Напоминание

Сборник заданий по формированию естественнонаучной грамотности при обучении физики

Автор: Бойко Ольга Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ
Населённый пункт: с. Правда Холмского района Сахалинской области
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Сборник заданий по формированию естественнонаучной грамотности при обучении физики







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сборник заданий по

формированию

естественнонаучной

грамотности при обучении

физики

1

Управление образования

муниципального образования «Холмский городской округ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Правда

муниципального образования «Холмский городской округ

»

Сборник заданий по формированию

естественнонаучной грамотности при обучении

физики

(Методическое пособие для учителей и учащихся)

Бойко Ольга Владимировна

учитель физики

МАОУ СОШ с.Правда

с.Правда

2

2024г.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

(Р.Киплинг)

Данная методическая разработка нацелена на формирование

функциональной грамотности учащихся в области естествознания, т.е.

способности учащихся использовать естественнонаучные знания, умения и

навыки в реальных жизненных ситуациях.

Сборник имеет тематическую структуру, в соответствии с темами школьного

учебника физики А. В. Перышкина, включает в себя практико-

ориентированные задачи по физике, кейсовые задания, которые были

разработаны автором или взяты из других сборников задач по физике авторов

Перышкина А. В., Лукашика В. И., Генденштейна Л. Э., КирикаЛ. А.

Главная цель сборника - формирование естественнонаучной грамотности у

школьников, умения использовать полученные знания при решении

практических задач.

Умение решать, способность использовать и готовность применять -

три ключевых момента в определении функциональной грамотности.

В связи с этим, есть смысл вспомнить одну математическую формулу, которая

позволит сформировать у учащихся в процессе изучения любого предмета

качества мышления, необходимые для полноценного функционирования

человека в современном обществе, а именно

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ +

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Обучение физике происходит в основном посредством решения различных

учебных задач.

В данном сборнике собраны различные варианты заданий, направленные на

формирование различных компетенций естественнонаучной грамотности:

- научно объяснять наблюдаемые и описываемые явления;

3

- интерпретировать научную информацию; - проводить учебное исследование.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предисловие...................................................................................................... 3

2.Задания для учащихся 7 класса

Строение вещества ……………………………………………………………5-7

Инерция………………....................................................................................... 7-8

Плотность вещества ...................................................................................... 8-10

Силы………………............................................................................................10-12

Давление………………………………………………………………………..12-14

Атмосферное давление ………………………………………………………. 14-16

Архимедова сила………………………………………………………………16-18

Работа. Мощность.Энергия. ………………………………………………..... 19-22

3.Задания для учащихся 8 класса

Тепловые явления ……………………………………………………………. 22-27

Электрические явления …………………………………………………….... 28-34

Магнитные явления……………………………………………………………34-37

Световые явления………………………………………………………………37-42

4

7 класс

Строение вещества.

1.Для каждого из измерительных цилиндров (рис.

1, а – г) найдите цену деления и объем налитой

жидкости.

каком

случае

измерение

производится

наиболее точно?

2.Петя решил поменять обои в своей комнате. При выборе новых в магазине он заметил

на упаковке значение длины и ширины рулона: 10,05 м ± 1,5% и 1,06 ± 2 мм.

-Что это означает?

3.Как определить, сколько капель воды содержится в стакане, если у вас есть пипетка,

весы, разновесы, стакан с водой, сосуд?

4. Варя решила приготовить домашний майонез. В интернете она посмотрела рецепт,

подготовила все необходимые ингредиенты. Но у Вари не оказалось мерного стакана.

-Как и с помощью чего можно отмерить 150 мл растительного масла? (в наличие

есть стандартная посуда)

5.Всем известна пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь. Объясните эту

пословицу.

6.Прочитайте следующие пословицы:

А) ложка дегтя и бочку меда испортит (русская);

Б) тухлое яйцо портит всю кашу (немецкая);

В) на мешке с солью и веревка соленая (корейская);

Г) нарезанный лук пахнет и жжет глаза сильнее (мальгашская);

Д) овощной лавке вывеска не нужна (японская).

Ответьте на вопросы:

-О каком физическом явлении говорится в пословице?

-Каков ее физический смысл?

-Верна ли пословица с точки зрения физики?

-В чем ее житейский смысл?

7. Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом

(вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к

употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но

другой температуры, то огурцы могут стать малосольными

уже через несколько часов.

Ответьте на вопросы:

5

-Что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, чтобы огурцы засолились быстрее?

Свой ответ поясните.

- Когда огурцы заливают рассолом (вода с солью), они через некоторое время становятся

солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус.

Выберите верное утверждение о процессах, происходящих с рассолом.

А. молекулы воды и поваренной соли изменяются и приобретают вкус огурцов.

Б. концентрация поваренной соли в рассоле постепенно увеличивается.

С. огуречный сок проникает в рассол.

Д. молекулы поваренной соли и огурцов растворяются в воде.

8.Возьмите несколько одинаковых монет, сложите их

так, как показано на рисунке , и измерьте линейкой,

имеющей цену деления 1 мм, толщину получившейся

стопки. Определите толщину одной монеты.

-В каком случае толщина одной монеты будет

измерена более точно: с малым или большим числом

монет?

9.Рассмотри рисунки и выполни задания:

Задание 1. Выбери верные варианты ответа:

На рисунках изображены примеры веществ, которые остаются сухими при соприкосновении

с водой.

Данные материалы можно использовать в тех случаях, когда необходимо защитить

поверхность от проникновения воды.

Молекулы веществ, из которых состоят тела на рисунках, притягивают к себе молекулы

воды.

Задание2. Запиши объяснение поговорок, используя понятие «смачивание»:

«Как с гуся вода» и «мокрая – как курица».

Задание 3. Запиши, как ты считаешь, в каких сферах жизнедеятельности можно

использовать такие материалы, для каких целей.

Задание 4. Заполни таблицу, используя материал учебника п. 10, 11 и свои знания об

использовании диффузии и смачивания в различных сферах жизнедеятельности.

Область жизнедеятельности

Диффузия

Смачивание

6

Пищевая промышленность

Транспорт

Здравоохранение

Задание 5. Тебе предстоит пойти в поход с одноклассниками. Напишите памятку по

выбору одежды для похода.

Инерция

1.Все вы знаете, что ехать в автобусе с открытым сосудом с жидкостью не разрешается.

-Интересно почему?

Школьный автобус едет по прямой дороге. Пассажир держит стакан с водой в руках.

А теперь представим себе, что автобус резко набирает скорость. Что произойдёт?

А. Вода в стакане останется в исходном положении.

В. Пасажир обольётся сам 1.

С. Пасажир обольёт сидящего напротив 2.

Д. Вода обольёт всех

-Почему?

Автобус (а)стоит на месте) Не нарушит ли пассажир правило поведения в автобусе при этом?

А. Вода в стакане останется в исходном положении.

В. Пасажир обольётся сам 1.

С. Пасажир обольёт сидящего напротив 2.

Д. Вода обольёт всех

Почему вода в стакане покоится? (на неё не действуют другие тела)

Тогда может возьмём стаканчик, когда автобус тормозит? Мы по- прежнему в безопасности?

А. Вода в стакане останется в исходном положении.

В. Пасажир обольётся сам 1.

С. Пасажир обольёт сидящего напротив 2.

Д. Вода обольёт всех

-Почему?

-Зачем нам изучать это явление?

-А где ещё в жизни вы встречали данное явление?

2.

А.П.Гайдар «Чук и Гек»

«Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они

дружно плюхнулись в сено»

- Почему мальчики "плюхнулись" в сено?

3. И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»

«В одиннадцатом часу вечера молочные братья кренясь под

тяжестью двух больших гирь, шли по направлению к конторе по

заготовке рогов и копыт.

Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и

радостно пыхтя… Здоровяк Балаганов держал гирю на плече …

Иногда Паниковский он никак не мог повернуть за угол, потому

что гиря продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов

свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и

придавал его телу нужное направление…»

7

-Почему Паниковский не мог повернуть за угол?

4. Автобус едет по прямой дороге. Водитель по имени Петр

поставил стакан с водой на приборную панель. Вдруг Петр

резко нажимает на тормоза.

-Что, скорее всего, произойдет со стаканом воды?

А. Вода в стакане останется в горизонтальном положении.

В. Вода выльется со стороны 1.

С. Вода выльется со стороны 2.

Д. Вода разольется, но невозможно определить, выльется ли она со стороны 1 или 2.

Плотность вещества.

1.Вычислите плотность молока,

используя данные рисунка и сравните ее с

табличным значением.

2.Могли бы вы поднять 0,5 м

3

сахара?

Ваши гипотезы…

3. Две одинаковые

стеклянные

банки заполнены различными жидкостями.

-Как определить, плотность какой из жидкостей больше?

4.В закрытых упаковках без обозначений взяты две шоколадки, одна из которых

пористая.

Предложите алгоритм для определения вида шоколадки.

5.Повысится ли уровень мирового океана, если растают

все ледники в нем? Почему?

6. Определить плотность сахара, предварительно

определив его измерения и массу на весах.

8

7.Вы держите в руках флакон, в котором находится жидкое мыло (рисунок 1) и обычное

твердое мыло (рисунок 2). Рассмотрите этикетки.

Рис. 1. Этикетка жидкого мыла

Рис. 2. Этикетка твердого мыла

Ответьте на вопросы:

− Как можно определить плотность мыла? определите плотность.

