Напоминание

Урок-игра "Подружись со словарём"

Автор: Бобкина Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Армавир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-игра "Подружись со словарём"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок-игра «Подружись со словарём»

Бобкина Наталья Владимировна

МАОУ СОШ № 9

учитель русского языка

и литературы

г. Армавир, 2024 год

Пояснительная записка:

2.1. Тема урока/внеурочного мероприятия:

Урок-игра на тему: «Подружись со словарём».

Актуальность темы: В наше время остро стоит вопрос об общем снижении

культуры общения. Словарный запас учащихся беден. В школе отсутствует

систематическая работа со словарями, учащиеся, имея приблизительное

представление о значении многих слов, даже не догадываются об ошибочном

их понимании и не стремятся уточнить свои знания по словарям. Развитие

активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения

слова, умение его правильно употреблять в речи, а также правильно писать.

Урок на заданную тему может помочь учащимся научиться правильно и

красиво говорить, писать, знать значение некоторых слов и фразеологизмов.

Форма

подачи

материала

урок-игра

развивает

коммуникативно-

познавательные умения детей данного возраста (учащиеся 6 классов),

развивает критическое мышление, культуру полемики, активизирует речевую

деятельность.

2.2. Целевая аудитория урока/внеурочного мероприятия: 6 класс, возраст

обучающихся 12 лет.

2.3. Роль и место урока/внеурочного мероприятия в системе работы педагога:

Внеурочное

мероприятие

проводится

в

рамках

предметной

недели,

посвящено празднованию Дня Словаря

2.4. Цели и задачи урока/внеурочного мероприятия

Цель занятия:

Формирование у обучающихся потребности в обращении к словарям и

навыков работы с ними; способности извлекать из словарей информацию,

необходимую для решения учебных задач

Задачи:

- познакомить учащихся с различными словарями;

- показать основные приёмы работы со словарями;

- закрепить навыки использования их в рамках решения учебных задач;

-воспитывать любовь к родному языку.

2.5. Планируемые результаты:

1) Учащиеся получат новые знания о разнообразии словарей

2) Научатся ориентироваться при выборе словаря нужного профиля

3) Научатся быстрому поиску необходимой информации в словарях

4) Закрепят умение работать слаженно в группе, уважительно относиться к

товарищам.

2.6. Форма проведения:

Урок-игра

2.7. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

Технология сотрудничества, системно-деятельностный подход, игровые

технологии.

Частично-поисковый

метод,

исследовательский

метод,

проблемный,

дифференцированный подход:

- метод орфографического чтения;

- приемы зрительного запоминания (проверка написания слов по словарю,

выделение орфограмм на доске);

- метод языкового анализа (прием звукового анализа слов, комментирования

орфограмм, устного проговаривания);

- прием составления предложений с трудными словами, включение их в

письменную творческую работу;

- игровые приемы (занимательные формы работы: включение словарных

слов в различные игры);

- прием использования словарей на уроках русского языка.

2.8. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока/внеурочного

мероприятия: Книжная выставка: «Словари – наши друзья и помощники»;

оборудование для показа презентации; наборы словарей (по количеству

групп участников)

3. Основная часть

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему:

«Подружись со словарем»

Этап

урока

Форма

работы

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

I.

Самоопределени

е к деятельности,

целеполагание.

Совместное

определение

цели и

задач

урока, этапов и

форм работы.

Беседа

Дорогие ребята! Кто знает день

своего рождения? День рождения

своих родителей ? Малой Родины?

А может быть кто-нибудь знает

день

рождения

нашей

родной

школы?

Вы молодцы! А знает ли кто-то из

вас,

когда

отмечается

день

рождения словаря?

22 ноября в России отмечается

праздник ДЕНЬ СЛОВАРЯ, в день

рождения

Владимира

Ивановича

Даля, создателя "Толкового словаря

живого

Сегодня

мы

с

вами

проведем

необычный урок. Мы разделимся

на команды и будем соревноваться.

Соревноваться

умственно!

Мы

постараемся выявить лучших из

лучших в знании русского языка,

языковых норм и лексики. Ребята,

вы любите спорт? Какими видами

спорта вы занимаетесь?

