Автор: Хуторная Елизавета Владимировна
Должность: преподаватель по классу гитары и домры
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №6 г. Донецка"
Населённый пункт: г.Донецк, Донецкая область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учебный репертуар как определяющий фактор в воспитании юного гитариста
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №6 Г. ДОНЕЦКА
Учебный репертуар
как определяющий фактор
в воспитании юного гитариста
Методическая разработка
преподавателя высшей категории
по классу домры и гитары
МБУДО школы искусств №6 г.
Донецка
Хуторной Елизаветы Владимировны
Донецк-2024г.
План
1.Роль репертуара в гитарной педагогике.
2.Современные композиторы-гитаристы.
3.Произведения современных авторов в учебно-воспитательном
процессе.
Литература.
В настоящее время шестиструнная гитара является самым массовым из
музыкальных инструментов. Гитара звучит в концертных залах, в оркестрах, в рок-
группах, в походе у костра, на студенческом капустнике, на вечеринке у друзей.
Любовь к инструменту и желание научиться хорошо играть приводят детей в
музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительного образования. В
последнее время можно заметить как меняется отношение учащихся и их родителей
к обучению. Дети и подростки приходят в музыкальную школу с желанием овладеть
инструментом. Подавляющее большинство не станут, да и не стремятся стать
профессиональными
музыкантами.
Многие
хотят
овладеть
хотя
бы
азами.
Реальность в настоящее время такова, что общий уровень поступающих в ДМШ, за
небольшим исключением, средний и ниже среднего. Но у многих учащихся есть
большое желание научиться игре на гитаре, вплоть до того, чтобы научиться играть
только для себя. Современные же задачи ДМШ и ДШИ шире – через обучение игре
на инструменте и общих дисциплинах повысить не только культурный уровень, но и
научить художественно - эстетически мыслить. Многие выдающиеся музыканты, как
исполнители, так и педагоги-методисты подчеркивают огромное значение верной
стратегии
для
успешного
процесса
обучения
ребенка
музыке.
Высокохудожественный,
интересный
и
доступный
для
детского
восприятия
репертуар иногда в большей степени стимулирует ребенка к обучению, нежели
самая прогрессивная методика преподавания.
Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-
30 лет прошла активный путь развития. Было издано и переиздано большое число
Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на
шестиструнной гитаре П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского,
а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого. Анализируя данные школы, и
признавая их безусловное достоинство как акадамических пособий по освоению
искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в
большинстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не
классическим» стилям игры на гитаре.
Каждый начинающий музыкант сталкивается с проблемой поиска информации и
системы музыкальных знаний, позволяющих последовательно осваивать искусство
игры на музыкальном инструменте. Для этих целей, как известно, и существуют
тщательным
образом
составленные
программы
и
методики,
по
которым
обучающиеся занимаются в учебных заведениях (в ДМШ,ДШИ, музыкальных
училищах, консерваториях).
И действительно таких программ и методик для гитаристов существует множество, и
многие на очень высоком профессиональном уровне (взять например, Школу
Эмилио Пухоля), но все они имеют академическую направленность.
Практически вся система гитарного образования в России основывается на школе
обучения игре на классической гитаре (исключением лишь являются эстрадные
отделения в музыкальных училищах и музыкальных вузах), так сложилось
исторически. Любой начинающий гитарист, обучающийся в музыкальной школе,
будет изучать классический гитарный репертуар, и это нормально и правильно.
Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается, появляется что-то новое,
интересное, талантливое. Нужно признать, что программа обучения игре на гитаре в
ДМШ и ДШИ для многих трудна. Известно так же, как сильно загружены дети в
общеобразовательной школе, где они занимаются более усиленно в связи с
перспективами будущей профессией. «Тянуть» две школы не всем под силу.
Поэтому для тех, кто не хочет себя особенно утруждать, можно подбирать
специальную,
несколько
упрощенную
программу,
в
которую
бы
входили
произведения с яркой запоминающейся мелодией, более прозрачной фактурой,
которые нравились бы ученику.
