Напоминание

Понятие и характеристика скоростно-силовых качеств и их роль в баскетболе

Авторы: Чернышов Никита Дмитриевич, Никита Дмитриевич Чернышов
Должность: учитель по физической культуре
Учебное заведение: МАОУ № 113
Населённый пункт: г.Екатерибург
Наименование материала: статья
Тема: Понятие и характеристика скоростно-силовых качеств и их роль в баскетболе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Понятие и характеристика скоростно-силовых качеств и их роль в

баскетболе

Автор: учитель по физической культуре

МАОУ № 113

Чернышов Никита Дмитриевич

г. Екатеринбург

2024г.

Существует несколько подходов к пониманию скоростно-силовых

качеств в спорте, включая физиологический, биохимический и механический

подходы.

Физиологический подход. Физиологический подход к пониманию

скоростно-силовых качеств связан с изучением биологических процессов,

которые происходят в организме при выполнении упражнений со скоростно-

силовой составляющей. В рамках этого подхода, изучаются такие показатели,

как максимальная скорость развития силы, максимальная сила и мощность

мышц, скорость и качество сокращения мышечных волокон, уровень лактата

в крови и др.

Биохимический

подход.

Биохимический

подход

к

пониманию

скоростно-силовых качеств связан с изучением химических процессов,

которые происходят в организме при выполнении упражнений со скоростно-

силовой составляющей. В рамках этого подхода, изучаются такие показатели,

как уровень креатинфосфата, гликогена и других энергетических субстратов,

уровень гормонов и др.

Механический

подход.

Механический

подход

к

пониманию

скоростно-силовых качеств связан с изучением механических процессов,

которые происходят в мышцах при выполнении упражнений со скоростно-

силовой составляющей. В рамках этого подхода, изучаются такие показатели,

как максимальная сила и мощность мышц, скорость сокращения мышечных

волокон, механическая работа и др.

Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, и

использование определенного подхода зависит от целей исследования.

Например, при изучении эффективности тренировочной программы можно

использовать физиологический подход для оценки улучшения максимальной

силы

мышц,

а

биохимический

подход

для

оценки

изменений

в

энергетическом метаболизме.

Скоростно-силовые

способности

это

способность

человека

производить быстрые и мощные движения в определенной направленности.

Они включают в себя множество физических параметров, таких как скорость,

мощность, реакция, координация, гибкость и баланс. Они являются важной

частью физической подготовки и влияют на способность человека выполнять

различные задачи в повседневной жизни и в спорте .

В зависимости от конкретных требований задачи, скоростно-силовые

способности могут быть улучшены различными способами, включая

тренировки с отягощениями, скоростные тренировки, функциональные

тренировки и упражнения на равновесие и гибкость. Улучшение скоростно-

силовых способностей может привести к повышению производительности в

спорте и в повседневной жизни .

Скоростно-силовые

способности

играют

важную

роль

в

жизни

человека, включая его физическую подготовку, здоровье и спортивную

деятельность. Ниже описаны несколько конкретных областей, в которых

скоростно-силовые способности играют важную роль:

Скоростно-силовые

способности

являются

необходимыми

для

практически всех видов спорта, включая легкую атлетику, футбол, баскетбол,

хоккей, теннис и т.д. Они позволяют спортсменам быстро и точно выполнять

технические действия, такие как прыжки, бег, удары и многие другие. От

уровня скоростно-силовых способностей зависит успех в спортивных

соревнованиях

Улучшение

скоростно-силовых

способностей

способствует

укреплению мышц, повышению уровня метаболизма, уменьшению риска

сердечно-сосудистых заболеваний и других заболеваний, связанных с

неактивным образом жизни.

Скоростно-силовые

способности

помогают

человеку

выполнять

повседневные задачи с большей легкостью и эффективностью, например,

поднимать тяжелые предметы и т.д.

В целом, скоростно-силовые способности являются важным аспектом

физической подготовки и повышения качества жизни. Они могут быть

улучшены с помощью специальных тренировок и упражнений, и это

приведет к более высокой производительности в спорте, повседневной

жизни.

Скоростно-силовые способности описываются как способность мышц к

развитию высоких усилий при выполнении упражнений со значительной

скоростью, при этом не достигая предельной величины. Они играют важную

роль в спортивных дисциплинах, где требуется комбинирование силы и

скорости, таких как прыжки, метания и силовые упражнения. Чем выше

внешнее отягощение, тем большую роль играет силовой компонент, а при

меньшем обременении – скоростной.