Организует уч-ся к

уроку

через

проблемную беседу

Подводит учащихся

к выяснению темы

урока,

выясняет

цель

урока

совместно

с

учащимися

Настраиваются

на плодотворную

работу, отвечают

на

вопросы

учителя,

выясняют

тему

урока,

цель

урока,

Регулятивные

На доске вы видите карточки со

словами

«словарь»

и

«спорт».

Совместимы ли они по вашему

мнению?

Сегодня

они

будут

ключевыми

словами, будут взаимодействовать.

Но, как уже было сказано ранее,

урок наш необычный, и сегодня

нашими

друзьями

и

главными

помощниками

станут

различные

СЛОВАРИ.

Именно

они,

как

опытные тренеры, помогут нам с

вами,

начинающим

юным

спортсменам, одерживать победу за

победой в наших состязаниях.

Как

вы

думаете

в

чем

будет

заключаться цель нашего урока?

Учащиеся

с

помощью

учителя

формулируют тему урока, ставят

цель урока.

Действительно,

цель

нашего

урока

– научиться пользоваться

словарями и подружиться с ними,

расширять

словарный

запас.

Говорить правильно, по существу.

II.

Этап

актуализации

знаний

и

фиксации

затруднений

в

деятельности

Беседа,

индивидуальная

работа отдельных

учащихся

- Обратите внимание, на столе

каждой

команды

лежат

разные

словари.

Давайте

назовем

их

вспомним для чего нужен каждый

из них, чем может нам помочь и о

чем рассказать

Назовем

наши

команды

«Быстрее», «Выше» и «Сильнее».

Объясняет задание.

Учащиеся

оформляют свои

мысли в устной

форме,

вспоминают

,

какие

типы

словарей им уже

известны, делают

Познавательные,

коммуникативные

Итак, начнем наши соревнования!

Всем желаю успехов!

вывод о пользе

словарей

III. Вхождение в

тему

урока

и

создание

условий

для

осознанного

восприятия

материала

Компетентностно

-

ориентированное

задание. Работа в

группах.

Компетентностно

-

ориентированное

задание.

Индивидуальная

работа ученика.

Игра 1 «КТО БОЛЬШЕ?»

Задание:

участникам

команд

необходимо вспомнить и записать

как можно больше видов спорта на

букву

«Б».

При

проверке

выполненного

задания

членами

жюри буду засчитываться только

орфографически

правильно

записанные слова (без ошибок).

Поэтому учащимся рекомендуется

воспользоваться

одним

из

словарей,

лежащих

на

столах

каждой

команды.

Команда,

записавшая наибольшее количество

слов без ошибок, получает 1 балл.

Каким

словарем

вы

воспользовались, ребята?

Игра 2 «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ

БИАТЛОН»

К доске приглашаются капитаны

команд.

Задание: Под диктовку они пишут у

доски

словарные

слова.

После

каждого записанного слова учитель

комментирует

правильность

написания. Ученик, допустивший

промах

(написавший

слово

с

ошибкой),

выбывает.

Побеждает

ученик, который продержится у

доски дольше всего. Он и принесет

Организует работу в

игре, консультирует

учащихся.

Помогает

проанализировать

действия учащихся

Выполняют

задания,

работают

с

орфографически

м

словарем,

учатся работать в

группе.

Отвечают

на

вопросы учителя

Ученик работает

у

доски,

выделяет

орфограммы

в

словарных

словах

Познавательные

(понимание

задания,

извлечение

необходимой

информации

из

словаря)

Коммуникативны

е

формирование

умения

планировать

учебное

сотрудничество

(взаимоконтроль);

умение выражать

свое

мнение,

аргументировать

свою

точку

зрения.

Беседа

Беседа

Компетентностно

-

балл команде.

Слово учителя: После первых двух

игр приходим к выводу, что нам с

вами

просто

необходим

орфографический

словарь!

Объясните, почему?

Ну

а

мы

продолжаем

наши

состязания.

Игра

3

«ПОПАСТЬ

В

ЯБЛОЧКО»

- Прежде чем я объясню правила

предстоящей

игры,

хочу

вас

спросить. Что значит «попасть в

яблочко»? Какой единицей языка

является это выражение?