В постсоветское время стала доступна информация о том, что происходит в
мировом гитарном пространстве, появились в широкой продаже аудио и видео
записи
гитаристов
различных
жанров
(от
классической
гитары
до
ультрасовременных гитарных направлений). Особенно поразил отечественных
почитателей гитары уровень игры западных гитаристов, играющих на акустических
гитарах (как классическая шестиструнная гитара с нейлоновыми струнами, так и
другие разновидности гитар) не классический репертуар. Действительно искусство
таких гитаристов как Ал Ди Меола, Пако Де Лусия, Джон Маклафлин, Томми
Эммануэль и других производит сильное впечатление даже на самых ортодоксально
настроенных гитаристов. А о гитаристах, которые формировались под влиянием
творчества мэтров джаз - гитары и говорить не приходится. В бывшем советском
союзе было издано несколько интересных пособий для гитаристов, желающих
ознакомиться с особенностями применения гитары в эстрадной музыке и джазе.
Наиболее
интересные
среди
них
это:«Техника
джазового
аккомпанемента»
В.Молоткова и В.Манилова; «Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре»
В.Молоткова;«Джаз в ритме самбы» В.Манилов, В. Молотков. Эти пособия,
изданные в издательстве «Украина», были единственным источником (официально
изданные) получения информации для гитаристов бывшего СССР и начала 90-х.
Работы В.Молоткова и В. Манилова написаны достаточно компетентно, и освещают
большой ряд вопросов по джазовой гитаре, и могут быть интересны и классическим
гитаристам. На наш взгляд, образовательная система должна гибко реагировать на
изменения в развитии музыкального искусства в целом, уметь идти в ногу со
временем, удовлетворять потребность учащихся в изучении различных музыкальных
жанров.
Об этом говорят и многие известные деятели гитары в России, например, интересно
мнение главного редактора журнала «Гитаристъ» Валерия Волкова по этому
вопросу: «Почему произошел такой колоссальный разрыв между системой
музыкального образования и сегодняшним днем, в котором присутствует столько
музыкальных направлений. Ведь не все идут учиться играть на гитаре, чтобы стать
классическим гитаристами, а им преподают такой репертуар, который давался сто-
сто пятьдесят лет тому назад. Их учат так, как учили педагога, который теперь сам
преподает. А в результате молодой человек, закончивший учебное заведение, если
он не чистый классик, остается без работы. Ведь чем шире твой музыкальный
кругозор, тем больше шансов найти работу».
Наверное, одна из главных проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это
недостаток современного репертуара эстрадно-джазового направления, да и вообще
какой-либо системы взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. Думаю,
что уместно будет привести высказывание известного российского гитариста и
педагога Александра Виницкого по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и
полные гитарные классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я
долгое время провожу семинары для педагогов музыкальных школ в московском
областном методкабинете, в музыкальном училище им. Гнесиных, в разных городах
и странах. Картина везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического
репертуара для начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же
пьесы в репертуаре каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку,
немного, более эстрадную, но на классической гитаре».
Нам нужно от узкопрофессионального музыкантского подхода перейти к более
широкой философии музыкального образования, которое будет руководствоваться
новым лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того,
чтобы стать лучшим в любой профессии!». Образование – это отнюдь не способ
накопления неких полезных знаний, которые потом можно будет «продать».
Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода самым
разным явлениям, своей способности воспринимать новое и осваивать новые идеи и
способы действий. Это ключ к тому, чтобы не бояться перемен и всегда действовать
сообразно обстоятельствам, получая позитивный результат.»
Любая программа должна обеспечивать техническое и художественное развитие
учащегося.
Поэтому
вопрос
о
репертуаре
остается
наиважнейшим
в
деле
художественно
–
эстетического
воспитания.
Репертуар
влияет
на
учебно-
воспитательный процесс, на его основе происходит накопление музыкально-
теоретических знаний, идет формирование мастерства.
В настоящее время все больший вклад в формирование гитарного репертуара
вносят современные композиторы. В большинстве своем современные пьесы несут в
себе эмоционально-образный заряд, непривычные для многих гармонические и
ритмические звучания. Обладая широким кругом образов и представлений (образы
животных, пейзажи, того, что окружает детей, события, которые с ними происходят,
их настроение), они дают возможность сравнить с музыкой прошлого и осознать
особенности современного музыкального языка. Среди композиторов-гитаристов,
работающих в этой сфере, нужно назвать в первую очередь Виктора Козлова, Олега
Киселева, Александра Виницкого, Людмилу Иванову и Елену Поплянову, Олега
Зубченко,Юрия Шинкаренко, Александра Затынченко, белорусских авторов - Олега
Копенкова, Светлану Ветушко, Олега Лукьянчикова и др. Их произведения прочно
вошли в репертуар ДМШ. Пьесы этих композиторов отличаются яркими,
самобытными мелодиями, необычными гармониями и ритмикой. Безусловно, в
рамках одной работы невозможно перечислить всех композиторов, пишущих для
гитары. Я остановлюсь на тех авторах, чьи произведения мы часто слышим в
репертуаре учащихся-гитаристов.
