Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Елена Владимировна Камаева
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБУ ООЗО "СОШ №3"
Населённый пункт: Бердянск
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование общероссийской гражданской идентичности, особенно

среди старших школьников, представляет собой одну из ключевых задач

системы

образования

Российской

Федерации.

Это

обусловлено

многонациональным характером нашей страны, где стремление к единству и

самоидентификации

является

необходимым

для

гармоничного

сосуществования различных культур и традиций. Государственная политика

России акцентирует внимание на важности создания общероссийской

гражданской идентичности, которая проявляется в осознании себя частью

великого многообразия. Мы стремимся к поддержанию как единства, так и

самобытности нашего народа, опираясь на такие культурные и духовно-

нравственные ценности, которые объединяют народы России. Важно, чтобы

молодое поколение осознавало свою роль в сохранении этого богатства,

способствуя тем самым укреплению общенационального самосознания и

взаимопонимания. Таким образом, формирование гражданской идентичности

становится не только образовательной задачей, но и залогом будущего

единства и процветания нашей многонациональной страны.

К сожалению, правители недружественных стран нередко стремятся

взрастить

на

почве

межнациональных

конфликтов

и

разжечь

огонь

этнической напряжённости.

В наше время особенно важно привить молодежи понятие Гражданская

идентичность.

Гражданская идентичность – это включение человека в

общественную и культурную жизнь страны, свободное отождествление

личности с русским народом, осознание причастности к будущему,

прошлому и настоящему русской нации, осмысление себя гражданином

России , что особенно важно для подростков.

Гражданская идентичность является показателем сплочения вокруг

интересов страны, поэтому степень её укрепления в действии и сознании

граждан – залог единства общества, политической, духовной консолидации.

В педагогической науке гражданская идентичность трактуется как

глубокое

осознание

отдельной

личности

своей

принадлежности

к

гражданскому сообществу государства, имеющему для нее значимое

значение. Это не просто юридический статус, а подлинное слияние личности

с

сущностью

гражданина,

готового

и

способного

выполнять

свои

конституционные обязанности. Важнейшими аспектами этой идентичности

становятся

активное

участие

в

жизни

государства

и

сознательное

использование

прав,

предоставляемых

Конституцией.

Гражданская

идентичность, таким образом, формируется не в вакууме, а в контексте

взаимодействия с окружающим сообществом, что делает личность не только

субъектом прав, но и полноправным участником общественной жизни.

Существенным является понимание себя как части единого целого, что

вдохновляет на выполнение гражданских обязательств и содействие общему

благу, создавая устойчивую связь между индивидом и его страной.

Для формирования гражданской идентичности у молодёжи, особенно

наших регионов, можно и нужно использовать такие подходы:

1. Усиление роли общеобразовательных учебных заведений в развитии

нравственности,

активной

гражданской

позиции,

формировании

у

школьников патриотических чувств, желание защищать нашу Родину.

2. Вовлечение юношей и девушек в политическую жизнь нашей страны.

3. Объединение школьных дисциплин для формирования гражданской

идентичности у учащихся, воспитание патриотизма, уважение к своему

народу.

4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс специализированных

курсов,

направленных

на

получение

военной

подготовки,

изучение

этнической конфликтологии, геополитики и др.

5. Проведение обще патриотических мероприятий: круглые столы,

просмотр кинофильмов, диспуты, беседы, встречи с участниками боевых

действий, ветеранами, вечера вопросов и ответов и др.

На

основе

теоретического

анализа

определено,

что

гражданская

идентичность является структурной составляющей этнической и социальной

идентичности.

Данное

понятие

характеризует

степень

включённости

человека в общественную и культурную жизнь страны, отождествление

личности с русским народом, осознание причастности к будущему,

прошлому и настоящему русской нации, осмысление себя гражданином

России.

Что

поможет

нам

сформировать

общероссийскую

гражданской

идентичности у учащихся?!

Во-первых, в учебно-воспитательном процессе создавать условия для

развития патриотических чувств (любви к Родине, народу);

Так же активное участие школьников в социальной и политической

жизни России;

Следующее это интеграция социально-экономических, гуманитарных и

профессиональных дисциплин;

Изучение специализированных учебных предметов;

И конечно же это организация обще патриотических мероприятий.

Список литературы

1. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная

политика. – 2010. – № 5-6 (43-44). – С. 140-142.

2. Николина В.В. Механизм формирования гражданской идентичности

молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации /

В.В. Николина, А.А. Лощилова // Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология.

– 2023. – Серия IV, Вып. 70. – С. 53-65.