Автор: Елена Евгеньевна Новикова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Томского государственного педагогического колледжа"
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Художественное воплощение семьи в ХХI веке, как средство формирования семейных ценностей
Художественное воплощение семьи в ХХI веке, как средство формирования
семейных ценностей
Новикова Елена Евгеньевна,
преподаватель ОГБПОУ «ТГПК»
Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только
социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни
общества.
Духовно-нравственная сфера — это сфера, отражающая духовно-нравственную
жизнь общества, которая в свою очередь связана с производством и распределением
духовных и нравственных ценностей.
Среди человеческих ценностей одно из важнейших мест отводится семье.
Актуальностью данной темы является формирование семейных ценностей в XXI веке
через духовно-нравственное воспитание. Духовная сфера общества представлена такими
подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Так как
искусство совершенствует нас, расширяет кругозор, формирует нравственные ценности,
призывает осмыслить вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, надежда и отчаяние,
комичное и трагичное в жизни. Именно поэтому, искусство, несомненно, является важной
частью общественной жизни. Мы становимся лучше и совершеннее, изменяя взгляды на
мир.
По причине то, что большую часть своей жизни человек проводит в семье. Семья
занимает центральное место в жизни каждого человека. Обстановка и традиции семьи
играют ключевую роль в становлении личности. Поэтому воспитание ценностного
отношения к семье у подрастающего поколения, сегодня является одной из приоритетных
педагогических задач.
Целью данной работы является исследование художественного воплощения семьи в
XXI веке, как средство формирования семейных ценностей.
Передо мной стояли следующие задачи:
1.
Ознакомиться с понятиями семья, семейные ценности;
2.
Проанализировать влияние искусства и литературы на формирование
семейных ценностей.
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково её
значение для развития у детей духовного начала? Какой она должна быть, чтобы дать
людям счастье? Эти вопросы давно и неизменно волнуют философов, писателей,
социологов, психологов, да и всех людей на земле. На каждый из таких вопросов люди,
имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они
руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья. Все писатели и
философы сходятся на том, что именно хорошая семья больше всего способствует
воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам.
«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит
полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего,
большим делом, имеющим государственное значение». (Антон Семёнович Макаренко)
В семье начинается первоначальный путь формирования семейных ценностей.
Семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый
семейным осознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об
атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование семейных ценностей.
Также оно оказывает особое влияние на формирование эстетического воспитания членов
семьи как основы развития чувства прекрасного, проявляющегося во всех сферах жизни: в
отношении к людям, быту, природе. Искусство и семья – это два социальных института,
от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
История развития отображения темы семьи в искусстве начинается с первых
наскальных рисунков. На протяжении многих веков, вплоть до наших дней, осмысление
роли
семьи
находит
свое
отражение
в
произведениях
крупнейших
мастеров
изобразительного искусства.
Рассмотрим картину Бориса Михайловича Кустодиева «На террасе». На этой
картине мы видим семью, которая собралась на чаепитие тёплым осенним вечером.
Родственники мирно беседуют за чашечкой горячего чая, дует приятный лёгкий ветерок,
вокруг царит тишина, спокойствие и умиротворение. Кустодиев изобразил на этой
картине себя с супругой Юлей, двоих своих детей, их няню и сестру с мужем. Художник
передавал не только индивидуальность и неповторимый характер персонажей, но в
первую очередь тонкие отношения, душевную теплоту, дружественность чувств. Все те
уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и
влекут своей искренностью.
Также рассмотрим картину Бориса Михайловича Кустодиева «Утро». На картине
изображена семья Кустодиева – его жена и первенец. От картины веет теплом и уютом.
Квартира обставлена не слишком богато, но со вкусом и любовью. Женщина не очень
красива, но в том, как она купает сына, чувствуется большая забота и внимания. Младенец
мало чем отличается от любого другого младенца, но написан он с любовью и
аккуратностью, как если бы художник поставил перед собой задачу перенести сына на
холст максимально точно. Это маленькая идиллия семьи, выражающаяся в повседневных
мелочах.
Картина Ивана Семёновича Куликова «Чаепитие в крестьянской семье». На этой
картине мы видим семью русских крестьян, которая принимает гостей за праздничным
столом. То, что действие происходит именно на праздник, понятно по яркой и нарядной
одежде мужчин и женщин, по их радостному оживлению. Картина создаёт впечатление
теплоты и уюта, семейного благополучия и простого, тихого человеческого счастья.
Думаю, у изобразительного искусства есть большие возможности для воспитания и
развития нашей молодёжи. На примерах изобразительного искусства формируются
морально-нравственные критерии, система ценностей, дети учатся различать «добро» и
«зло».
Ещё одним из путей формирования семейных ценностей является литература, ведь
ещё В.А.Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в
детском сердце крупинки человечности». Обстановка и традиции семьи играют ключевую
роль в становлении личности. Поэтому особенно важно сформировать правильные
семейные ценности, чтобы дети росли хорошими людьми.
Итак, в романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого семья была
главной темой. Лев Николаевич в произведении изобразил три семьи и их семейные
ценности. Читатель знакомится с традициями семьи Ростовых, Болконских и Курагиных.
Эти семьи абсолютно не похожи друг на друга. Однако судьбы героев тесно
переплетаются. Рассмотрим подробнее семью Ростовых. Данную семью можно назвать
одной из самых образцовых семей. Ростовы придерживаются таких семейных ценностей,
как взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, милосердие, гармония человеческих
отношений. Помимо этого, для семьи Ростовых важно такое понятие, как патриотизм. Так,
Николай Ростов добровольно записался в военный полк, чтобы защитить народ. Наташа
Ростова решила отдать подводы раненым и пожертвовать своими вещами. Граф и графиня
отдали свой дом раненным. А Петя Ростов, будучи совсем юным, погибает за Родину.
Совершенно очевидно, что именно особое воспитание и личный пример родителей
сделали детей Ростовых достойными гражданами своей страны. Семья во многом
определяет жизненные ценности личности.
Тема семейных ценностей занимает важное место и в романе Достоевского
«Преступление и наказание». Вспомним семью Раскольниковых. В ней все люди связаны
между собой узами взаимоуважения и трепетной любви. Каждый готов отдать все ради
благополучия всех остальных. Например, Родион Раскольников корит себя из-за того, что
живет за счет матери. Тяжёлое финансовое положение женщины толкает персонажа на
убийство старухи-процентщицы. Он думает, что лишь приобретенная значимость
позволит ему наладить жизнь близких. Из-за нищенского существования и Дуня
Раскольникова готова выйти замуж за нелюбимого человека — богатого Лужина. Так она
хочет обеспечить брата связями в мире юриспруденции и оплатить его давнейшую учебу.
А Пульхерия Александровна не щадит здоровья и упорно работает, откладывая для сына
каждую копейку. Можно сделать вывод, что семья Раскольниковых построена на
понимании и уважении, ведь каждый человек готов пойти на жертвы ради семейного
благополучия. Таким образом, в романе Фёдор Михайлович утверждает, что семья
является незаменимой опорой для каждого человека, которую необходимо беречь.
Несмотря на отчаяние и нищету, искренняя любовь и уважение к родным позволяют
человеку не утратить своих истинных качеств.
Рассмотрим ещё один пример, которое влияет на формирование семейных ценностей
у молодёжи. Тема воспитания и семейных ценностей — одна из ключевых в романе
Александра Пушкина «Евгений Онегин». Главными героями произведения являются
Онегин и Ленский — два дворянина, которые получили разное воспитание. Воспитанием
Онегина занимались французские гувернеры. Главный герой получил домашнее
образование. Родители Онегина практически не уделяли времени своему сыну. Они даже
не разговаривали с ним на родном русском языке, поэтому Евгению легче было говорить
по-французски. Французский гувернер научил Онегина вести себя в светском обществе,
однако он был не в силах привить ученику те добродетели, которые передают матеря и
отцы своим детям. Ленский, в отличие от Онегина, получил образование в любящей
семье, а потом в университете. Когда он осиротел, то продолжил свое нравственное
формирование в семье Лариных. Он общался с людьми, для которых не чужды были такие
понятия, как любовь и дружба. Ленский отличался пылкостью и искренностью. В романе
Пушкин показывает, как семейное воспитание влияет на формирование личности. Онегин
не получил в детстве родительской заботы и ласки, ему не прививали семейные ценности.
Поэтому главными чертами героя стали гордость, эгоизм и самолюбование. Александр
Сергеевич говорит о важности семейного воспитания для формирования лучших качеств
человека.
Этот список может продолжаться ещё долго и долго. Художественная литература
имеет для молодёжи большой воспитательный потенциал. С одной стороны, это примеры
рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как
пример для подражания, а с другой – возможность совершенствования педагогической
культуры молодёжи, как для будущих родителей.
Нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью,
не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть
привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание, подобная работа помогает в
воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к
семейным ценностям.