Вводя в репертуар произведения современных авторов, следует действовать по
принципу «от простого к сложному». В начальных классах начинается освоение
элементов современного музыкального языка (интонационные, метроритмические,
гармонические) в малых формах с программным содержанием.
В средних классах – расширяется круг образной сферы, тональности, дается
понятие стилистических особенностей современной музыки, формы произведений,
это преимущественно программные миниатюры и сюиты.
В старших классах – углубление освоения музыкального содержания, усложняется
музыкальный язык сочинений. Идет работа над совершенствованием задач,
поставленных в средних классах. Формируется новая исполнительская техника,
основанная на современных приемах игры и значительно отличающаяся от
классической.
Репертуар, предлагаемый современными композиторами, закладывает техническую
и художественную базу для осуществления задач, стоящих перед гитаристами-
исполнителями нашего времени.
Козлов Виктор Викторович – российский гитарист, композитор и педагог.
Основатель южно-уральской гитарной школы, автор программ для всех ступеней
обучения.
Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей.
Автору удается сочетать оригинальный репертуар с яркой образностью и
конкретной
методической
направленностью.
Особый
интерес
представляет
использование в музыке новейших приемов игры, появившихся в исполнительской
практике в конце ХХ века. Включая в репертуар учащегося произведения этого
автора, позволит ученику не только совершенствовать техническое мастерство, но и
научит его художественно мыслить. Для педагогов-гитаристов представляют
большой интерес следующие сборники: «Маленькие тайны сеньориты Гитары»,
«Маленькая страна», «Эхо бразильского карнавала».
Поплянова Елена Михайловна
– композитор из Челябинска, член Союза
композиторов
России,
Лауреат
Всероссийского
конкурса
композиторов
«Классическое наследие». Работает в музыкально-хореографической гимназии№10,
где ведет по своей авторской программе уроки сольфеджио, импровизации и
композиции. Как композитор работает во всех жанрах, а также проводит семинары,
мастер - классы, издает музыкальные произведения, учебные пособия, книги,
активно концертирует, записывается на радио и ТВ.
Юные
гитаристы
с
удовольствием
осваивают
новые
приемы,
исполняя
произведения Е. Попляновой. Оригинальные названия, расшифровка темпов и
характеров, эпиграфы к пьесам, настраивают исполнителя на воплощение образа,
задуманного автором, в частности в сборнике «Пьесы раскраски».
Пьесе «Танго влюбленного кузнечика» свойственны пунктирный танговый ритм,
характерные мелодические обороты, игривое настроение.
«Марш королевского бутерброда» отличают помпезность и торжесвенность.
Уменьшенные аккорды, затаенное пиано контрастной середины в трехчастной
форме усиливает интерес к развитию музыкального сюжета.
Следующий автор, на творчестве которого хотелось бы остановиться – Киселев
Олег Никоваевич
Российский
гитарист,
композитор
и
педагог,
выпускник
Челябинского
музыкального училища(класс В.Козлова), Лауреат Международных конкурсов и
фестивалей, арт-директор всероссийского фестиваля-конкурса»Классическая гитара
в Аше»,автор боле 500 пьес для гитары, изданных по всему миру. Большая часть его
произведений адресована детям и юношеству. Потенциальных исполнителей
привлекает в первую очередь яркая образность его сочинений, богатая палитра
стилей (от классики до рок-н-ролла). Педагогам-гитаристам следует обратить
внимание на следующие сборники этого автора: «Первые шаги. Альбом юного
гитариста», «Клубника со сливками», «Облака».
Автор дает своим пьесам яркие названия, что дает больше возможностей
раскрытия музыкального образа. Дети с интересом играют эту музыку. Надо сказать,
что некоторые произведения Киселева достаточно сложны. В своей статье
«Современная гитарная музыка для детей», напечатанной в журнале «GUITART»
автор призывает исполнителей и их педагогов не бояться упрощать его пьесы. Если
ученик хочет играть его пьесу, но на данный момент у него не получается несколько
аккордов, автор рекомендует заменять аккорд более легким или просто брать в
этом месте бас и верхний голос.
