Автор: Романова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 "Журавушка"
Населённый пункт: КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЕРХНЕКАМСКИЙ РАЙОН, КИРС
Наименование материала: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Что такое ветер?"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей
группе «Что такое ветер?»
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Программное содержание:
1. Образовательные:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о ветре, о
погодных явлениях.
Закрепить знания детей о временах года.
Знакомить
детей
с
характеристикой
и
силой
ветра (легкий,
невидимый,
движется, ощущаем).
2. Развивающие:
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Развивать умение детей решать проблемные задачи.
Развивать активность детей на непосредственно образовательной деятельности.
Учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Воспитывать и поощрять инициативу и самостоятельность, доброжелательность
и любознательность.
Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности.
4. Здоровьесберегающиие:
Укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.
Виды
детской деятельности:
игровая,
коммуникативная,
познавательная,
музыкально-художественная.
Материалы и оборудование:
Воздушные шарики, целлофановые пакеты по количеству детей, веера, карточки
с картинкой ветреной погоды, карточки с картинкой с безветренной погоды, две
полянки.
Персонаж: Кролик (взрослый в костюме Кролика).
Содержание организованной деятельности детей:
I.Организационный этап.
1. Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости,
давайте с ними поздороваемся. Молодцы, здороваться нужно всегда – это говорит
о том, что вы- воспитанные дети.
2. Проверка готовности детей, мотивация к организованной деятельности детей.
3. Вводное слово воспитателя. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку об одном невидимке, а вы
постарайтесь ее отгадать:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
Дети: ветер.
II.Основной этап.
1. Беседа с элементами инсценирования.
Воспитатель: Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов).
Дети: Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями,
завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги,
поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер
многое умеет делать.
Воспитатель: А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья
мельницы, разносит семена растений и т. д.)
Воспитатель: Может ли ветер навредить человеку? (Иногда разрушает дома,
ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу,
бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
2. Подвижная игра «Кораблики и ветер».
Ход
игры: (Дети
действуют
по
сигналу
воспитателя) дети
подражают
парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны.
Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре
кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает,
кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать
паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько
раз.
Воспитатель: Посмотрите, ветерок побывал у на в группе и принес нам
воздушный шарик (влетает воздушный шарик).
Интересно, кто нам его отправил? Наверное какой – то сказочный герой,
который летает по воздуху. Каких сказочных героев вы знаете? (Ответы
детей) Вини Пух, Баба Яга, гуси лебеди, Змей Горыныч, Кролик и д. р.
Раздается стук в дверь и в группу забегает Кролик.
Кролик: Привет друзья. Узнали верно вы меня? (обращает внимание на шарик,
ой, какой красивый шарик, мой любимый цвет, а где вы его взяли?
Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда он к нам прилетел.
Кролик: А я, кажется, догадался, чей это шарик, это мой друг Вини Пух потерял,
он мне тоже подарил шарик (достает из кармана, но он почему то не летает как
ваш. Интересно. Почему? (обращается к детям).
Дети: потому что наш шарик заполнен воздухом, а твой нет.
А что такое воздух?
Воспитатель: ребята посмотрите вокруг себя, вы воздух видите? Нет, он не
видим, он прозрачный…
Кролик: где же его взять этот воздух?
Воспитатель: воздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух
есть вокруг нас.
Кролик: А как же узнать, что он есть везде?
Воспитатель: Ребята, а давайте мы поможем Кролику провести опыты с
воздухом.
Опыт 1. Что в пакете?
Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые пакеты.
Описание опыта
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что
находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и
закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает
наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете.
Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание
детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в
нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух
прозрачный, невидимый, легкий).
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт 2. Игры с соломинкой.
Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.
Материал: трубочки для коктейля, емкость с водой.
Описание опыта
Дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри.
Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что
внутри человека есть воздух.
Вывод. Внутри человека есть воздух.
Опыт 3. С веером.
Воспитатель: А сейчас давайте возьмем веер, который вы сделали с родителями
и
помашем
друг
на
друга.
Что
вы
чувствуете? (дует ветер).
А
откуда
появился ветер? Да ребята, мы опять его с вами создали, ветер это движение
воздуха.
3. Дидактическая игра. Работа с картинками.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами и Кроликом поиграем, мы с вами
отправимся в волшебный лес, а в этом волшебном лесу есть две волшебные
полянки, на одной полянке ветряная погода, а на другой безветренная, нам с вами
надо определить, где какая погода?
Воспитатель: Ребята, скажите какая погода на первой полянке? (тихая,
безветренная, а как вы догадались? А на второй (сильный ветер, деревья гнутся).
Ребята, у меня есть карточки, на которых нарисованы признаки ветреной и
безветренной погоды, я вам сейчас их раздам, а вы разложите их правильно по
волшебным полянкам.
Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды,
обсуждают, раскладывают.
Воспитатель: Проверяем, молодцы ребята, правильно разложили карточки.
III.Заключительный этап. Рефлексия.
С каким природным явлением мы сегодня познакомились? (ветер).
А ветер это что? – движение воздуха.
А теперь давайте напомним Кролику свойства воздуха: без запаха, прозрачный,
легкий, есть везде вокруг нас.
Молодцы! Мы сегодня с вами славно потрудились. И вы, и Кролик
узнали много нового и интересного про ветер и воздух.
Кролик: ребята, мне у вас очень понравилось, я узнал много нового, но мне пора
возвращаться домой. До свидания ребята.