− Плотность какого мыла больше и почему?

− Изучите состав и подумайте, какое мыло безопаснее для окружающей среды?

− Как вы думаете, может ли на поверхности твердого мыла накапливаться бактерии?

− Как вы думаете, может ли внутри жидкого мыла накапливаться бактерии?

8.Возьмите бутылки одинаковым объемом с водой, соком, молоком. Определите на весах

массу и вычислите плотности этих веществ.

Вещество

Объем

Масса

Плотность

вода

сок

молоко

Ответьте на вопросы:

− Плотность какого вещества наибольшая?

− Почему масса молока больше, чем сока (воды), при одинаковом объеме жидкости?

− предположим, вы купили молоко объемом 2,5 л, зная плотность молока (из предыдущего

задания) вычислите массу молока в бутылке.

− Плотность молока была 1018 кг/м3, молоко охладили и теперь его плотность стала 1033

кг/м3. Почему так произошло?

9.Изучите информацию на этикетке подсолнечного масла

− Переведите объем из мл в систему СИ?

− Вычислите среднюю плотность масла?

− Где будет находиться масло сверху или снизу, если масло

налить в воду?

− Хорошего ли качества масло?

- Нет ли в нем примесей? Для этого ознакомьтесь со

справочным материалом.

9

Справочный материал.

Плотность растительных масел при комнатной температуре

изменяется в пределах от 850 до 935 кг/м3. Масло

подсолнечное стало популярным в России, так как его не

запрещали употреблять во время Поста. Это один из

лучших видов растительного жира. Семечки благотворно

влияют на нервную систему, так как в масле большое

содержание магния.

10.Ш. Перро. «Золушка»

"Опрометью бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в

сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную

туфельку".

-Как можно определить объем туфельки?

- Рассчитайте массу хрустальных туфель.

11. А.Толстой «Золотой ключик или приключения

Буратино»

"Черепаха Тортилла заметила, что при плавании

Буратино в пруду , его туловище было на поверхности воды ,

а

голова погружена в воду".

- В чем заключается особенность плавания Буратино,

туловище которого сделано из осины, а голова из дуба?

12.К.Чуковский «Муха-Цокотуха»

"Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла."

- Зная массу денежки, найденной Мухой –Цокотухой, (1 копейка) 1,47 г, рассчитайте

объем этой монетки, если плотность металла 8,93 г /см.

13. К.Чуковский «Телефон»

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять…

- Рассчитайте вес и объем шоколада, который надо прислать доктору Айболиту для

Слоненка, если плотность шоколада 880 кг/м

3

.

10

Силы

1.Почему, когда пытаешься попасть баскетбольным мячом в кольцо необходимо целиться

выше кольца?

2.Поднимаясь в скоростном лифте, человек ощущает, как его

прижимает к полу лифта, а в моменте спуска – как бы

приподнимает.

-Одинаковы ли в момент спуска и подъема:

А) масса человека;

Б) сила тяжести, действующая на человека;

В) вес человека?

Ответ проверьте опытом

3.Подвесьте к динамометру на легкой прочной нити стальной

шар. Снизу к нему поднесите сильный магнит. Изменится ли при

этом:

А) масса шара;

Б) сила тяжести, действующая на шар;

В) объем шара;

Г) сила натяжения нити?

4.Возьмите сухой песок, манную крупу, сахар, горох, древесные опилки. Какие из данных

сыпучих тел можно насыпать горкой конической формы наибольшей крутизны? Почему?

Ответ проверьте опытом, насыпая каждое вещество с одинаковой высоты через воронку

на лист бумаги.

5.Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

"Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

……………………………….

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок.."

-Оценить, при каком минимальном объёме бревна

зайцы могли бы на нём плыть.

6.«Медный всадник» - является самым первым памятником в Санкт-Петербурге(Открытие

памятника состоялось 7 августа (18

августа

) 1782 года). Позднее получил своё название

благодаря знаменитой одноимённой поэме А.

С.

Пушкина

, хотя на самом деле изготовлен

из бронзы.

11

-Какие единицы измерения присутствуют в тексте?

- Выпишите и переведите их в систему СИ.

-Вычислите по полученным данным объем камня.

-Определите вес памятника.

7. Осенним днём Петя вышел погулять. Накрапывал дождь, и Петя открыл зонтик. Вдруг

подул сильный ветер и чуть не вырвал зонтик из рук. Петя едва смог притянуть его к себе.

Заинтересовавшись этим вопросом, Петя, придя домой, стал искать информацию о силе,

которая так сопротивлялась, когда Петя тянул зонтик на себя.

При движении твёрдого тела в жидкости или газе или при

движении одного слоя жидкости (газа) относительно другого

возникает сила, тормозящая движение, – сила жидкого трения,

или сила сопротивления. Главная особенность силы

сопротивления состоит в том, что она появляется только при

относительном движении тела и окружающей среды. Сила

трения покоя в жидкостях и газах полностью

отсутствует. Модуль силы сопротивления зависит от размеров,

формы и состояния поверхности тела, свойств (вязкости) среды (жидкости или газа), в

которой движется тело и, наконец, от относительной скорости движения тела и среды.

Для того чтобы уменьшить силу сопротивления среды, телу придают обтекаемую форму.

Наиболее выгодна в этом отношении форма, близкая к

форме падающей капли дождя.

Примерный характер зависимости модуля силы

сопротивления от модуля относительной скорости тела

приведён на рисунке. Если тело неподвижно относительно

вязкой среды (относительная скорость равна нулю), то сила

сопротивления равна нулю. С увеличением относительной

скорости сила сопротивления растёт медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

Петя решил поэкспериментировать дома. Он взял раскрытый зонт и начал его поднимать и

опускать с одинаковой скоростью.

- В каком случае Петя чувствовал большее сопротивление при движении вниз или

вверх? Свой ответ поясните.

-

Какое из тел при движении в воздухе с одинаковой скоростью будет испытывать

наименьшее сопротивление?

Давление

1.На рисунке изображен старинный опыт: в крышке бочки, наполненной

доверху водой, была вставлена высокая узкая трубка. Когда в трубку

налили воды, бочка разорвалась.

-Объясните, почему

небольшое

количество

воды,которую пришлось налить в трубку, могло разорвать бочку?

2.Объясните явление, описанное

в книге Ж. Кусто «В мире безмолвия»:

«На

глубине

шести

футов

уже

было

тихо

и

спокойно,

но

12

катящиеся наверху валы давали о себе знать до глубины в двадцать футов

ритмичным усилием давления на барабанные перепонки».

3.Изучите форму рыб, обитающих на больших глубинах. Сделайте вывод о их форме

и причинах такого тела.

4.Действует ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? В условиях

слабой силы тяжести, например на Луне?

5.Как можно выпрямить вмятину на мяче? Проверьте на

опыте.

6.На уроке физики изучали тему «Давление».

Возвращаясь домой, из школы, мальчики заметили, что Вася

оставляет более глубокие следы на заснеженной дороге, чем

Петя. На школьном медосмотре был определен вес мальчиков,

он оказался одинаковым.

Ответьте на вопросы:

-Чем же объясняется различная глубина следа?

-Что необходимо проделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Варианты ответов:

А. Необходимо измерить рост мальчиков

Б. Необходимо знать размер их обуви

В. Необходимо измерить площадь подошв обуви мальчиков

Выберите утверждение, соответствующее плану

исследования. Предложите план исследования.

У ребят в наличии имеется лист бумаги в клеточку и карандаш. Опишите, какие измерения,

вычисления они должны были проделать.

7.К.Чуковский «Доктор Айболит»

"И пришла к Айболиту лиса:

"Ой, меня укусила оса!"

- С какой силой оса вонзает свое жало в нос

лисы, если площадь острия жала 0,000000000003

см

2

, а производимое им давление составляет

3×10

10

Па?

8.А.А.Милн «Вини Пух и Все Все Все»

" Но пчелы, как ни странно, жужжали все

подозрительнее и подозрительнее. Многие из них

даже вылетели из гнезда и стали летать вокруг

Тучки, когда она запела второй куплет песни. А

одна пчела вдруг на минутку присела на нос Тучки

и сразу же снова взлетела"

13

- Какое давление пчела создает на нос Вини-Пуха, захотевшего меда, если площадь ее

жала 3,0∙10

–16

м

2

, а сила 1,0∙10

–5

Н?

9. Знаменитые пирамиды в Гизе построены из

больших каменных блоков, каждая весом более

двух тонн. Эти каменные блоки были отделены от

скалы и доставлены на

строительную площадку.

Чтобы разбить камень, в камне проделали отверстие,

в которое забили деревянные колышки. Эти колышки

долго поливали водой, они набухали и

образовывали трещину в скале, которая была

увеличена каменным молотком до тех пор, пока

каменная масса не раскололась. Блок камня нужно было тщательно отшлифовать. С

помощью сложенной насыпи готовые формы поднимались в высоту, складывая камень в

камень.Блоки были расположены так плотно, что вода не могла течь между ними. Большое

давление сверху (например, высота пирамиды Хеопса около 147 метров) сделало всю

конструкцию монолитной.

- Определите давление одного блока в виде параллелепипеда, если его масса равна 10 т,

а основание 2 х 4

м.