Все выше сказанное позволяет педагогу широко использовать произведения Олега
Киселева в репертуаре учеников с разной степенью подготовки и таким образом
значительно расширять репертуар.
Иванова Людмила Николаевна -
педагог, композитор Санкт-Петербурга.
Выпускница музыкального училища им. М.П.Мусоргского по классу гитары.
Работает в ДМШ№7 города Санкт- Петербурга. Ею написано огромное количество
пьес, миниатюр и сюит, этюдов. Сборники издаются большими тиражами.
Авторские пьесы Л.Ивановой разнообразны, рассчитаны как на самого маленького
исполнителя, так и на детей, которые уже достаточно профессионально владеют
инструментом. Но главное.что объединяет эти пьесы - это их программность.
Объемные и красочные названия задают характер исполнения, развивают фантазию,
помогают создать точный образ произведения, передать характер и настроение
музыки.
Огромное
разнообразие
репертуара,
созданного
автором,
помогает
в
последовательной работе с учениками над различными техническими проблемами,
изучением новых приемов игры, постепенным усложнением репертуара.
Лукьянчиков Олег Николаевич - российский композитор, гитарист, выпускник
Уфимского училища искусств и Челябинской государственной академии культуры и
искусств, Лауреат и Дипломант Международных гитарных конкурсов. Занимается
бурной подвижнической и творческой работой. Написал более 300 оригинальных
сочинений для гитары соло, дуэтов, трио,а также ряд произведений для оркестра
народных инструментов.
Музыке композитора присущи разноплановость и широта стилевой палитры-от
дерзкого свинга до романтического вальса.
Пружинящий ритм рэгтайма «Блондинка» словно рисует легкую походку героини
пьесы, а ее переменчивое настроение призваны изобразить игривые хроматические
обороты в мелодии. Светлую грусть навевает кружащаяся мелодия пьесы «Под
дождем»: монотонный ритм падающих капель, шорох мокрых листьев, размытый
пейзаж…
Для создания веселого танцевального настроения в польке «Фрак, бабочка и
шляпа» композитор выбрал быстрое движение шестнадцатых нот в мелодии и легкое
«стаккато» в аккомпанементе.
В последнее время в своей работе мы всё чаще обращаемся к творчеству
Александра Виницкого: гитариста, композитора и педагога. Его творчество
базируется на прочной академической основе (закончил Российскую Музыкальную
Академию им. Гнесиных).
Его музыке характерны полистилистика, импровизационность и мелодизм. Стиль,
в котором играет А.Виницкий можно назвать «джаз на классической гитаре»,
который основывается на классической школе игры и одновременно владением
разными джазовыми стилями (свинг, боса-нова, блюз и др.). По мнению А.
Виницкого развитию чувства ритма нужно уделять особое внимание, так как
грамотная ритмическая интерпретация в джазовой и латиноамериканской музыке это
основа. Вот как сам А. Виницкий ответил на вопрос по поводу развития ритма:
«Проблема для начинающих не только в сложности читки пьес в стиле босса нова,
но главным образом в европейском подходе к ритму. Латинская Америка и, конечно
Бразилия считают по-другому. И здесь загвоздка. Надо учить считать. Т.к. для
бразильской босса новы и самбы сильная доля не так важна, а вот 3 и 4, затакт- это
важнейший элемент ритмической конструкции. Т.к. сильная доля чувствуется телом,
а не только ухом. Танцевальность. свобода тела, импровизационность – это качества,
которые нужны до начала игры. Некоторые (редко) уже этим обладают изначально.
Непонятно каким образом. Это мы называем музыкальные данные. Но если сам
педагог об этом не знает, то может и пропустить этот момент в ученике».
Зубченко Олег Васильевич- баянист, дирижер, педагог, заслуженный работник
высшей школы РФ, профессор. Выпускник Воронежского музыкального училища и
Харьковской государственной консерватории (класс баяна преп. Подгорного А.Я.)
Преподавал в музучилище Днепропетровска, пединституте Чернигова, работал
дирижером в драмтеатре. Преподает в Ростовском государственном музыкально-
педагогическом институте и Ростовской государственной консерватории им.
С.В.Рахманинова.
В активе композитора несколько «Хрестоматий юного гитариста», рассчитанных на
последовательное изучение в ДМШ, как для сольного так и ансамблевого
исполнения. При составлении сборников, автор исходит из общеизвестного факта,
что
в
становлении
юного
гитариста
особое
значение
имеет
качественный
музыкальный материал в начальный период обучения.
