Автор: Скандакова Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБОУ "Верхопенская СОШ"
Населённый пункт: с. Верхопенье
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование
Тема: Русский язык 8 класс
ОГБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р. Абросимова» Белгородской
области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________ /Брыткова З.И./
Протокол №
от « » июня 2024г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
______/Пузь
Л.А./
« » июня 2024г.
«Утверждаю»
Директор школы
________ /Щетинина Л.А./
Приказ №
от « » августа 2024г.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Русский язык»
8 «А,Б» класса (базовый уровень)
на 2024-2025 учебный год
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
Скандакова О.А.
2024г.
1.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8 а,б класса
разработано в соответствии с обновленными требованиями ФГОС, Федеральной
образовательной программы: основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России
от
18.05.2023
под
№
372);
основного
общего
образования
(Приказ
Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 370 "Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования";
среднего
общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования").
Программа соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Использованный УМК:
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А.
Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 -9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.
Шанский и др.]. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.
2. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В2-х
частях:/ [М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А., Тростенцова и др. науч. Ред Н.М.
Шанский]. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2024 г.
3.
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.
Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей и методистов.
Логика изложения и содержание полностью соответствуют авторской программе.
Количество часов сокращено в связи Годовым календарным учебным графиком
ОГБОУ «Верхопенская СОШ» на 2024-2025 учебный год.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 ч в неделю).
2.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Часы
учебного вре-
мени
Дата
проведения
Реализация воспитательной
программы
план
факт
1.
Русский язык в
кругу других
славянских
языков.
1
2.09
формирование осознания и
проявление общероссийской
гражданственности,
патриотизма, уважения к
русскому языку как
государственному языку
Российской Федерации и языку
межнационального общения;
2.
Повторение.
Правописание н и
нн в суффиксах
1
5.09
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
прилагательных,
причастий и
наречий.
Практикум.
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
3.
Повторение.
Слитное и
раздельное
написание не и ни
с разными
частями речи.
Практикум.
1
6.09
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
4.
Повторение.
Правописание
сложных слов
разных частей
речи. Практикум.
1
9.09
установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя
5.
Повторение.
Слитное,
дефисное и
раздельное
написание
наречий,
производных
предлогов, союзов
и частиц.
Практикум.
1
12.09
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
6.
Контрольный
диктант
1
13.09
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
7.
Что такое
культура речи.
Монолог-
повествование
1
16.09
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
8.
Монолог-
рассуждение
1
19.09
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
9.
Монолог и диалог
1
20.09
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
10.
Монолог и
диалог.
Практикум
1
23.09
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
11.
Текст как речевое
произведение.
Виды
информации в
тексте
1
26.09
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
12.
Средства и
способы связи
предложений в
тексте
1
27.09
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
13.
Средства и
способы связи
предложений в
тексте. Практикум
1
30.09
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
14.
Сочинение-
рассуждение.
Виды
1
3.10
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
аргументации
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
15.
Сочинение-
рассуждение.
Практикум
1
4.10
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
16.
Контрольное
сочинение в
жанре репортажа
1
7.10
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
17.
Функциональные
разновидности
современного
русского языка.
Научный стиль
1
10.10
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
18.
Основные жанры
научного стиля.
Информационная
переработка
текста
1
11.10
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
19.
Официально-
деловой стиль
1
14.10
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
20.
Жанры
официально-
делового стиля
1
17.10
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
21.
Повторение по
теме. Практикум
1
18.10
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
22.
Изложение
подробное/сжатое
1
21.10
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
23.
Синтаксис как
раздел
лингвистики.
Основные
единицы
синтаксиса
1
24.10
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
24.
Пунктуация.
Функции знаков
препинания
1
25.10
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
25.
Словосочетание,
его структура и
виды
1
7.11
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
26.
Типы связи в
словосочетании
(согласование,
управление,
1
8.11
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
примыкание)
27.
Типы связи в
словосочетании
(согласование,
управление,
примыкание).
Практикум
1
11.11
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
28.
Синтаксический
анализ
словосочетаний
1
14.11
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
29.
Повторение темы.
Практикум.
1
15.11
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
30.
Понятие о
предложении.
Основные
признаки
предложения.
1
18.11
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
31.
Виды
предложений по
цели
высказывания и
по эмоциональной
окраске.