Атмосферное давление

1.Атмосферное давление – давление воздуха на Землю, людей, животных и предметы,

находящиеся на ней. Нормальное атмосферное давление равняется 101325 Па или 760 мм рт.

ст. Масса нашей атмосферы примерно

5 квадриллионов

или 1/1 200 000 массы Земли

.

(5,3 ∙10

18

кг).

− Почему нас не раздавило этим воздухом?

− Почему резкое изменение погодных условий сказывается на самочувствии гипертоников,

гипотоников и даже некоторых здоровых людей?

− С поднятием на высоту атмосферное давление становиться ниже. Примерно на 12 метров

подъема вверх атмосферное давление понижается на 1 мм.рт. ст. до высоты 2000 метров,

однако при более низкой температуре давление будет снижаться еще быстрее. Почему так

происходит?

− Можно ли высоко в горах сварить яйцо?

− Можно ли в безвоздушном пространстве выдавить жидкость из пипетки?

2.Почему на Земле нет гор выше

Эвереста, а на Марсе, есть?

14

3.Почему не выливается вода из

перевернутого стакана?

4.В 1862 году английский натуралист Джеймс Глейшер отправился с

другом в путешествие на воздушном шаре с одним блейзером.

Поднявшись на высоту 11 км, путешественники сошли с ума и испытали

сильные морозы. Они не знали, что при каждом подъеме на 1500 м

температура падает на 80°С.

- Объясните почему?

5.Магдебургские полушария

Опыт Отто Герике показал 8 мая 1654 г. в г.

Магдебурге. Он сам описывает этот опыт

следующим образом: «Я заказал два медных

полушария приблизительно в 3/4 магдебургских

локтя в диаметре, или точнее, — так как мастера

не очень-то заботятся о строгом соблюдении

заказанных размеров, — в 67 сотых локтя. Обе

половины были совершенно одинаковы. Одна

половина была снабжена краном или, скорее,

клапаном, посредством которого мог извлекаться

внутренний воздух из шара и впускаться

наружный в шар. Кроме того, на обоих полушариях были железные кольца с пропущенными

через них веревками для впрягания лошадей. Затем я заказал кожаное кольцо, пропитанное

раствором воска в терпентине, чтобы оно не пропускало воздуха. Это кольцо было положено

между полушариями, и из них быстро был выкачан воздух. При этом полушария оказались

прижатыми к кожаному кольцу настолько сильно, что шестнадцать лошадей либо вовсе не

могли разорвать их, либо разрывали с великим трудом. Когда разрыв происходил, то

слышался звук вроде ружейного выстрела. Когда в пустоту полушарий вводился воздух, то

равнять их было очень легко. Так как полушария после разрыва всегда несколько портились,

особенно если они падали на землю, причем нарушалась их правильная кругообразная

форма, то я заказал полушария большего размера, именно в 1 локоть диаметром. Но и тут

медники не выполнили с точностью заказа: диаметр составлял лишь 95/100 локтя. Эти

полушария после откачки воздуха уже не разрывались 24 лошадьми; а когда в них был

впущен воздух, они разнимались очень легко».

Вопрос 1

Существование какого явления доказал Отто фон Герике

данным опытом?

А) взаимодействие тел;

Б) атмосферное давление;

В) сила упругости;

Г) герметичность.

15

Вопрос 2

Проведем опыт с присосками. На чем основан принцип действия присосок?

Вопрос 3

Вычислите силу, сжимающую полушария, если считать, что она действует на площадь,

равную 0,28 м², а атмосферное давление равно

760 мм рт.ст. Сколько лошадей понадобится для того, чтобы разорвать Магдебургские

полушария?

Таблица перевода из Лошадиных сил в Ньютон-метр в секунду

Лошадиная сила

1

5

10

25

50

Ньютон-метр в

секунду

735.5

3 677.5

7 355

18 387.5

36 775

Архимедова сила

1.Китайские небесные фонарики – небольшие конструкции

из бумаги, имеющие малый вес, в центре которой есть

горелка (рис. 1), летающие по принципу воздушного шара

(от нагретого воздуха). Для изготовления этих небесных

фонариков традиционно используются только натуральные

материалы: рисовая бумага и каркас из бамбука.

Выберите верное утверждение о полёте воздушного

шара «счастья».

Рис. 1. Шары «счастья»

А. Архимедова сила, действующая на фонарик, в процессе горения топливного элемента

уменьшается, поэтому шар взлетает.

Б. Средняя плотность фонарика с горячим воздухом внутри меньше плотности воздуха

снаружи, поэтому фонарик поднимается.

В. Воздушный фонарик будет подниматься вверх бесконечно долго.

Г.

Поднявшись

на

большую

высоту,

воздушный

фонарик,

изготовленный

из

биоразлагаемого материала, разлагается в воздухе.

Дана таблица плотностей. Внимательно изучите ее и ответьте на вопросы:

− Можно ли бамбук заменить липой? Почему?

− Можно ли бамбук заменить бальсой? Почему?

− Каким еще деревом можно заменить бамбук?

− Все ли деревья будут плавать в воде? Почему?

16

2.В известном мультфильме «Вверх» пожилой мужчина снарядил большим количеством

воздушных шаров свой дом и смог на нем взлететь. Позже группа энтузиастов решили

повторить картину из мультфильма в жизни. Для этого им понадобилось всего 300

воздушных шаров, наполненных гелием и диаметром 2,5 м.

-Оцените, смогло бы такое количество шаров поднять в воздух небольшой домик?

3.Ихтиандр, герой романа Александра Беляева «Человек-амфибия»,

рассказывает: «Я приручил дельфина. Бедный! Буря однажды

выбросила его на берег, и он сильно разбил плавник. Я стащил его в

воду. Это была трудна работа: дельфины на суше гораздо тяжелее,

чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело. В

воде легче живется».

Ответьте на вопросы:

-Чем это объясняется?

-Изучите дополнительные источники о солености различных морей.

Сделайте вывод о том, в каком море плавать будет легче и почему?

4.Ж. Верн «Пять недель на воздушном шаре»

"Воздушный шар, наполняемый водородом, имел емкость

44847 кубических футов.

(Английский кубический фут = 0,0283 м3).

- Какова подъемная сила такого шара?

5.Принцип работы лавовой лампы»

«Лавовая лампа представляет собой декоративный светильник. Как правило, этот светильник

выглядит, как стеклянный сосуд в форме цилиндра, в нижней части которого находится

электрическая

лампочка.

Содержимое

сосуда

-

маслянистая

жидкость и воск (парафин). Эти вещества не смешиваются между

собой. Основной принцип работы лавовой лампы заключается в

том, что при не очень высокой температуре воск находится в

нижних слоях жидкости внутри лампы, в процессе нагревании

воска увеличивается в размерах и он всплывает к поверхности.

Включенная электролампочка подсвечивает и нагревает жидкость

в сосуде, при этом расширяясь, воск лавообразно перемещается

вверх емкости. Поднявшись вверх, воск остывает и падает вниз

колбы.

Если лампа работает в нормальном режиме, лава в жидкости

перемещается размеренно. По форме и величине облачка лавы

могут различаться. При долгой работе воск может скопиться в

нижней части лампы или разделиться на мелкие шарики.

Продолжительность нормальной работы светильника - восемь-

десять часов. После остывания колбы лампу снова можно включать.»

Задание 1. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы по его содержанию. Верно

ли следующее утверждение:

17

-Масса парафина уменьшается при нагревании, он становится легче, и он поднимается вверх.

-При нагревании объем парафинового шарика увеличивается за счет увеличения расстояний

между молекулами.

-На парафин, находящийся на дне лампы действует сила Архимеда, которая по модулю

больше силы тяжести.

-Уменьшение объема парафина в верхней части лампы связано с его остыванием.

6. Плавание рыб

Рыбы могут свободно перемещаться в вертикальном

направлении. Некоторые рыбы обладают важным

органом – плавательным пузырём. С его помощью

рыба может погружаться на дно и подниматься к

поверхности

воды.

Плавательный

пузырь

располагается в брюшной полости и занимает очень

много места. Он представляет собой мешочек,

заполненный газами. Если рыбе нужно опуститься

на дно, стенки пузыря при помощи грудных и

брюшных мышц сжимаются, и рыба погружается. При движении наверх всё происходит

наоборот.

Вопрос 1:

Какое из утверждений наиболее полно объясняет, как рыба с плавательным пузырём

поднимается к поверхности воды?

А.

Грудные и брюшные мышцы накачивают воздух, поступающий через жабры, в

плавательный пузырь, тем самым увеличивая силу тяжести, и рыба поднимается в толще

воды.

В. Стенки плавательного пузыря расслабляются, газы заполняют весь объём плавательного

пузыря, при этом средняя плотность рыбы увеличивается, и рыба поднимается в толще

воды.

С. Стенки плавательного пузыря расслабляются, газы заполняют весь объём плавательного

пузыря, при этом увеличивается сила Архимеда, действующая на рыбу, и рыба

поднимается в толще воды.

Д. Стенки пузыря при помощи грудных и брюшных мышц сжимаются, тем самым

Вопрос 2:

Почему рыбы с плавательным пузырём, когда умирают, всплывают на поверхность

водоёма? Поясните свой ответ.

7. Объясните, почему объём водорода, находящегося в оболочке воздушного шара,

увеличивается по мере его подъёма.