К

скоростно-силовым

способностям

относятся

быстрая

сила

и

взрывная сила. Быстрая сила характеризуется способностью мышц развивать

высокие усилия при выполнении упражнений со значительной скоростью, но

не достигать предельной величины. Взрывная сила отражает способность

человека достигать максимальных показателей силы в возможно короткое

время, например, при старте в беге на короткие дистанции, прыжках и

метаниях.

Взрывная сила состоит из двух компонентов: стартовой и ускоряющей

силы. Стартовая сила определяет способность мышц быстро развивать

усилие в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила показывает,

насколько быстро мышцы могут наращивать усилие в условиях их

сокращения.

Для оценки уровня развития взрывной силы используется скоростно-

силовой индекс в движениях, где необходимо развивать усилия близкие к

максимуму.

Развитие

скоростно-силовых

способностей

позволяет

спортсменам достигать высоких результатов в силовых и игровых видах

спорта.

По определению И.М. Чернобая, скоростно-силовые способности

означают способность человека проявлять максимальную мощность усилий в

кратчайший

промежуток

времени,

сохраняя

оптимальную

амплитуду

движений . В литературе эту способность также называют «взрывной силой».

Скоростно-силовые

способности

зависят

от

двух

компонентов:

скорости и силы. Эти компоненты находятся в обратной зависимости друг от

друга: чем выше скорость, тем меньше проявление силы и наоборот.

Развитие скоростно-силовых способностей происходит в одном из трех

направлений, в зависимости от вклада каждого компонента.

Первая

зона

характеризуется

высокой

скоростью

движения

с

небольшим дополнительным отягощением. Работа в этой зоне способствует

росту скоростного компонента. Во второй зоне большое дополнительное

обременение сопровождается низкой скоростью перемещения отдельных

частей тела, что приводит к увеличению силового компонента. Третья зона

характеризуется определенными скоростью и величиной отягощения, что

способствует

комплексному

совершенствованию

скоростно-силовых

способностей .

У подростков проявления скоростно-силовых качеств могут быть

различными

и

зависят

от

пола,

возраста,

уровня

физической

подготовленности и других факторов. Однако, в целом, можно выделить

следующие проявления:

1. Быстрота движений. Подростки могут проявлять высокую скорость

движений при выполнении различных упражнений, например, при беге,

прыжках, отжиманиях и т.д.

2. Сила мышц. Подростки могут проявлять высокую силу мышц при

выполнении упражнений с отягощениями, например, при подтягиваниях,

жиме штанги, приседаниях и т.д.

3. Выносливость. Подростки могут проявлять высокую выносливость

при выполнении упражнений, которые требуют длительного усилия,

например, при беге на длинные дистанции, плавании, велоспорте и т.д.

4. Гибкость. Подростки могут проявлять высокую гибкость при

выполнении упражнений, направленных на растяжку мышц и суставов,

например, при йоге, гимнастике и т.д.

5. Координация движений. Подростки могут проявлять высокую

координацию движений при выполнении упражнений, которые требуют

точности и согласованности движений, например, при танцах, фехтовании,

боксе и т.д.

Современный баскетбол – это динамичный и быстрый вид спорта,

требующий высокой физической подготовки от игроков. В этом виде спорта

важны не только технические и тактические навыки, но и определенные

физические качества. Они помогают игрокам быть быстрыми, выносливыми,

сильными, гибкими и ловкими, что в свою очередь способствует более

эффективной игре.

Одним из важных физических качеств в современном баскетболе

является

скоростно-силовая

подготовленность.

Игроки

должны

быть

способны быстро двигаться по полю, преодолевая сопротивление оппонентов

и выполняя сложные технические элементы, такие как прыжки и броски.

Также важна сила, которая позволяет игрокам защищать и атаковать с

максимальной эффективностью.

Выносливость также является ключевым физическим качеством в

баскетболе. Игра продолжается в течение длительного времени, поэтому

игроки должны быть способны сохранять высокую скорость и интенсивность

на протяжении всей игры. Также важно уметь быстро восстанавливаться

после интенсивных физических нагрузок.

Гибкость и ловкость также играют важную роль в баскетболе. Они

позволяют игрокам быстро менять направление движения, принимать

неожиданные

позы

для

обхода

оппонентов

и

выполнять

сложные

технические элементы .