Практикум.
1
21.11
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
32.
Простые и
сложные
предложения.
Знаки препинания
в простом и
сложном
предложениях с
1
22.11
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
союзом и.
Практикум.
33.
Двусоставные и
односоставные
предложения.
Практикум.
1
25.11
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
34.
Виды
предложений по
наличию
второстепенных
членов
(распространённы
е,
нераспространённ
ые). Практикум.
1
28.11
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
35.
Предложения
полные и
неполные.
Практикум.
1
29.11
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
36.
Главные члены
двусоставного
предложения.
Подлежащее и
способы его
выражения.
1
2.12
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
37.
Сказуемое и
способы его
выражения.
Простое
глагольное
сказуемое.
1
5.12
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
38.
Изложение на
тему: «Как я
1
6.12
овладение русским языком как
инструментом личностного
покупал собаку».
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
39.
Составное
глагольное
сказуемое.
1
9.12
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
40.
Составное
глагольное
сказуемое.
1
12.12
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
41.
Тире между
подлежащим и
сказуемым.
1
13.12
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
42.
Второстепенные
члены и их роль в
предложении.
1
16.12
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
43.
Определение как
второстепенный
член предложения
и его виды.
1
19.12
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
44.
Определения
согласованные и
несогласованные
1
20.12
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
45.
Приложение как
особый вид
определения
1
23.12
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
46.
Дополнение как
второстепенный
член
предложения.
Дополнения
прямые и
косвенные
1
26.12
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
47.
Дополнение как
второстепенный
член
предложения.
Практикум.
1
27.12
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
48.
Обстоятельство
как
второстепенный
член
предложения.
Виды
обстоятельств
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
49.
Обстоятельство
как
второстепенный
член
предложения.
Практикум
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
50.
Второстепенные
члены
предложения.
Синтаксический и
пунктуационный
анализ
предложения.
1
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
51.
Повторение темы
«Двусоставные
предложения»,
"Второстепенные
члены
предложения".
Практикум
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
52.
Контрольное
тестирование по
темам
"Словосочетание
", "Двусоставное
предложение",
"Второстепенны
е члены
предложения".
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
53.
Односоставные
предложения.
Главный член
односоставного
предложения.
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
54.
Основные группы
односоставных
предложений и их
особенности.
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
55.
Определённо-
личные
предложения.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
56.
Неопределённо-
личные
предложения
1
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
57.
Неопределённо-
личные
предложения.
Практикум.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
58.
Обобщённо-
личные
предложения.
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
59.
Сочинение-
описание
картины.
1
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
60.
Безличные
предложения.
1
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
61.
Безличные
предложения.
Практикум
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
62.
Назывные
предложения.
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
63.
Повторение темы
«Односоставные
предложения».
Практикум.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
64.
Понятие о
простом
осложнённом
предложении.
1
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
65.
Понятие об
однородных
членах
предложения.
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
66.
Способы связи
однородных
членов
предложения и
знаки препинания
между ними.
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
67.
Способы связи
однородных
членов
предложения и
знаки препинания
между ними.
Практикум.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
68.
Однородные и
неоднородные
определения.
1
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
69.
Однородные и
неоднородные
1
обогащение активного и
определения.
Практикум.
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
70.
Обобщающие
слова при
однородных
членах
предложения.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
71.
Обобщающие
слова при
однородных
членах
предложения.
Практикум.
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
72.
Синтаксический
анализ простого
предложения.
1
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
73.
Повторение темы
«Предложения с
однородными
членами».
Практикум.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
74.
Сочинение-
рассуждение на
тему
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
75.
Предложения с
обособленными
членами.
Обособление
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
определений.
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
76.
Виды
обособленных
членов
предложения:
обособленные
определения.
Правила
обособления
согласованных
определений.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
77.
Обособление
приложений.
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
78.
Обособление
приложений.
Практикум.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
79.
Обособление
обстоятельств.
1
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
80.
Обособление
обстоятельств.
Практикум.
1
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
81.
Обособление
дополнений.
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
82.
Обособление
дополнений.
Практикум.
1
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
83.
Обособление
уточняющих и
присоединительн
ых членов
предложения.
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
84.
Обособление
уточняющих и
присоединительн
ых членов
предложения.
Практикум
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
85.