Рассчитайте подъёмную силу для шара, наполненного тёплым воздухом объёмом

2 200

м

3

18

Картина Антонио Карнисеро «Взлёт воздушного шара Монгольфье в Аранхуэс1784г

Работа. Мощность. Энергия.

1.Совершает ли работу космонавт в состоянии невесомости, равномерно поднимая

предметы?

2.Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка.

Оставшуюся часть – мальчик. Одинаковую работу совершили девочка и мальчик?

Ответ объясните.

3.Одна известная поговорка гласит: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

Объясните ее смысл сточки зрения физики.

В каком случае совершается меньшая работа?

4.Прочитайте стихотворение Н. А.

Некрасова и оцените мощность лошадки,

везущей воз хвороста.

Масса одного кубометра хвороста 165 кг,

масса хозяйственных саней 120 кг, если в воз

входит 30 кубических футов хвороста, а

1 кубический фут = 0,0283168 м

3

(недостающие определите по справочнику).

5.Почему при движении в городе автомобиль потребляет (в расчете на 1 км) значительно

больше горючего, чем при езде за городом?

6.Зачем

существует

ограничение

скорости

движения

легкового автомобиля: на трассе

– 90 км/ч, в городе – 60 км/ч, в дворовой зоне – 20 км/ч?

7.Должны ли отличатся ограничения скорости для легкового и

грузового автомобиля.

Почему?

8.Африканский водопад Виктория – один из самых красивых в мире. Он находится на

реке Замбези, на границе Зимбабве и Замбии. Лента водопада шириной 1800 м

срывается в узкое ущелье с высоты около 120 м. Мириады брызг вздымаются над

19

водопадом на 400 м. Облако водяной пыли играет радугами и видно в радиусе до 50 км.

В течение дождливого

сезона через водопад проходит более 500 млн л воды в минуту. Местное племя калоло

называет Викторию Моси-оа-Тунья – «дым, который гремит».

Водопад Виктория

Ниагарский водопад

Ниагарский водопад – каскад водопадов на границе Америки и Канады, между штатом

Нью-Йорк и провинцией Онтарио. Река Ниагара, соединяющая озёра Эри и Онтарио,

падает с высоты 50-метрового обрыва шириной более 1000 м. Объём падающей воды

достигает 5,7 млн л в секунду. Гигантские массы, которые низвергает Ниагарский

водопад, «съедают» скальный отступ на 1,2 м ежегодно. Через 25 000 лет водопад

окажется на границе озера Эри, которое, хлынув вниз, сольётся с озером Онтарио, а

река Ниагара вообще исчезнет.

Выберите все верные утверждения.

А. Суточный объём падающей воды Ниагарского водопада превосходит объём

падающей воды водопада Виктория в сезон дождей.

В. Мощность потоков воды Ниагарского водопада чуть меньше 3 ГВт.

С. Потенциальная энергия 1 л воды, падающего с максимальной высоты водопада

Виктория, составляет примерно 1,2 МДж.

Д. Озеро Эри находится на расстоянии примерно 30 км от Ниагарского водопада.

Е. При падении воды с высоты в водопаде Виктория и Ниагарском водопаде

кинетическая энергия движения воды превращается в потенциальную.

Река Ниагара давно осёдлана целой серией электростанций, снабжающих энергией

ближайшие районы. Столь интенсивное использование Ниагары в качестве

поставщика энергии не могло пройти бесследно. Это значительно уменьшило объём

воды, проходящей через водопад. Многочисленные электростанции, когда работают

все вместе, забирают около 6000 м

3

воды в секунду.

-Сколько воды ежесекундно проходило через водопад до строительства

электростанций?

А. 6005,7 м

3

В. 11700 м

3

С. 5700006 л

Д. 5706000 л

9.А. Беляев «Человек— амфибия»

"А мощность волн приливов! Вы знаете, что сила ударов,

наносимых волнами, бывает равна тридцати тоннам на

квадратный метр поверхности, высота выбросов волн

20

достигает сорока трёх метров, и при этом волна может поднять до миллиона килограммов,

например, обломков скал…"

-Рассчитайте энергию, которой обладает волна.

10. А.С..Пушки «Руслан и Людмила»

" Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой…"

- Совершается ли в этом случае работа? Ответ обоснуйте

11. Скелет и опорно-двигательная система человека

или любого животного состоит из десятков и сотен

рычагов. Взглянем на локтевой сустав. Лучевая и

плечевая кости соединятся вместе хрящом, к ним

так же присоединяются мышцы бицепса и трицепса.

Вот мы и получаем простейшие механизмы рычага.

-Если вы держите в руке гантель массой 3 кг,

какое усилие при этом развивает ваша мышца?

Место соединения кости и мышцы делит кость в

соотношении 1 к 8.

- Рычаг-рука при сокращении мышц проигрывает в силе, но выигрывает в других

характеристиках. В чём выигрывает рычаг-рука?

12.Рычаги встречаются и у растений. Например, на два

дерева: дуб и ель – действует сильный ветер. В то же

время со стороны почвы возникает сила

сопротивления, действующая на главный корень.

У дуба корни уходят вглубь земли, а у ели корни

стелются ближе к поверхности.

- Какое из деревьев: дуб или ель – скорее всего, будет

вырвано с корнем при сильном ветре? Объясните

свой ответ.

13.Пeтe нeчeгo былo дeлaть. Oт cкуки Пeтя, чтoбы

пpoвecти cвoбoднoe вpeмя, пoдcунул швaбpу пoд шкaф,

нaдaвил нa pучку и, coвepшeннo нeoжидaннo для caмoгo

ceбя, oпpoкинул шкaф нa пoл.

-Kaк нaзывaют физики швaбpу, пoдcунутую пoд шкaф?

- Рассчитайте силу, которую приложил Петя к

швабре, если масса шкафа 50 кг.

21

14.

Фраза «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю» принадлежит

древнегреческому учёному Архимеду.

Это было образное выражение, но не абсурдное

.

У древнего ученого не было идеи о том, где должна

располагаться точка опоры, поэтому он и просил её «дать».

-На каком физическом принципе основана его идея?

Почему применение данного принципа на практике

невозможно даже для поднятия груза массой 200 тонн?

15. Прочитайте стихотворение Н.

А. Некрасова (рис. 18) и оцените

мощность лошадки, везущей воз

хвороста: масса одного кубометра

хвороста 165 кг, масса

хозяйственных саней 120 кг, если в

воз входит 30 кубических футов

хвороста, а 1 кубический фут =

0,0283168 м3

(недостающие данные можно

спросить у приложения «Алиса»

или «Маруся» телефона).

Рисунок 18. Мужичок с ноготок.

8 класс

Тепловые явления

1.Вопросы от «Почемучки»

А.Почемучка жаловался: «Вчера я съел подряд 3 мороженых, после этого

так застыл, что даже ноги охладились, а потом через некоторое время

мне стало жарко»

-Чем объяснить происшедшее? — допытывался он.

-Действительно, чем?

Б.Батареи отопления в квартире были горячими. Почемучка потрогал рукой сначала

батарею, потом сухую тряпку, давно лежавшую на ней, и сделал удивленное лицо.

Увидев маму, спросил: «Одинаковы ли температуры тряпки и батареи? Батарея мне

кажется более горячей».

-Что должна ему ответить мама?

22

В.«Я могу заставить воду кипеть при комнатной температуре», — гордо сказал

Почемучка и, не дожидаясь вопросов, провел опыт. Он налил в одноразовый

медицинский шприц, в котором отсутствовала игла, немного воды (примерно 1/8 ее

объема) из давно наполненного графина, затем заткнул пальцем отверстие и резко

вытянул поршень шприца до крайнего положения. Вода внутри шприца закипела,

оставаясь холодной.

-Почему закипела вода?

Г. Почемучка провел новым мелом несколько горизонтальных линий на классной

доске и потрогал мел пальчиком. «Почему мел нагрелся?» — спросил он стоявшего

рядом товарища. Тот задумался.

-Что он должен ему ответить?

2. Петр работает над ремонтом старого дома. Он оставил бутылку воды, несколько

металлических гвоздей и кусок древесины в багажнике машины. После того, как

машина пробыла на солнце 3 часа, температура внутри машины достигла 40ºC.

Вопрос 1:

Что произошло с предметами в машине? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.

Это могло произойти с предметами?

Да или Нет?

У них у всех одинаковая температура.

Да / Нет

Через какое-то время вода начинает закипать.

Да / Нет

Через какое-то время металлические гвозди начинают

накаляться.

Да / Нет

3.У Петра есть чашка горячего кофе (температура 90 ºC) и чашка холодной минеральной

воды (температура 5 ºC). Чашки одинакового типа, размера и объема. Петр оставляет

чашки в комнате с температурой 20 ºC.

-После 10-минутного нахождения в комнате, какая будет температура кофе и

минеральной воды?

А. 70 ºC и 10 ºC

В. 90 ºC и 5 ºC

С. 70 ºC и 25 ºC

Д. 20 ºC и 20 ºC

4.Когда Алеша идет на лыжные тренировки, то берет с собой

термос с горячим чаем. В термосе чай почти не остывает даже за

несколько часов в морозную погоду. На рисунке показано

устройство термоса.

-Почему не остывает горячий чай в термосе?

Выберете один ответ:

а) Безвоздушное пространство между стенками почти не

проводит тепло.

