Напоминание

Функциональная грамотность на уроках английского языка

Автор: Хачак Фатима Долетчериевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №70
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Функциональная грамотность на уроках английского языка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Функциональная грамотность на уроках английского языка

Модернизация

современного

образования

обозначила

новые

приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым

тенденциям.

Россия

заинтересована

в

образованных,

нравственно

воспитанных,

предприимчивых

людях,

которые

могут

самостоятельно

принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладают развитым

чувством ответственности за судьбу страны. Школа, в свою очередь, должна

привить необходимые навыки учебного труда, так как детям в будущем

придётся осваивать разные профессии.

Современный урок сочетает в себе различные аспекты согласно

требованиям обновлённых

ФГОС, где процесс образования предполагает

преемственность и единство содержания предметных результатов. На

сегодняшний день формирование функциональной грамотности является

одним из главных направлений не только в системе образования, но и в мире.

С 2024–2025 учебного года в нашей школе введены уроки функциональной

грамотности как отдельной дисциплины. Зададимся вопросом, почему

функциональная

грамотность

настолько

важна?

Ответ

очевиден

из

определения функциональной грамотности, как готовности и способности

использовать приобретаемые знания и умения для решения огромного

спектра

жизненных

задач

во

всех

сферах

общения

и

социальной

деятельности. Для того чтобы обучающиеся смогли применить полученные

знания

на

практике,

необходимо

освоить

навык

функциональной

грамотности, так как в условиях современного мира на рынке труда каждый

должен

демонстрировать

максимальную

гибкость

и

быть

готовым

адаптироваться к меняющимся требованиям. Функционально грамотный

школьник получает возможность осознанного выхода за границы конкретного

учебного предмета, а точнее умеет синтезировать все знания для решения

конкретной задачи.

В эпоху глобализации стал наблюдаться целый ряд проблем, которые

приходится решать учителям на уроках английского языка. В первую очередь,

дети зачастую не знают значение слов и не стремятся развивать языковую

догадку, потому что они привыкли пользоваться различными мессенджерами.

Бывают случаи, когда они элементарно не понимают смысла написанного, не

могут выделять ключевые слова, и не могут интегрировать знания одной

учебной дисциплины в другую. Для решения подобных проблем и была

введена

функциональная

грамотность,

направленная

как

раз

на

формирование

способности

у

учащихся

интегрировать,

обобщать,

синтезировать, продуцировать тексты разных типов, извлекать информацию

из разных источников, критически оценивать информацию из СМИ, уметь

работать с таблицами, диаграммами и применять их при подготовке разных

видов высказываний, как устных, так и письменных. Перечисленные выше

умения совпадают с требованиями, прописанными в ФГОС, и ориентируют

школы на формирование у учащихся функциональной грамотности.

Изучение иностранного языка в общеобразовательной школе имеет

большое

значение

для

приобщения

учащихся

к

иным

культурам,

приобретения

ими

умения

самостоятельного

чтения

литературы

и

стилистически грамотного механизма письма. Главная цель современного

урока

иностранного

языка

по

требованиям

реализации

ФГОС

коммуникативная

компетенция,

включающая

в

себя

языковую

и

социокультурную компетенции. Отсюда следует, что на уроках английского

языка

учитель

работает

по

всем

направлениям

формирования

функциональной грамотности. Роль учителя – стимулировать учащихся к

использованию речемыслительной активности для того, чтобы создать такие

учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной речи.

Говоря об эффективности обучения языку, стоит отметить два главных

фактора, которые должны соблюдаться: мотивация к обучению; способность

ребенка адаптировать полученные на уроках знания к тем условиям жизни, с

которыми он сталкивается. На своих уроках активно применяю различные

приёмы и технологии, благодаря которым и формируется творческая

личность, способная мыслить и действовать, решая нестандартные задачи, а,

следовательно, функционально грамотная личность. Кроме того, данные

технологии направлены на расширение кругозора учащихся и осознанного

отношения к окружающему миру. Среди наиболее эффективных технологий,

можно выделить: метод проектов; технологию критического мышления;

личностно-ориентированное обучение; игровые технологии.

Технология критического мышления на моих уроках позволяет

значительно увеличить время речевой практики для каждого обучающегося,

добиться

усвоения

материала

всеми

участниками

группы,

решить

разнообразные воспитательные и развивающие задачи английского языка.