- Действительно, это фразеологизм!

Молодцы,

ребята!

Говоря

о

фразеологизмах,

мы

часто

сталкиваемся

с

проблемой

непониманием

смысла

этих

выражений. Помочь решить эту

проблему

может

словарь

фразеологизмов. В нем каждому

фразеологизму дается толкование,

то

есть

его

значение.

Фразеологизмы

располагаются

в

словаре в алфавитном порядке, то

есть

соблюдается

принцип

алфавитной записи, как и в других

словарях.

Начнем игру! Вашему вниманию

предлагаются

спортивные

Помогает

проанализировать

действия учащихся

Побуждает

к

деятельности.

Объясняет

задание,

консультирует

учащихся

по

Делают выводы о

пользе

орфографическог

о

словаря,

о

важности

развития умения

им пользоваться

при

решении

учебных задач

Отвечают

на

вопросы учителя,

объясняют,

что

такое

фразеологизм.

Познавательные

(понимание

задания,

извлечение

необходимой

информации

из

словаря)

Коммуникативны

е

ориентированное

задание. Работа в

группах.

фразеологизмы.

Задание:

Задача

участников

определить

их

значение

спортивных

фразеологизмов,

пользуясь

словарем

фразеологизмов,

и

записать.

Команды получат один, два или три

балла в зависимости от скорости

выполнения задания.

дать фору

заткнуть за пояс

победила дружба

бежать высунув язык

навострить лыжи

во всю прыть

второе дыхание

сделать ход конем

выполнению

заданий

Работают

в

группе,

определяют

значение

фразеологизмов

по словарю

IV. Физминутка

Проводит

физминутку,

используя ЭОР

Выполняют

упражнения

Регулятивные

V.

Работа

по

теме урока

Компетентностно

-

ориентированное

задание. Работа в

группах.

Индивидуальная

работа

учащегося.

Игра

4

«ОРФОЭПИЧЕСКИЙ

БОКС»

К

доске

приглашается

один

участник от каждой команды.

Задание:

правильно

расставить

ударение в словах и произнести.

Акцент

делается

на

ударение:

участник

в

боксерской

стойке

произносит слова, имитируя удар

боксера по ударению в слове.

Объясняет

задание,

комментирует

выполнение задания

учащимися

Ученик

произносит слова

в соответствии с

орфоэпическими

нормами

русского

литературного

языка

Личностные

Коммуникативны

е

Познавательные

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

аналогия,

классификация–

построение

Беседа

Компетентностно

-

ориентированное

задание. Работа в

группах.

По желанию к капитану могут

присоединиться члены команды

акаде́мия

[д’]

баловать

балу́ю

жалюзи звонить звонит красиве́е́

кру́же́во, ку́хонный пре́мировать

прибыть сре́дство.

Команда, выполнившая задание с

наименьшим количеством ошибок,

получает 1 балл.

-

Ребята,

знаете

ли

вы

какой

словарь

может

помочь

вам

правильно

произносить

слова?

Правильно,

орфоэпический

словарь! Найдите такой словарь на

вашем

столе,

запомните

его

и

всегда

обращайтесь

к

нему

за

помощью!

Игра 5 «КТО ОН ТАКОЙ?»

Задние:

Задача

участников

команды

-

объяснить

значение

слов

с

помощью

толкового

словаря.

Составить

с

данными

словами

предложения,

по

возможности

связный текст.

Гребец

Гребля

Каноэ

Весло

Каждая команда, справившаяся с

заданием, получает 1 балл.

Актуализирует

знания, полученные

ранее учениками

Объясняет

задание,

корректирует работу

в группах.

Находят на столе

орфоэпический

словарь,

делают

вывод

о

его

пользе.

Отвечают

на

данные вопросы,

записывают свои

ответы.

Представители

групп

отчитываются

о

выполненной

работе,

комментируют

ответы учащихся

в группе

логической

цепи

рассуждений, вы-

ведение

следствий;–

самостоятельное

создание

алгоритмов

деятельности ;

– доказательство)

VI.