б) Стенки термоса подогревают чай, когда он остывает

в) Холодный воздух не проникает внутрь термоса

23

г) Чай не остывает, потому что пар над чаем не может выйти из термоса

5.На

работе

у

Алешиного

папы

используют

жидкий

азот.

В

обычных условиях азот – это газ, из которого на 80% состоит

воздух. Азот становится жидким при температуре почти на 200

градусов ниже, чем температура замерзания воды. Жидкий азот

можно хранить в течение многих дней в так называемых сосудах

Дьюара.

-Почему из внутреннего пространства между стенками

сосуда Дьюара нужно откачивать воздух?

6.Различаются ли и, если различаются, то как, показания

термометров (сухого и влажного) психрометра при относительной

влажности в 100%?

7.Бриз — местный ветер с суточной периодичностью. Бриз дует на побережье морей и

больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз

дует с моря на разогретое дневными лучами Солнца побережье. Ночной (или береговой)

бриз имеет обратное направление.

Скорость бриза небольшая, и составляет 1—5 м/с, редко больше. Бриз заметен только в

условиях слабого общего переноса воздуха, как правило в тропиках, а в средних

широтах — в устойчивую безветренную погоду. Бризовая циркуляция затрагивает

области побережья и моря шириной 10—50 км. Морской бриз понижает температуру

воздуха в дневное время и делает воздух более влажным. Бриз чаще бывает летом, когда

разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений. Область

действия бриза на суше и в море крайне редко больше 40 км.

Ответьте на вопросы:

-Почему днем ветер дует с моря на берег? На каком виде теплопередачи основано это

явление?

-Когда бриз дуют сильнее зимой или летом?

-Бриз можно объяснить при помощи вида теплопередачи:

А) теплопроводность;

Б) излучение;

В) конвекция.

Выберите верные утверждения:

А) ночной бриз дует с моря на сушу; дневной с суши на море;

Б) Морской бриз понижает температуру воздуха в дневное время и делает воздух более

сухим;

В) бризовая циркуляция возможна в области побережья и моря шириной 6 км.

Г) ночной бриз дует с суши на море; дневной с моря на сушу;

Д) морской в дневное время и делает воздух более влажным.

Выберите верные утверждения:

А) Область действия бриза на суше и в море крайне редко больше 10 км

Б) Бриз заметен в средних широтах только в устойчивую безветренную погоду.

В) Ночью атмосферное давление над водой больше чем над сушей.

Скорость бриза небольшая, и составляет

А) 3,6—18 км/ч,

Б) 18-36 км/ч,

В) 36-54 км/ч.

24

8.На фотографиях представлены:

а) кирпичная труба (тяга), б) утюг, в) отопление, г) солнечная батарея, д) термос,

е) белая футболка, ж) лисица.

Ответьте на вопросы:

-Почему лисица к зиме надевает теплую пушистую шубу?

-Почему летом в жару лучше надевать белую одежду?

-Выберите картинки, на которых основной вид теплопередачи- излучение:

1.а 2. Д 3. б 4.е 5. в 6.ж 7.г

-Отопление основано на следующем виде теплопередачи:

А) излучение; Б) конвекция; В) теплопроводность.

- Ответьте да или нет

А) основной вид теплопередачи в утюге- теплопроводность. Тепло передается от горячей

спирали из нихрома к металлической подошве, хорошо проводящей тепло.

Б) тяга в трубе происходит за счет конвекции.

В) принцип работы солнечной батареи основан на излучении.

-Выберите все предметы (явления), на которых основной вид теплопередачи-

конвекция:

А) отопление

Б) утюг

В) солнечная батарея

Г) тяга

9.Нормой относительной влажности в квартире, где находится ребёнок, считается 50–70%.

Психрометрический гигрометр, размещённый в детской комнате, даёт показания для сухого

термометра 22 °С.

-Воспользовавшись психрометрической таблицей определите при каких показаниях

влажного термометра требования к санитарным нормам будут соблюдены?

10.Согласно существующим

требованиям температура в

учебных кабинетах должна

поддерживаться в пределах 18–

24 °С, а относительная

влажность – в пределах 40–60%.

В таблице представлены

результаты измерений,

проведённых в некоторых

школьных кабинетах.

25

№ кабинета

Температура, °С

Относительная влажность, %

1

26

45

2

22

60

8

20

50

12

23

55

Можно ли с полной уверенностью утверждать, что во всех кабинетах соблюдены требования

к температуре и влажности, если известно, что погрешность прямого измерения температуры

составляет ±1 °С, а абсолютная погрешность измерения относительной влажности

составляет ±5

Ответьте на вопросы:

1.Какие факторы могут привести к повышению относительной влажности в помещении?

Выберите все верные ответы.

А. Размещение в комнате открытого аквариума

В. Частое опрыскивание или полив комнатных растений

С. Проветривание помещения за счёт открытия окон

Д. Проведение лабораторных работ и демонстраций , связанных с нагреванием воды

Е. Использование электронагревательных устройств в помещении

-Выберите все верные утверждения о том, как влияет влажность воздуха на

человека и жилые помещения.

А. При повышенной влажности страдают мебель, одежда, книги

В. При резком понижении влажности воздуха в помещении заводятся пылевые клещи.

С. При слишком сухом воздухе у человека могут возникнуть проблемы с дыханием.

Д. Во влажном воздухе скапливается статистическое электричество.

11.Что изменится в теплообмене овцы, если усилится холодный ветер и температура

воздуха понизится до 10 °С? Выберите «увеличится», «уменьшится» или «не изменится»

для каждого процесса в таблице.

Потеря тепла за счёт

конвекции

-Что изменится в теплообмене овцы, если при температуре воздуха 35 °С влажность

воздуха вырастет с 50% до 80%? Выберите «увеличится», «уменьшится» или «не

изменится» для каждого процесса в таблице.

-У овец зона температурного комфорта находится в диапазоне 5–16 °С. Что изменится в

теплообмене у овцы при понижении температуры среды до 0 °С? Выберите «увеличится»,

«уменьшится» или «не изменится» для каждого процесса в таблице.

26

Увеличится

Уменьшится

Не изменится

Потеря тепла за счёт

испарения

воды

Потеря тепла за счёт

теплоизлучения

12.У Николая в домашнем террариуме живёт уж. Однажды зимой из-за аварии в

городской котельной в доме на неделю отключили отопление и горячую воду. Николай

решил придумать, как защитить ужа от переохлаждения.

Планируемые действия

Способы уменьшения теплоотдачи

А. Включить лампу накаливания и направить свет

на ужа

1. Ослабление конвекции

В. Убрать террариум подальше от сквозняка

2. Снижение теплопроводности

С. Заменить пол в террариуме с металлического на

деревянный

3. Усиление внешнего излучения

Соотнесите планируемые им действия со способами уменьшения теплоотдачи.

13.Поддержание постоянной температуры тела у животного возможно только при

наличии равенства между количеством теплопродукции (получением тепла) и

количеством

теплоотдачи (потерей тепла). Теплоотдача возрастает при понижении температуры

окружающей среды и уменьшается при её повышении. Если разность температур

поверхности кожи и окружающей среды становится равной нулю, теплоотдача становится

невозможной.

Животные

Температу

ра °C

Животные

Температура,

°C

Животные

Температур,

°C

Лошадь

37,5–38,5

Кролик

38,5–39,5

Курица

40,5–42,0

Корова

37,5–39,0

Норка

38,5–39,5

Утка

41,0–43,0

Овца

и

коза

38,5–40,0

Песец

38,0–39,0

Гусь

40,0–41,0

Свинья

38,0–40,0

Лисица

38,0–39,0

Индейка

41,0–43,0

Собака

37,5–39,5

Нутрия

36,5–38,0

Голубь

41,0–44,0

Ответьте на вопросы:

-При какой температуре среды теплообмен и у лисицы, и у нутрии с окружающей средой

будет равен нулю?

-У каких теплокровных животных теплоотдача с поверхности тела будет практически

отсутствовать при температуре окружающей среды 40–41 °C?

14.Оптимальное значение относительной влажности в помещении лежит в пределах 40–

60%. Отклонение от нормы становится причиной плохого самочувствия и в целом

приносит дискомфорт человеку. Измерить влажность воздуха можно при

помощи специальных приборов: гигрометров и психрометров. Работа гигрометров

основана на зависимости физических параметров различных материалов от влажности.

27

Волосной гигрометр состоит из синтетического обезжиренного волоса, основания со

шкалой, стрелки и шкива. При увеличении или уменьшении содержания водяных паров в

воздухе сила натяжения волоса меняется, шкив проворачивается, меняя положение

стрелки на шкале. В плёночном гигрометре в качестве чувствительного элемента

выступает органическая плёнка, присоединённая к шкиву. При изменении влажности

натяжение плёнки усиливается или уменьшается. Принцип действия конденсационного

гигрометра состоит в измерении температуры, называемой точкой росы, при которой

начинается конденсация влаги из воздуха. Механизм же работы психрометрических

устройств основан на разности показаний сухого и влажного термометров.

Установите соответствие между названием прибора для измерения влажности и

его изображением.

Название прибора:

А - плёночный гигрометр

Б - конденсационный гигрометр

В - волосной гигрометр

1 .

2.

3.

4.

Электрические явления

1.

