Авторы: Андреева Лена Николаевна, Лена Николаевна Андреева
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОО Игидейская СОШ имени Э.К.Пекарского
Населённый пункт: село Дебдирге, Таттинский улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Публичное выступление — эффективный способ развития коммуникативной компетенции в обучении английскому языку.
Андреева Л.Н., учитель английского языка
МБОО «Игидейская СОШ имени Э.К.Пекарского»,
Таттинский улус, Республика Саха (Якутия)
Публичное выступление — эффективный способ развития коммуникативной
компетенции в обучении английскому языку.
Вопрос об изучении иностранного языка как средства международного общения
приобретает особое значение в современных условиях. Целью обучения становится
формирование
коммуникативной
компетенции,
которое
достигается
с
помощью
высокоэффективных технологий обучения, внедрения в образовательный процесс методов
интенсивного обучения.
Составляющим звеном коммуникативной компетенции является умение выступать
публично. Понятие «публичное выступление» выделяет два главных фактора – это
речевая деятельность и публика. Другими словами, публичное выступление – это процесс
передачи информации в условиях непосредственного общения с аудиторией слушателей.
Этапы публичного выступления:
1) подготовка (выбор темы и определение цели выступления, подбор материала, его
изучение и анализ, составление плана выступления),
2) вхождение в контакт,
3) концентрация внимания,
4) поддержание внимания,
5) аргументация и убеждение,
6) завершение выступления.
Умение использовать коммуникативные (речевые) средства в процессе общения, а также
умение выстраивать монологические высказывания и аргументировать свою точку зрения,
давая оценку событий, все это является необходимым условием успешного обучения
учащихся.
Основные задачи педагога:
– формирование у учащихся умения подготовить выступление и убедительно произнести
его;
– формирование умения заинтересовать аудиторию;
– помощь в преодолении страха;
– формирование навыков публичного выступления.
Коммуникативные учебные действия формируются при:
– достаточной полноте и точности выражения своих мыслей;
–использовании речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
– заинтересованности во мнении оппонента и умении высказывать свое видение вопроса;
– диалоге и участии в групповом обсуждении проблемы;
– умении владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
– обсуждении разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
– умении находить аргументы в свою пользу с помощью вопросов;
– аргументированном убеждении своего собеседника в правильности и достоверности
своей точки зрения;
– установлении рабочих отношений и эффективного сотрудничества;
– использовании языковых средств в форме речевых высказываний своих чувств и
мыслей.
Наблюдения показывают, что современные подростки не умеют связанно и четко
формулировать свои мысли на английском языке, публично отстаивать свою точку
зрения, обладают малым словарным запасом. Какие методы работы на уроках возможно
использовать для формирования навыков публичного выступления?
Групповая форма работы на любом этапе урока является наиболее эффективной
формой для развития и формирования навыков публичных выступлений. Вовлечение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала в форме групповой работы
приводит к тому, что ученики с низкими учебными возможностями высказываются чаще,
стараются проявить активность, быть полезным в общей работе.
Одной из эффективных форм групповой работы, внедряемых для формирования
грамотной и аргументированной речи учащихся, является метод учебной дискуссии.
Существует ряд преимуществ дискуссии, таких как активное и глубокое усвоение знаний,
осуществляется взаимодействие учащихся (развитие коммуникативных навыков и
уверенности учеников), учащиеся могут проверить и сравнить свои точки зрения между
собой (метод оценки). Дискуссия усовершенствует развивающие и воспитательные
навыки обучающихся.
С помощью внедрения в учебный процесс этого метода
происходит:
– побуждение познавательного интереса учащихся;
–
обучение
навыкам
диалогической
и
монологической
речи,
рассуждения,
самостоятельного высказывания;
– развитие навыков общения в группе и воспитание толерантного отношения к людям.
Следующий метод формирования навыков публичного выступления – мозговой
штурм. Метод стимулирует творческую активность учащихся, конечным результатов
внедрения этого метода всегда является поиск новых идей для решения поставленной
задачи или поиск решения обозначенной проблемы.
В процессе применения этого метода в учебном процессе активизируется учебная и
познавательная деятельность, учащиеся высказывают свою точку зрения, собственное
видение решения проблемы или задачи, формируется собственное отношение к теме.
Учащиеся быстрее концентрируются и прилагают максимум усилий в поиске решений.
В команде быстрее устанавливается взаимодействие между учащимися, они учатся
работать в команде, относятся с терпимостью к иной точке зрения. Главным условием
успешного внедрения этого метода является уважение права каждого на свободу слова и
его достоинства.
Одним из способов, формирующих навыки публичных выступлений у обучающихся,
является метод проектов, под которым понимается система обучения, при которой
учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий – проектов. Учебный проект с точки зрения
учащегося – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал.
Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат.
Данный метод предполагает защиту проекта, у учащихся формируются следующие
умения:
– выступать перед публикой;
– отстаивать свою точку зрения;
– излагать свое видение проблемы.
В ходе презентации, учащиеся не только рассказывают о ходе работы и показывают его
результат, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы.
Такой метод формирует навыки самообразования и состоит из нескольких этапов:
1) подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких
вариантов и выбора одного их них;
2) исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей)
реализация проекта;
3) защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).
Учитель, организуя проектную деятельность, создает такие условия для учащихся, при
которых они погружаются в процесс выполнения творческого задания, овладевают
коммуникативными умениями, работая в группе.
Таким образом, умение выступать публично является составляющим звеном
коммуникативной компетенции. Коммуникативные навыки включают в себя умение
максимально эффективно доносить свою точку зрения во время презентаций и публичных
выступлений перед аудиторией.
