Автор: Чернышов Никита Дмитриевич
Должность: учитель по физической культуре
Учебное заведение: МАОУ № 113
Населённый пункт: г.Екатерибург
Наименование материала: статья
Тема: Методы и средства развития скоростно-силовых качеств подростков, занимающихся баскетболом
Методы и средства развития скоростно-силовых качеств подростков,
занимающихся баскетболом.
Автор: учитель по физической культуре
МАОУ № 113
Чернышов Никита Дмитриевич
г. Екатеринбург
2024г.
Существует множество методов и подходов к развитию скоростно-
силовых качеств подростков, занимающихся баскетболом.
Круговая тренировка. Этот метод тренировки включает выполнение
серии упражнений на развитие скоростно-силовых качеств в определенной
последовательности в течение определенного времени. Круговая тренировка
позволяет улучшить силу, выносливость и гибкость.
Повторный метод. Этот метод заключается в выполнении одного и того
же упражнения несколько раз с небольшими перерывами. Это помогает
развивать силу и скорость, а также улучшить координацию движений.
Игровой метод. Этот метод тренировки включает в себя игры с
применением скоростно-силовых упражнений, которые могут повысить
физические способности игроков. Например, игры с мячом на время, игры в
режиме 3 на 3 или 4 на 4 и т.д.
Соревновательный метод. Этот метод тренировки включает в себя
участие в соревнованиях, которые могут стать мощным стимулом для
развития скоростно-силовых качеств. Ставка в соревнованиях помогает
игрокам проявить себя в условиях повышенной нагрузки и подготовиться к
реальным играм.
Метод экспериментирования. Этот метод заключается в постоянном
поиске и попытке новых методов и упражнений, которые могут помочь
игрокам
улучшить
свои
физические
способности.
Подростки
могут
экспериментировать
с
различными
тренировочными
программами
и
упражнениями, чтобы найти те, которые наилучшим образом подходят их
индивидуальным потребностям и целям.
Кроме этих методов, важно учитывать индивидуальные особенности
каждого
игрока
и
подстраивать
тренировочные
программы
под
его
уникальные потребности и цели.
2
Существует множество методов и средств развития скоростно-силовых
качеств у подростков, занимающихся баскетболом. Некоторые из них
включают в себя :
1. Силовые упражнения: это наиболее очевидный способ развития
силовых
качеств.
Для
подростков,
занимающихся
баскетболом,
рекомендуется сосредоточиться на упражнениях для развития мышц ног и
корпуса, так как это позволяет повысить взрывную силу и выдерживать
длительные нагрузки во время игры. Это могут быть упражнения на
приседания, подтягивания, отжимания и т.д.
2. Плиометрика: это специальные упражнения, направленные на
развитие скоростных качеств, путем увеличения мощности мышц и
улучшения координации движений. К примеру, прыжки на одной или двух
ногах, прыжки через мини-перешеек, прыжки на высоту с мячом в руках.
3. Беговые упражнения: бег является неотъемлемой частью игры в
баскетбол. Регулярные занятия бегом позволяют повысить выносливость и
ускорить реакцию на игровые ситуации. Существует множество различных
типов бега, от длинности до скоростного.
4. Функциональный тренинг: это средство развития скоростно-силовых
качеств, которое направлено на развитие мышечной координации и точности
движений,
что
является
важным
элементом
в
игре
в
баскетбол.
Функциональный тренинг может включать в себя упражнения с мячом,
упражнения с лентами, упражнения для развития равновесия и т.д.
5. Тренировки в тренажерном зале: тренажеры для развития силы и
выносливости являются отличными средствами для развития скоростно-
силовых качеств у подростков, занимающихся баскетболом. Они позволяют
сконцентрироваться на определенных группах мышц и работать над
развитием мощности и выносливости.
Все эти методы и средства могут быть использованы для развития
скоростно-силовых качеств у подростков, занимающихся баскетболом.
Однако, очень важно помнить, что любая тренировка должна быть
3
регулярной
и
состоять
из
программ,
которые
были
разработаны
профессиональными тренерами и учитывают индивидуальные потребности
игроков.
Для развития скоростно-силовых качеств у подростков, занимающихся
баскетболом, также можно использовать следующие средства:
1. Силовые упражнения с использованием собственного веса тела
(отжимания, приседания, подтягивания и т.д.).
2. Тренировки с гантелями, штангой или другими снарядами для
увеличения силы мышц.
3. Беговые упражнения для развития скорости и выносливости.
4. Тренировки на скорость и реакцию, например, с использованием
скакалки или мяча.
5. Тренировки на координацию и баланс, например, с использованием
балансировочных досок или мячей.
6. Тренировки на гибкость и растяжку, чтобы уменьшить риск травм.
