Автор: Зинина Екатерина Алексеевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный компонент в современной школе
Зинина Е.А.
Воспитательный компонент в современной школе
Воспитательный компонент - это неотъемлемая часть любого урока, будь то специальная
или
общеобразовательная
дисциплина.
Иностранный
язык
не
является
исключением.
Воспитание в процессе обучения - это только часть целостной воспитательной системы. На
уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырёх факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через
использование
случайно
возникших
и
специально
созданных
воспитывающих ситуаций;
через личность самого педагога (прежде всего и в наибольшей степени).
В постановке воспитательной цели урока иностранного языка можно выделить
следующие аспекты:
нравственный
патриотический
эстетический
личностный.
Нравственное воспитание на уроке немецкого языка это - формирование толерантного,
то есть уважительного отношения к стране изучаемого языка, её традициям и культуре,
воспитание культуры общения, поддержание интереса к обучению.
В курс обучения немецкому языку включены такие устные темы как: "Германия - страна
изучаемого языка", «Моя Родина», "Достопримечательности Берлина", "Культура и традиции
страны изучаемого языка" и другие. При изучении этих тем учащиеся узнают об истории,
географическом положении, государственном устройстве, традициях Германии, Австрии,
Швейцарии и своей родной страны. Способами достижения цели нравственного воспитания
являются такие формы работы, как чтение, аудирование, то есть прослушивание текстов,
обсуждение прочитанного или услышанного. На своих уроках я стараюсь прививать учащимся
интерес к немецкому языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое о различных
странах, их особенностях, традициях и обычаях. Так, например, в 5-х, 6-х классах, мы готовим
поздравительные открытки к Немецкому Рождеству в конце второй четверти, учим
рождественские песни и стихи для конкурсов, говорим о традициях этого праздника,
обсуждаем различия между Дедом Морозом и Николаусом.
А также проектная методика обучения иностранным языкам, даёт большие возможности
для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и
толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной
оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о
своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками «В твоей культуре» и
«Все обо мне». В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. В
результате работы на уроках немецкого языка учащимися были выполнены такие проекты как:
«Туристический портрет Германии», «В Европу на учебу», «Две страны одной Европы»,
«Традиционные немецкие сладости», «Замки Германии», «Национальные парки Германии и
России», «Немецкая Хакасия» и другие.
При изучении темы «Герои и гордость твоей страны» в 10 классе мы знакомимся с
биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины. А также и при
изучении таких тем как «Достопримечательности Берлина», «Образование» у нас и в Германии
и другие. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных
культур разных народов и разных эпох.
Патриотическое
воспитание
всегда
являлось
одной
из
важнейших
задач
образовательного процесса. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное
формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории.
Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако, поговорить с учениками о некоторых
страницах истории нашей Родины можно и на уроках иностранного языка. Так, например, при
изучении таких тем, как "Российская Федерация", "Москва", "Санкт-Петербург", обсуждаются
важные исторические моменты становления нашего государства, история крупных городов.
При обсуждении темы "Мой родной город", учащиеся выполняют проектные работы, с
гордостью рассказывают, про те места, где они родились и где живут. Работая по теме «Моя
семья» в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем готовят
индивидуальные мини-проекты «Мое генеалогическое древо». Учащиеся 8-х классов с
гордостью описывают природные достопримечательности Хакасии с презентациями и
фотоколлажами во время прохождения темы «Чудеса природы».
Несомненно, темы, содержащие исторические и культурные сведения способствуют
развитию кругозора и познавательного интереса к предмету. Урок иностранного языка
становится не просто уроком, на котором нужно заучить слова и тексты, а пробуждает чувство
уважения к своей стране, своему народу, чувство сопричастности к истории и традициям места,
в котором они обучаются.
Эстетическое воспитание - это формирование определенного эстетического отношения
человека к действительности.
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире
эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в
данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом
воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и
переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к
созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в
быту, в поступках и поведении).
В эстетическом воспитании огромную роль играют уроки, тема которых связана с
музыкой, поэзией, изобразительным искусством. Так, изучая тему "Театр, музыка, кино"
учащиеся знакомятся с творчеством известных немецких групп, таких например, как
"Принцен", слушают их песни, выражают своё отношение к их творчеству, а так же
рассказывают о своих любимых течениях и музыкальных направлениях. Также происходит
обсуждение культурной жизни нашей страны и страны изучаемого языка. На уроках,
посвященных творчеству Гете, ученики изучают не только его биографию, но и знакомятся с
лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм с вариантами перевода его стихов на
родной язык, что способствует развитию основных коммуникативных умений - чтения,
аудирования, говорения. Причём, последнее чаще всего выступает в форме обсуждения
содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в
классе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны и
носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначные решения.
Кроме проектных технологий для развития творческих возможностей учеников,
я использую на занятиях работу с поговорками, скороговорками, пословицами, которые
наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогают учащимся глубже
познакомиться с культурой страны изучаемого языка и убедиться еще раз, насколько богат
родной язык. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора,
пословиц, поговорок, скороговорок даёт учащимся ощущение сопричастности к другому
народу, воспитывая в то же время гордость за свой народ и его язык.
Таким
образом,
при
обучении
иностранному
языку
возникают
безграничные
возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к
духовной культуре, истории, традициям народа не только своей страны, но и других
государств. При обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания,
так как он является и предметом обучения и средством общения.