Наконец, координация движений также является важным фактором в

баскетболе. Она помогает игрокам точно выполнять технические элементы,

быстро реагировать на ситуации на поле и улучшать свою общую

производительность.

Таким

образом,

вышеупомянутые

физические

качества

играют

важную роль в современном баскетболе и являются неотъемлемой частью

успешной игры.

Скоростно-силовые качества играют важную роль в баскетболе, так

как это спорт, который требует от игроков быстроту движений, а также

высокую силу для бросков и борьбы за мяч. Например, скоростные качества

позволяют игрокам передвигаться быстрее по полю, что увеличивает шансы

на заброс мяча или перехват его у оппонентов. Силовые качества, в свою

очередь, позволяют игрокам выдерживать атаки соперников, бросать мяч с

большей силой и точностью, а также эффективнее играть в защите. В общем,

скоростно-силовые качества являются ключевыми для достижения успеха на

баскетбольном поле.

Скоростно-силовые качества играют очень важную роль в баскетболе,

так как спортсмены должны проявлять высокую скорость и силу во многих

аспектах игры.

Броски. Броски в баскетболе требуют высокой силы и скорости для

того, чтобы мяч мог достигнуть корзины и пройти мимо защитников. Чем

больше сила и скорость у игрока, тем дальше он может бросать мяч и тем

меньше вероятность того, что его бросок будет заблокирован.

Прыжки. Прыжки в баскетболе необходимы для того, чтобы

добраться до мяча в воздухе, перехватить его или забросить его в корзину.

Сильные

и

быстрые

прыжки

позволяют

игрокам

более

эффективно

участвовать в поединках и захватывать мячи в воздухе.

Защита. В защите скорость и сила также играют важную роль.

Защитникам нужно быть быстрыми и сильными, чтобы удерживать

нападающих от проникновения в зону подбора или зоны бросков. Сильные и

быстрые движения также помогают защитникам сбивать мяч с рук

нападающих.

Проникновение. Проникновение в зону подбора напрямую зависит от

скорости и силы игрока. Сильные и быстрые движения позволяют игрокам

пройти мимо защитников и забросить мяч в корзину или передать его

напарнику .

Передачи. Для точных передач мяча также требуется сила и скорость.

Чем больше сила и скорость у игрока, тем дальше он может передать мяч и

тем меньше вероятность, что его передача будет перехвачена.

Скорость бега. Быстрый бег также является важным элементом игры в

баскетболе. Быстрый бег позволяет игрокам быстро переходить с защиты на

атаку и наоборот, а также быстро перемещаться по кортам в поисках

свободных мест для бросков или передач.

Скоростно-силовые способности в баскетболе играют важную роль,

так как они позволяют игрокам быстро реагировать на изменения в игре,

быстро перемещаться по площадке, прыгать высоко и сильно бросать мяч.

Для

развития

скоростно-силовых

способностей

в

баскетболе

можно

использовать следующие методы и средства, на что указывает А.А. Шерстюк

:

1. Силовые тренировки: подтягивания, отжимания, приседания, жимы

гантелей и т.д. Эти упражнения помогают увеличить силу мышц и улучшить

скоростно-силовые показатели.

2.

Прыжковые

тренировки:

прыжки

на

месте,

прыжки

через

препятствия, прыжки на коробку и т.д. Эти упражнения помогают улучшить

выносливость и высоко прыгать.

3. Тренировки на скорость: бег на короткие дистанции, ускорения,

замедления, изменения направления движения и т.д. Эти упражнения

помогают улучшить скорость и реакцию.

4. Игровые тренировки: игры в баскетбол, тренировочные матчи и т.д.

Эти тренировки помогают улучшить навыки игры и применять скоростно-

силовые способности в реальных условиях.

5. Использование специальных тренажеров: скакалки, гантели, мячи

для прыжков и т.д. Эти тренажеры помогают улучшить скоростно-силовые

показатели и развивать навыки игры.

Ю.А. Николаев [10] выделяет следующие методы и средства в работе

с баскетболистами:

Силовые

тренировки:

Одним

из

основных

методов

развития

скоростно-силовых способностей являются силовые тренировки. Они могут

включать упражнения с отягощениями, такими как штанги, гантели,

тренажеры с сопротивлением и т.д. Силовые тренировки помогают развивать

силу мышц, улучшают взрывную силу и способствуют повышению быстроты

и эффективности движений.