Преподаватель

становится

организатором

самостоятельной

учебно-

познавательной, коммуникативной, творческой деятельности обучающихся, у

него появляются возможности для совершенствования процесса обучения,

развития коммуникативной компетенции детей, целостного развития их

личности. В классе

создаётся

атмосфера открытости, ответственного

сотрудничества, а учащиеся могут самостоятельно анализировать свою

работу на уроке.

Проектная деятельность формирует функциональную грамотность

учащихся,

даёт

столь необходимый школьникам опыт деятельности, и

поэтому она

незаменима. Данный метод позволяет учащимся находить

информацию самостоятельно, анализировать и делать выводы. Учащиеся во

время урока развивают свои коммуникативные навыки, у них возрастает

интерес к процессу обучения. Сегодня учителю следует не просто проводить

уроки на высоком методическом и содержательном уровне, но сообщать

актуальную

и

полезную

научную

информацию

в

доступной

форме.

Компетенцией учителя должно стать то, что необходимо перестроить

образовательный процесс таким образом, чтобы каждый школьник захотел

получить знания, имел возможность это сделать, мог осознать их ценность и

функциональность, реализуя себя в различных видах деятельности.

Личностно-ориентированное обучение — технология, которая даёт

каждому учащемуся возможность реализовать себя на уроке, при котором

учитель опирается на его способности и интересы. Как и большинство

педагогов признаю, что в условиях современной школы основной заботой

учителя

остаётся

реализация

учебных

программ

с

ориентацией

на

усреднённый

уровень

сформированности

компетенций.

На

уроках

английского языка в общеобразовательной школе лишь единицы учащихся

имеют возможность и способности выйти за рамки усреднённых

типов

заданий. Учителю приходится дифференцировать объем и уровень сложности

заданий, а это не соответствует личностно-ориентированному подходу в

обучении.

На уроках стараюсь подбирать материал так, чтобы можно было

выявить личный опыт учеников, чтобы не только расширялся их объем

знаний,

но

и

происходило

преобразование

личного

опыта

через

структурирование, интегрирование и обобщение. Подвожу детей к тому,

чтобы они могли выразить собственное мнение на определённую ситуацию,

например, через приём дебатов, при котором дети испытывают ситуацию

успеха. И снова повышается мотивация к изучению английского языка. А

изучение грамматики можно сделать интересным и продуктивным с

помощью личностно-ориентированной направленности.

Применение

игровой

технологии

на

уроках

английского

языка

способствует эффективному усвоению материала и развивают речевые

компетенции.

Наряду

с

играми

фонетическими,

лексическими,

орфографическими, наибольшей популярностью пользуются ролевые игры,

которые развивают речевые навыки, творческий потенциал. Языковой барьер

в процессе игры стирается, дети привыкают выступать на публике, а их

погружение в речевую ситуацию позволяет в дальнейшем адаптироваться в

реальной жизни.

В

современном

мире

умение

общаться

на

английском

языке

воспринимается как новая компетенция, которой обладает человек, так как

умение использовать язык на практике это и есть функциональная

грамотность. С модернизацией современного общества уровень знаний

иностранного языка стал выше. Каждый человек имеет доступ не только к

сайтам с лексикой и грамматикой, но и может посмотреть фильм на

английском с субтитрами или сможет пообщаться в социальных сетях с

носителем языка. Мы живём в эпоху, когда многие профессии предполагают

знание английского языка для успешного функционирования в своей

профессии.

Отметим, что формирование функциональной грамотности учеников

становится задачей каждого современного педагога, от которого требуется

креативность, творческое мышление, использование инновационных форм

и методов обучения. Используя на уроках задания на формирование

функциональной грамотности, учитель повышает мотивацию учащихся,

развивает творческие способности, расширяет кругозор, помогает осознать

ценности современного мира. Это все необходимо для гармоничного

развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. Английский

язык является очень важным инструментом в становлении и развитии

функционально грамотной личности. На мой взгляд, в современном мире для

человека необходимо иметь в своём запасе знание одного или нескольких

иностранных языков. Современная школа должна помочь обучающимся

войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в

современном мире, адаптироваться к социуму.Подготовка функционально

грамотных школьников с высокой образовательной активностью – это

условие социально-экономического развития страны, показатель качества

образования.

Литература

1. Павлова, Л. Г. Функциональная грамотность на уроках английского языка / Л. Г.

Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой учёный. — 2024. — № 10 (509). — С.

60-61.

2. Саметова Ф.Т., Мырзаханова Ф.М.

Функциональная грамотность как один из

показателей уровня социально - культурного развития человека // Научное обозрение.

Фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 2.