Автор: Наталья Николаевна Бут
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Теремок" г.Щигры Курской области"
Населённый пункт: Курская область г. Щигры
Наименование материала: Статья
Тема: "Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей
младшего дошкольного возраста.
Автор: Бут Наталья Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский
сад «Теремок» города Щигры Курской области»
Ключевые слова: фольклор, развитие речи, потешки, успешность,
народная педагогика.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования выделена как основная образовательная область
«Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных
видов
детской
деятельности:
общения,
познания,
познавательно-
исследовательской. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют
развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного
обучения в школе. В этой связи развитие речи ребенка младшего
дошкольного
возраста
становится
одной
из
актуальных
проблем
в
деятельности педагога ДОУ.
Поэтому целью моей работы является изучение влияния малых
фольклорных форм на развитие разговорной речи младших дошкольников.
Предмет исследования заключается в развитии речевых способностей
младших дошкольников путем использования малых форм фольклора в
игровой деятельности, в сочетании с обучением и подражанием взрослому
человеку.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный
педагог К.Д.Ушинский. В 60-х годах в журнале «Учитель» появились
публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения
физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое
собирание народных произведений для детей. Гармоничному развитию
личности ребенка способствует активное применение фольклорных жанров.
По мнению К.Д.Ушинского средства устного народного творчества должны
активно внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего
дошкольного возраста.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются
незаменимым
средством
пробуждения
познавательной
активности,
самостоятельности
и
яркой
индивидуальности.
Л.И.Павловой
сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего
дошкольного возраста в цикле статей «Фольклор для маленьких».
Сегодня педагоги обращаются к понятному для ребенка языку,
который он слышит в малых формах фольклора: потешках, прибаутках,
пестушках, закличках. Через устное народное творчество ребенок не только
овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность,
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора
является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, так
как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.
Именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения,
созданные для детей – сказочки, песенки, пословицы, потешки и др. Это
область народного творчества представляет собой одно из средств народной
педагогики. Народная педагогика возникла, как практика, как искусство
воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в
свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, пословицы, песни, потешки,
считалки всегда были связаны с опытом народной педагогики и широко
применяются в работе ДОУ.
Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, пожалеть
или
насмешить.
Потешки
–
небольшие
стихотворения,
которыми
сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они
помогают общаться родителям с ребенком с самого рождения, учат малыша
понимать родную речь. Слово в потешках неразрывно связано с жестами,
которые выполняет ребенок, подражая взрослому. Потешки могут ободрить,
утешить и развеселить ребенка в практически любой ситуации. В них можно
легко менять имя малыша, поэтому она помогает взрослому в общении с
маленькими детьми.
Прибаутки - это смешные коротенькие рассказы для детей, похожие
на сказки в стихах. Поэтому в прибаутках часто используются различные
фольклорные персонажи.
Пестушки – это небольшие стихотворения-приговорки, которыми
сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка:
потягивание со сна, умывание, одевание и т.д. Пестушки сопровождают игру
с ребенком, когда взрослый выполняет движения за ребенка, играет его
ручками, ножками.
Колыбельная песня – песня, исполняемая при укачивании. Ценность
фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок
прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого,
использующего образный народного поэтического творчества для выражения
своей заботы, нежности, веры у ребенка.
Читайте малышу, начиная с раннего возраста потешки, колыбельные,
прибаутки при этом следите за четкостью произношения, интонацией,
эмоциональностью. Залогом успешной работы является неоднократное
повторение одного и того же текста. Когда малыш запомнит текст,
предложить ему ответить на вопросы. Необходимость ответить на вопросы
не только развивает речь, но и помогает делать процесс восприятия
лиературы осмысленным. Так родители и воспитатели совместно с детьми
становятся
участниками
процесса
формирования
связной
речи,
использования образных средств и выражений. Простота и мелодичность
звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить
народные потешки в свои игры во время кормления куклы, ее умывания или
укладывания спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания
у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в
группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются его успокоить,
приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Влияние
фольклора
на
развитие
речи
предполагает
наличие
следующих педагогических условий.
Первое
условие
–
тщательный,
обусловленный
возрастными
возможностями детей, подбор фольклорного материала.
Второе условие – интеграция работы по развитию речи с различными
видами детской деятельности.
Третье условие – специально созданная развивающая предметно-
пространственная среда.
Практика показывает: для всестороннего развития детей младшего
дошкольного возраста особое значение приобретают игры, забавы с
использованием фольклора. Воспитатели вводят в игры хорошо известные
детям потешки, чтобы дать им возможность проявить речевую активность.
Например, в играх с куклами можно использовать потешки «Моя доченька»,
«Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька…». Вызывают у детей интерес
народные песенки, в которых имеются звукоподражания голосам животных:
«Петушок, петушок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси…». Русское
народное слово незаменимо при одевании, купании, укладывании спать:
«Наша Маша маленька», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…» и
т.д.
Таким образом, мы видим, что использование малых форм фольклора
помогает увеличивать запас слов. Их звучность, ритмичность, напевность,
занимательность привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить,
что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.
Можно сделать вывод, что влияние малых фольклорных форм на
развитие речи детей неоспоримо. С их помощью можно решать практически
все задачи методики развития речи. Использовать богатейший материал
словесного народного творчества наряду с основными методами и приемами
речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно и нужно.
Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение
родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000 г.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки,
детский фольклор. М.; Учпедгиз, 1957г.
Гербова В.В. Русские народные песенки, потешки, небылицы,
скороговорки. Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс
2006г.
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей
//Дошкольное воспитание. – 2009. № 11
Загрутдинова.
М.
Использование
малых
фольклорных
форм//
Дошкольное воспитание – 2006. № 9
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
культуры: Учебно-метод.пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008г.
Мацкевич
А.Я.
Малые
формы
фольклора
–
дошкольникам.
М.:Просвещение, 2007г.
Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей. Дошкольное
воспитание. 1995г. № 10
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(ФОП ДО)