Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТНР"

Автор: Астафьева Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 33 "Малинка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТНР"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТНР»

Введение

Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения

речи (ТНР), требует использования специальных методов и приемов,

которые

позволяют

не

только

развивать

речевые

навыки,

но

и

формировать

общие

когнитивные

способности

ребенка.

Одним

из

эффективных

методов

является

применение

дидактических

игр,

которые способствуют развитию речи, мышления, внимания, памяти и

других психических функций.

Целью данной методической разработки является предоставление

практических

рекомендаций

по

организации

и

проведению

дидактических игр с дошкольниками с ТНР.

Цели и задачи

Цель: Развитие речевых и когнитивных навыков у дошкольников с

ТНР через использование дидактических игр.

Задачи:

Формирование

фонетико-фонематического

восприятия

у

детей.

Развитие связной речи и словарного запаса.

Коррекция грамматических структур речи.

Развитие логического мышления, внимания и памяти.

Создание условий для активного общения детей с педагогом и

друг с другом.

Основные принципы использования дидактических игр

Доступность и адаптация — игры должны быть адаптированы

под индивидуальные особенности детей с ТНР, учитывая их

речевые и когнитивные возможности.

Постепенность и систематичность — переход от простых игр к

более сложным с учетом развития ребенка.

Наглядность — использование иллюстративного материала,

картинок,

предметов,

которые

стимулируют

речевую

активность.

Мотивация и интерес — важно сохранять игровой интерес

ребенка,

чтобы

поддерживать

активность

в

процессе

коррекционной работы.

Коррекционно-развивающий

аспект

каждая

игра

должна

быть

направлена

на

достижение

конкретной

коррекционно-

развивающей цели.

Примеры дидактических игр для детей с ТНР

Игра «Кто как говорит?»

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Описание: Педагог показывает картинки с изображением животных

и

просит

детей

назвать

животное

и

издать

характерный

звук

(например,

«Кошка

мяу-мяу»).

Это

способствует

развитию

фонематического слуха и произносительных навыков.

Игра «Найди ошибку»

Цель: Развитие грамматического строя речи.

Описание: Педагог

говорит предложение с намеренной ошибкой

(например,

«Кошка

сидит

на

дереве

и

поет»),

а

ребенок

должен

исправить

его,

предложив

правильный

вариант

(«Кошка

сидит

на

дереве

и

мяукает»).

Это развивает грамматический

строй речи

и

логическое мышление.

Игра «Собери картинку»

Цель: Развитие связной речи и памяти.

Описание: Ребенок должен собрать разрезанную на части картинку,

а

затем

описать,

что

изображено

на

картинке,

составив

полное

предложение или короткий рассказ. Это помогает улучшить связную

речь и восприятие.

Игра «Назови лишнее»

Цель: Развитие словарного запаса и логического мышления.

Описание:

Педагог

называет

несколько

предметов

(например,

яблоко, банан, шар, апельсин), а ребенок должен определить, какой

предмет «лишний» и объяснить почему. Игра способствует развитию

словарного запаса и классификационных навыков.

Организация работы с дидактическими играми

Индивидуальный

подход

дидактические

игры

подбираются

в

зависимости от уровня речевого развития каждого ребенка. Важно

учитывать

текущие

трудности

и

возможности

ребенка

для

эффективного построения коррекционной работы.

Групповые и индивидуальные занятия — дидактические игры могут

проводиться как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

Групповая

работа

позволяет

детям

развивать

навыки

общения

и

учиться сотрудничать с другими.

Регулярность

и

систематичность

игры

должны

быть

частью

регулярных

занятий

с

дошкольниками

с

ТНР.

Систематическое

использование игр способствует закреплению полученных навыков и

прогрессу в коррекции речи.

Ожидаемые результаты

Улучшение

произносительных

и

фонетико-фонематических

навыков у детей с ТНР.

Расширение активного и пассивного словарного запаса.

Повышение уровня связной речи, развитие умения строить

логически последовательные предложения.

Развитие грамматического строя речи, умения использовать

правильные формы слов.

Повышение

уровня

познавательной

активности,

улучшение

внимания и памяти.

Заключение

Использование

дидактических

игр

в

коррекционной

работе

с

дошкольниками

с

ТНР

позволяет

комплексно

воздействовать

на

речевые

и

когнитивные

процессы,

что

способствует

более

эффективной

коррекции

нарушений

речи.

Регулярная

работа

с

использованием таких игр помогает детям лучше усваивать речевые

навыки

и

преодолевать речевые трудности,

что, в

свою очередь,

способствует их успешной социализации и подготовке к школе.