Напоминание

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в изучении географии

Автор: Валентина Ивановна Плетнева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Краснолипковская СШ" филиал "ВерхнелиповскаяОШ"
Населённый пункт: х Верхние Липки Волгоградская область
Наименование материала: Современный урок, как основа развития естественно научной функциональной грамотности обучающихся
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в изучении географии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация проектно-исследовательской деятельности

обучающихся в изучении географии

«Расскажи мне - я забуду,

Покажи мне - я запомню,

Дай мне действовать самому - я научусь.» (Конфуций)

Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так

как она является личностно - и практико-ориентированной, что соответствует

современной концепции образования.

Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего,

умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного

человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного

включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать

новые способы деятельности.

География в современной системе образования играет роль «мостика» между

естественными и общественными науками и уже далеко ушла от стереотипа только

описательной науки, становясь все более конструктивной.

Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) –

план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать

план.

Сущность технологии проектной деятельности школьников это один из методов,

направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений,

способствующий развитию творческих способностей и логического мышления,

объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к

конкретным жизненно важным проблемам.

Проект – это «пять П»

Проблема (значимая задача);

Планирование (план действий, выбор продукта, форма презентации);

Поиск информации (поиск и сбор материала, его обработка и осмысление);

Продукт (результат работы, изделие: плакат, реферат, модель, альманах,

мультимедийная презентация, поделка);

Презентация (представление продукта, результата). Рефлексия собственной

деятельности.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки. Это

этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, астрономия. Таким

образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его

способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает

необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой

деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно

добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения

локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития

цивилизации.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в

самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении

конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение,

учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых

задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс

обучения активным и личностно значимым.

Для активизации познавательной деятельности школьников в своей работе, стремлюсь к

тому, чтобы не только географическая информация была интересна детям, но и сам

процесс ее получения. Два пути формирования проектно-исследовательских навыков. Это

использование исследовательского метода: а) в учебном процессе; б) во внеурочной

деятельности обучающихся.

В курсе география целесообразно включать проекты, которые касаются вопросов по

географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами,

картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером.

Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет

способствовать формированию активного пользователя картографической информации

.

Проектно-исследовательская деятельность в учебном процессе

• Учебный проект - это результат познавательной, интеллектуальной, коммуникативной,

практической, оценочной деятельности.

• Основа проектирования - практическая работа, как вид учебной деятельности(например,

5-6 классы-мини-проекты).

• Темы проектов (начальный курс географии): -«Путешествие капельки воды»;

-«Памятники Всемирного природного и культурного наследия»; -«Строим свою модель

Земли»; -«Создаем конструктор литосферных плит»; -«Создаем домашнюю

метеостанцию» и д

В 7-х классах большое внимание уделяю работе с географической картой (изучение

номенклатуры, составление описаний и характеристик географических объектов,

маршрутов путешествий и т.д.), со статистическими материалами(построение графиков,

диаграмм и их анализ) и др.

В 8-9 классах использую технологию проектной и исследовательской деятельности не

только на уроках, но и в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мой

край». Посредством усиления деятельностного подхода урок географии взаимодействует с

внеурочной деятельностью через проекты, экскурсии, наблюдения, факультативы.

Изучение своего края - это стремление самому узнавать новое, получать информацию из г,

теле- и радиопередач, бесед с жителями. Лучше познать природу, историю, культуру

своей местности позволяют уроки-экскурсии .

Одним из способов повышения интереса к географии является создание мультимедийных

презентаций. Создание презентации представляет собой творческий процесс с элементами

проектной деятельности. Учащиеся с большим удовольствием создают такие проекты.

Можно сказать, что у ребят возникает интерес к поиску необходимой информации в

различных источниках, что формирует познавательно-информационные и

коммуникативные компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать свое “я”,

создает для него ситуацию успеха.

Ученические презентации не могут быть одинаковыми, у каждого она имеет своё лицо.

Между учениками возникает соревновательный момент – чья презентация получится ярче,

содержательнее, интереснее.

Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в школе

делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала.

Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам

.

Достоинства проектно-исследовательской деятельности:

• повышение мотивации изучения предметов школьной программы;

• реализация комплексного восприятие учебных предметов;

• принятие самостоятельных решений;

• развитие коммуникативных навыков;

• поверить в свои силы