Важно помнить, что тренировки должны быть адаптированы к возрасту
и уровню подготовки каждого конкретного подростка. Также необходимо
следить за правильной техникой выполнения упражнений и обеспечивать
достаточный отдых между тренировками.
Важно учитывать периодизацию тренировочных нагрузок. Этот метод
заключается в планировании тренировочного процесса с учетом целей и
этапов подготовки. Различные физические качества требуют разных типов
нагрузок и периодов восстановления, поэтому периодизация помогает
достичь наилучших результатов в развитии скоростно-силовых качеств.
Кроме классических упражнений с отягощениями и собственным
весом,
в
тренировочный
процесс
могут
быть
включены
различные
дополнительные средства, такие как гантели, батуты, скакалки, медицинские
мячи и т.д. Это помогает разнообразить тренировочный процесс и усилить
его эффективность.
4
Важно не только проводить тренировки, но и контролировать их качество.
Регулярное
измерение
результатов
и
корректировка
тренировочных
программ
помогают
достичь
максимальных
результатов
в
развитии
скоростно-силовых качеств.
Оценка скоростно-силовых способностей подростков баскетболистов
может проводиться с помощью следующих тестов:
1. Тест на скорость бега на короткие дистанции (например, 20 метров).
Подросток должен пробежать заданную дистанцию как можно быстрее.
2. Тест на скорость бега на длинные дистанции (например, 100 метров).
Подросток должен пробежать заданную дистанцию как можно быстрее.
3. Тест на скорость перемещения с мячом. Подросток должен пройти
заданный маршрут с мячом как можно быстрее.
4. Тест на силу рук. Подросток должен выполнить максимальное
количество отжиманий от пола или подтягиваний на перекладине.
5. Тест на силу ног. Подросток должен выполнить максимальное
количество приседаний с гантелями или подъемов на носки.
6. Тест на скорость реакции. Подросток должен быстро реагировать на
сигнал и выполнить заданное действие (например, поднять мяч или
прыгнуть).
Результаты тестов могут быть использованы для определения уровня
скоростно-силовых способностей подростков и разработки индивидуальной
программы тренировок.
Процесс скоростно-силовой подготовки подростков, занимающихся
баскетболом, должен состоять из нескольких этапов:
1. Анализ физического состояния: важно провести диагностику уровня
физической подготовки каждого игрока. Это помогает определить слабые
места и потребности каждого игрока в индивидуальной тренировке.
2. Создание плана тренировок: на основе анализа физического
состояния каждого игрока, тренер должен разработать план тренировок,
который будет учитывать индивидуальные потребности каждого игрока в
5
скоростной и силовой подготовке. Этот план должен быть основан на четких
целях и задачах, которые должны быть достигнуты в течение сезона.
3. Подготовительный период: этот этап направлен на разработку
базовой физической формы игроков. Он должен включать в себя упражнения
на аэробную выносливость, силу, скорость, гибкость и баланс. Тренировки
должны проводиться регулярно, 2-3 раза в неделю, с постепенным
увеличением нагрузки.
4. Специальный период: на этом этапе тренировки направлены на
подготовку к специфическим аспектам игры в баскетбол. Он должен
включать в себя упражнения для развития взрывной силы, скорости на
короткие дистанции, реакции и бросковую точности. Этот период может
длиться от 4 до 6 недель и зависит от уровня подготовленности игроков.
5. Соревновательный период: на этом этапе тренировки должны быть
направлены на сохранение и улучшение физической формы игроков в
течение игрового сезона. Он должен включать в себя упражнения для
поддержания выносливости и силы, а также индивидуальную работу с
игроками в зависимости от их потребностей.
Важно отметить, что процесс скоростно-силовой подготовки должен
быть основан на систематическом подходе, где каждый этап должен быть
тщательно продуман и разработан. Тренер должен учитывать возраст,
уровень подготовленности, силы и потребности каждого игрока при создании
плана тренировок, а также менять упражнения и интенсивность тренировок в
зависимости от успехов и прогресса каждого игрока.
Регулярные тренировки и правильное питание важны для развития
скоростно-силовых качеств. Необходимо следить за режимом дня и
обеспечивать подростков достаточным количеством питательных веществ и
калорий, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития физических
способностей.
Баскетбол представляет собой один из популярных и увлекательных
видов спорта. На сегодняшний день массовая увлеченность этим видом
6
спорта объясняется его доступностью, эмоциональной направленностью и
оздоровительными возможностями. В числе большого количества средств
физического
воспитания,
используемых
для
гармоничного
развития
современного человека и его гармоничного развития, одно из ведущих мест
занимают спортивные игры. В число самых популярных игр, которые
используются как для массовой физкультурно-оздоровительной работы, так
и для достижения высокого спортивного мастерства, входит баскетбол.
