Автор: Иванчина Мария Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Полазненская СОШ №3"
Населённый пункт: рп Полазна
Наименование материала: рабочий лист
Тема: "Мастер и Маргарита в романе М.Булгакова"
МАСТЕР И МАРГАРИТА В РОМАНЕ БУЛГАКОВА
(работа с текстом романа по главам 13, 19-24, 30-32)
- Какую деталь в
портретной
характеристике
героя Булгаков
подчеркнул
дважды? Почему?
Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в
комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со
свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
– Сидим, – ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза
пришельца.
– Да... – тут гость вдруг встревожился, – но вы, надеюсь, не буйный? А то я,
знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В
особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или
иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?
- В чем драма
героя? Чтение и
анализ эпизода
«Разговор с
Иваном
бездомным»
- Что значит
Мастер? Что
вкладывает
Булгаков в это
понятие?
– Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно
засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он
надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он
– мастер. – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он.
– У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость,
– я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.
...Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из
московских музеев, а кроме того, занимался переводами.
– С какого языка? – с интересом спросил Иван.
– Я знаю пять языков, кроме родного, – ответил гость, – английский,
французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по-
итальянски.
– Ишь ты! – завистливо шепнул Иван.
Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в
Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей.
Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил
свою комнату на Мясницкой...
...и нанял у застройщика в переулке близ Арбата...
- Почему Мастер
«выхватил» лицо
Маргариты из
многотысячной
толпы на
Тверской?
- Что сближает
Мастера и
Иешуа?
- О какой драме
жизни
свидетельствует
никем не
виданное
одиночество в
глазах
Маргариты?
– Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает,
как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень
отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы!
Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну,
Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что
увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто
болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное,
никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее
следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а
она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что
мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не
вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял,
что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно,
скажете, сумасшедший?
– Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в
переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы,
конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она
жила с другим человеком, и я там тогда... с этой, как ее...
О Маргарите
Николаевне
Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке.
Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о
ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была
красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенностью можно сказать,
что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою
жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита
была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее
открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и
обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали
весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.
Очаровательное
место!
Всякий
может
в
этом
убедиться,
если
пожелает
направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу
– особняк еще цел до сих пор.
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла
купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные
люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита
Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была
счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла
замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно
было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда
горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один
глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.
Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический
особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.
Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается
сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в
домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся
в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет.
Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала
ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.
– Да, да, да, такая же самая ошибка! – говорила Маргарита зимою, сидя у печки и
глядя в огонь, – зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я
вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я
вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!
- За что судьба в
лице Воланда
дарует
Маргарите
вечную и верную
любовь?
- Маргарита сама
выбирает свою
судьбу или
плывет по
течению?
1.-
Что? – воскликнула Маргарита, и глаза ее округлились, – если я вас
правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем?
Азазелло молча кивнул головой.
– Еду! – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, – еду, куда
угодно!
– Понятно. Эта вещь из чистого золота (коробка с мазью), видно по тяжести. Ну
что же, я прекрасно понимаю, что меня подкупают и тянут в какую-то темную
историю, за которую я очень поплачусь.
– Согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна
идти к черту на куличики. Не отдам!
2. – Есть такой один критик. Я сегодня вечером разнесла всю его квартиру.
– Он, мессир, – объяснила Маргарита, – погубил одного мастера.
– Разрешите мне, мессир, – вскричал радостно кот, вскакивая.
– Да сиди ты, – буркнул Азазелло, вставая, – я сам сейчас съезжу...
– Нет! – воскликнула Маргарита, – нет, умоляю вас, мессир, не надо этого.
– Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите!
Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами
все дадут! Садитесь, гордая женщина! – Воланд сорвал тяжелый халат с
Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели. – Итак,
Марго, – продолжал Воланд, смягчая свой голос, – чего вы хотите за то, что
сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал
нагой? Во что цените ваше колено?
Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то.
– Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?
– Потребовать, потребовать, моя донна, – отвечал Воланд, понимающе улыбаясь,
– потребовать одной вещи!
– Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила
своего ребенка.
Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля
женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к
Маргарите, а та сказала величественно:
– Тебя прощают. Не будут больше подавать платок.
3. – Благодарю вас, прощайте, – сказала Маргарита и поднялась.
4. Мастер отстранил ее от себя и глухо сказал:
– Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. – Он ухватился за подоконник
рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в
сидящих, и закричал: – Мне страшно, Марго! У меня опять начались
галлюцинации.
Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами:
– Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою!