Автор: Крайнова Галина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №1 Кировского района г. Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование мотивации к хоровым занятиям в ДМШ и ДШИ в системе дополнительного образования"
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного
Образования
Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района г. Казани
Методическая разработка на тему:
Формирование мотивации к хоровым занятиям в ДМШ и ДШИ
в системе дополнительного музыкального образования
Преподаватель
Крайнова Галина Анатольевна
Казань 2024
Слово «мотивация» происходит от латинского «побуждение к действию», т.е.
это процесс, который управляет поведением человека, определяет его
направленность. Согласно определению, принятого в психологии, мотивация
– это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит
выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему
миру, различным видам деятельности. Мотивация выступает смыслом
деятельности человека и способна удовлетворять его потребности.
Формирование мотивации происходит в ходе учебной деятельности, ее
основы закладываются в младшем школьном возрасте, когда формируются
основные психические сферы личности.
Мотивационная сфера тесно связана с такими понятиями, как установки,
интересы, желания, стремления и влечения.
Рассмотрим структурные уровни мотивации. К ним относятся: потребность,
мотив, цель.
При внутренней мотивации, считает Н. Ф. Талызина, «мотивом служит
познавательный интерес, связанный с данным предметом... Только в этом
случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно
удовлетворяющая
познавательную
потребность»
[11,
81].
Внутренняя
мотивация связана с содержательным процессом деятельности (в данном
случае – учебной деятельности) и удовлетворяет критериям активности,
вовлеченности, удовлетворенности. Психологи отмечают, что для успешной
деятельности нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности
задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они
приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в
его переживании [4, 18].
Внутренняя мотивация характеризуется ощущением полной включенности в
процесс,
сопровождающийся
концентрацией
внимания
вплоть
до
растворения себя в процессе деятельности; четким осознанием цели
деятельности; отсутствием тревоги по поводу возможных ошибок. Однако
включенность в процесс возможна только в том случае, если эта
деятельность соответствует возможностям личности. С одной стороны, если
обучение проходит слишком легко, наступает состояние скуки, с другой
стороны, если учиться трудно, наступает состояние тревожности.
Внутренняя мотивация всегда существует в самой деятельности. Активность
личности
вызвана
самим
процессом,
а
не
внешними
факторами.
Деятельность,
мотивированная
изнутри,
сопровождается
состоянием
радости, удовольствия и удовлетворения от процесса. Смысл деятельности
заключается в содержании деятельности.
Внутреннюю мотивацию можно классифицировать на познавательную,
творческую и эстетическую.
Познавательная мотивация направлена на познание нового и получение
удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.
Познавательные потребности лежат глубоко в природе человека. Поэтому
уже на ранних этапах развития личности человек испытывает радость
познания
нового,
с
первых
лет
жизни
формируется
познавательная
мотивация. В младших классах школы учебная деятельность становится
ведущей, и у человека развивается мотивация, соответствующая структуре
учебной деятельности: человек радуется тому, что узнал что-то новое, понял
то и научился тому, что раньше не являлось частью его эмоциональной
жизни. Психологи установили, что именно в младшем школьном возрасте
формируются познавательные интересы, и их несформированность ведет к
дальнейшему нежеланию учиться, получать более высокое образование.
Творческая мотивация очень важна, потому что большинство творческих
людей черпают свои идеи именно из этого источника. Она означает, что
человек готов потратить пять часов в неделю на то, чтобы найти лучший
способ действий, в то время как большинство людей тратят на это не больше
пяти минут в неделю. Этот вид мотивации означает стремление искать
другие
возможности,
хотя
большинство
вполне
удовлетворено
существующим положением вещей, а также любопытство и стремление
объяснить непонятные явления, желание пробовать и искать новые идеи.
Очень важный аспект творческой мотивации заключается в способности
остановиться и взглянуть на то, на что никто раньше не обращал внимания.
Творческие способности есть у каждого человека. От педагога, от среды, в
которой растет и обучается человек, развивается его личность, зависит
степень его творческой мотивированности.
Дошкольный
и
младший
школьный
возраст
являются
наиболее
благоприятными для развития творческого потенциала личности. Задача
педагогов,
обучающих
детей
этого
возраста
–
сделать
мотивацию
устойчивым личностным образованием ученика.
Среди неуспевающих детей может возникнуть особая – компенсаторная –
мотивация, к которой относят мотивы, не связанные напрямую с учебной
деятельностью. Сюда как раз относятся занятия музыкой (а также спортом,
рисованием
и
другими
предметами,
относящимися
к
программе
дополнительного образования детей и юношества). Таким детям нужно
помочь реализовать потребность в самоутверждении в выбранной им сфере
деятельности, что с одной стороны, значительно снизит тревожность по
поводу низкой успеваемости в школе, с другой стороны, поможет учащемуся
найти
свое
предназначение,
и
возможно,
найти
себя
в
этой
(«дополнительной» на взгляд родителей и учителей) сфере творчества.
Если познавательная мотивация направлена на овладение предметом
интереса, а творческая мотивация, напротив, предполагает внешнюю
направленность вектора деятельности, то эстетическая мотивация связана с
получением
удовольствия
от
самой
деятельности,
будь
то
решение
математических задач или сочинение музыки, выполнение акробатических
упражнений или кулинарная деятельность.