Газета «Известия» 22 марта 1969 года поместила репортаж своих специальных

корреспондентов Г. Дейниченко и Б. Федосова: «…В Швеции сейчас наблюдается

любопытное явление…Здороваешься за руку, и вдруг тебя бьет ток, взялся за какой-то

металлический предмет – опять удар. В чем дело? Все объясняется просто. Воздух

Скандинавии сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из

организма, а накапливается в нем в больших количествах. От сверхмерной

наэлектризованности люди становятся более раздражительными и повышено

возбудимыми.»

-

Насколько с точки зрения физики обоснованы выводы авторов?

2.Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец

которой несколькими звеньями касается земли.

-Почему нет такой цепи у железнодорожных цистерн?

3.Предложите способ как с помощью имеющегося оборудования продемонстрировать

взаимодействие одноименных и разноименных зарядов.

Оборудование: маятник электростатический 2 шт; штатив 2 шт; стержень пластиковый 1

шт; отрезок ткани 1 шт.

4. Подсчитать расходы за один (любой) электроприбор в месяц. Например, зная мощность

прибора (допустим чайника или пылесоса), узнать сколько кВт он употребляет.

28

5.Настенный электрический конвектор используется

для обогрева помещений.

Принцип работы электрического конвектора достаточно

прост.

Конвектор – прибор, в котором теплопередача происходит

за счёт естественного движения воздуха – конвекции:

холодный воздух, вступая в контакт с электрическим

нагревательным элементом, увеличивает собственную температуру, становится легче и

выходит через фронтальную решётку, которая обеспечивает отличное распределение

тепла по всему помещению. За счёт циркуляции воздух в пространстве комнаты очень

быстро прогревается.

Ответьте на вопросы:

-В правилах установки электрических конвекторов сказано, что их необходимо размещать

на высоте 12–15 см от пола. Что произойдёт, если нарушить это правило и повесить

конвектор почти вплотную к полу?

- В конвекторе есть датчик температуры, который соединён с термостатом. При

достижении температуры, заданной пользователем для термостата, датчик отключает

нагреватель. Каким образом установка датчика температуры помогает экономить

электроэнергию?

- Для многих потребителей основным достоинством электрического

конвектора является его коэффициент полезного действия, который

достигает 95%. Объясните, что это означает с точки зрения

преобразования энергии, происходящего при работе электрического

конвектора.

- В правилах по использованию электрических конвекторов указано, что

опасно сушить мокрые вещи, помещая их на корпус конвектора.

Объясните, почему это опасно.

-При выборе электрического конвектора для отопления можно пользоваться правилом:

для 1 м

3

помещения необходима мощность конвектора примерно 35–45 Вт. Ниже

приведены характеристики четырёх электрических конвекторов.

Модель 1

Термостат: электронный.

Мощность обогрева: 500 Вт.

Управление: механическое.

Защитные функции: защита от мороза, отключение

при перегреве.

Модель 2

Диапазон регулировки 6–36 °С.

Точность термостата ±0,5 °С.

29

Мощность обогрева 2000 Вт

Автоматическая защита от перегрева.

Номинальное напряжение 230 В, +15% –10%.

Высота 389 мм.

Модель 3

Мощность обогрева 1000 Вт.

Термостат.

Количество режимов работы: 2.

Отключение при перегреве.

Монтаж: настенный.

Модель 4

Количество режимов работы: 1.

Мощность обогрева 1500 Вт.

Отключение при перегреве, защита от влаги.

Монтаж: настенный.

Тип нагревательного элемента: монолитный.

Габариты (Ш×В×Т): 56×40,40×9,10 см.

-Какую модель можно выбрать для отопления комнаты площадью 17 м

2

? Ответ

поясните расчётами.

6.С помощью какого физического прибора можно получить молнию?

(выберите правильный ответ и укажите в ответе букву под которой находится он)

А. Конденсатор

В. Электроскоп

С. Электрофорная машина

D. Аккумулятор

-Как можно получить молнию используя выбранный прибор? (дать краткое описание

ответа)

7.Современный город с домами – небоскребами. Май. Над городом сгущаются тучи и

начинается гроза. Сверкают молнии, гремит гром, льет сильный дождь. И вдруг, о ужас,

молния попадает в один небоскреб, затем в другой…Начинаются пожары, паника, хаос…

Катастрофа.

-Так почему же этого не происходит?

-Что помогает этому не случиться?

-Опишите это устройство

8.Соотнесите фото учёного, фамилию и его изобретение

Фото ученного

Фамилия ученого

Изобретение

1.

1.

А.Вольта Алессандро

Д.Изобретатель

громоотвода

30

2.

2.

Б.Александр

Николаевич Лодыгин

Е.Изобретатель

первого источника

постоянного тока

3.

В.Бенджамин

Франклин

Ж.Изобретатель

молниеотвода

4.

Г.Михаил

Васильевич

Ломоносов

З.Изобретатель

лампочки

9. Гроза — довольно частое природное явление в тёплый период года. Нередко она

застаёт нас во время отдыха на природе. Молния представляет серьёзную угрозу для

человека, приуменьшение опасности которой ведёт к печальным последствиям.

Из предложенных вариантов выбрать безопасные места при грозе

А.

Б.

31

В

Г.

10.

Молния это одно из

проявлений сильной грозы. Это

электрический атмосферный

разряд, который может стать

причиной пожара. Его напряжение

до 100 млн В сопровождающейся

ударной волной звука (гром) и

яркой световой вспышкой

причудливой формы.

-Сравните и сопоставьте

данные рисунка.

-Ответьте на вопросы:

А.

Во сколько раз напряжение молнии больше напряжения в контактной сети

троллейбуса?

Б. Во сколько раз напряжение молнии больше напряжения полученного в лаборатории?

11.Из данных утверждений выбрать верные

А.Шаровая молния может проникать через щели и открытые окна. Обычный грозовой

разряд опасен для телевизионных и радиоантенн, расположенных на крышах высотных зд

аний, а также для сетевого оборудования.

Б. Сила тока протекающего по энергетическому каналу создаваемому молнией может

достигать 200 тысяч Ампер.

В. Электромагнитный импульс от удара молнии может воздействовать на стабильность

работы вычислительных сетей, бытовых приборов, бортовой электроники, а то и вовсе

вывести их из строя.

12. Рассчитаем «стоимость» молнии

Благодаря данным со спутников ученые узнали, что в каждую секунду на Земле

происходит 44 ± 5 ударов молнии. То есть за сутки случается более 3,5 миллионов

разрядов, а их количество в год составляет порядка 1,4 миллиарда. При этом около 25%

ударяют в землю и примерно 75% вспыхивают среди облаков.

-А, сколько бы «стоила» молния?

Для решения этой задачи используйте данные «средней» линейной молнии:

32

1.Сила тока в «средней» линейной молнии равна 10 000 А, а напряжение 10 000 000 В.

Продолжительность молнии 0,001с. Так сколько же «стоит» молния?

2.А каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний.

3.Рассчитаем, сколько рублей «сгорает» в атмосфере Земли за 1секунду?

4.А сколько же рублей «сгорело» в атмосфере земли за 5 минут, т. е за то время, что мы

решали задачу?

13.Ты - исследователь!?

Молния — это все еще загадка природы, будоражащая наше воображение. Тайн,

связанных с нею, много

.

На ее счету и бесконечный перечень бед, которые она приносит

с собой, рождаясь в грозовом облаке: пожары, тяжелые контузии, убийства людей и

животных, местные разрушения, а порой и большие катастрофы.

«Утром. Гром ударил в башню святого Назария в Бресчии. Под основанием этой башни

находился подземный погреб, в котором хранилось 1 030 000 килограммов пороха,

принадлежащего Венецианской республике. Эта огромная масса воспламенилась

мгновенно.Шестая часть зданий обширного и прекрасного города была разрушена, а все

остальное было потрясено так, что угрожало падением. При этом погибло три тысячи

человек».

«Однажды произошел такой случай. В человека ударила молния, и он потерял сознание. А

придя через несколько минут в себя, увидел, что от его одежды остались только рукав

рубашки и кусок подбитого гвоздями сапога».

«Еще загадочнее, что молния иногда отпечатывает на теле пострадавшего очертания

различных предметов. Молния ударила в дерево, под которым спрятались дети, и на теле

одного из них отпечатались, подобно татуировке, изображения веток дерева с листьями!»

«В здание дворца ударила молния – и, как опытный ювелир, сняла всю позолоту с люстры

и перенесла ее на стены».

Проявите свои таланты, ваши идеи:

-Где можно использовать силу разрушительного явления в полезных целях?

14.Кейс «Молния»

Молния - это самая мощная электрическая сила в природе, созданная льдом и жаром. Она

убивает, она калечит. Человек может поймать её, может сымитировать её, но никогда не

сможет полностью контролировать.

Учёные подсчитали, что ежегодно на планете бушует 44 тысячи гроз, и каждую секунду в

землю вонзается 100 молний. Разряд молнии – это кратковременный импульс тока. Сила

тока в стволе молнии - 10

3

А, напряжение между грозовым облаком и поверхностью земли

– 10

7

В. Молния длится не менее десятой доли секунды, за это время канал молнии, по

которому протекает ток, сильно разогревается, и ярко светится. Температура в нём

достигает 10

4

˚С. Давление воздуха мгновенно повышается до нескольких сотен

мегапаскалей 10

9

Па, воздух расширяется, происходит взрыв раскалённых газов. Это мы

воспринимаем как гром».