Повторение темы
«Предложения с
обособленными
членами»
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
86.
Повторение темы
«Предложения с
обособленными
членами».
Практикум.
1
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
87.
Контрольное
тестирование по
темам
"Предложения с
однородными
членами",
"Обособленные
члены
1
предложения" /
Всероссийская
проверочная
работа
88.
Предложения с
обращениями
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
89.
Предложения с
обращениями.
Практикум
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
90.
Предложения с
вводными
конструкциями
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
91.
Предложения с
вводными
конструкциями.
Практикум
1
обогащение активного и
потенциального словарного
запаса и использование в
собственной речевой практике
разнообразных грамматических
средств;
92.
Омонимия членов
предложения и
вводных слов,
словосочетаний и
предложений
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
93.
Предложения со
вставными
конструкциями
1
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
94.
Предложения со
вставными
конструкциями.
Практикум
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
95.
Знаки препинания
в предложениях с
вводными и
вставными
конструкциями,
обращениями и
междометиями.
Практикум
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
96
Повторение темы
«Предложения с
обращениями,
вводными и
вставными
конструкциями»
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
97.
Повторение темы
«Предложения с
обращениями,
вводными и
вставными
конструкциями».
Практикум
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
98.
Итоговая
контрольная
работа за курс 8
класса
1
99.
Повторение. Типы
связи слов в
словосочетании.
Культура речи.
Практикум
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
100.
Повторение.
Виды
односоставных
предложений.
1
побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
Культура речи.
Практикум
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации
101.
Повторение.
Однородные
члены
предложения.
Пунктуационный
анализ
предложений.
Практикум
1
включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний
102.
Повторение.
Обособленные
члены
предложения.
Пунктуационный
анализ
предложений.
Практикум
1
овладение русским языком как
инструментом личностного
развития, инструментом
формирования социальных
взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
3.Формы и средства контроля
3.1.Нормы оценивания учебного предмета
С целью отслеживания достижения обучающимися планируемых
результатов по учебному предмету «Русский язык» предусмотрены
оценочные процедуры, количество которых не превышает 10% от всего
объёма учебного времени, отводимого на изучение предмета в учебном
году.
3.2. Описание средств контроля
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны
отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по
содержанию учащимся данного класса.
2
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых
изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы
представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и
пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3
случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не
должно превышать норм, представленных в таблице.
3
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь
изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее
чем на двух-трех предыдущих уроках).
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
ОТМЕТКА
Число ошибок (орфографических и
пунктуационных)
«5»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки
однотипные и негрубые)
«2»
7/7, 6/8, 5/9, 8/6
«1»
при большем количестве ошибок
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания,
искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает),
«дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди
ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного
значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две
негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда
он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто
иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении
их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если
ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов,
то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще;
колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок)особенностях данного
слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный —
грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они
считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление
неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная
оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и
дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее
половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины
заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки
за диктант.
Критерии пунктуационной грамотности.
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых
отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок
выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1.
ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой,
тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);
2.
ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или
уточняют действия основного правила. Так, основное правило
регламентирует постановку запятой между частями
сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила
ограничено одним условием: если части сложносочиненного
предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед
союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае
квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об
исключении из общего правила;
3.
ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания:
пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за
рекой, - самое грибное место в округе или неправильная
последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке
письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской
пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа
однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех
пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе
предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет
по тем же направлениям, что и учет орфографических.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания,
выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4
заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее
половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины
заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические
ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
учитываются при выведении отметки за диктант.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с
требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс
Объем текста для
подробного изложения
классного сочинения
5
100-150 слов
0,5 – 1,0 страницы
6
150-200 слов
1,0 – 1,5 страницы
7
200-250 слов
1,5 – 2,0 страницы
8
250-350 слов
2,0 – 3,0 страницы
9
350-450 слов
3,0 – 4,0 страницы
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX
классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не
проводится подготовительная работа.
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к
примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и
замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного
оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли
высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений
выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих
перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух
недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых
навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность
речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому
изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря,
развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и
конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими
средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство,
которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким
образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться
синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической
сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков
лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых
грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств,
которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения.
Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации,
специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую
стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные
средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные
слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся
в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты,
свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов,
канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение
пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления
проявляется в отсутствии
ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические
(а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в
соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за
содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно
установленным нормам необходимо учитывать все требования,
предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм
(богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким
образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и
изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
отметка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью
соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается
последовательно.
4.Работа отличается богатством
словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1
недочет в содержании 1-2 речевых
недочета.
Допускаются:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая
ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно,
но имеются единичные фактические
неточности.
3.Имеются незначительные
нарушения последовательности в
изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический
строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством
и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не
более 2 недочетов в содержании и не
более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии
орфографических ошибок,
а также 2 грамматические
ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные
отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в
ней имеются отдельные фактические
неточности.
3.Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны
употребляемые синтаксические
конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается
единством, речь недостаточно
выразительна.
В целом в работе допускается не
более 4 недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических
неточностей. Нарушена
последовательность мыслей во всех
частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
плану. Крайне беден словарь, работа
написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случат
неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6
недочетов и до 7 речевых недочетов.
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла,
его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на
один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в
настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из
нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две
единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4,
4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения
не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной,
если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
3.3.Тексты контрольных работ/ключи
Входной контрольный (по выбору учителя)
Диктант без грамматического задания
Ночное приключение
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в
резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу
реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий
воздух – всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку,
отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой,
но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Мы плыли медленно по течению реки. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим
загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались
соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и
мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег,
вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали
ночное приключение.
(150 слова)
Диктант с грамматическим заданием
В прохладный июньский полдень, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел
на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек-береговушек, цветущими рядом на лугу
головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой.
Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне
чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и
ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из
ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость ветерок!
Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про
их корни, и бываем похожи на эту вот довольную трясогузку, которая, выпятив грудку, только что
деловито перебежала тропинку.
(Ф. Нестеров)
115 слов
(Безударные гласные в корне слова; чередующиеся гласные в корне; не с прилагательными и с
глаголами; написание гласных в суффиксах причастий; запятая при причастных оборотах, одиночных
деепричастиях и деепричастных оборотах; знаки препинания при обращении; знаки препинания в
сложном предложении; запятая между однородными членами предложения.)
Грамматическое задание:
1. Какова главная тема текста? Озаглавьте текст.
2. Выполните морфологический разбор слов:
1 – ый вариант: цветущими, виднелись;
2 – ой вариант: растрёпанной, перебежала.
3. Выпишите из текста и выполните синтаксический разбор третьего
предложения второго абзаца.
4. Выпишите из текста наречия, предлоги и частицы и определите их
морфологические признаки.
Литература:
Горашова Н.Г. Учебно-методический комплект к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 класс»
(М.: Просвещение). Изд-во «Экзамен», Москва, 2007.
Контрольное изложение
ЗЕМЛЯ
Городской человек редко встречается с землей. Земля срыта от его глаз каменными плитами,
застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она
задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в
разные времена года, как страдает от жажды, как рожает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его
благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А
иногда боится земли, как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое,
естественное чувство сыновней любви к земле.
В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на
ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мелкие уколы. Эти
подошвы верно служили мне – не снашивались, не протирались. Правда, их нередко приходилось
заливать йодом. А перед сном – мыть...
Мать приучала меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу, а белая медведица
приваживает медвежонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом
разливалась легкая голубизна, потом мерцала бронза – так рождается лен.
По-настоящему земля открылась мне на войне. Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я
рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я узнал
спасительное свойство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует
меня. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как
муравей. Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате – я весь был намагничен, а она железная.
Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На земле
жили, умирали, реже рождались.
Ю. Яковлев. 284 слова.
Задания:
1. Напишите подробное изложение, используя предложения с однородными членами.
2. Объясните написание слов: каменные, не ощущает, незнакомой, затихает, нередко, по-
настоящему, прижимался, увидел, приблизился.
Сочинение-рассуждение по исходном тексту
Каждый из вас, конечно же, задумывался над тем, кем он хочет стать, чего хочет добиться в
жизни. А каким характером надо обладать для достижения поставленных целей?
Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные качества?
