Напоминание

"Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Наталья Николаевна Бут
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Теремок" г.Щигры Курской области"
Населённый пункт: Курская область г. Щигры
Наименование материала: Статья
Тема: "Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей

младшего дошкольного возраста.

Автор: Бут Наталья Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский

сад «Теремок» города Щигры Курской области»

Ключевые слова: фольклор, развитие речи, потешки, успешность,

народная педагогика.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования выделена как основная образовательная область

«Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных

видов

детской

деятельности:

общения,

познания,

познавательно-

исследовательской. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют

развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного

обучения в школе. В этой связи развитие речи ребенка младшего

дошкольного

возраста

становится

одной

из

актуальных

проблем

в

деятельности педагога ДОУ.

Поэтому целью моей работы является изучение влияния малых

фольклорных форм на развитие разговорной речи младших дошкольников.

Предмет исследования заключается в развитии речевых способностей

младших дошкольников путем использования малых форм фольклора в

игровой деятельности, в сочетании с обучением и подражанием взрослому

человеку.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный

педагог К.Д.Ушинский. В 60-х годах в журнале «Учитель» появились

публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения

физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое

собирание народных произведений для детей. Гармоничному развитию

личности ребенка способствует активное применение фольклорных жанров.

По мнению К.Д.Ушинского средства устного народного творчества должны

активно внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего

дошкольного возраста.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются

незаменимым

средством

пробуждения

познавательной

активности,

самостоятельности

и

яркой

индивидуальности.

Л.И.Павловой

сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего

дошкольного возраста в цикле статей «Фольклор для маленьких».

Сегодня педагоги обращаются к понятному для ребенка языку,

который он слышит в малых формах фольклора: потешках, прибаутках,

пестушках, закличках. Через устное народное творчество ребенок не только

овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность,

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора

является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, так

как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения,

созданные для детей – сказочки, песенки, пословицы, потешки и др. Это

область народного творчества представляет собой одно из средств народной

педагогики. Народная педагогика возникла, как практика, как искусство

воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в

свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, пословицы, песни, потешки,

считалки всегда были связаны с опытом народной педагогики и широко

применяются в работе ДОУ.

Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, пожалеть

или

насмешить.

Потешки

небольшие

стихотворения,

которыми

сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они

помогают общаться родителям с ребенком с самого рождения, учат малыша

понимать родную речь. Слово в потешках неразрывно связано с жестами,

которые выполняет ребенок, подражая взрослому. Потешки могут ободрить,

утешить и развеселить ребенка в практически любой ситуации. В них можно

легко менять имя малыша, поэтому она помогает взрослому в общении с

маленькими детьми.

Прибаутки - это смешные коротенькие рассказы для детей, похожие

на сказки в стихах. Поэтому в прибаутках часто используются различные

фольклорные персонажи.

Пестушки – это небольшие стихотворения-приговорки, которыми

сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка:

потягивание со сна, умывание, одевание и т.д. Пестушки сопровождают игру

с ребенком, когда взрослый выполняет движения за ребенка, играет его

ручками, ножками.

Колыбельная песня – песня, исполняемая при укачивании. Ценность

фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко

устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок

прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого,

использующего образный народного поэтического творчества для выражения

своей заботы, нежности, веры у ребенка.

Читайте малышу, начиная с раннего возраста потешки, колыбельные,

прибаутки при этом следите за четкостью произношения, интонацией,

эмоциональностью. Залогом успешной работы является неоднократное

повторение одного и того же текста. Когда малыш запомнит текст,

предложить ему ответить на вопросы. Необходимость ответить на вопросы

не только развивает речь, но и помогает делать процесс восприятия

лиературы осмысленным. Так родители и воспитатели совместно с детьми

становятся

участниками

процесса

формирования

связной

речи,

использования образных средств и выражений. Простота и мелодичность

звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить

народные потешки в свои игры во время кормления куклы, ее умывания или

укладывания спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания

у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в

группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются его успокоить,

приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Влияние

фольклора

на

развитие

речи

предполагает

наличие

следующих педагогических условий.

Первое

условие

тщательный,

обусловленный

возрастными

возможностями детей, подбор фольклорного материала.

Второе условие – интеграция работы по развитию речи с различными

видами детской деятельности.

Третье условие – специально созданная развивающая предметно-

пространственная среда.

Практика показывает: для всестороннего развития детей младшего

дошкольного возраста особое значение приобретают игры, забавы с

использованием фольклора. Воспитатели вводят в игры хорошо известные

детям потешки, чтобы дать им возможность проявить речевую активность.

Например, в играх с куклами можно использовать потешки «Моя доченька»,

«Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька…». Вызывают у детей интерес

народные песенки, в которых имеются звукоподражания голосам животных:

«Петушок, петушок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси…». Русское

народное слово незаменимо при одевании, купании, укладывании спать:

«Наша Маша маленька», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…» и

т.д.

Таким образом, мы видим, что использование малых форм фольклора

помогает увеличивать запас слов. Их звучность, ритмичность, напевность,

занимательность привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить,

что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Можно сделать вывод, что влияние малых фольклорных форм на

развитие речи детей неоспоримо. С их помощью можно решать практически

все задачи методики развития речи. Использовать богатейший материал

словесного народного творчества наряду с основными методами и приемами

речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно и нужно.

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение

родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000 г.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки,

детский фольклор. М.; Учпедгиз, 1957г.

Гербова В.В. Русские народные песенки, потешки, небылицы,

скороговорки. Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс

2006г.

Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей

//Дошкольное воспитание. – 2009. № 11

Загрутдинова.

М.

Использование

малых

фольклорных

форм//

Дошкольное воспитание – 2006. № 9

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

культуры: Учебно-метод.пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008г.

Мацкевич

А.Я.

Малые

формы

фольклора

дошкольникам.

М.:Просвещение, 2007г.

Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей. Дошкольное

воспитание. 1995г. № 10

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО)

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

(ФОП ДО)