

дисциплина

и

трудолюбие.

Не

воспитав

этих

качеств

у

учащихся,

невозможно

добиться

максимального

развития творческой личности.

Было бы ошибочно считать, что достаточно предоставить школьнику

свободное время и он найдет занятие, которое ему интересно. Нет, интерес к

полезному,

творческому

делу

необходимо

прививать

чем

раньше

это

начинать делать, тем выше будет достигнутый результат), иначе во время

досуга ребенок приучится попросту бездельничать.

Таким

образом,

познавательная

деятельность

обучающихся

должна

развиваться

так,

чтобы

в

ней

было

больше

творческих

элементов,

а

следовательно,

чтобы

она

требовала

от

личности

все

более

глубокой

активности. Необходимо развивать у учащихся все способности, но особенно –

те, которые наиболее полно отражают и раскрывают их индивидуальность. И в

этом школьнику должен помогать учитель – наставник.

Необходимо, чтобы обучающиеся видели глаза учителя, наполненные

светом мысли, лицо учителя, которое всегда вдохновенно. Ведь творчество, как

известно, вдохновляется творчеством, как огонь загорается от огня!