"Программа дополнительного образования детей спортивной направленности по волейболу для обучающихся 7-18 лет"

Автор: Ажовкова Елена Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №91"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа дополнительного образования детей спортивной направленности по волейболу для обучающихся 7-18 лет"
Дата публикации: 18.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-18 ЛЕТ
Кемерово Выполнила: Ажовкова Елена Юрьевна Учитель физической культуры МБОУ «СОШ №91» Консультант: Лариса Георгиевна Лушпа Доцент кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий «КРИПКиПРО»
Содержание Пояснительная записка 3 Тематический план 5 Общая физическая подготовка 6 Специальная физическая подготовка 8 Технико-тактическая подготовка 12 Теоретическая подготовка 15 Соревновательная подготовка 16 Требования к уровню подготовленности обучающихся 18 Список литературы 22 2
Пояснительная записка Программа рассчитана на обучающихся МОУ МБОУ «СОШ №91» 7-18 лет, занимающихся в группах волейбола. Состав группы от 12 до 18 человек. В группе допускается наличие обучающихся разного пола с разницей в возрасте не более 2 лет. Группа должна иметь однородный уровень физической подготовленности. Программа рассчитана на 3864 часов. Главная задача работы в группах волейбола заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка обучающихся, которая предусматривает: - содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся; - подготовку резерва сборных молодежных и юношеских команд Кемеровского муниципального района; - подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов; - подготовку инструкторов и судей по волейболу; - подготовку и выполнение нормативных требований. Основной показатель работы - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовки (по истечении каждого года). Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда - основное условие пребывания обучающихся в учреждении. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других). Образовательный процесс проходит в группах общефизической подготовки (ОФП) и группах специальной физической подготовки (СФП). В группы ОФП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе подготовки осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная па разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления в группы СФП. Группы СФП формируются из здоровых и практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую подготовку не менее трех лет и выполнивших контрольно-переводные нормативы по общей физической и 3
специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе так же осуществляется при условии выполнения обучающимися контрольно- переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. Учебно-тематический план № п/п Вид подготовки ОФП СФП 1 г.о. 2 г.о. 3 г.о. 1 г.о. 2 г.о. 3 г.о. 4 г.о. 5 г.о. 1 Общая физическая подготовка 154 125 125 115 160 160 100 120 2 Специальная физическая подготовка 52 54 54 100 132 132 162 200 3 Технико – тактическая подготовка 52 79 79 181 242 242 410 490 4 Теоретическая подготовка 10 10 10 10 10 10 10 10 5 Контрольно – переводные испытания 4 4 4 4 4 4 4 4 6 Соревнования 4 4 4 4 4 4 4 4 7 Общее количество часов 276 276 276 414 552 552 690 828 4
Содержание программы Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из основных звеньев, определяющих эффективность подготовки обучающихся, так как тренировочные воздействия формируют уровень физической и функциональной подготовленности. Физическая подготовка волейболистов и условно делится на общую и специальную. Общая физическая подготовка. Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, в группах ОФП (9-11 лет), когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре), объем подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия. Периодически целесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, баскетбола, проводятся подвижные игры, игра в баскетбол или ручной мяч и т.д. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной учебной группы. Из всего многообразия средств общей физической подготовки в занятиях с юными волейболистами преимущественно используются упражнения из гимнастики, акробатики, легкой атлетики, баскетбола, гандбола, подвижные игры. Удельный вес общеразвивающих упражнений в занятиях различен на отдельных этапах учебно-тренировочного процесса. Общеразвивающие упражнения в зависимости от задач урока можно включать в подготовительную часть занятия, в основную и, отчасти, в заключительную. Так, гимнастические, легкоатлетические и акробатические упражнения, баскетбол, ручной мяч, подвижные игры применяются как в подготовительной части, так и в основной. Это особенно характерно для начального этапа обучения, когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и двусторонней игре). Периодически для выполнения общеразвивагощих упражнений целесообразно выделять отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются упражнения и игры, хорошо известные занимающимся. Основную часть занятия посвящают разучиванию техники, например легкоатлетических видов. Занятие заканчивают подвижной игрой, баскетболом и ручным мячом. В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. 5