-Соотнесите характеристики молнии и физические величины.

15. Задание 1. Какой из амперметров, изображенных на рисунке 1,можно использовать для

измерения силы тока в лампочке, на цоколе которой написано: 220 В, 100 Вт. Запишите

номер и цену деления этого амперметра.

33

1

2

3

Рисунок 1. Амперметры

Задание 2. Какой из вольтметров, изображенных на рисунке 2, можно использовать для

измерения напряжения в лампочке, на цоколе которой написано: 1,5 А, 40 Вт. Запишите

номер и цену деления этого вольтметра.

1

2

3

Рисунок 2. Вольтметр

Задание 3. На штепсельных вилках некоторых бытовых электрических приборов имеется

надпись «6 А, 250 В». Для электроприборов какой мощности можно использовать такие

вилки.

Для этого: вычисли номинальную мощность штепсельной вилки, переведи значение

мощности прибора в СИ, сравни эти мощности с номинальной и запиши из списка эти

приборы в таблице.

Таблица.Мощность электроприборов.

Электрочайник

Утюг

Пылесос

Мультиварка

Микроволновка

Холодильник

2000 Вт

0,6 кВт

1 кВт

1200 Вт

2,5 кВт

0,12 кВт

Задание 4. Когда я пришел в магазин электротоваров и попросил розетку, продавец спросил:

«Вам для чего?». Оказывается, электрические розетки бывают разные, и покупке нужно

знать, какие приборы нужно в них включать. На электрических розетках некоторых бытовых

электрических приборов имеется надпись: «16 А, 250 В». Для каких электроприборов (см.

таблицу 1) можно использовать такие розетки.

Для этого: вычисли номинальную мощность

электрической розетки, переведи значение мощности прибора в СИ, сравни эти мощности с

номинальной и запиши из списка эти приборы:

Таблица

Электрочайник

Стиральная

Пылесос

Электродви

Микроволновка

Тостер

34

машина

гатель

2кВ Вт

2,5 кВт

5 000 Вт

40 кВт

2,5 кВт

800 Вт

Магнитные явления

1. И.А. Бунин. Компас.

«Но откуда б, в ветре и тумане,

Ни швыряло пеной через борт,

Верю – он опять поймает Nord,

Крепко сплю, мотаюсь на диване.

Не собьет меня с пути никто,

Некий Nord моей душою правит,

Он меня в скитаньях не оставит,

Он мне скажет, если что: не то!»

- Почему стрелка компаса все время показывает на Север?

2.Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан»

«…Негоро положил под компас железный брусок.

Железо притянуло к себе стрелку компаса…стрелка

сместилась на четыре румба… После того как из-под

нактоуза

был

убран

железный

брусок,

стрелка

компаса заняла вновь нормальное положение и

указывала

своим

острием

прямо

на

магнитный

полюс».

- Объясните явление.

3. М.А.Дудин. Ах, как играет этот Север

«Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета...»

- О каком физическом явлении здесь идет речь?

-Когда оно возникает?

35

4.Ж. Верн « Робур-завоеватель»

«Около полуночи тьму озарило южное полярное

сияние. Окружённое серебристой бахромою, оно

походило на гигантский раскрытый веер,

занимавший половину небосвода. Во все стороны

от него расходились яркие электрические лучи;

некоторые из них, постепенно угасая, достигали

зенита, где сверкали четыре звезды, образующие

созвездие Южного Креста. То было поистине

величественное зрелище! Свет южного полярного

сияния позволял охватить взглядом общий вид

местности, укрытой бесконечной снежной

пеленою».

- Чем можно объяснить разноцветный окрас

неба?

5.В книге одного из первых исследователей земного

магнетизма Уильяма Гильберта описан

следующий опыт: Если бить молотком по

железной полосе, расположенной с севера на юг,

то

она намагнитится.

Объясните это явление.

Укажите, как будут расположены северный и

южный полюсы на намагнитившейся таким

образом полосе.

6

. В Европе люди сконцентрировали свое внимание на

магниты после того, как знаменитый купец и

путешественник Марко Поло привёз их из Китая.

Китайцам их свойства были известны с давних

времён, а слово “магнит” в китайском языке

обозначается двумя иероглифами, которые

переводятся, как “любящий камень”. Тшу-ши (на

русском «любящий камень» или «камень материнской

любви»).

- Объясните значение «Тшу –ши» с точки зрения

физики.

7.Магниты, которые имеют форму подковы появились не просто так. Их U-образный изгиб

позволяет максимально сблизить полюса магнита друг к другу.

- К чему это приводит?

-Изобразите силовые линии магнитного поля такого магнита и объясните его

преимущества по сравнению с полосовым магнитом.

36

8.Магнит на холодильник – это самый распространенный

сувенирчик. Причём они собираются по особой технологии

(магнитная сборка Халбаха). Благодаря её с лицевой стороны

сувенира магнитное поле почти отсутствует, а с тыльной,

наоборот, оно вдвое мощнее, чем могло бы быть.

- Что такое «Магнитная сборка Халбаха»?.

- Каково практическое применение «Магнитной сборки

Халбаха»?

9.В древнекитайском трактате «Весенние и осенние записи

мастера Лю» (240 г. до н. э.) упоминается свойство магнетита

притягивать к себе железо. Через сто лет китайцы отметили,

что магнит не притягивает ни медь, ни керамику.

Ответьте на вопросы:

- Какие классы веществ по магнитным свойствам существуют?

- Почему магнит не притягивает ни медь, ни керамику?

10. В VII -VIII веках в Китае заметили, что намагниченная

железная игла, будучи свободно подвешена,

поворачивается по направлению к Полярной звезде.

Так ко второй половине 11 века в Китае начали

изготавливать морские компасы, которые европейские

мореплаватели освоили лишь через сто лет после

китайцев. Тогда китайцы уже обнаружили способность

намагниченной иглы отклоняться в направлении

восточнее северного, и открыли…

- Какое явление было открыто в Китае?

11.Вася решил повторить опыт Гильберта и намагнитить стальной шарик с помощью

полосового магнита.

Каким способом можно проверить намагнитился ли шарик?

А. Поднести полосовой магнит северным полюсом.

В. Поднести полосовой магнит южным полюсом.

С. Поднести алюминиевую ложку.

Д. Поднести другой стальной шарик.

12.Солнечный ветер. В настоящее время много внимания уделяется изучению солнечной

активности. Ниже приведены отрывки из некоторых статей.

37

Задание 1.В каком(-их) отрывке(-ах) речь идет о влиянии солнечного ветра на человека?

Задание2. Что называют полярным сиянием, ответ поясните.

A) миражи на небе;

Б) образование радуги;

B) свечение некоторых слоев атмосферы.

Световые явления

38

Источник

информации

отрывки

1

От Солнца к Земле непрерывно излучаются

электромагнитные волны и распространяется

поток заряженных частиц, в основном электронов

и протонов. Это и составляет понятие солнечного

ветра. Геомагнитное поле является тем экраном,

который защищает все живое на Земле от

губительного действия солнечного ветра. Здесь

уместно упомянуть и о том, что высокоэнергичные

космические электроны и протоны проникают в

верхней части Северного полушария достаточно

глубоко в атмосферу Земли — вплоть до высот

порядка 100 км. Здесь они, сталкиваясь с атомами

и молекулами воздуха, возбуждают и ионизируют

их, в результате чего возникает люминесценция

атмосферы, называемая полярным сиянием.

2

Потоки солнечного ветра (плазмы), обтекая Землю,

влияют на магнитосферу Земли, ее атмосферу,

гидросферу и даже на литосферу. Такое влияние

сильно зависит от процессов, происходящих на

Солнце

3

Солнечный ветер, взаимодействуя с магнитными

полями планет Солнечной системы, порождает в

магнитосферах планет полярные сияния и

вызывает магнитные бури, а на Земле эти бури

негативно сказываются на электронных приборах

и живых организмах, нарушают электронную

связь. Исследования показали, что у людей

подверженных сердечно - сосудистым

заболеваниям, в такие периоды, могут возникнуть

осложнения.

4

Из-за солнечного ветра Солнце теряет

ежесекундно около одного миллиона тонн

вещества. Он состоит из протонов, электронов,

ядер гелия (альфа-частиц) и малого количества

электрически нейтральных частиц. Каким будет

солнечный ветер – всё зависит от активности

Солнца.

1. Рассмотрите картину художника

В. Васнецова «Ковер-самолет» и приблизительно

определите, в какую сторону света направ-

ляется сказочный летательный аппарат.

А) На север

Б) На северо – восток

В) На юго – восток

Г) На юг

2.А.С.Пушкин.

Небес сокрылся вечный житель,

Заря потухла в небесах;

Луна в воздушную обитель

Спешит на темных облаках

-Какие явления описывает А.С. Пушкин?

А) Солнечное затмение

Б) Заход Солнца

В) Восход Солнца

3.М.Лермонтов «Песнь ингалятор»

Шесть раз менялась Луна,

Давно окончена война.

-Сколько времени прошло?

А) 3 месяца

Б) 6 месяцев

В) 12 месяцев

4. Рома любит смотреть на звезды. Однако он не может наблюдать за звездами в полной мере, так

как он живет в большом городе. В прошлом году Рома поехал в деревню, где видел огромное

количество звезд, которых он не видел в городе.