Своими мыслями о развитии в себе лучших нравственных черт поделился академик Д.С.
Лихачёв в статье «Человек должен быть интеллигентен».
Послушайте отрывок из этой статьи, определите стиль текста. Задумайтесь нал темой,
основной мыслью статьи. Подумайте и вспомните жизненные ситуации, которые могут служить
примером интеллигентности.
Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если
он не смог получить образования?.. А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его
сослуживцев, друзей, родных?
Нет... интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого
человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо долго – да, долго! Ибо
интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только
физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и
долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это
мудро...
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читая, получил хорошее
образование... много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в
большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в
способностях понимании другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно
спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно... помочь другому, беречь природу, не
мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (Это тоже мусор, и еще
какой!)
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдают
удивительную чистоту в своих домах, умеют ценить хорошие песни... жили упорядоченным бытом,
были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к
людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют
и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это
признак
душевной
и
духовной
слабости,
человеческой
неспособности
жить.
Толкается
в
переполненном автобусе – слабый и нервный человек, не умеющий жить, глухой душевно.
Эстетически не восприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека,
приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек,
обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической
слабости... Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да,
именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены
изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его
личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему...
А сейчас, опираясь на текст, подумайте, как бы вы ответили на вопросы: как вы понимаете слово
«интеллигентность»? Что такое нравственное здоровье человека?
Расскажите в своей письменной работе о своих приёмах самовоспитания, самосовершенствования,
формирования своего «я», о создании своими собственными руками своего нравственного облика.
Кого вы считаете примером интеллигентности? Выразите в сочинении своё отношение к роли
общества и человека в этом обществе.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся
на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены
каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер
городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет
военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река
разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена
булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские
здания, по большей части каменные.
Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В
эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко,
масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы
скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году,
в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.
(167 слов)
(Из сборника диктантов В. Покровского)
Грамматические задания.
1) Синтаксический разбор предложения.
1 вариант: В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
2 вариант: На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.
2) Разберите слова по составу:
1 вариант: местоположение, собираются, каменный, раскинулся
2 вариант: судоходной, встречаются, длинная, привезённый.
Контрольный диктант за I четверть (по выбору учителя)
Адмиралтейство
Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.
Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста
метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свобод-
ными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже
углы его не укреплены высокими башнями.
Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства – это широко растянутая
горизонталь и могучий размах его крыльев.
В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости.
Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были
свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с
величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым
шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность.
(105 слов.)
(По М. Алпатову)
Грамматическое задание:
1. Выделить сказуемые и определить их типы:
I вариант – в первых двух абзацах; II вариант – в третьем абзаце.
2. Выполнить морфологический разбор слова:
I вариант – одного глагола; II вариант – одного прилагательного.
3. Выполнить синтаксический разбор предпоследнего предложения.
Литература:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс универсальное пособие. – М.: ВАКО,
2006.
В туристском походе
На берегу неширокой речонки наш отряд расположился на привал, чтобы отдохнуть.
Сначала мы предполагали остановиться здесь полчаса – час. Однако когда мы заметили, что
небо начинает покрываться облаками, мы решили переночевать тут. Местность оказалась
подходящей: невдалеке виднелась довольно ровная площадка, где было удобно установить
палатки и разложить костер. Инструктор отдал распоряжение, и работа закипела. Одни
разбивали палатки, другие расчищали место для костра, третьи побежали в лесок за
хворостом и сухостоем, для прочих также нашлось дело.
Через час, когда безобидные на первый взгляд облака сгустились в грозовую тучу, мы
были уже в безопасности. Вскоре был готов ужин, а после ужина наше временное
убежище огласилось песнями и смехом. Но вот становится все темнее, хотя до заката
солнца еще довольно далеко, и, наконец, раздается оглушительный громовой раскат.
Начинается гроза. В течение всей ночи льет дождь, и сверкают молнии, а мы безмятежно
спим в своих палатках.
(144 слова)
Грамматические задания:
1.
Сделать синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2.
Выделить в тексте составные сказуемые и указать их тип.
3.
Сделать морфологический, морфемный и словообразовательный разборы слов:
8 А класс I вариант – виднелась; II вариант – разбивали;
8 Б класс I вариант – начинается; II вариант – побежали.