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья -для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку). Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации. Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях. Бег: 20,30,60 м, повторный бег-два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) ипо40м(с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м(с 13 лет), 100м(с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50- 60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м. Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега. Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага. Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов. Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. 6
Специальная физическая подготовка. Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством ее (кроме средств волейбола) являются специальные упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость. Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями; с различными специальными приспособлениями, тренажерами. Вес набивного мяча в подготовительных упражнениях для юношей 9-14 лет и девушек 9-16 лет 1-2 кг, для юношей 15 лет до 3 кг. В упражнениях, подготавливающих к подачам и нападающим ударам, вес мяча 1 кг. Для юных волейболистов 14-16 лет вес гантелей 0,5-1 кг. В качестве амортизаторов используются медицинские резиновые бинты или другая резина. Упражнения с амортизатором применяются с 13 лет. Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры. В СФП входят упражнения: Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом- отягощением или в куртке с отягощением. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие. Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. 7
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя па гимнастической стенке- одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг). Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до 20 кг для юношей, штанга – вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки па обеих ногах. Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет-прыжки па одной ноге). Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание па тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивапие (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки па одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями). Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются па стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и 8
попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, по передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и йогами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча). Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в степу. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера). Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен па уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу – поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, по круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче. 9
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой -вправо. Броски набивного мяча (1кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в руках у степы (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и па точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки. Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски i габив! юго мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя па месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой. Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгиваиие с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх -одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево). Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании
.
Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного па резиновых амортизаторах: с места, 10