Спрос на баскетбол связан с его влиянием на общефизическую подготовку,
развитием быстроты и силы в сочетании с выносливостью. Стиль игры в
баскетбол отличается высокой активностью, требует от игрока многообразия
физических и моральных качеств и движений. Эта особенность делает
баскетбол одной из самых действенных оздоровительных и воспитательных
систем, которая оказывает влияние на здоровье людей.
Удобство
одновременного
решения
оздоровительных
и
воспитательных задач очень важно для использования игры на занятиях.
Именно поэтому баскетбол является одним из самых популярных видов
спорта в нашей стране. Благодаря этому происходит воздействие и
регулируется функциональное состояние центральной нервной системы,
увеличивается возможность и других функциональных систем организма.
Благодаря играм в организме происходят положительные изменения,
увеличивается
подвижность
суставов
и
сила
мышц.
Усиливается
деятельность анализаторов. Наиболее важные изменения происходят в
движениях, они проявляются высокой скоростью и точностью движений,
зрительный анализатор расширяет поле зрения, вестибулярный аппарат –
повышается степень его устойчивости.
В игре при различных препятствиях, которые могут быть преодолены в
состоянии усталости и высокого нервного напряжения, можно успешно
развить волевые качества: смелость, активность, инициативность и упорство.
Групповой
метод
игры
предоставляет
возможности
для
развития
коллективизма и дружбы, умения использовать свои интересы в целях
7
команды. Игра имеет большое значение для овладения прикладными
навыками – бег, прыжки, метание и быстрая ориентация в различных
ситуациях. В силу этих особенностей баскетбол является эффективным
средством привлечения различных групп населения к систематическим
занятиям физической культурой и спортом.
На сегодняшний день современный баскетбол характеризуют высокой
двигательной активностью, которая обусловлена увеличением удельного
веса,
быстрого
прорыва
и
прессинга,
повышением
технических
возможностей игроков при максимальной скорости действий в игре и
большой физической нагрузке. Физическая подготовка – это не только
физическая выносливость, но и скоростные качества. Баскетболисты должны
выполнять много прыжков, чтобы овладеть мячом при подборе, накрывать
его в момент передачи и броска в кольцо, эффективно использовать удары с
прыжка. В тренировках баскетболистов необходимо уделять большое
внимание развитию скоростных силовых качеств (прыгучести, метанию).
Помимо этого, на сегодняшний день существует большое количество
рекомендаций по развитию скоростно-силовых качеств. В литературе не
приведены способы и методы, которые бы были наиболее эффективны.
Количество и разнообразие методов, предлагаемых различными авторами,
делает проблематичным выбор методики и средств для развития скоростных
силовых качеств баскетболистов. Названные наиболее эффективные способы
и инструменты помогают улучшить процесс обучения и могут быть
рекомендованы
для
широкого
использования
учителями
физической
культуры и тренерами спортивных школ.
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Буряк В.И. Физическая подготовка юного баскетболиста / В.И. Буряк. -
Белгород, БелРИПКППС, 2009. 115 с.
2.
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное
пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.Н.Гогунов,
Б.И.Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 288 с.
3.
Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных
упражнений / А.Я.Гомельский. - М.: А Генетю «ФАИР», 1997 – 38 с.
4.
Грасис А. Методика подготовки баскетболистов. - М.: Физкультура и
спорт, 1982. - С.16-93.
5.
Движение вверх. - Санкт Петербург : ООО «ИД «ПРАВО», 2011.- 416
с.
6.
Еремин Д.А. Факторная структура физической работоспособности
юных баскетболистов / Д.А. Еремин // Теория и практика физической
культуры. - 1981. - № 8. - С. 27-30.
7.
Крюкова В.С. Книга учителя физической культуры. М - Ф - ра и спорт
1973г.
8.
Кузин, В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В. Кузин,С.А.
Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 1999 – 156 с.
9.
Курцевич Т.Ю. Общие основы теории и методики физического
воспитания / Т.Ю. Курцевич. - Киев: "Олимпийская литература", 2013.
- 267 с.
10.Лях
В.
И.
Координационно-двигательное
совершенствование
в
физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные
исследования / В. И. Лях // Теория и практика физ. культуры. - 1995. -
№11. - С. 16-23.
11.Лях В. И. координационные способности школьников / В. И. Лях //
Физ. культура в школе. - 2000. - № 4. - С. 6 - 13.
9
12.Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе:
Учеб. пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.
13.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры – Москва. :
Мастерство, 2004. – 360 с.
14.Найминова Э.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для
учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.
15.Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б.
Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.
10