Автор: Грязнова Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№6 "Тополёк"
Населённый пункт: г.Балаково Саратовская область
Наименование материала: "методическая разработка"
Тема: "Животные нашего края"
МАДОУ детский сад №6 «Тополёк».г.Балаково Саратовская
область. Автор конспекта воспитатель Грязнова Л.Ю.
Конспект образовательной деятельности по познавательному
развитию в средней группе.
Тема:
«Животные нашего края»
Цель: Закрепление представлений о диких животных наших лесов.
Задачи:
Образовательные:
-
Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид,
повадки, питание, их признаках, приспособлении к условиям жизни.
Закрепить знание названий детёнышей животных. Закрепить порядковый
счёт.
Развивающие:
- Развивать речь, мышление.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.
Методы и приемы:
Словесный (вопросы к детям, беседа, поощрение);
Наглядно-демонстрационный (игрушки)
Игровой (создание игровой ситуации, сюрпризный момент);
Приёмы: игровые, беседа, вопросы, физкультминутка, приёмы привлечения
и сосредоточения внимания, активации самостоятельного мышления.
Технологии: здоровьесберегающие технологии; личностно-ориентированные
технологии; социоигровая технология.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: зайчонок, волчонок, медвежонок и т. д; беличий, лисий,
волчий и т. д
Оборудование:
картинки животных средней полосы, иллюстрации
серии «Угадай, чей хвост», магнитная доска, макет дома и леса,
набор
карточек «Дикие животные и их детеныши»,
игрушечные наборы диких и
домашних животных,
аудиозапись «Звуки леса», конверт с письмом,
воздушный шар, накаченный гелем.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Сегодня к нам с пришли гости. Давайте
с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем весело играть и даже отправимся в
путешествие. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с
вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте
за мной.
Приветствие
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Сюрпризый момент (в группу прилетела птица, в клюве письмо.)
II. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, нам пришло письмо! Давайте его прочитаем.
Текст письма: Дорогие ребята! У нас случилась беда: злой волшебник нас
всех заколдовал. Мы забыли свои названия, чем мы должны питаться и где
наш дом. Помогите нам, пожалуйста! Подпись: Лесные жители
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто же это- лесные жители? Вы можете их
назвать? Назовите их.
А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)
Почему их называют дикими? (Правильно, потому что они живут в дикой
природе и человек их не приручил)
Послушайте стихотворение про диких животных.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Давайте вспомним, что случилось с лесными жителями? Как вы считаете,
мы можем им помочь? (Да)
Какие вы смелые, ничего не боитесь! Ну что ж, тогда отправляемся в лес, на
помощь лесным жителям.
А как же мы туда доберемся? Ой, я знаю, знаю, мы полетим туда на
воздушном шаре! Беритесь все за веревочку, закрывайте глаза, и мы
отправляемся в путь!
(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Вот и очутились мы в лесу, открывайте глазки! Посмотрите,
сколько деревьев вокруг. Деревьев много, но нет ни одного животного. Ой,
что это? Посмотрите, на пенёчке какой-то конверт. Что же в нём?
А в нём задание нам:
Д/и (дидактическая игра) «Угадай по описанию»
Как только догадаетесь про кого загадка, так сразу появится животное, а для
того, чтобы его расколдовать нужно с каждым поиграть!
Воспитатель: Смотрите, вот чей-то дом виднеется. Интересно, кто здесь
живет? Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у.,.» (волк).
А какой он, ребята? (злой, сердитый, серый, зубастый, страшный)
А как называется его жилище? (логово). Чтобы волка расколдовать нужно с
ним поиграть . Д/и «Где, чей домик?».
Воспитатель: Вот и разобрались! Ну а мы отправимся на поиски других
животных.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути и ручей. Тяжело
пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через
болото- по кочкам придется прыгать, а через ручеек по бревнышку пройдем.
Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг
друга в болото не столкнуть.
Ой, смотрите — кустик! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто
это.
Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою-в беленькой.
Воспитатель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий,
серый, косой). А какая у зайчика шубка зимой? Почему? Где зайчик живет?
А кого он боится? Поиграем с зайчиком? Д/и «Чей хвост?» Чтобы заяц не
боялся, поможем ему стать сильным и смелым-научим его делать зарядку!
Физкультминутка
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись
(Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг — и ускакал.
(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову
опустить вниз)
Воспитатель: А теперь нам пора отравляться дальше.
Воспитатель: Ой, шишки под ногами! Как много ,давайте соберём и
посчитаем их. Сколько собрала Соня,а сколько собрал Кирилл? А кто собрал
больше ? Кто же их здесь раскидал?
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка).
Верно, это белка. Смотрите, вот на дереве ее домик. Как он называется? А
вот и сама белочка из дупла выглядывает. Здравствуй, белочка! Ребята, какая
она? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая). А зимой у белки какая шубка?
Хлопотунья-белочка, чем ты занимаешься? Припасы на зиму готовишь?
Воспитатель: Белка просит нас помочь ей разобраться где чьи следы. Д/и
«Чей след?»
Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, вот пенечек стоит. А под пенечком
чья-то норка. Только пенек весь листьями засыпан.
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Воспитатель: Кто же это, ребята? (еж) Какой он? (маленький, колючий) А
как называется домик ежа? (норка) Как вы думаете, если мы придем в лес
зимой, мы сможем увидеть ежа? Почему? (нет, еж зимой спит).
Интересно, почему наш еж такой грустный? Что случилось, ежик? Ах вот
оно что! Тебя лиса напугала и ты забыл как тебя звали когда ты был
маленьким? Ничего ёжик, ребята тебе в этом помогут . Д/И «Кто, кем был?».
А нам снова пора в дорогу.
Воспитатель:
Смотрите-ка- горка!
А под горкой-норка!
Кто-то в норке здесь живет,
В гости нас к себе зовет.
Давайте угадаем, кто же это?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее …(лисица).
Воспитатель: Вот она- лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая,
пушистая) А где она живет? Лиса «шепчет » на ухо воспитателю: Весной у
всех зверей в лесу появляются детеныши. Но звери забыли, как правильно
называть своих деток, и мы просим помочь нам разобраться.
Воспитатель: Вы ребятки умные и знаете, как называются лесные
детеныши. Поможем?
На магнитной доске выставляются наборы карточек:
Лиса-лисенок-лисята
Заяц-зайчонок-зайчата
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Еж-ежонок-ежата
Медведь-медвежонок-медвежата.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь лесные жители во всем разобрались!
Воспитатель: Я еще чей-то домик вижу впереди. Кто там живет?
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Воспитатель: Точно, это медведь! Здравствуй, Мишка косолапый! Ребята, а
медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий). А чем медведь питается? А
что медведь зимой делает? Где он спит? Мишка, почему ты такой грустный?
(Мишка «шепчет» на ухо воспитателю)
Воспитатель: Ах вот оно что! Знаете, ребятки, отчего грустит наш мишка?
Потому что , он забыл чем он питается..
Надо это дело срочно исправлять!
Мы медведю будем помогать!
Мы весь лес обошли и узнали чем питаются наши звери, и тебе поможем
Мишка!
Д/и «Кому что дадим?»
Заключительная часть.
Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Все лесные обитатели
очень вам благодарны и угощают вас орешками и грибами. Ну, а нам пора
возвращаться в наш детский сад.
(Беремся за веревку шарика.) Говорим волшебные слова:
покружились, покружились снова домой возвратились
Вот и снова мы в детском саду! Открывайте глаза.
Рефлексия.
Понравилось вам наше лесное путешествие? У кого в гостях мы сегодня
побывали? Кто такие лесные жители? Что с ними произошло? Хорошо,
ребятки, все вы молодцы, постарались!
А теперь давайте скажем «До свидания» нашим гостям.