Плиометрические тренировки: Плиометрика - это форма тренировок,

которая

использует

быстрые

и

взрывные

движения,

чтобы

развить

скоростно-силовые способности. Примеры плиометрических тренировок в

баскетболе включают прыжки на месте, широкие прыжки, прыжки с

разворотами и другие упражнения, которые развивают взрывную силу и

способность быстро менять направление движения.

Функциональные

тренировки:

Тренировки,

которые

имитируют

движения и нагрузки, характерные для баскетбольной игры, могут также

быть эффективными для развития скоростно-силовых способностей. Это

может включать тренировки с мячом, тренировки на специализированных

тренажерах, которые имитируют игровые ситуации, и другие формы

функциональных тренировок, которые акцентируют внимание на развитии

скоростно-силовых навыков, применимых в баскетболе.

К данным методам и средства подготовки баскетболистов А.А.

Шерстюк добавляет следующие:

Техника и технические тренировки: Развитие техники игры и

технических навыков также может способствовать развитию скоростно-

силовых способностей в баскетболе. Например, технические тренировки на

основе правильной биомеханики движений, таких как броски, прыжки,

старты и изменение направления движения, могут помочь улучшить скорость

и силу этих движений.

Важно помнить, что для эффективного развития скоростно-силовых

способностей в баскетболе необходимо сочетать различные методы и

средства тренировок, а также следить за правильным питанием и режимом

отдыха. Кардио-тренировки, такие как бег, скакалка, велотренировки и

другие аэробные упражнения, могут также способствовать развитию

скоростно-силовых способностей. Они помогают улучшить выносливость и

выдержку, что может быть полезно в быстром темпе игры, характерном для

баскетбола.

Работа над координацией и балансом: Хорошая координация и баланс

являются важными аспектами скоростно-силовых способностей. Тренировки

на

улучшение

координации,

равновесия

и

реакции

могут

помочь

баскетболистам улучшить свои скоростно-силовые навыки, так как они могут

более эффективно контролировать свои движения и реагировать на игровые

ситуации .

Правильное питание и режим отдыха: Правильное питание и

достаточный режим отдыха также важны для развития скоростно-силовых

способностей. Баскетболисты должны уделять внимание своему рациону,

включая

достаточное

количество

белка,

углеводов

и

жиров,

чтобы

обеспечить своим мышцам достаточное питание для развития силы и

выносливости. Оптимальный режим отдыха также важен для восстановления

после тренировок и предотвращения переутомления.

Развитие скоростно-силовых способностей является важным аспектом

тренировки баскетболистов. Он может быть достигнут через различные

методы

и

средства,

такие

как

силовые

тренировки,

плиометрика,

функциональные тренировки, технические тренировки, кардио-тренировки,

работа над координацией и балансом, а также правильное питание и режим

отдыха. Комплексный подход к развитию скоростно-силовых способностей

может помочь баскетболистам повысить их эффективность, агилити и

производительность на площадке.

Диагностика развития скоростно-силовых способностей в баскетболе

является важным этапом в процессе тренировки, поскольку она позволяет

оценить уровень развития этих физических качеств у баскетболистов,

выявить их сильные и слабые стороны, а также определить эффективность

тренировочных программ и корректировать тренировочные задачи для

достижения лучших результатов .

Тесты на силу: силовые тесты, такие как тесты на максимальную силу

(например, максимальный подтягивание на перекладине, максимальный

присед), тесты на силовую выносливость (например, тест на максимальное

количество повторений в определенное время) могут помочь оценить

уровень развития мышечной силы баскетболистов. Эти тесты могут

проводиться с использованием различных силовых тренажеров и грузов, а

также соблюдением определенных технических правил .

Тесты

на

скорость:

для

оценки

скоростных

способностей

баскетболистов могут использоваться тесты на максимальную скорость

(например,

тест

на

максимальную

скорость

бега

на

определенное

расстояние), тесты на скоростную выносливость (например, тест на

максимальное количество повторений бега на определенное расстояние в

определенное время) и другие тесты на скорость и скоростную выносливость

.