Дискуссии способствуют развитию диалогической речи учащихся:
- умению задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы,
-свободно участвовать в беседе, спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы,
затронутые в дискуссии.
В ходе мозгового штурма дети учатся коротко и максимально четко выражать свои
мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий
нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.
Хорошее выступление на публике предполагает множество различных умений,
вытекающих из этапов публичного выступления:
1) умение подготовить выступление: определить тему и цель выступления, подобрать
необходимый материал, выбрать форму изложения материала (доклад, презентация, речь),
2) умение правильно устанавливать контакт с аудиторией,
3) умение привлекать и удерживать внимание аудитории, своевременно
3) умение привлекать и удерживать внимание аудитории, своевременно реагировать на
снижение внимания,
4) умение уверенно держаться перед большой аудиторией, отвечать на вопросы, вести
диалог,
5) умение настраиваться, управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе
выступления,
6) умение создавать у аудитории наиболее благоприятное впечатление о себе,
демонстрируя дружелюбие, терпимость, тактичность.
Для того, чтобы формирование умений и навыков публичной речи дало оптимальный
результат, оно должно осуществляться в благоприятной речевой среде при активизации
речевой и мыслительной деятельности школьников, обеспечивая одновременно их
умственное развитие и формирование общеучебных навыков (работы с текстом,
формулировки тезиса, приведения доводов, композиционного оформления выступления,
его анализа, использования вербальных и невербальных средств общения и т.д.).
Этого результата можно достичь, используя следующие приемы:
1) для развития четкости дикции, выразительности, культуры речи, самоконтроля,
уверенного речевого дыхания: механизм правильного речевого дыхания: вдох через нос,
при этом живот надувается, на выдохе рот открыт (сочетается с речью); либо выдох
осуществляется через нос, втягивая живот (грудная клетка не поднимается); чтение текста
на одном дыхании (вдохнуть через нос, живот надувается, говорить на выдохе, не вдыхая
дополнительно и без пауз);
2) для развития дикции необходимо чтение вслух, обращая внимание на дыхание,
дикцию, артикуляцию, также важными являются расширение и обогащение словарного
запаса;
3) в процессе публичного выступления большое значение имеет культура телесных
движений, с этой целью применяют следующие средства и методические приемы:
танцевальные игры, импровизация под музыку, пантомима;
4) приемы захвата и поддержания внимания аудитории: рассказ о личном опыте,
обращение к различиям во мнениях, риторические вопросы, интересные факты и
исторические эпизоды.
5) приемы преодоление волнения: репетиция выступления перед зеркалом, дыхательные
упражнения
и
другие.
Навыки публичного выступления также формируются на внеклассных мероприятиях:
классных часах, праздниках, участия в художественной самодеятельности, участие в КВН
и других мероприятиях. Например, ежегодно в нашей школе проводится конкурс юных
ораторов «Куолу» на якутском, русском и английском языках.
В конкурсе ораторов на английском языке участвуют учащиеся 5-11 классов. Конкурс
направлен на повышение мотивации учащихся, популяризацию изучения английского
языка среди детей среднего и старшего школьного возраста, пополнение лексического
запаса, для учащихся старших классов - подготовка к ЕГЭ, выявление и поддержка
талантливых учащихся.
Основные цели проведения конкурса предусматривают следующее:
- предоставление участникам конкурса возможности продемонстрировать навыки
публичного выступления и высказать собственное мнение по актуальным проблемам
современности в устной форме на английском языке;
-
формирование
активной
гражданской
позиции
у
участников
через
осознание
возможности влияния на общественные процессы посредством публичной речи;
- развитие навыков аналитического и научно-исследовательского подхода при подготовке
публичного выступления;
- развитие способности творчески мыслить, находить нестандартные решения;
- создание условий для самореализации участников, повышения их социальной и
творческой активности;
- выявление творческих и одарённых учащихся.
Конкурс на английском языке проводится в следующих категориях:
1.Учащиеся 5-6 классов
2.Учащиеся 7-8 классов
3.Учащиеся 9-11 классов
Конкурс ораторов «Куолу» на английском языке состоит из 3 этапов. В качестве задания
для первого этапа конкурса участникам предлагается представить устное сообщение
в форме публичного ораторского выступления на английском языке и
продемонстрировать свои навыки. Сообщения представляются только в форме живых
выступлений, без использования компьютерных презентаций, длительностью не более 5-7
минут.
Во втором этапе ученикам необходимо произнести спонтанную речь по выбранной
теме. По окончании выступления ораторы отвечают на вопросы жюри и других
участников конкурса.
В третьем этапе участвуют победители двух предыдущих этапов, для них проводятся
дебаты.
Принять участие в конкурсе могут и учащиеся отдаленных улусов. Они предоставляют
видеозапись своего выступления.
Критерии оценки выступлений:
1.Полнота и точность раскрытия выбранной темы.
2.Оригинальность суждений.
3.Оригинальность подачи информации.
4.Уровень языкового оформления сообщения.
5.Разнообразие грамматических структур
6.Богатство лексического наполнения
7.Правильность языкового оформления
8.Эмоциональность.
9.Контакт с аудиторией.
10.Артистичность.
11.Умение поддерживать дискуссию с аудиторией
Итог подводится по отдельным группам. Победителям присуждаются I, II, III места и
номинации «Most Fluent Speech», «Most Logical Speech», «Most Sincere Speech», «Most
Accurate
Speech».
Учителя,
подготовившие
победителей,
награждаются
благодарственными письмами.
Публичное выступление на английском языке направлено на повышение мотивации
к изучению языка, дает учащимся возможность на практике применить свои знания,
независимо от их уровня. Участники получают опыт публичных выступлений, в которых
определяют свою позицию в обществе. Это опыт, необходимый для их активной
социализации.