Репертуар сборников - это предельно грамотно отредактированные популярные
пьесы, а также отличные авторские обработки и переложения различных пьес для
гитары. Основное достоинство его творчества заключается в значительном
расширении и улучшении учебного музыкального материала.
Копенков
Олег
Александрович
–
белорусский
гитарист,
композитор,
аранжировщик,
председатель
Клуба
Гитаристов
Белоруссии(КГБ),
ведущий
радиопрограмм, литератор, продюсер. Дипломант и участник многочисленных
Всесоюзных и Международных фестивалей и конкурсов, выпустил более10
авторских сборников, среди которых «Карнавал»,«Мне иногда бывает грустно»,
«Край мой чароуны», «Копенков в стиле №1», «Копенков в стиле №2». Хорошим
учебным пособием являются «Тетради гитариста» (составитель О.Копенков). В этих
сборниках можно найти известные хрестоматийные пьесы и сочинения современных
авторов, например, Л.Ивановой. Тетради делятся по уровню сложности «Тетрадь
№1», «Тетрадь №2» и т.д. Хочется отметить несколько сборников ансамблей для
гитары. Это сборник «Гитарные квартеты»-составители С.Кабанов и О.Копенков
(дует этих гитаристов существует с 1990 года и имеет название «Копакабана»). На
мой взгляд, удачный сборник, из которого можно выбрать интересные, несложные
произведения для ансамблей. Альбом «С гитарой вокруг света» композитор
знакомит
исполнителей
с
музыкой
разных
стран».
Милонга-
представляет
Аргентину. Печальная мелодия верхнего голоса в своеобразном ритме, небольшая
кульминация средней части, общее настроение меланхолии - характерные черты
жанра.
Ветушко Светлана Анатольевна-выпускница Минского музыкального училища
им. М.И. Глинки и Белорусского Государственного университета культуры.
Композитор, педагог, Лауреат конкурсов исполнительских и композиторских.
Работает в гимназии №12 г.Минска. Выпустила несколько сборников: «Дуэты и трио
для гитары», совместно с О. Копенковым «Только крупные формы», «Миниатюры»,
«Детский альбом», «Гитара+», «Романтика гитары». В настоящее время пьесы
С.Ветушко пользуются большой популярностью, часто включаются в репертуар
фестивалей и конкурсов, а также в хрестоматии игры на гитаре и рекомендованы для
изучения в методических пособияъ.
Сборник «Пьесы для гитары» Светланы Ветушко предназначен для учащихся 1-4
года обучения. Музыкальный язык пьес прост и выразителен, музыкальные образы
яркие и доступные для детского восприятия. Для того, чтобы музыка была понятна и
интересна для юных исполнителей, композитор часто обращается в своих
сочинениях к пьесам программного типа («Катание с горки», «Ночь перед
рождеством», «Веселая прогулка») и жанру сказки («Баба Яга», «Три медведя»,
«Золушка
мечтает»,
«Мой
друг-Карлсон»).
Некоторые
пьесы
имеют
элементы
звукоизобразительности.
Так,
например,
глиссандо и морденты в пьесе «Катание с горки» изображают скольжение санок по
снегу. Почти вся мелодия построена на шестнадцатых длительностях, что отражает
задор и веселую суматоху катания, повторяющийся бас в пьесе «Башмачки»
иллюстрирует стук каблучков. В пьесе «Три медведя» одна и та же мелодия
проходит в разных 3х октавах (медвежонок, медведица и медведь). А в пьесе «Баба
Яга» есть и портрет Бабы Яги и испуганные детские возгласы и полет Бабы
Яги. Наибольшей популярностью среди сольных пьес пользуется пьеса «Коррида»,
написанная
в
стиле
фламенко.
В последних своих сочинениях автор экспериментирует с различными составами
ансамблей, вводит партию скрипки и цимбал. Разнообразие тембров обогащает
звучание
ансамбля
и
вызывает
живой
интерес
его
участников.
Председатель Клуба гитаристов, Олег Копенков является автором пяти нотных
сборников «Карнавал», «Мне иногда бывает грустно», «Край мой чароўны»,
«Копенков в стиле №1», «Копенков в стиле №2».