Во множестве работ, посвященных проблеме развития эмоциональной сферы
личности, подтверждается то, что люди, обладающие низкой степенью
развитости эмоциональной сферы, значительно уступают по развитию
других
личностных
сфер
(мыслительной,
творческой).
А.Н.Леонтьев
объясняет это тем, что интеллект не получает необходимого стимула для
активного проявления в том или ином виде, для наполнения «личностными
смыслами»,
включения
механизмов
целеустремленности,
преодоления,
достижения поставленных целей. Если воспользоваться терминологией
А.Маслоу, недостаточное развитие эмоциональной сферы – это когнитивная
ущербность личности.
Внешняя мотивация
При внешней мотивации выполняемая деятельность является средством
достижения каких-либо целей, не имеющих отношения к содержанию
деятельности. Так, например, получение хорошей оценки на уроке может
быть внешним стимулом, однако эта внешняя мотивация не повышает
интерес к изучаемому предмету.
Внешние мотивы делятся на: социальные (альтруистические, мотивы долга и
ответственности,
мотивы
идентификации)
и
личностно-нравственные
(мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения, достижения).
Классификация социальных мотивов Г.А.Мюррея включает следующие
мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии,
общительности,
понимания
со
стороны
других,
помощи
извне,
доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое,
выдержки, агрессии и др.
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме – связан с
чувством
собственного
достоинства,
самолюбием,
формированием
социального статуса, способствует позитивной оценке своей личности.
Мотив
власти
в
детском
возрасте
проявляется
как
желание
занять
руководящую позицию в группе. Этот мотив позволяет преодолевать
значительные трудности и прилагать огромные усилия, для некоторых людей
больше, чем познавательные потребности или потребность саморазвития. В
будущем эти дети становятся хорошими менеджерами, руководителями,
политическими деятелями.
Еще один мотив – аффилиации (присоединения), который заключается в
установлении позитивных отношений с окружающими, стремлении к
общению. Ребенок мотивирован самоценностью общения, им движет не
столько желание познавать, сколько желание и стремление человека быть в
обществе других людей.
К личностно-нравственным относятся мотивы саморазвития, достижения,
престижа, идентификации.
Мотив саморазвития хорошо описан в работах А.Маслоу. Это стремление
человека к полной реализации своих способностей, желание ощущать свою
компетентность. Этот мотив сопровождается ожиданием новых ощущений и
впечатлений.
Мотив достижения проявляется в стремлении достичь высоких результатов
деятельности и мастерства. Учащийся стремится выполнять сложные
задания,
и
результат
выполнения
зачастую
зависит
не
столько
от
способностей и навыков, сколько от мотивации достижения.
К личностно-нравственной мотивации можно отнести мотивацию престижа –
учиться лучше других, выделяться среди одноклассников, быть первым –
характерную для учащихся с завышенной самооценкой и лидерскими
качествами.
Мотив идентификации играет существенную роль в детском и юношеском
возрасте. Стремление быть похожим на родителя, учителя, героя побуждает
работать, развиваться и совершенствоваться. Этот мотив является одним из
самых важных условий эффективного процесса социализации.
Внешняя мотивация может быть классифицирована на «положительную» и
«отрицательную».
Положительная мотивация определяется социальными устремлениями или
узко-личными
мотивами
(одобрение
окружающих,
получение
положительной оценки).
Отрицательная мотивация вызвана сознанием неудобств и неприятностей,
которые могут возникнуть, если не соблюдать учебные требования.
Например, мотивация достижения успеха, при которой ведущим становится
желание хорошо, правильно выполнить то или иное задание, противостоит
мотивации избегания неудачи, когда тревожность и страх получения плохой
оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную
окрашенность. Избежать «двойки», недовольства учителя, угрозы родителей
– вот неполный перечень мотивов, которыми движут поступки учащихся,
обладающих отрицательной мотивацией. Учеба под влиянием такого мотива
приобретает характер защитного действия и становится принудительной, не
вызывает положительных эмоций.
Всякое обучение есть создание условий для развития личности. Поэтому
главная цель дополнительного образования заключается не в том, чтобы
развивать
специальные
способности
и
нацелить
учащегося
на
профессиональные занятия музыкой, а в том, чтобы развить у воспитанников
способность творчески относиться к жизни, к природе, к людям, к
культурным ценностям, сделать его гармонично развитым человеком.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует
практическому приложению знаний и навыков, стимулирует не только
познавательную, но и творческую мотивацию учащихся. Дворцы творчества
обеспечивают
развитие
эстетических
потребностей,
способствуют
реализации творческого потенциала.
Музыкальные занятия облагораживают человека, способствуют общему
развитию,
формируют
целеустремленность,
сосредоточенность,
многоаспектность и концентрацию внимания, развивают память, мышление,
волю. Занятия музыкой стимулируют интеллектуальную деятельность.
Музыкальное искусство способно вводить ребенка «в мир красоты и
нравственности,
в
мир
ощущений
людей
разных
эпох
и
народов»
(Б.М.Неменский).
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
2.
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
3.
БодалевА.А. Психология личности. М., 1988.
4.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Питер, 1999.
5.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл,
Академия, 2005.
6.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации
учения. - М.: Просвещение, 1990.
7.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.
8.
Путь Веберна к Новой музыке // «И свет во тьме светит». О музыке
Антона Веберна. Науч. труды МГК. Сб. 21. М.: МГК, 1998.