Напоминание

"Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы"

Автор: Черкашина Виктория Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Корсаков Сахалинская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Использование педагогических технологий

как средство активизации

познавательного интереса учащихся

на уроках русского языка и литературы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МАОУ «СОШ №4»

КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЧЕРКАШИНОЙ ВИКТОРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Проблема развития познавательного интереса учащихся

на уроках русского языка и литературы – одна из самых

актуальных

в

филологическом

образовании.

Ключевым

аспектом

в

решении

задачи

повышения

познавательного

интереса

и,

как

следствие

этого,

качества

учебного

процесса

является

выбор

инструментария

обучения.

Инструментарий должны составлять активные средства

обучения,

способные

«расшевелить»

познавательные

интересы учащихся. Эти средства обучения составляют

основу педагогических технологий.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ

совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и

проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных

условий для учащихся и учителя.

В структуру педагогической технологии входят:

Цели обучения - общие и конкретные;

Содержание учебного материала;

Организация учебного процесса;

Методы и формы учебной деятельности школьников;

Методы и формы работы учителя;

Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

Диагностика учебного процесса;

Используемые педагогические технологии

проблемное обучение

исследовательская деятельность

критическое мышление

творческая мастерская

развивающее обучение

информационные технологии

Проблемное обучение.

Предполагает

путем

последовательно

усложняющихся

задач

или

вопросов

создание в мышлении учащегося такой ситуации, для выхода из которой ему не

хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые

знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь

на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые

знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной

познавательной деятельности.

Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в

мыслительный

процесс,

создают

положительную

мотивацию

к

изучению

предмета.

Проблемно-мотивационную

среду

я

создаю

разными

приемами:

беседой, дискуссией, "мозговым штурмом, самостоятельной работой.

Из опыта работы.

Как пример проблемной ситуации могу привести фрагмент, который

использовался на уроке русского языка в7 классе по теме «Однородные и

неоднородные определения».

Задание учащимся

-

Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова

относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Михаил Исаковский

«Враги сожгли родную хату»

Никто его не повстречал.

Никто солдату не ответил.

И только теплый летний вечер Траву могильную качал.

-

Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»)?

-

Почему в предложении между ними не стоит запятая? (Проблемный вопрос)

-

Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения.

Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ.

Самостоятельная работа.

• Какой частью речи выражены данные определения? (Ответ: прилагательными).

Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов)

Как характеризует вечер

признак «теплый» (Ответ: по ощущениям) признак «летний» (Ответ: по времени года)

Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?

(Ответ: по-разному).

Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными).

Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся

проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.

Исследовательская деятельность учащихся

Творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика

и

учителя)

по

поиску

решения

неизвестного,

в

ходе

которого

происходит

трансляция

культурных

ценностей

и

формируется

научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской

деятельности

должны

быть

направлены

не

на

абстрактную

подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного

мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному

познанию

окружающей

действительности.

Небольшие

исследовательские

работы

становятся

естественным

выражением

мысли

учащихся.

В

результате

развивается

интеллект, речь, пробуждается талант, который заложен в

каждом.

Из опыта работы.

При изучении сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб" ученики-

пятиклассники

сразу

обращают

внимание

на

её

жанровые

особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение

сказкой?

Всё

ли

в

нём

похоже

на

сказку?

Так

начинается

наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные

и

реальные

мотивы.

При

чтении

произведения

учащиеся

записывают

свои

исследования

в

тетрадь

по

определенному

алгоритму

(данному

им

учителем), после этого

делятся

своими

результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.

Из опыта работы.

На уроке русского языка в 6 классе по теме «Понятие об имени числительном»

учащимся предлагается исследование новой части речи. Для этого они

самостоятельно работают с заранее предложенным текстом, в котором

присутствуют имена числительные и заполняют таблицу.

Вопрос

Ответ

записать

цифрами

Ответ

записать

словами

На какой

вопрос

отвечают?

Что

Обозначают?

Сколько абзацев в тексте?