Хорошим
учебным
пособием
являются
«Тетради
гитариста»
(составитель
О.Копенков). В этих сборниках вы найдете известные хрестоматийные пьесы и
сочинения современных авторов, например, Л.Ивановой. Тетради делятся по уровню
сложности «Тетрадь №1», «Тетрадь №2» и т.д. Хочется отметить несколько
сборников ансамблей для гитары. Это сборник «Гитарные квартеты»-составители
С.Кабанов и О. Копенков. На мой взгляд, удачный сборник, из которого можно
выбрать интересные, несложные произведения для ансамблей.
Шинкаренко
Юрий
Александрович-
член
творческого
объединения
композиторов Донетчины, аранжировщик, создавший множество произведений для
баяна, гитары, скрипки, духовых инструментов и фортепиано .Публиковался во
многих изданиях. Для его произведений характерны лирический мелодизм, свежие
гармонические
решения,
прозрачная
фактура.
Настроением
светлой
лирики
пронизана пьеса «Радуга» из сюиты «летний дождь».Протяжность мелодической
линии, высокий регистр звучания в звучании главной мелодии, яркие гармонии
создают картину разноцветной дуги в летнем небе.
Совершенно другие образы представлены в пьесе «Лесные разбойники» из
«Детского альбома». Ассиметричные ритмические группировки, диссонирующие
аккорды, хроматические движения рисуют сценку из жизни лесных злодеев, помогая
исполнителю освоить контрастные приемы игры.
Затынченко Александр Николаевич – современный украинский композитор.
Имя А.Затынченко внесено в энциклопедию «Классическая гитара» в России и
СССР. В течение 50 лет преподает работает в Измаильском Государственном
Гуманитарном Университете -доцент кафедры музыки, преподаватель-методист в
ДМШ по классу гитары. Автор многочисленных произведений и сборников для
баяна, фортепиано, духового оркестра, гитары. Творчеству А.Затынченко присущи
классические формы, характерные гармонии, программные названия. Сборники
составлены
по
принципу-«от
простого
к
сложному».
Примером
пьсы
для
начинающих гитаристов может стать «Музыкальный урок» из одноименного
сборника. Несложная мелодия, вариационно развиваясь, фактурно обогащается,
переходит из голоса в голос, что помогает ученику освоить разные приемы игры,
знакомит с вариационной формой.
Для учащихся средних классов композитор выпустил сборник под названием
«Подарок», который включает множество разнохарактерных пьес. Так, например,
«Пион»- написана в трехчастной форме с контрастной серединой. Мелодия
изобилует различными тембровыми и ритмическими украшениями, создавая яркий
образ пышного цветка.
Каурина Галина Михайловна - гитарист-композитор, преподаватель ДМШ №8
им. Г.П.Вишневской Кронштадского района г.Санкт-петербурга, автор множества
сборников для начинающих гитаристов, среди которых: «Шаг за шагом» части 1 и 2
(легкие
мелодии
и
ансамбли
для
начинающих
гитаристов),
«Волшебная
лесенка»(легкие пьесы-этюды для начинающих гитаристов», «Гитара-волшебная
страна»(Хрестоматия для младших и средних классов детской музыкальной школы»,
«Приятная прогулка» (легкие пьесы для учащихся 3-4 классов ДМШ и ДШИ) и др.
В целом, произведения современных авторов влияют на учебно-воспитательный
процесс, на его основе происходит накопление музыкально-теоретических знаний и
идет формирование мастерства, развивается образное мышление. Также они
способствуют
формированию
музыкально-эстетической
личности
в
целом.
Произведения современных авторов близки миропониманию и мироощущению
детей, вызывают у них живой эмоциональный отклик и желание музицировать,
поэтому их изучение должно стать неотъемлемой частью репертуара учащихся
ДМШ и ДШИ.
Литература
1.Иванов – Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:
Музыка, 1974.
2.Вайсборд. М. А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. –
М.: Музыка, 1983.
3. Вайсборд. М. А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 1979.
4. Вайсборд. М. А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 1979.
5. Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка,
1994.
6. Фраучи А. К. Музыкант нового направления.:Гитарист.1997 №1.
с32
7. Волков В. Д. Проблемы гитарного репертуара.: Гитарист, 2000, №1 с.23
8. Волков В. Д. Интервью с музыкантом.: Гитарист, 2002, №1 с.13
9. Охотников В.Е. Роль педагогического репертуара для гитары в учебном
процессе ДМШ. : Тезисы Международной научно-практической
конференции. – Тамбов, 2005.