Напоминание

Воспитательный компонент в современной школе

Автор: Зинина Екатерина Алексеевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный компонент в современной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Зинина Е.А.

Воспитательный компонент в современной школе

Воспитательный компонент - это неотъемлемая часть любого урока, будь то специальная

или

общеобразовательная

дисциплина.

Иностранный

язык

не

является

исключением.

Воспитание в процессе обучения - это только часть целостной воспитательной системы. На

уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырёх факторов:

через содержание образования;

через методы и формы обучения;

через

использование

случайно

возникших

и

специально

созданных

воспитывающих ситуаций;

через личность самого педагога (прежде всего и в наибольшей степени).

В постановке воспитательной цели урока иностранного языка можно выделить

следующие аспекты:

нравственный

патриотический

эстетический

личностный.

Нравственное воспитание на уроке немецкого языка это - формирование толерантного,

то есть уважительного отношения к стране изучаемого языка, её традициям и культуре,

воспитание культуры общения, поддержание интереса к обучению.

В курс обучения немецкому языку включены такие устные темы как: "Германия - страна

изучаемого языка", «Моя Родина», "Достопримечательности Берлина", "Культура и традиции

страны изучаемого языка" и другие. При изучении этих тем учащиеся узнают об истории,

географическом положении, государственном устройстве, традициях Германии, Австрии,

Швейцарии и своей родной страны. Способами достижения цели нравственного воспитания

являются такие формы работы, как чтение, аудирование, то есть прослушивание текстов,

обсуждение прочитанного или услышанного. На своих уроках я стараюсь прививать учащимся

интерес к немецкому языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое о различных

странах, их особенностях, традициях и обычаях. Так, например, в 5-х, 6-х классах, мы готовим

поздравительные открытки к Немецкому Рождеству в конце второй четверти, учим

рождественские песни и стихи для конкурсов, говорим о традициях этого праздника,

обсуждаем различия между Дедом Морозом и Николаусом.

А также проектная методика обучения иностранным языкам, даёт большие возможности

для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и

толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной

оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о

своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками «В твоей культуре» и

«Все обо мне». В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. В

результате работы на уроках немецкого языка учащимися были выполнены такие проекты как:

«Туристический портрет Германии», «В Европу на учебу», «Две страны одной Европы»,

«Традиционные немецкие сладости», «Замки Германии», «Национальные парки Германии и

России», «Немецкая Хакасия» и другие.

При изучении темы «Герои и гордость твоей страны» в 10 классе мы знакомимся с

биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины. А также и при

изучении таких тем как «Достопримечательности Берлина», «Образование» у нас и в Германии

и другие. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных

культур разных народов и разных эпох.

Патриотическое

воспитание

всегда

являлось

одной

из

важнейших

задач

образовательного процесса. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное

формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории.

Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако, поговорить с учениками о некоторых

страницах истории нашей Родины можно и на уроках иностранного языка. Так, например, при

изучении таких тем, как "Российская Федерация", "Москва", "Санкт-Петербург", обсуждаются

важные исторические моменты становления нашего государства, история крупных городов.

При обсуждении темы "Мой родной город", учащиеся выполняют проектные работы, с

гордостью рассказывают, про те места, где они родились и где живут. Работая по теме «Моя

семья» в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем готовят

индивидуальные мини-проекты «Мое генеалогическое древо». Учащиеся 8-х классов с

гордостью описывают природные достопримечательности Хакасии с презентациями и

фотоколлажами во время прохождения темы «Чудеса природы».

Несомненно, темы, содержащие исторические и культурные сведения способствуют

развитию кругозора и познавательного интереса к предмету. Урок иностранного языка

становится не просто уроком, на котором нужно заучить слова и тексты, а пробуждает чувство

уважения к своей стране, своему народу, чувство сопричастности к истории и традициям места,

в котором они обучаются.

Эстетическое воспитание - это формирование определенного эстетического отношения

человека к действительности.

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире

эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в

данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом

воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и

переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к

созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в

быту, в поступках и поведении).

В эстетическом воспитании огромную роль играют уроки, тема которых связана с

музыкой, поэзией, изобразительным искусством. Так, изучая тему "Театр, музыка, кино"

учащиеся знакомятся с творчеством известных немецких групп, таких например, как

"Принцен", слушают их песни, выражают своё отношение к их творчеству, а так же

рассказывают о своих любимых течениях и музыкальных направлениях. Также происходит

обсуждение культурной жизни нашей страны и страны изучаемого языка. На уроках,

посвященных творчеству Гете, ученики изучают не только его биографию, но и знакомятся с

лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм с вариантами перевода его стихов на

родной язык, что способствует развитию основных коммуникативных умений - чтения,

аудирования, говорения. Причём, последнее чаще всего выступает в форме обсуждения

содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в

классе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны и

носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначные решения.

Кроме проектных технологий для развития творческих возможностей учеников,

я использую на занятиях работу с поговорками, скороговорками, пословицами, которые

наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогают учащимся глубже

познакомиться с культурой страны изучаемого языка и убедиться еще раз, насколько богат

родной язык. Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора,

пословиц, поговорок, скороговорок даёт учащимся ощущение сопричастности к другому

народу, воспитывая в то же время гордость за свой народ и его язык.

Таким

образом,

при

обучении

иностранному

языку

возникают

безграничные

возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к

духовной культуре, истории, традициям народа не только своей страны, но и других

государств. При обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания,

так как он является и предметом обучения и средством общения.