Автор: Степанова Юлия Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 2
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание толерантности на уроках в начальной школе
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира,
когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и
лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из
основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы
гуманной жизни. Проблема воспитания толерантности в начальной школе
очень актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться
взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с
разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной
деятельности. Нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни,
убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем
обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом
нетерпимости в школе может выступать как социальная, национальная,
религиозная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид,
интересы,
увлечения,
привычки.
Очень
часто
возникает
проблема
межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления
нетерпимости. Воспитывая детей в школе, необходимо закладывать не
просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя
и окружающих, какими бы они ни были.
Россия – многонациональная страна. Не исключение и Иркутская область,
где существует множество культурных и этнических различий. Воспитание
толерантности должно происходит постоянно и с первых дней пребывания
ребенка в школе. Мне важно донести до каждого ребенка мысль о том, что
разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя
многообразный
и
прекрасный
мир.
Ребенок
должен
осознавать
неповторимости своей личности и личности одноклассника, что будет
способствовать
формированию
сплоченности
классного
коллектива.
Образцом толерантного поведения, считаю, должен оставаться сам учитель.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле
«родители + дети + учитель». Это значит, что решающими факторами в
процессе воспитания толерантной личности являются семья и образование. И
если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку,
то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей
такими,
какие
они
есть.
Таким
образом,
семья
в
формировании
толерантности у учащихся имеет большое значение.
Мною разработан целый цикл внеклассных мероприятий таких как «Мы
такие разные, этим мы прекрасные!», «Карусель дружбы», «Русское
чаепитие», «Бурятское чаепитие», «Сагаалган- праздник Белого месяца» с
привлечением родителей учеников. Одно из последних – мероприятие,
посвященное празднованию Сагаалгана.
Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Сагаалгана, было
проведено с целью развивать и пропагандировать принципы толерантности
среди учащихся. Сагаалган – традиционный бурятский праздник, который
отмечается с приходом весны. Название праздника произошло от слов
«саган», что значит «белый». Началом Нового года по лунному календарю
является новолуние ,которое приходится на середину между зимним
солнцестоянием и весенним равноденствием. В праздновании Сагаалгана
выделялись три этапа- канун, первый день Нового года и весь остальной
месяц. Этот прекрасный праздник пришел к нам из глубины веков. Он
олицетворяет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя
самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции
бурят. Традиция празднования нового года по лунному календарю широко
распространена в странах Центральной, Юго-Восточной Азии: Китае,
Японии, Вьетнаме, Корее, Монголии, а в России – в Бурятии, Калмыкии,
Тыве, Забайкальском крае, Иркутской области.
Целью мероприятия было показать детям важность толерантности и
взаимопонимания среди разных культур и народов. Для достижения этой
цели были организованы различные игры, конкурсы и творческие занятия, в
которых дети могли проявить свои способности и развить качества,
необходимые для установления гармоничных отношений со сверстниками. В
ходе мероприятия дети узнали о традициях Сагаалгана, рассказы которого
пришли из далекого прошлого. Они смогли познакомиться с основными
обычаями праздника, а также попробовать себя в роли участников этой
культурной праздничной церемонии. Не остались в стороне и родители.
Совместно с детьми они готовили костюмы, реквизит, искали информацию
об обычаях и традициях бурятского народа, учили благопожелания.
Наше внеклассное мероприятие получилось насыщенным и интересным
для детей. Они смогли не только провести время весело и познавательно, но
и запомнить важные уроки толерантности и взаимопонимания. Я надеюсь,
что эти знания и навыки помогут им в будущем строить гармоничные
отношения с остальным миром и быть открытыми к другим культурам и
традициям. А впереди нас ждут новые интересные мероприятия, в ходе
которых,
мы
продолжим
знакомиться
с
традициями
и
обычаями
национальностей, проживающих в Иркутской области.