Напоминание

"Путешествие в Японию. По следам матрешки"

Автор: Киселева Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 "Булжамуур"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка музыкально-познавательного занятия
Тема: "Путешествие в Японию. По следам матрешки"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

* МБДОУ Детский сад №2 « Булжамуур » г . Улан - Удэ Путешествие в Японию Музыкально - познавательное занятие для средней группы Киселева Е.А. , музыкальный руководитель

Цель
: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Программные задачи:

Воспитательные:
1.Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Образовательные:
1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 2. Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России; 3. Познакомить с историей возникновения первой матрёшки; 4. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).
Развивающие:
2.Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки 3.Развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом 4.Рзвивать чувство ритма. 5. Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного. 6.Формировать у детей правильную артикуляцию и ясное произношение слов Оздоровительные: 1.Продолжать упражнять детей в ходьбе по кругу по одному, парами, следить за осанкой; развивать умение переключаться с одного вида движения на другой.
Методы:
Игровой, наглядный, практический
Приемы:
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, матрешки-маракасы, ритмические карточки, костюмы моряков, русские народные костюмы, костюм японки, кораблик, матрешка, синяя ткань.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Муз.рук
. Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас сегодня необычного в зале? Гости, матрешка на корабле.
Муз.рук.
Правильно, к нам сегодня пришли гости. А когда приходят гости, что нужно сделать? Поздороваться. А мы поделимся хорошим настроением с нашими гостями и поприветствуем их добрыми словами? Даааа!
Слайд 1.Солнышко

Муз.ритмические движения. Я здороваюсь везде” –
модель Т.А. Боровик. Программные задачи: Согласовывать движения с текстом
Муз.рук.
Я здороваюсь везде Дома и на улице. Даже, здравствуй, говорю.
Дети
Я знакомой курице. Здравствуй солнце золотое Здравствуй небо голубое Здравствуй вольный ветерок Здравствуй маленький цветок Здравствуй утро Здравствуй день Нам здороваться не лень! Нам здороваться не лень! Стоя на одной ноге махать руками. Руки верх пальцы растопырить Руками потянуться к небу Подуть руками показать “цветок”

Муз.рук.
А почему у нас вода, матрешка? Как это может быть связано. Правильно, наша русская матрешка родом из Японии. Как нам узнать, где находится Япония? (ответы детей). Правильно, страну можно найти на карте или глобусе.
Слайд 2 карта Мира
Внимательно посмотрите на карту, вот здесь находится Япония. Японские острова окружены Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским, Японским морями. Как вы думаете, на каком транспорте мы можем отправиться в Японию? (ответы детей). И матрешка прибыла в Россию на корабле, переплыв через море. И я предлагаю вам отправиться с матрешкой в морское путешествие, на Родину матрешки. А на чем мы отправимся в морское путешествие - на корабле. А как называется стоянка для кораблей? Отправляемся в порт-это стоянка для кораблей! Мы будем с вами под музыку весело маршировать в 1 части, и во 2 части музыки идти спокойным шагом.
Слайд 3,4 порт

Музыкально-ритмические движения. Ходьба
Программные задачи: развивать умение переключаться с одного вида движения на другой в соответствии со сменой музыки. 1 часть- Дети идут друг за другом энергичным шагом, высоко поднимая колени, размахивая руками, 2часть-следя за осанкой, идут тихим осторожным шагом
;

Слайд 5.Корабль.

Муз.рук.
Вот мы с вами и добрались до порта. Проходите на наш корабль, кто нас доставит в Японию? Моряки. Позовем наших моряков?
Слайд 6 Моряки.

Танец моряков.