Тесты на плиометрику: плиометрические тесты, такие как тесты на

максимальную высоту прыжка, тесты на скорость прыжка, тесты на скорость

отталкивания

и

другие,

могут

использоваться

для

оценки

развития

плиометрических способностей баскетболистов. Эти тесты могут включать

различные

виды

прыжков,

отталкиваний

и

других

плиометрических

движений, которые характерны для баскетбола .

Тесты на координацию и баланс: для оценки уровня развития

координационных

и

балансовых

способностей

баскетболистов

могут

использоваться специальные тесты, такие как тесты на балансирование на

одной ноге, тесты на точность пасов, тесты на точность бросков и другие

тесты, которые позволяют оценить координацию движений, точность и

стабильность выполнения технических элементов баскетбольной игры .

Антропометрические

измерения:

измерение

антропометричких

параметров, таких как рост, вес, объемы тела и длины конечностей, может

также быть важным индикатором развития скоростно-силовых способностей

баскетболистов. Например, уровень мускулатуры, соотношение массы тела и

длины конечностей, а также другие антропометрические данные могут

влиять на способность баскетболистов проявлять скоростные и силовые

качества на площадке .

Функциональные тесты: функциональные тесты, такие как тесты на

выносливость, тесты на аэробную и анаэробную работоспособность, тесты на

восстановительные способности и другие, могут быть также важными

инструментами диагностики развития скоростно-силовых способностей

баскетболистов.

Эти

тесты

позволяют

оценить

общую

физическую

подготовку

баскетболистов

и

их

способность

проявлять

высокую

работоспособность в течение всей игры .

Диагностика развития скоростно-силовых способностей в баскетболе

включает использование различных тестов и измерений, которые позволяют

оценить уровень развития этих физических качеств у баскетболистов.

Результаты

диагностики

могут

быть

использованы

для

определения

эффективности тренировочных программ, корректировки тренировочных

задач, а также для контроля и мониторинга процесса тренировки с целью

достижения максимальных результатов в развитии скоростно-силовых

способностей у баскетболистов.

В целом, скоростно-силовые качества имеют огромное значение в

баскетболе и являются основой для многих аспектов игры. Эти качества

помогают игрокам более эффективно выполнять различные задачи на поле, а

также улучшают их общую производительность и результативность. Кроме

того, тренировка скоростно-силовых качеств является ключевым элементом в

тренировочном процессе баскетболистов. Она помогает увеличить силу и

быстроту движений, а также улучшить технику выполнения различных

элементов игры. В результате игроки становятся более эффективными на

поле и способны достигать более высоких результатов в соревнованиях .

В целом, развитие скоростно-силовых качеств игроков является

неотъемлемой частью успешной игры в баскетболе, поэтому тренировка этих

качеств должна быть включена в тренировочную программу каждого игрока.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Буряк В.И. Физическая подготовка юного баскетболиста / В.И. Буряк. -

Белгород, БелРИПКППС, 2009. 115 с.

2.

Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное

пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.Н.Гогунов,

Б.И.Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 288 с.

3.

Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных

упражнений / А.Я.Гомельский. - М.: А Генетю «ФАИР», 1997 – 38 с.

4.

Грасис А. Методика подготовки баскетболистов. - М.: Физкультура и

спорт, 1982. - С.16-93.

5.

Движение вверх. - Санкт Петербург : ООО «ИД «ПРАВО», 2011.- 416

с.

6.

Еремин Д.А. Факторная структура физической работоспособности

юных баскетболистов / Д.А. Еремин // Теория и практика физической

культуры. - 1981. - № 8. - С. 27-30.

7.

Крюкова В.С. Книга учителя физической культуры. М - Ф - ра и спорт

1973г.

8.

Кузин, В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В. Кузин,С.А.

Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 1999 – 156 с.

9.

Курцевич Т.Ю. Общие основы теории и методики физического

воспитания / Т.Ю. Курцевич. - Киев: "Олимпийская литература", 2013.

- 267 с.

10.Лях

В.

И.

Координационно-двигательное

совершенствование

в

физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные

исследования / В. И. Лях // Теория и практика физ. культуры. - 1995. -

№11. - С. 16-23.

11.Лях В. И. координационные способности школьников / В. И. Лях //

Физ. культура в школе. - 2000. - № 4. - С. 6 - 13.

12.Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе:

Учеб. пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.

13.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры – Москва. :

Мастерство, 2004. – 360 с.

14.Найминова Э.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для

учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.

15.Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б.

Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.