после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание). Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Обучающийся располагается спиной к стене – бросить мяч вверх назад, повернуться па 180° и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч подбрасывает параллельно. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает па различную высоту и т.п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота. Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. Тоже, что предыдущие два упражнения, но па расстоянии 1-1,5м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Двое обучающиеся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем па согласованность действий на основе перечисленных упражнений. Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук. Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки трое, блокируют двое. Технико-тактическая подготовка. Формирование тактических умений начинается с развития у обучающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола обучающиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами. Основу подготовки составляют упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовки (развитие 11
качеств в рамках структуры приема, развитие специальных физических качеств посредством многократного выполнения приемов); технической и тактической подготовки (совершенствование приемов в рамках тактический действий, а также посредством многократного выполнения тактических действий - индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите); переключения в выполнении технических приемов и тактических действий - отдельно в нападении, защите и сочетание нападающих и защитных действий. Учебные игры, контрольные игры и соревнования по волейболу служат высшей формой подобной подготовки. Техническая подготовка. Техника нападения. 1. Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. 2. Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шпуре; над собой - па месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - иа месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3-2; передачи в степу с изменением высоты и расстояния - па месте и в сочетании с перемещениями; на точность с собственного подбрасывания и партнера. 3. Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения. 4. Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. 5. Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях, стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи. Техника защиты. 1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. 2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи. 3. Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения. 12
4. Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре). Тактическая подготовка. Тактика нападения. 1. Индивидуальные действия: выбор места и чередование способов подач, подач на силу и нацеленных в дальнюю и ближнюю зоны; выбор места и подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча, вышедшего после замены, в зону 1 при выходе с задней линии из этой зоны; имитация второй передачи и обман (передача через сетку) на месте (с применением отвлекающих действий) и в прыжке; имитация второй передачи вперед и передача назад; имитация передачи назад и передача вперед; имитация нападающего удара и передача в прыжке (откидка) вперед через зону, назад в соседнюю зону (боком к сетке); нападающий удар через «слабого» блокирующего; имитация нападающего удара и «скидка» одной рукой в зону нападения. 2. Групповые действия: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 - в прыжке; стоя на площадке - с отвлекающими действиями; игрока зоны 2 с игроком зоны 3 в прыжке - откидка, игрока зоны 2 с игроком зоны 4 (с отвлекающими действиями); игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 (при скрестном перемещении в зонах); игроков зон 2,3,4 в доигровке при первой передаче на удар; игроков зон 5 и 1 с игроком, выходящим к сетке из зоны 6 (при первой передаче); игрока, выходящего к сетке из зоны 1, с игроками зон 6 и 5 при второй передаче на удар с задней линии; игроков зон 6,5 и 1 с игроками зон 3,2, 4 при первой передаче для удара и откидки, для второй передачи; игрока зоны 2 с игроками зон 6 и 5 при второй передаче на удар с задней линии; игрока, выходящего к сетке из зоны 1(6) с игроками зон 4, 3 и 2 при второй передаче. 3. Командные действия: система игры через игрока передней линии -прием подачи (планирующей) и первая передача в зону 2, вторая передача в зоны 3 и 4 (в прыжке и стоя на площадке с отвлекающими действиями); первая передача в зону 2, вторая назад за голову, где нападающий удар выполняет игрок зоны 3; в доигровке и несильной подаче первая передача в зону 4, 3, 2, где игрок выполняет нападающий удар; первая передача в зоны 2, 3,4, где игрок имитирует нападающий удар и выполняет откидку: из зоны 2 - в зоны 3, 4; из зоны 3 - в зоны 4 и 2 спиной к нападающему; система игры через выходящего – прием подачи и первая пере/дача игроку зон 1(6), вышедшему к сетке, вторая передача нападающему, к которому выходящий обращен лицом (три нападающих активны); в доигровке передача на выходящего и выполнение тактических комбинаций. Тактика защиты 1. Индивидуальные действия: выбор места и способа приема мяча от нападающих ударов различными способами, на страховке (в рамках изученных групповых действий); выбор места, определение направления удара и своевременная постановка рук при одиночном блокировании. 13
2. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 5 и 1 с игроком зоны 6 в рамках системы «углом назад» (на страховке и при приеме мяча от нападающих ударов); игрока зоны 6 с игроками зон 1 и 5 в рамках системы «углом назад»; игроков зон 3 и 2, 3 и 4; 2,3,4 при блокировании игрока зоны 4, не участвующего в блокировании с блокирующими игроками зон 3 и 2 (прием мяча от удара или страховка); игрока зоны 2, не участвующего в блокировании с блокирующими игроками зон 3 и 4 (прием удара и страховка); игрока зоны 3 с блокирующим игроком зоны 2 или 4; игрока зоны 6 с блокирующими игроками зон 4 и 3, 2 и 3; 4, 3, 2 (при системе защиты «углом вперед» ); крайних защитников на страховке с блокирующими игроками; игроков зон 1, 6, 5 с блокирующими при приеме мячей от нападающих ударов; сочетание групповых действий в рамках систем «углом вперед» и «углом назад». 3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок передней линии (зон 3,2,4); при приеме подачи, когда выход к сетке осуществляет игрок задней линии (из зон 1,6,5) из-за игрока; системы игры - при приеме мяча от соперника «углом вперед» (варьирование групповых действий соответственно характеру построения игры в нападении соперником); при приеме мяча от соперника «углом назад», когда страховку блокирующих осуществляет крайний защитник (варианты групповых действий); сочетание (чередование) систем игры «углом вперед» и «углом назад». Теоретическая подготовка. Материал теоретической подготовки сообщается в процессе занятия в начале и в конце на построении или сборе обучающихся группы. Материал содержит темы по годам обучения. Для групп ОФП 1,2,3 годов обучения рекомендуемые темы: 1. Физическая культура и спорт в России. 2. Развитие физической культуры и спорта в России. 3. Выдающиеся достижения российских спортсменов на Олимпийских играх. 4. История развития волейбола. 5. Характеристика волейбола как средства физического воспитания детей и молодежи. 6. История возникновения волейбола. Современные Олимпийские игры. 7. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Для групп СФП 1,2,3,4,5 годов обучения рекомендуемые темы: 1. Влияние физических упражнений на организм человека. 2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. 3. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. 4. Закаливание организма 14
5. Гигиена волейболиста. 6. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. 7. Самоконтроль обучающегося. 8. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. 9. Оказание первой медицинской помощи (до врача). Соревновательная подготовка. В систему многолетней подготовки обучающихся органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успехов только за счет тренировочного процесса, наращивания объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие для того, чтобы обучающийся приобретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, поэтому воспитать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования. Соревновательная подготовка имеет целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические приемы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности. Этому способствует индивидуальная подготовка в процессе соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Соревнования по физической, технической, интегральной подготовке регулярно проводят па тренировочных занятиях, используя игровой и соревновательный методы, применяя тестирующие упражнения. Во время их выполнения фиксируется показательный результат. Целесообразно проводить соревнования по волейболу уменьшенными составами. Такие соревнования в сочетании с соревнованиями по физической и технической подготовке совершенствуют соревновательные качества, которые затем проявляются в коллективных действиях в игре в волейбол полными составами. Для юных волейболистов 10-12 лет проводят соревнования по мини- волейболу, а также соревнования по волейболу неполными составами (2x2, 3x3, 4x4) с использованием освоенных технических приемов. Для волейболистов групп СФП проводятся такие же соревнования, только увеличиваются границы площадки до нормальных размеров. В положении о соревнованиях следует оговорить определенные моменты: игра только в три касания (команда старших в игре с младшими); игра с помощниками («обслугой»); организуя нападающие действия, выполнять только «обманы» при условии обязательного блока и т.п. Рекомендуется практиковать комплексный зачет: учитывать результаты соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Недооценка, 15
а нередко и недопонимание сущности такой соревновательной подготовки существенно снижают эффективность подготовки юных волейболистов. Соревнования по технической подготовке. Группы ОФП 1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4. 2. Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования). 3. Подача нижняя прямая на точность. 4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3. Группы СФП. 1. Вторая передача па точность из зоны 2 в зону 4. 2. Подача верхняя прямая на точность. 3. Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины пло щадки). 4. Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2. 5. Нападающий удар прямой: - из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач; - из зоны 3 в зоны 4 и 5; - из зоны 2 в зоны 1 и 2. 6. Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5. 7. Одиночное блокирование прямого удара по ходу. Соревнования по физической подготовке Группы СФП и ОФП. 1. Бег 30м. 2. Бег с изменением направления (5x6 м). 3. Прыжок в длину с места. 4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками. 5. Бег 92 м с изменением направления («елочка»). 6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Соревнования по игровой подготовке Группы ОФП. 1. Мини-волейбол (по специальным правилам). 2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6. Группы СФП. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6. В группах ОФП (9-11 лет) проводятся соревнования по мини-волейболу, товарищеские (контрольные) игры, соревнования по технической и специальной физической подготовке, по волейболу уменьшенными составами. В число игр для занимающихся 15-16 лет входят контрольные игры муниципальных соревнований, календарные игры с 12-14 лет должны быть муниципального и областного масштаба. Должны войти в традицию встречи спортивных школ командами различного возраста - от 12 до 16 лет. Для лучшего и более быстрого усвоения материала обучающимся даются индивидуальные домашние задания по физической, технической, тактической подготовке и правилам игры. По физической подготовке 16
-упражнения для развития силы рук, туловища, ног (упоры, наклоны, приседания, упражнения с предметами и т.д.), для развития прыгучести (прыжки, напрыгиваиия, упражнения со скакалками и т.п.). По технической подготовке - подводящие упражнения, упражнения с мячами (теннисными, резиновыми, волейбольными). По тактической подготовке-изучение и анализ тактики сильнейших команд, тактики по игровым функциям, решение тактических задач. Начиная с 15-16-летиего возраста, для каждого занимающегося составляется конкретный индивидуальный план, занимающиеся ведут дневник, в котором фиксируют содержание проделанной работы и другие вопросы. По усмотрению педагога дополнительного образования должны проводиться занятия по совершенствованию техники и тактики игры по индивидуальным планам, а также занятия, посвященные только учебным играм («игровые тренировки»). Обучающиеся сами выбирают приемы и упражнения, а педагог дополнительного образования должен организовать занятия так, чтобы выполнение одного упражнения не мешало выполнению других. Например, одни совершенствуют способы нападающих ударов через сетку. На этой же стороне, откуда выполняются удары, игроки упражняются в передачах в парах, тройках, в передачах у степы, в защите, в ударах у стены и т.п. На противоположной стороне игроки могут упражняться в блокировании, страховке, в защите от ударов через сетку и т.п. Инструкторская и судейская практика проводится в группах СФП. Привитие инструкторских и судейских навыков осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий, а также па отдельных («специальных») занятиях. Требования к уровню физической подготовленности обучающихся, контрольно-переводные нормативы. Перевод обучающихся в следующие группы обучения обуславливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов. Рекомендованный возраст начала занятий в группах волейбола 9 лет. 17
Контрольные упражнения и нормативы оценки общефизической подготовленности для обучающихся МБОУ «СОШ №91» (волейбол) юноши Упражнения Оценка 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 и ст. Бег 30 м (сек) 5 4 3 2 1 5,6 и мен 5,7 – 5,9 6,0 – 6,3 6,4 – 6,8 6,9 и бол 5,3 и мен 5,4 – 5,6 5,7 – 6,0 6,1 – 6,5 6,6 и бол 5,0 и мен 5,1 – 5,3 5,4 – 5,7 5,8 – 6,2 6,3 и бол 4,8 и мен 4,9 – 5,1 5,2 – 5,5 5,6 – 6,0 6,1 и бол 4,6 и мен 4,7 – 4,9 5,0 – 5,3 5,4 – 5,8 5,9 и бол 4,4 и мен 4,5 – 4,7 4,8 – 5,1 5,2 – 5,6 5,7 и бол 4,3 и мен 4,4 – 4,6 4,7 – 5,0 5,1 – 5,5 5,6 и бол 4,2 и мен 4,3 – 4,5 4,6 – 4,9 5,0 – 5,4 5,5 и бол 4,1 и мен 4,2 – 4,4 4,5 – 4,8 4,9 – 5,3 5,4 и бол Прыжок в длину с места (см) 5 4 3 2 1 170 и бол 160-169 147-159 132-146 131 и мен 183 и бол 173-182 160-172 144-159 143 и мен 198 и бол 187-196 174-186 