Программные задачи: ходить простым шагом, выполнять танцевальные движения (пружинка с поворотом корпуса, круговые движения руками), ощущать музыкальные фразы.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Слайд 7.
Япония. Звучит японский напев, входит японка.
Японка.
Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь. Что привело вас в наши далекие края? Мы приплыли с матрешкой на ее Родину.
Слайд 8 Японский храм

Японка.
Давным-давно, по легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой.
Слайд 9 Фигурки фукурума-дза
Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. И в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги. Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят».
Муз.рук.
Мы с Вами сейчас как монахи, попробуем присесть и «помедитировать». Распевка «Ммммм», (на звуках «Е», «С»). А теперь поем слоги: Фу-ку-ра-ма, Программные задачи: Петь выразительно, протягивая гласные звуки, расширять певческий диапазон.
Слайд 10. Ритмические формулы

Посмотрите, какие у нас фигурки. Большие и маленькие - представим, что это наши нотки - длинные и короткие. Кто желает прохлопать песенку Фукурума? Программные задачи: 1.Проговаривать ритмические формулы (долгие короткие звуки) 2.Прохлопывать ритмические песенки 3. Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические рисунки
Муз.рук.
Фукурума- это прототип русской матрешки!
Слай 11. Матрешка

Муз.рук
Сто лет назад эта игрушка попала в Россию. И в мастерской плотник выточил похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Матрешка покорила весь мир. Является символом России.
Японка
. Да. И в Японии очень любят русскую матрешку. Сейчас я приглашаю вас в концертный зал. На необычный концерт.
Слайд12. Оркестр Матремин.

Слушание музыки. Оркестр матремин
(видео) Программные задачи:1.знакомство с разновидностью оркестра 2. Умение описывать характер спокойной, протяжной мелодии.
Муз. рук.
Как вы думаете, что это за инструмент? Ребята, что необычного в этом инструменте? (ответы детей)
Слайд 13.

Терменвокс

Муз. рук
Японцам очень полюбилась русская матрешка. Поэтому японец Масами Такеучи, совсем недавно в 2003г, создал музыкальный инструмент, соединив матрешку и Терменвокс— электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.
Слайд14
Играют на нем отводя руки на разное расстояние от антенны. А в ушах у исполнителей –фонендоскоп, что бы каждому слышать свой инструмент.

Муз.рук
, что в можете сказать о музыке. Какая она? Напевная, протяжная, спокойная. Правильно. Музыка спокойная, напевная - потому что японцы очень спокойные и рассудительные люди. А русский человек, русская душа, символом которой и является матрешка, она какая? Веселая, задорная, расписная. Поэтому и песни, и танцы у русского народа задорные и веселые. А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы различать веселую, подвижную музыку от музыки спокойной, напевной.
Слайд 15 РНО
Музыкально-ритмические движения. Оркестр шумовых инструментов. А еще русская матрешка любит петь и танцевать, играть в русские народные игры. А вы любите петь? Сейчас покажем все, как вы умеете петь частушки!
Слайд 16.

Русские частушки.
Программные задачи: Петь эмоционально, четко проговаривая слова
Японка.
Как замечательно у нас весело с песнями! А игры, наверное, тоже веселые знаете?
Муз.рук.
Мы сейчас поиграем в
Русскую народную игру «Воротики».
Программные задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, быстроту реакции Дети стоят парами, двое водящих проходят под «воротиками», пока играет музыка, музыка останавливается -«воротики» закрываются. Кто «поймал» водящих - становится сам водящим.
III. Заключительная часть.

Слайд 17 Море

Муз.рук
. Вот как мы повеселились. А теперь, отправимся на морское побережье, позагорать и отдохнуть.
«Волны» -
релаксация, снятие эмоционального напряжения

Японка
собирает детей вокруг себя и говорит: А теперь ложитесь на ковер . «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя.
Муз.рук
Мы сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, будем шелестеть и журчать, улыбаться и искриться на солнышке. Вот, и настало время возвращаться в детский сад. И назад мы полетим на самолете, прямо в группу. До свидания скажем всем друзьям! До свидания.
Слайд 18. Самолет (
звук самолета, дети расставляют «крылья» - руки и друг за другом выходят из зала.