Литература:
Слива И.М. Работа по русскому языку в 8-м классе. – М.: «Просвещение», 1967 г.
Контрольный диктант за II четверть
Каракумы
Пустыня. Самолет приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку.
Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.
Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не
ласковых объятиях.
Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной
мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе.
Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна.
Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это
шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся.
Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица...
Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.
(145 слов.)
(По В. Пескову)
Грамматические задания
1.
Подчеркнуть основы предложений.
2.
Указать типы односоставных предложений.
3.
Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:
Вариант I: Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.
Вариант II: Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.
4. Выполнить морфологически разбор слова:
Вариант I – одного причастия.
Вариант II – одного глагола.
Литература:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Контрольный диктант за III четверть
Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.
Теснясь и выглядывая друг из за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, тянущуюся вправо
от дороги до самого горизонта и исчезающую в лиловой дали. Солнце уже выглянуло сзади из-за
города и тихо принялось за свою работу.
Далеко впереди, около курганчиков.и ветряной мельницы, издали похожей на маленького
человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса. Такая же
полоса поползла вправо и охватила холмы. Вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю
полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем,
оживало, чтобы вновь зацвести.
Прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманута» степь приняла свой
унылый июльский вид. Загорелые холмы, равнина с ту манной далью и опрокинутое над ними
небо представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...
(136 слов)
(По А.Чехову)
Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст.
2. Сделать синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
3. Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте:
Вариант I – второй абзац; вариант II – последний абзац.
Литература:
Влодавская Е.А. Учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский
язык. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Контрольный диктант за IV четверть
Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь проcторной хуторской
усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от
времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не
осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету
дикая груша. С дороги ничего не указывало, на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь
возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.
Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно,
помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, •ник давней беды. И только тоненькая
молодая рябинка, выбросив на свет •штанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди
заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память,
превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.
(134 слова)
(По В. Быкову)
Грамматическое задание
1. Озаглавьте текст.
2. Сделать синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
3. Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте:
Вариант I – второй абзац; вариант II – последний абзац.
Литература:
Влодавская Е.А. Учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский
язык. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Контрольная работа (диктант) за 2010-2011 учебный год
Дуб
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту
березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.
Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад. Все было
полно, тенисто и густо. И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и,
поддерживая общее настроение, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь
Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам
того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, который он искал. Старый дуб, весь
преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах
вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя – ничего не
было видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья,
так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб, - подумал
князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинно весеннее чувство радости и обновления.
(149 слов)
(По Л. Толстому)
Грамматическое задание:
1. Выполнить синтаксический разбор предложения:
1-ый вариант - первое предложение первого абзаца; 2-ой вариант третье - предложение
второго абзаца.
2. Составить схемы предложений с прямой речью.
3. Заменить прямую речь косвенной и записать предложения.
4. Выписать из текста словосочетание и выполнить синтаксический разбор:
1-ый вариант - со связью согласования; 2-ой вариант - со связью управления.
Литература:
Влодавская Е.А. Учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский
язык. 8 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Итоговый тест за курс VIII класса
I вариант
1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А. Парус белый из тумана начинает выплывать.
Б. Охвачено сердце тревогою смутной.
В. Росы напился соловей с кленового куста.
Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.
2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.
А. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.
Б. Черепицы стеклом светиться будут.
В. Была равнина снежная бела.
Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.
3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
А. Молодость бескорыстна и великодушна.
Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.
В. Глаза как ночь.
Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
4. Найдите двусоставные предложения.
А. Вновь зарёю восток озарило.
Б. Легки облака на рассвете.
В. С крыши сбросили снег.
Г. Липким запахом веет полынь.
5. Определите вид простого предложения: «Люблю читать приключенческую литературу».
А. Определенно-личное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Безличное.
Г. Двусоставное.
6. Найдите определенно-личное предложение.
А. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.
Б. Из полей тянуло гречишным медом.
В. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.
Г. Золотым лучом деревню облило.
7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.
Б. Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.
В. Самолет-истребитель показался над лесом.
Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.
8. В каком предложении перед как ставится запятая?
А. Дождь лил как из ведра.
Б. У тебя брошка как пчелка.
В. Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.
Г. Молодость как песня жаворонка на заре.