Вопрос 1:

Почему в деревне видно намного больше звезд, чем в больших городах?

А. Луна ярче в городах, и она перекрывает свет от многих звезд.

В. В воздухе в деревнях намного больше пыли для отражения света, чем воздухе в городах.

С. Яркость городских огней делает многие звезды невидимыми.

Д. Воздух теплее в городах из-за тепла, выделяемого машинами, техникой и домами.

5.И.В.Крылов

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Определите, какой дефект зрения приобрела

мартышка к старости и подберите ей очки

для правильной коррекции зрения.

1.Дальнозоркость. 2.Близорукость.

3. Косоглазие.

4. Очки с выпуклыми линзами. 5.Очки с вогнутыми линзами.

39

6. Очки с собирающими линзами. 7. Очки с рассеивающими линзами.

6.На рисунке показана форма кошачьего зрачка при

различных уровнях освещённости.

-Какой из рисунков (1–3) соответствует очень яркой

освещённости в солнечный полдень?

7.На рисунке показано восприятие световых волн для некоторых животных по сравнению с

человеком.

Выберите все верные утверждения о

восприятии световых волн разными

организмами.

А. Крабы способны воспринимать

инфракрасное излучение.

В. Некоторые насекомые воспринимают

ультрафиолетовую часть солнечного

спектра.

С. Собаки не различают синие и фиолетовые

цвета.

Д. Кошки видят мир в красных и зелёных

цветах.

Е. Мир бабочки окрашен преимущественно в

красные тона.

8.При фокусировке человеческого глаза на близких или удалённых

предметах изменяется кривизна хрусталика за счёт работы

специальных мышц глаза.

-Какое из изображений (1 или 2), представленных на рисунке,

соответствует глазу, сфокусированному на близко

расположенном предмете, а какое – глазу в расслабленном

состоянии? Ответ поясните.

9.Какие составляющие человеческого глаза участвуют в преломлении

светового луча при формировании изображения?

А. Зрачок

В. Хрусталик

С. Стекловидное тело

Д. Роговица

Е. Сетчатка

F. Слепое пятно

10. Цветовое зрение человека

Рассмотрим такие функции зрения, как светощущение и цветовое восприятие.

40

Размер зрачка регулирует световой поток, поступающий в глаз.

Сетчатка человеческого глаза состоит из фоторецепторов двух видов: колбочек и палочек.

Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом

освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для

своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали

(отвечают за центральное зрение) и дают возможность различать цвета.

Колбочки содержат три типа пигментов белкового происхождения. Один тип пигмента

чувствителен к длине волны, соответствующей красному участку спектра (555 нм), другой –

зелёному (530 нм), третий – синему (426 нм). Видение нами всех красок и оттенков

обусловлено сложением соответствующих трёх сигналов в мозге.

Люди с нормальным цветным зрением имеют в колбочках все три пигмента (красный, зелёный и

синий) и являются трихроматами (от слова «хромос» – цвет). Если один из пигментов в

сетчатке отсутствует, то человек различает только два из трёх основных цветов и является

дихроматом.

Дефект красного пигмента в колбочках встречается чаще всего. По статистике, 8% белых мужчин

и 0,4% белых женщин имеют красно-зелёный дефект цветного зрения. Люди с дефектом синего

пигмента в колбочках встречаются крайне редко, также как и люди, у которых полностью

отсутствует цветное зрение, т.е. те, кто плохо видит все три цвета.

Наследственная, реже приобретённая, особенность зрения человека, выражающаяся в

неспособности различать один или несколько цветов, называется дальтонизмом или цветовой

слепотой. Эта особенность зрения названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал

один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений в 1794 г.

Выберите все верные утверждения.

А. Трихроматы различают только один из трёх основных цветов.

В. Такие фоторецепторы, как палочки, отвечают на центральное зрение и сумеречное зрение.

С. Дальтонизм не передаётся по наследству.

Д. Чаще всего у человека встречается красный дефект цветного зрения.

Е. Цвета человек различает благодаря наличию таких фоторецепторов, как колбочки.

11.Новорождённый ребёнок видит окружающий мир окрашенным в различные оттенки серого.

Такое восприятие связано с недостаточной зрелостью сетчатки. Фоторецепторов,

улавливающих коротковолновую часть спектра, в сетчатке ребёнка гораздо меньше, чем у

взрослого. Только постепенно мир приобретает яркие краски. Известно также, что кривизна

роговицы глаза новорождённого меньше, чем у взрослого.

Выберите все верные утверждения.

А. Позднее всего у ребёнка развивается способность к восприятию синего и фиолетового цвета.

В. Позднее всего у ребёнка развивается способность к восприятию красного и оранжевого цвета.

С. Преломляющая способность роговицы глаза новорождённого меньше, чем у взрослого, чем

объясняется дальнозоркость, присущая большинству новорождённых.

Д. Преломляющая способность роговицы глаза новорождённого больше, чем у взрослого, чем

объясняется близорукость, присущая большинству новорождённых.

12.Прочитайте текст и рассмотрите рисунок. Для ответа на вопрос выберите нужный

вариант ответа, а затем объясните свой ответ.

41

С помощью рисунка «Коррекция зрения у

близоруких и дальнозорких с помощью

линз» определите, какой цифрой (1 или 2)

обозначен

тот

или

иной

дефект

зрения

(близорукость/дальнозоркость).

Обоснуйте свой ответ.

Дальнозоркость и близорукость

Очкарики носят очки с разными

стёклами минус (-) и плюс (+), их

подбирают индивидуально: +D

(диоптрии) – при дальнозоркости и -D

(диоптрии) при близорукости.

Рис.

Коррекция

зрения

у

близоруких

и

дальнозорких с помощью линз.

13. Для чего пираты прикрывают один глаз?

Пираты использовали повязку на глаза, чтобы быстро адаптировать

зрение к среде над палубой и под ней. Таким образом, один глаз у них

привыкал и к яркому свету, а другой к тусклому.

-Не успеешь моргнуть, это о чем?

Люди говорят «не успеешь глазом моргнуть», так как это самая быстрая

мышца в теле. Моргание длится около 100 — 150 миллисекунд, и вы

можете моргнуть 5 раз в секунду.

-Составьте

памятку:

«Зрение

и

питание»,

«Гигиена

зрения»,

«Упражнения для сохранения зрения».

14.О них многие мечтают с детства, другие не

знают, как на них попасть. На тех, кто ими

обладает, смотрят с уважением и завидуют, а

почти половине населения планеты они

недоступны. О чем это?

Задание 1. Посмотри на рисунок

Как ты считаешь, что объединяет людей разных

профессий, изображенных на слайде.

Есть профессии, в которых необходимо 100%

зрение, а есть профессии, где эту способность

человек может ухудшить или потерять.

Задание 2. Распредели профессии в таблицу1,

разделив их по следующему принципу:

Таблица 1.

Профессии, где необходимо 100%

зрение

Профессии, где зрение ухудшается

Профессии: полярник, фотограф, пилот, сварщик, продавец телефонов, комбайнер.

Задание 3. Верите ли вы?

42

Карие глаза на самом деле голубые

Вы не можете чихнуть с открытыми глазами

Единственная часть тела, которая не имеет кровоснабжения - роговица глаза.

Диаметр наших глаз составляет около 2,5 см, и они весят около 8 грамм

Ваши глаза всегда останутся такого же размера, что и при рождении

Мы видим мозгом, а не глазами.

Каждая ресница живет около 5 месяцев.

Космонавты не могут плакать в космосе из-за гравитации. Слезы собираются в маленькие

шарики

и начинают пощипывать глаза.

У одного из пожарных Чернобыльской катастрофы глаза из карих стали голубыми из-за

сильной полученной радиации.

43

15.Зрение – процесс обработки изображения объектов окружающего мира, который

осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о

величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии

между

ними.

На рисунках

1

и

2

представлено

схематическое

изображение

строения глаза и работа глаза как оптической системы.

Рисунок 1

Рассмотрим такие зрительные функции, как поле зрения и острота зрения. Поле

зрения – пространство, воспринимаемое глазом при неподвижном взгляде. Можно

выделить два основных типа зрения:

1.монокулярное зрение – восприятие окружающих предметов одним глазом;

2.бинокулярное зрение – восприятие окружающих предметов двумя глазами.

Зрение двумя глазами позволяет определять расстояние до предмета, различать

форму предмета, его величину и перемещение.

Острота зрения – это способность глаза воспринимать раздельно две точки,

находящиеся друг от друга на определённом расстоянии.

Вопрос 1:

Ниже перечислены процессы, входящие в зрительный процесс у человека.

Запишите перечисленные процессы в правильной последовательности.

А. Фокусировка света на сетчатке

В. Проникновение светового потока через преломляющие среды глаза

С. Передача нервного импульса от сетчатки в головной мозг

Д. Обработка информации с формированием увиденного образа Е.

Трансформация световой энергии в нервный импульс

Вопрос 2:

Какие составляющие человеческого глаза участвуют в

преломлении светового луча при формировании

изображения?

А. Зрачок

44

В. Хрусталик

С. Стекловидное тело

Д. Роговица

Е. Сетчатка

F. Слепое пятно

Вопрос 3:

На схеме представлены области зрения для акулы - молот.

Какой цифрой обозначена область бинокулярного зрения?

45