Автор: Елена Владимировна Камаева
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБУ ООЗО "СОШ №3"
Населённый пункт: Бердянск
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование общероссийской гражданской идентичности, особенно
среди старших школьников, представляет собой одну из ключевых задач
системы
образования
Российской
Федерации.
Это
обусловлено
многонациональным характером нашей страны, где стремление к единству и
самоидентификации
является
необходимым
для
гармоничного
сосуществования различных культур и традиций. Государственная политика
России акцентирует внимание на важности создания общероссийской
гражданской идентичности, которая проявляется в осознании себя частью
великого многообразия. Мы стремимся к поддержанию как единства, так и
самобытности нашего народа, опираясь на такие культурные и духовно-
нравственные ценности, которые объединяют народы России. Важно, чтобы
молодое поколение осознавало свою роль в сохранении этого богатства,
способствуя тем самым укреплению общенационального самосознания и
взаимопонимания. Таким образом, формирование гражданской идентичности
становится не только образовательной задачей, но и залогом будущего
единства и процветания нашей многонациональной страны.
К сожалению, правители недружественных стран нередко стремятся
взрастить
на
почве
межнациональных
конфликтов
и
разжечь
огонь
этнической напряжённости.
В наше время особенно важно привить молодежи понятие Гражданская
идентичность.
Гражданская идентичность – это включение человека в
общественную и культурную жизнь страны, свободное отождествление
личности с русским народом, осознание причастности к будущему,
прошлому и настоящему русской нации, осмысление себя гражданином
России , что особенно важно для подростков.
Гражданская идентичность является показателем сплочения вокруг
интересов страны, поэтому степень её укрепления в действии и сознании
граждан – залог единства общества, политической, духовной консолидации.
В педагогической науке гражданская идентичность трактуется как
глубокое
осознание
отдельной
личности
своей
принадлежности
к
гражданскому сообществу государства, имеющему для нее значимое
значение. Это не просто юридический статус, а подлинное слияние личности
с
сущностью
гражданина,
готового
и
способного
выполнять
свои
конституционные обязанности. Важнейшими аспектами этой идентичности
становятся
активное
участие
в
жизни
государства
и
сознательное
использование
прав,
предоставляемых
Конституцией.
Гражданская
идентичность, таким образом, формируется не в вакууме, а в контексте
взаимодействия с окружающим сообществом, что делает личность не только
субъектом прав, но и полноправным участником общественной жизни.
Существенным является понимание себя как части единого целого, что
вдохновляет на выполнение гражданских обязательств и содействие общему
благу, создавая устойчивую связь между индивидом и его страной.
Для формирования гражданской идентичности у молодёжи, особенно
наших регионов, можно и нужно использовать такие подходы:
1. Усиление роли общеобразовательных учебных заведений в развитии
нравственности,
активной
гражданской
позиции,
формировании
у
школьников патриотических чувств, желание защищать нашу Родину.
2. Вовлечение юношей и девушек в политическую жизнь нашей страны.
3. Объединение школьных дисциплин для формирования гражданской
идентичности у учащихся, воспитание патриотизма, уважение к своему
народу.
4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс специализированных
курсов,
направленных
на
получение
военной
подготовки,
изучение
этнической конфликтологии, геополитики и др.
5. Проведение обще патриотических мероприятий: круглые столы,
просмотр кинофильмов, диспуты, беседы, встречи с участниками боевых
действий, ветеранами, вечера вопросов и ответов и др.
На
основе
теоретического
анализа
определено,
что
гражданская
идентичность является структурной составляющей этнической и социальной
идентичности.
Данное
понятие
характеризует
степень
включённости
человека в общественную и культурную жизнь страны, отождествление
личности с русским народом, осознание причастности к будущему,
прошлому и настоящему русской нации, осмысление себя гражданином
России.
Что
поможет
нам
сформировать
общероссийскую
гражданской
идентичности у учащихся?!
Во-первых, в учебно-воспитательном процессе создавать условия для
развития патриотических чувств (любви к Родине, народу);
Так же активное участие школьников в социальной и политической
жизни России;
Следующее это интеграция социально-экономических, гуманитарных и
профессиональных дисциплин;
Изучение специализированных учебных предметов;
И конечно же это организация обще патриотических мероприятий.
Список литературы
1. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная
политика. – 2010. – № 5-6 (43-44). – С. 140-142.
2. Николина В.В. Механизм формирования гражданской идентичности
молодежи на территориях новых субъектов Российской Федерации /
В.В. Николина, А.А. Лощилова // Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология.
– 2023. – Серия IV, Вып. 70. – С. 53-65.