9. Укажите, чем осложнено предложение: «Действительно, часов около двух пополудни начал дуть
ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся».
А. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Б. Вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом.
В. Вводным словом и однородными обособленными определениями.
10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной части предложения: (Тотчас за окном
закричал петух рывшийся в грядках с огурцами и не оглядываясь помчался прочь»?
А. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...
Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...
В. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...
11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.
Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не
утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.
В. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию
Калашников.
Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.
Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги,
Алексей поднялся на берег.
12. На месте каких цифр нужны запятые?
Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно
смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.
А. 1,4, 5.
Б. 2,3,4, 5.
В. 1,2, 3,4.
Г. 1,2,3,4,5.
13. Где надо поставить знаки препинания?
Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5)
озер (6) в садах.
А. 1, 3 - тире; 2, 5, 6 - запятые.
Б. 1 - тире; 2, 3, 5, 6 - запятые.
В. 1, 3 - тире; 4 - двоеточие; 5,6- запятые.
Г. 1 - тире; 2, 3, 4, 5, 6 - запятые.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
А. Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве - чувство меры».
Б. Лев Толстой утверждал «Главное средство во всяком искусстве - чувство меры». В. Хочется
напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Г. Твардовский говорит о своем герое: «Парень в этом роде /В каждой роте есть всегда...».
II вариант
1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.
А. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
Б. Большая радость - делать счастливыми других.
В. Для меня жить - значит работать.
Г. Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.
2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
А. Жизнь без движения пуста.
Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.
В. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.
3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.
А. На завтрак подали яйцо всмятку.
Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.
В. Печальная песня доносилась издалека. Г. День сегодня тихий, безветренный.
4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением.
А. Сирень начинает отцветать.
Б. Мать велела мне поставить чайник.
В. Дом будут строить каменщики.
Г. У него была мечта отправиться на Байкал.
5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.
А. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.
Б. Охранять природу означает охранять родной край.
В. Лед как сахар.
Г. Капли меда точно жемчуг.
6. Найдите двусоставные предложения.
А. Скамейка почернела от времени.
Б. В воздухе запахло гарью.
В. Буду слушать музыку падающей листвы.
Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.
7. Укажите односоставное предложение.
А. Б лесу держался запах прелой листвы.
Б. Поэзия - не профессия.
В. Вижу горы и долины.
Г. Подул с заречья ветерок.
8. Определите вид простого предложения: «Снегом замело входы в блиндажи».
А. Определенно-личное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Безличное.
Г. Двусоставное.
9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Письмо принесла девушка-почтальон.
Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.
В. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.
Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.
10. Укажите, чем осложнено предложение: «Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась,
вздымая валы, и стремительно скользила мимо».
А. Однородными членами предложения.
Б. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами
одновременно.
В. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным
обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Г. Обособленным приложением и однородными членами предложения одновременно.
11. Где надо поставить знаки препинания?
Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии
звучным (4) похожим на флейту голосом.
А. 1 - тире; 2, 3, 4 - запятые.
Б. 1 - тире; 3,4- запятые.
В. 1, 2, 3, 4-запятые.
Г. 1, 3, 4 - запятые.
12. На месте каких цифр надо поставить запятые?
Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) Отворив дверцу (4) на ходу
выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.
А. 1,2,3,4,5,6.
Б. 1,4,6.
В.1,2,3,4,6.
Г. 1,4,5,6.
13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.
Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в
плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.
В. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.
Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
А. Лев Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».
Б. Владимир Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница» нашего языка».
В. По мнению А. Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».
Г. Федор Тютчев пишет:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
4.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименования объектов и средств материально-
технического обеспечения
Необходимо
е
кол-во
Наличие
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Примерная программа основного общего образования по
русскому языку
1
1
1.2
Словарь по русскому языку для средней школы
1
1
1.3
Справочник по русскому языку для средней школы
1
1
1.4
Учебники по русскому языку для 5-9 классов
16
16
2
Печатные пособия
2.1
Таблицы по русскому языку для 5-9 класса
1
1
2.2
Портреты выдающихся русских лингвистов
1
1
3
Технические средства обучения
3.1
Мультимедийный компьютер
1
1
3.2
Принтер лазерный
1
1
3.3
Мультимедиапроектор
1
1
3.4
Экран (на штативе или навесной)
1
1