Сколько слов в 3-м предложении?

Сколько

существительных в тексте?

Какое по счету предложение

заключает в себе основную мысль

текста?

В каком по счету предложении вы

работали над орфограммой в

приставке?

В котором часу вы выполняете

данную работу?

Работа с данной таблицей позволяет решать сразу несколько

учебных задач:

Анализ текста;

Выделение из известных понятий нового понятия (новой

части речи);

Наблюдение за признаками новой части речи;

Наблюдение за разновидностями новой части речи

Критическое мышление

Технология развития критического мышления через чтение и

письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного

обучения. Она ориентирована на формирование у детей речевой

и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных

компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение

русским литературным языком в разных сферах и ситуациях

общения; готовности и способности к речевому взаимодействию

и

взаимопониманию;

потребности

в

речевом

самосовершенствовании.

Сущность

применения

элементов

технологии критического мышления заключается в создании

условий для творческой самореализации учащихся

Из опыта работы.

Изучение нового понятия на уроке происходит в ходе трёх

стадий.

Технологическая карта урока

1.

Стадия вызова

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Мозговая атака

Заполнение таблицы

Дальнейшее

целеполагание

На

стадии

вызова

использую

мозговую

атаку.

Учащиеся

составляют

список того, что они знают или думают по теме. Возможна при этом работа

в

паре.

Парная

мозговая

атака

помогает

учащимся,

которым

трудно

высказывать

своё

мнение

перед

большой

аудиторией.

Например,

в

7

классе изучаются обособленные определения, выраженные причастным

оборотом. С понятием причастного оборота учащиеся уже знакомы из 6

класса.

Поэтому

целесообразно

строить

урок

именно

по

данной

технологии. Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

То нового мы

узнали и что

осталось узнать?

Цель

составления

таблицы

-

развитие

рефлексивности

в

процессе

познания.

Когда

учащиеся

работают

в

данной

стратегии,

они

учатся

соотносить

известное

и

новое,

учатся

определять свои познавательные запросы, обосновывая их с

известной им информацией.

На

этапе

повторения

заполняется

первый

столбец.

В

колонку

«Знаю»

вносятся

сведения,

известные

по

этой

теме

(результат

обсуждения

в

паре).

На

этапе

наблюдения

заполняется

вторая

колонка «Хочу узнать», куда предлагается внести спорные вопросы

и

идеи.

Затем

учащиеся

читают

текст

учебника

«Теория»

и

пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, заполняют

третью колонку.

Из опыта работы

Приём «толстые» и «тонкие вопросы»

Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть

применён

для

самостоятельной

учёбной

и

домашней

работы.

«Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы,

требующие

простого

ответа

на

уровне

воспроизведения.

«Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень

мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое

применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать

вопросы и осознавать их уровень сложности

Приём «толстых» и «тонких» вопросов помогает научить ребят

думать над прочитанным, понимать произведение. Он может

быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова

- это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ

активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при

размышлении

-

демонстрация

понимания

пройденного.

Таблица

«тонких»

и

«толстых»

вопросов

«Тонкие» вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто? Что?

-Когда? Может...? -Будет...? Мог ли?

-Было ли? Согласны ли вы? -Верно

ли?

-Объясните, почему.?

-Почему вы считаете.?

-В чём различие.?

-Предположите, что будет, если.? -На

что похоже?

Из опыта работы

Приём «Синквейн»

Один

из

приемов

технологии

развития

критического

мышления

через

чтение

и

письмо.

Эта

технология

исходит

из

признания

чтения

оптимальным

способом

вхождения

человека

в

культуру,

письмо

же

рассматривается

как

наиболее

эффективное

средство

обучения

критическому

мышлению,

так

как

пишущий

всегда

активен. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом

для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит

осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к

рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк

Памятка «Правила написания синквейнов».

1.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно

существительным).

2.

Вторая строчка - это описание темы в двух словах как

правило, именами прилагательными.

3.

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы

тремя словами (глаголы, деепричастия...).

4.