Подведение

итогов

Рефлексия

Беседа

Творческое

задание

Слово учителя:

-Ну

что,

друзья,

наши

юные

спортсмены и языковеды, мы с

вами отлично поработали.

Подведем итоги нашей работы.

Чем мы занимались?

Что нового узнали на уроке?

Что было интересно?

Что

особенно

запомнилось/понравилось? Над чем

еще нужно поработать?

Да, еще раз делаем вывод: нам с

вами просто необходимо дружить с

словарями, знать их разновидности,

уметь ими пользоваться. Ведь они

могут помочь нам решить многие

проблемы

и

трудности,

возникающие в процессе изучения

разделов языка.

Пока

члены

жюри

будут

подсчитывать

результаты

наших

соревнований, предлагаю каждой

команде

составить

синквейн

на

тему: «СЛОВАРЬ»

Организует работу

Задает

вопросы,

способствующие

активизации

рефлексивной

деятельности

учащихся.

Помогает учащимся

создавать синквейны

Делают вывод о

том, какую роль

в жизни человека

играет

словарь.

Обобщают

изученный

материал.

Пишут

синквейны,

презентуют их

Вариант

синквейна

СЛОВАРЬ

Поле́зный,

информативный

Объясняе́т,

у́чит,

рассказывае́т

Словарь

наш

дру́г!

ПОМОЩНИК

Личностные УД:

Самооценка

результатов своей

деятельности и

всего класса.

Регулятивные УД:

контроль,

коррекция,

выделение и

осознание того,

что уже усвоено и

что ещё подлежит

усвоению.

Осознание

качества и уровня

усвоения темы

урока.

Презентация

синквейнов

учащимися.

«БАСКЕТБОЛЬНАЯ КОРЗИНА»

Слово учителя:

Ребята, на ваших столах лежат

кружки-мячи разных цветов. Синий

– на уроке я узнал много нового!

Желтый

урок

был

очень

интересный! Красный – все, что

изучалось на уроке, уже было мне

известно.

Выберите

подходящий

вам по цвету мяч и опустите его в

нашу

импровизированную

баскетбольную корзину!

Награждение команд

Помогает

провести

рефлексию

Проводят

рефлексию

VII.

Домашнее

задание

Беседа

Дифференцированное задание:

1.

Подготовить

сообщение

о

В.И. Дале

2.

Составить

мини-словарь

спортивных терминов

3.

Составить

текст

на

спортивную тематику, используя

следующие

ключевые

слова:

баскетбол; во всю прыть; второе

дыхание; тренер, свисток.

Объясняет задание

Слушают здание,

записывают

в

дневник

Регулятивные

Коммуникативные

УД:

обсуждение

затруднений при

выполнении

домашней работы

4. Заключение

В ходе представленного урока учащиеся успешно справились с решением

поставленных задач и достигли заявленной цели. Ребята в обращались к

словарям и научились извлекать из словарей информацию, необходимую

для решения учебных задач; учащиеся познакомились с различными

словарями

(орфографическим,

орфоэпическим,

толковым,

словарем

фразеологизмов); научились ориентироваться при выборе словаря нужного

профиля; закрепили умение работать слаженно в группе, уважительно

относиться к товарищам.

Все вышеперечисленное говорит о результативности представленной

работы. Чем она обусловлена? Использованием различных форм и методов

работы на уроке, в особенности проведением урока в форме игры-

соревнования, применением групповой формы работы, а также четкой

организацией урока.

5. Список источников (список используемой литературы с указанием автора,

полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом

требований ГОСТ 7.1.-2003; список электронных ресурсов):

Словари:

1) «Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И. Москва,

«Русский язык», 1978г.

2) «Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И., Москва, «Русский

язык», 1987 г.

3) «Школьный фразеологический словарь русского языка», Жуков В.П., М.,

«Просвещение», 1980 г.

4)

«Орфографический

словарь»,

Ушаков

Д.Н.,

Крючков

С.Е.,

М.

«Просвещение», 1988г.

7) «Орфоэпический словарь русского языка», Резниченко И.Л., М. ООО

«Издательство АСТ», 2003г.