Автор: Маланова Евгения Семёновна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Булжамуур"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дымковская игрушка"
Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Булжамуур»
670049, Республика Бурятия г. Улан-Удэ
п. Силикатный, ул. Забайкальская, 3а; т.55-47-49,
Конспект НОД
Тип: интегрированное
Возрастная группа: подготовительная группа, 6 -7 лет
Форма НОД : совместная деятельность с детьми
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить росписи фигурок по мотивам дымковской игрушки,
подбирая традиционные элементы орнамента и цветосочетания, выделять характерные
особенности дымковской игрушки, промывать кисти перед использованием краски другого
цвета, продолжать учить навык лепки игрушек с натуры, закреплять практические навыки для
декоративного раскрашивания.
Развивающие: развивать интерес к изучению народных мастеров промыслов, творческую
активность, воображение.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Деятельность проводится в группе, разделенной на 3 «Мастерские» с выставленными
игрушками- образцами.
Наглядные средства : презентация «Дымковская игрушка», объёмные фигурки дымковских
игрушек, иллюстрации, карточки с элементами дымковской росписи, иллюстрированная карта-
схема лепки, магнитная доска.
Оборудование для творчества:
музыкальные средства : спокойная музыка для самостоятельной деятельности детей,
музыкальное сопровождение для подвижной игры «Лошадки», русская народная песня
«Барыня».
стол для раскрашивания, стол для лепки, стол для росписи фигур, гуашь, кисти,
салфетки, стаканы с водой, подставки для кисточек, фартуки, магнитная доска.
Предварительная работа : знакомство с различными видами народно-прикладного искусства,
просмотр видео презентации, изучение видов и элементов росписи, рассматривание
иллюстраций, фигур игрушек, чтение стихов, потешки.
Планируемые результаты :иметь представление об истории создания дымковской игрушки,
знать особенности изготовления и техники росписи игрушек, эмоционально откликаться на
красоту изделий народных промыслов, уважительно относиться к труду мастеров, позитивно
реагировать на результаты своего творчества и творчества детей.
Ход НОД:
1. Мотивация к деятельности
Звучит русская народная песня «Барыня». На столе расположены дымковские игрушки.
Воспитатель в русском народном костюме. Диалог с детьми.
Ребёнок : Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Воспитатель: Почему игрушки называются дымковские? Ответы детей.
Какие дымковские игрушки вы знаете? Ответы детей.
-Как мастера делают дымковские игрушки? Ответы детей.
-Какие цвета, элементы, используют мастера, украшая свои игрушки? И что они вам
напоминают? Ответы детей.
-А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? Ответы детей.
Ребёнок с презентацией «Дымковская игрушка».
Всё игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски!
Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ, молодец. Да, много знаете о дымковских
игрушках. А вы хотите сами смастерить игрушку? Сейчас мы пойдём по волшебной дорожке.
Повторяйте за мной волшебные слова:
«Дорога, дорога, раз, два, три -
Нас в мастерскую приведи».
Взаимодействие с воспитателем. (Познавательная, речевая деятельность)
Воспитатель: Вот мы и пришли, только на мастерской висит замок. А как же мы попадём в
мастерскую? Нужно ребята подумать….(дети должны правильно подобрать среди карточек с
различными видами росписей - Дымковскую роспись и прикрепить ).
Создание проблемной ситуации. Если дети ошибаются – замок не открывается.
Деятельность детей. (Познавательно - исследовательская деятельность)
Дети находят и прикрепляют карточки с элементами Дымковской росписи, взаимодействие детей
друг с другом. (Коммуникативная деятельность, решение проблемной ситуации) (Проблемная
ситуация решена детьми и замок открылся.)
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и попали мастерскую. Посмотрите, сколько здесь фигурок. Давайте их
рассмотрим, возьмем в руки, потрогаем, погладим и даже, если вы захотите, понюхаем. Какие
они красивые, яркие, красочные, пестрые! Так чем же знаменито Дымково?
Ребёнок:
Игрушкою своей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
Взаимодействие с воспитателем. (Познавательно - исследовательская, коммуникативная
деятельность, речевая деятельность)
Воспитатель: Да, ребята, Дымково знаменито своей дымковской игрушкой! Я приглашаю вас
расположиться в мастерской, чтобы приступить к делу.
3. Организация продуктивной деятельности.
Взаимодействие с воспитателем. (игровая, коммуникативная деятельность, речевая,
музыкальная, двигательная деятельность). Дети сначала надевают фартуки, садятся за
столы. Дети занимают места, выбирая тот вид деятельности, какой им больше нравится.
Первый стол : роспись игрушек по образцу глиняных фигур.
Второй стол : лепка дымковских игрушек.
Третий стол : самостоятельное раскрашивание на бумаге дымковской игрушки.
Дети приступают к делу. Звучит спокойная музыка, во время работы слежу за осанкой детей.
Самостоятельная деятельность детей. (групповая и индивидуальная деятельность,
творческая, коммуникативная и изобразительная деятельность)
Воспитатель : Ребята, прежде чем приступим к делу, разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Послушные пальчики»
Кисточку в руках катаю (трём ладошки)
Между пальчиков верчу (пальцы в замок)
Непременно каждый пальчик быть послушным научу (Массаж пальчиков.)
Воспитатель : Ребята, сейчас мы немножко отдохнём и поиграем в подвижную игру «Лошадки»
4. Рефлексия
Воспитатель: Да, у вас получились замечательные игрушки. Какой росписью расписаны
игрушки? Что вы узнали сегодня интересного? Ответы детей. А теперь мы их с вами
поместим на нашу выставку! Молодцы!
Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями, оформляют выставку.
Взаимодействие с воспитателем. (Коммуникативная деятельность, речевая деятельность,
формирование эмоциональной отзывчивости)
Воспитатель : Ребята, сейчас мы поиграем в подвижную игру «Лошадки»
Воспитатель: Нам пора возвращаться, давайте произнесём волшебные слова:
«Дорога, дорога, раз, два, три
Нас обратно приведи! »
Взаимодействие с воспитателем. (Познавательная, речевая деятельность)
Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Что же, ребята, много интересного мы узнали в дымковской
слободе? Ответы детей. Вам понравилось в мастерской «Дымковская игрушка»? Ответы
детей.
Дети хором:
-Мы о дымковской игрушке
-Будем вспоминать не раз
-А сейчас, друзья подружки,
-Мы закончим наш рассказ.
Воспитатель: В следующий раз мы с вами отправимся в мастерскую Городецкой росписи.