Напоминание

Воспитание толерантности на уроках в начальной школе

Автор: Степанова Юлия Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 2
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание толерантности на уроках в начальной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира,

когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и

лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из

основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы

гуманной жизни. Проблема воспитания толерантности в начальной школе

очень актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться

взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с

разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной

деятельности. Нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни,

убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем

обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом

нетерпимости в школе может выступать как социальная, национальная,

религиозная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид,

интересы,

увлечения,

привычки.

Очень

часто

возникает

проблема

межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления

нетерпимости. Воспитывая детей в школе, необходимо закладывать не

просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя

и окружающих, какими бы они ни были.

Россия – многонациональная страна. Не исключение и Иркутская область,

где существует множество культурных и этнических различий. Воспитание

толерантности должно происходит постоянно и с первых дней пребывания

ребенка в школе. Мне важно донести до каждого ребенка мысль о том, что

разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя

многообразный

и

прекрасный

мир.

Ребенок

должен

осознавать

неповторимости своей личности и личности одноклассника, что будет

способствовать

формированию

сплоченности

классного

коллектива.

Образцом толерантного поведения, считаю, должен оставаться сам учитель.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле

«родители + дети + учитель». Это значит, что решающими факторами в

процессе воспитания толерантной личности являются семья и образование. И

если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку,

то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей

такими,

какие

они

есть.

Таким

образом,

семья

в

формировании

толерантности у учащихся имеет большое значение.

Мною разработан целый цикл внеклассных мероприятий таких как «Мы

такие разные, этим мы прекрасные!», «Карусель дружбы», «Русское

чаепитие», «Бурятское чаепитие», «Сагаалган- праздник Белого месяца» с

привлечением родителей учеников. Одно из последних – мероприятие,

посвященное празднованию Сагаалгана.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Сагаалгана, было

проведено с целью развивать и пропагандировать принципы толерантности

среди учащихся. Сагаалган – традиционный бурятский праздник, который

отмечается с приходом весны. Название праздника произошло от слов

«саган», что значит «белый». Началом Нового года по лунному календарю

является новолуние ,которое приходится на середину между зимним

солнцестоянием и весенним равноденствием. В праздновании Сагаалгана

выделялись три этапа- канун, первый день Нового года и весь остальной

месяц. Этот прекрасный праздник пришел к нам из глубины веков. Он

олицетворяет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя

самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции

бурят. Традиция празднования нового года по лунному календарю широко

распространена в странах Центральной, Юго-Восточной Азии: Китае,

Японии, Вьетнаме, Корее, Монголии, а в России – в Бурятии, Калмыкии,

Тыве, Забайкальском крае, Иркутской области.

Целью мероприятия было показать детям важность толерантности и

взаимопонимания среди разных культур и народов. Для достижения этой

цели были организованы различные игры, конкурсы и творческие занятия, в

которых дети могли проявить свои способности и развить качества,

необходимые для установления гармоничных отношений со сверстниками. В

ходе мероприятия дети узнали о традициях Сагаалгана, рассказы которого

пришли из далекого прошлого. Они смогли познакомиться с основными

обычаями праздника, а также попробовать себя в роли участников этой

культурной праздничной церемонии. Не остались в стороне и родители.

Совместно с детьми они готовили костюмы, реквизит, искали информацию

об обычаях и традициях бурятского народа, учили благопожелания.

Наше внеклассное мероприятие получилось насыщенным и интересным

для детей. Они смогли не только провести время весело и познавательно, но

и запомнить важные уроки толерантности и взаимопонимания. Я надеюсь,

что эти знания и навыки помогут им в будущем строить гармоничные

отношения с остальным миром и быть открытыми к другим культурам и

традициям. А впереди нас ждут новые интересные мероприятия, в ходе

которых,

мы

продолжим

знакомиться

с

традициями

и

обычаями

национальностей, проживающих в Иркутской области.