159-173 158 и мен 212 и бол 202-211 189-201 174-188 173 и мен 226 и бол 216-225 203-215 188-202 187 и мен 238 и бол 228-237 215-227 200-214 199 и мен 250 и бол 240-249 227-239 212-226 211 и мен 260 и бол 250-259 237-249 222-236 221 и мен 270 и бол 260-269 247-259 232-246 231 и мен Челночный бег 3х 10м (сек) 5 4 3 2 1 8,7 и мен 8,8 – 9,3 9,4 – 9,9 10,0 – 10,5 10,6 и бол 8,4 и мен 8,5 – 9,0 9,1 – 9,6 9,7 – 10,2 10,3 и бол 8,1 и мен 8,2 – 8,7 8,8 – 9,3 9,4 – 9,9 10,0 и бол 7,8 и мен 7,9 – 8,4 8,5 – 9,0 9,1 – 9,6 9,7 и бол 7,5 и мен 7,6 – 8,1 8,2 – 8,7 8,8 – 9,3 9,4 и бол 7,3 и мен 7,4 – 7,9 8,0 – 8,5 8,6 – 9,1 9,2 и бол 7,1 и мен 7,2 – 7,7 7,8 – 8,3 8,4 – 8,9 9,0 и бол 6,9 и мен 7,0 – 7,5 7,6 – 8,1 8,2 – 8,7 8,8 и бол 6,7 и мен 6,8 – 7,3 7,4 – 7,9 8,0 – 8,5 8,6 и бол Подтягивание на перекладине (раз) 5 4 3 2 1 5 и бол 4 3 2 1 и мен 6 и бол 5 4 3 2 и мен 8 и бол 6 – 7 5 4 3 и мен 10 и бол 8 – 9 6 – 7 5 4 и мен 12 и бол 10 – 11 8 – 9 6 – 7 5 и мен 14 и бол 12 – 13 10 – 11 8 – 9 7 и мен 16 и бол 13 – 15 11 – 12 9 – 10 8 и мен 18 и бол 15 – 17 13 – 14 10 – 12 9 и мен 20 и бол 17 – 19 14 – 16 11 – 13 10 и мен Бег 6 мин (м) 5 4 3 2 1 1201 и бол 1051-1200 901-1050 751-900 750 и мен 1251 и бол 1101-1250 951-1100 801-950 800 и мен 1301 и бол 1151-1300 1001-1150 851-1000 850 и мен 1351 и бол 1201-1350 1051-1200 901-1050 900 и мен 1401 и бол 1251-1400 1101-1250 951-1100 950 и мен 1451 и бол 1301-1450 1151-1300 1001-1150 1000 и мен 1501 и бол 1351-1500 1201-1350 1051-1200 1050 и мен 1551 и бол 1401-1550 1251-1400 1101-1250 1100 и мен 1601 и бол 1451-1600 1301-1450 1151-1300 1150 и мен (волейбол) ДЕВУШКИ 18
Упражнения Оценка 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 и ст. Бег 30 м (сек) 5 4 3 2 1 5,8 и мен 5,9 – 6,1 6,2 – 6,5 6,6 – 7,0 7,1 и бол 5,5 и мен 5,6 – 5,8 5,9 – 6,2 6,3 – 6,7 6,8 и бол 5,2 и мен 5,3 – 5,5 5,6 – 5,9 6,0 – 6,4 6,5 и бол 5,0 и мен 5,1 – 5,3 5,4 – 5,7 5,8 – 6,2 6,3 и бол 4,8 и мен 4,9 – 5,1 5,2 – 5,5 5,6 – 6,0 6,1 и бол 4,6 и мен 4,7 – 4,9 5,0 – 5,3 5,4 – 5,8 5,9 и бол 4,4 и мен 4,5 – 4,7 4,8 – 5,1 5,2 – 5,6 5,7 и бол 4,3 и мен 4,4 – 4,6 4,7 – 5,0 5,1 – 5,5 5,6 и бол 4,2 и мен 4,3 – 4,5 4,6 – 4,9 5,0 – 5,4 5,5 и бол Прыжок в длину с места (см) 5 4 3 2 1 160 и бол 150-159 137-149 122-136 121 и мен 170 и бол 160-169 147-159 132-146 131 и мен 180 и бол 170-179 157-169 142-156 141 и мен 192 и бол 182-191 169-181 154-168 153 и мен 202 и бол 192-201 179-191 164-178 163 и мен 212 и бол 202-211 189-201 174-188 173 и мен 226 и бол 216-225 203-215 188-202 187 и мен 238 и бол 228-237 215-227 200-214 199 и мен 250 и бол 240-249 227-239 212-226 211 и мен Челночный бег 3х 10м (сек) 5 4 3 2 1 9,0 и мен 9,1 – 9,6 9,7 – 10,2 10,3 – 10,8 10,9 и бол 8,7 и мен 8,8 – 9,3 9,4 – 9,9 10,0 – 10,5 10,6 и бол 8,4 и мен 8,5 – 9,0 9,1 – 9,6 9,7 – 10,2 10,3 и бол 8,2 и мен 8,3 – 8,8 8,9 – 9,4 9,5 – 10,0 10,1 и бол 7,9 и мен 8,0 – 8,5 8,6 – 9,1 9,2 – 9,7 9,8 и бол 7,6 и мен 7,7 – 8,2 8,3 – 8,8 8,9 – 9,4 9,5 и бол 7,4 и мен 7,5 – 8,0 8,1 – 8,6 8,7 – 9,2 9,3 и бол 7,2 и мен 7,3 – 7,8 7,9 – 8,4 8,5 – 9,0 9,1 и бол 7,0 и мен 7,1 – 7,6 7,7 – 8,2 8,3 – 8,8 8,9 и бол Отжимание (раз) 5 4 3 2 1 10 и бол 8 – 9 6 – 7 5 4 и мен 12 и бол 10 – 11 8 – 9 6 – 7 5 и мен 14 и бол 12 – 13 10 – 11 8 – 9 7 и мен 16 и бол 13 – 15 11 – 12 9 – 10 8 и мен 18 и бол 15 – 17 13 – 14 10 – 12 9 и мен 20 и бол 17 – 19 14 – 16 11 – 13 10 и мен 22 и бол 19 – 21 15 – 18 12 – 14 11 и мен 24 и бол 21 – 23 17 – 20 13 – 16 12 и мен 25 и бол 22 – 24 18 – 19 14 – 17 13 и мен Бег 6 мин (м) 5 4 3 2 1 1101 и бол 951-1100 801-950 651-800 650 и мен 1151 и бол 1001-1150 851-900 701-850 700 и мен 1201 и бол 1051-1200 901-1050 751-900 750 и мен 1251 и бол 1101-1250 951-1100 801-950 800 и мен 1301 и бол 1151-1300 1001-1150 851-1000 850 и мен 1351 и бол 1201-1350 1051-1200 901-1050 900 и мен 1401 и бол 1251-1400 1101-1250 951-1100 950 и мен 1451 и бол 1301-1450 1151-1300 1001-1150 1000 и мен 1501 и бол 1351-1500 1201-1350 1051-1200 1050 и мен 19
Список литературы 1. Банников A.M., Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001. 2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС). 3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно- оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с. 4. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999. 5. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998. 6. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998. 7. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982. 8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997. 9. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995. 10.Спортивные игры / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М., 2000. 11.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987. 20