Напоминание

Является ли экранизация препятствием на пути к чтению?

Автор: Иванова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 40
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Является ли экранизация препятствием на пути к чтению?







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

О. А. Иванова, учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ № 40 г. Липецка

Является ли экранизация препятствием на пути к чтению?

Я расскажу об использовании технологии проблемно-модульного обучения при работе с

экранизациями и инсценировками литературных произведений. Актуальность включения в

учебную деятельность этого материала вытекает из следующего очевидного факта, что словесник

не сможет добиться какого бы то ни было результата, если ученик не читает книг. И тут мы

должны честно признаться самим себе, что школьники очень часто читают неохотно или вовсе не

читают программных произведений, вообще они охотнее смотрят телефильмы, чем читают что

бы то ни было.

Экранизации, таким образом, на первый взгляд, выступают в роли препятствия на пути к

чтению литературы. Но так ли это?

Во-первых,

известно,

что

довольно

часто

(особенно

при

методически

грамотно

выстроенной подготовке со стороны учителя) именно после просмотра экранизации многие с

интересом обращаются к первоисточнику Очевидно, сами по себе фильмы не могут отвратить

от книги.

Во-вторых, оградить школьников от экранизаций просто невозможно и не нужно. Более

того, это в высшей степени непедагогично, так как любой запрет рождает только желание этот

запрет нарушить, не говоря уже о том, что запрет воспринимается подростком как посягательство

на его свободу.

В-третьих,

исторически сложилось так, что художественный текст и кино- и

телеэкранизации взаимно дополняют друг друга. В основе многих кинематографических приемов

лежали достижения литературы. Романы Толстого, Достоевского, Шолохова сочетают видение

мельчайших подробностей с широким эпическим охватом действительности путем «монтажа»

кусков повествования. Широкий подтекст пьес Чехова (так называемое «подводное течение»)

сказался на выразительных особенностях кино.

Следовательно, учителю нужно учиться работать в новых условиях, которые диктуют нам время,

и превратить экранизации из помехи в эффективное средство обучения. При этом не надо

забывать, что кино- и телеэкранизации и их литературные прообразы органически интегративны и

равноценны. Среди искусств не существует иерархии. Кино превосходит литературу в самой

палитре выразительных средств; литература же оперирует словом, в котором сконцентрирован

опыт предшествующих поколений и одновременно сосуществуют несколько смыслов, что

абсолютно адекватно на язык других видов искусств в принципе непереводимо.

Конечно, само по себе наличие видеотехники и видеотеки в кабинете - только база, фундамент, на

котором учитель должен выстроить здание собственной технологии. Именно учитель, уровень его

мастерства определяет эффективность любого урока.

Объективной основой для достижения вышеуказанной цели служит

то, что экранизация

принципиально не может совпадать с текстом литературного произведения, так как у кино и

литературы разный набор художественных средств и возможностей (слово несводимо к

зрительному образу), а у каждого режиссера еще и свое видение экранизируемого текста. Таким

образом, у педагога есть возможность наглядно показать учащимся, что чтение текста не может

быть заменено просмотром фильма. Учитель, идя сам и ведя за собой учеников от текста к его

кинематографическому или сценическому воплощению, показывая различия того и другого, в

конечном счете, должен привести ребят обратно к тексту, убедить его в уникальности и

самодостаточности, сформировать индивидуальное восприятие, а в перспективе – творческое

переосмысление ребенком художественного текста.

Этот путь представляется наиболее целесообразным по нескольким причинам.

1. Так как сравнение, анализ, обобщение – мыслительные операции, то, выполняя их,

ребенок развивается интеллектуально, и тем самым достигается, параллельно с обучающей,

развивающая цель образования.

2.

Попутно повышается общая культура учеников,

их умение видеть особенности

различных видов искусства. Таким образом, мы воспитываем не только грамотного читателя, но и

грамотного зрителя.

3. Мы показываем ученику то, что на один и тот же текст можно смотреть по-разному. Мы

учим его прислушиваться к разным точкам зрения, вести диалог, что на сегодняшний день,

согласитесь, весьма актуально.

4. Организуя деятельное восприятие видеоряда и последующее выполнение творческих

заданий, мы идет вслед за природой ребенка, который стремится любое свое знание применить не

практике.

5. Кроме того, именно здесь, как представляется, происходит естественное, ненавязчивое

соединение обучения с воспитанием творческой, думающей личности, способной самостоятельно

оценить художественные достоинства того или иного произведения искусства. Ориентация на

развитие такой личности заложена практически в каждой программе по литературе.

6. Уже то, что учитель не отстает по уровню информированности и владения техникой от

потребностей дня, идет навстречу ученику, укрепляет его авторитет среди ребят.

Использование различных приемов оптимизации образовательного процесса способствует

гарантированному достижению целей обучения. Экранизации – один из них.