Четвертая строчка - это фраза из четырёх слов, выражающая

отношение автора к теме.

5.

Последняя строчка - это слово - синоним (метафора) из

одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-

образцовом или философско-обобщённом уровне.

Синквейн на тему «Весна»

Схема синквейна

Пример синквейна

Существительное

Весна

Прилагательное,

прилагательное

Свежая, солнечная

Глагол, глагол, глагол

Радует, пробуждает, веселит

Предложение, относящееся к

теме

Очень люблю весну

Синоним к первой строке

Обновление

Из опыта работы

Приём «письмо по кругу»

Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого

ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать

на листке одно-три предложения по определенной теме. На это

отводится

две

минуты.

Потом

каждый

должен

прочитать

написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит

обмен

записями,

и

так

до

тех

пор,

пока

листок

не

вернется

к

первому

автору.

Каждый

ученик

читает

написанное,

затем

я

предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи.

Остальные

потом

дополняют,

если

не

прозвучало

то,

что

они

считают важным.

Творческая мастерская

Данный

принцип

позволяет

индивидуализировать

учебно-

познавательную деятельность каждого учащегося на основе их

личного

активного

стремления

к

пополнению

и

совершенствованию

собственных

знаний

и

умений,

изучая

самостоятельно

дополнительную

литературу,

получая

консультации.

Происходит

активизация

познавательных

возможностей

учащихся,

заинтересованность,

в

начале

чтения и изучения того или иного произведения.

Из опыта работы

Творческая работа. Составление текста – рассуждения «Кто такой

учитель»

Подберите ассоциации (опора, труд, любовь к детям, книги, тетради, указка,

родина, искусство и др.).

Подберите однокоренные слова. (Учительница, ученик, учиться, учительская,

научить, переучивать, поучительный, заучивать и др.)

Подберите синонимы (педагог, мастер, наставник, преподаватель, воспитатель,

руководитель, гувернер, ментор, репетитор и др.).

Составьте и запишите словосочетания, небольшие фразы, характеризующие суть,

внутреннее содержание слова учитель (не пренебрегайте изобразительно-

выразительными средствами).

Продолжите предложение: «учитель – это…».

Напишите имя человека, рядом с которым можно смело написать слово «учитель».

Создаём «портрет» учителя.

У – УМ,

Ч – ЧЕСТЬ,

И – ИСТИНА,

Т – ТЕРПЕНИЕ –

Е – ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО

Л – ЛЮБОВЬ

Ь – МЯГКОСТЬ.

Развивающее обучение

Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний,

формирует

учебную

деятельность

и

тем

самым

влияет

на

умственное

развитие

ребенка.

Такое

обучение

базируется

на

принципах гуманно-личностной педагогики, которая включает в

себя развитие через преодоление трудностей, социализацию и

самореализацию ребенка.

Из опыта работы

Приём письма.

Иногда на уроках использую форму творческой работы учащихся «письмо».

Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому?

Например, учащиеся 7 класса выделяют следующих героев:

Остап — матери;

Остап — Андрию;

Тарас — жене.

Перед учащимися ставлю задачу, напишите текст письма, которое бы написал Остап

своей матери. О чем бы он написал? Как бы он обращался к ней? Учащиеся должны

написать письмо, учитывая время, обстановку, особенности речи, характера героя и т.д.

Такая

работа

ставит

перед

учеником

необходимость

во

внимательном

прочтении

и

глубоком анализе произведения, в перечитывании эпизодов, в творческой аналитической

деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии.

В

процессе

применения

информационно-коммуникационных

технологий

происходит

развитие

обучаемого,

подготовка

учащихся

к

свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в

том числе:

-

Развитие

наглядно-образного,

наглядно-действенного,

теоретического,

интуитивного,

творческого

видов

мышления;

-

эстетическое

воспитание

за

счёт

использования

возможностей

компьютерной графики, технологии мультимедиа;

-

Развитие коммуникативных способностей;

-

Формирование информационной культуры, умений осуществлять

обработку информации.