Напоминание

"Сотрудничество педагога и обучаемого как неотъемлемая часть учебного процесса."

Автор: Новичихина Наталья Львовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество педагога и обучаемого как неотъемлемая часть учебного процесса."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сотрудничество педагога и обучаемого как неотъемлемая часть

учебного процесса.

Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер

взаимоотношений между преподавателем и учащимся, позволяет по новому

взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить

существующие методы преподавания тех или иных дисциплин.

Стремясь создать атмосферу общения на занятии, школьный учитель

может начать его с непринужденной беседы, которая перерастает в задания

урока, учащийся вовлекается в общение, преподаватель не становится

контролером, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна.

Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, преподаватель

обусловливает, каким будет контакт между ним и учащимся, будь то

студенты, школьники или слушатели курсов для взрослых. И до того, как он

начнет урок, преподаватель решает для себя, что целесообразнее - натаскать

или научить учащегося; преподаватель решает, останется ли учащийся

объектом обучения или станет полноправным субъектом учебного процесса.

И если преподаватель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым,

он, во-первых, ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным

целям общения, а во-вторых, помогает учащемуся осознать не только цель

урока, но и пути ее достижения.

В условиях сотрудничества у учащегося будет возможность выбрать

свой способ решения задачи из ряда предложенных, сможет объективно

оценивать результаты своей деятельности на каждом уроке не по полученной

отметке, а в терминах «чему научился». И тогда сам процесс обучения

окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Даже путь

осмысления нового материала есть не только средство достижения

коммуникативной цели, но в какой-то степени и самоцель, так как студент

или школьник учится самостоятельно анализировать языковой материал для

дальнейшего самообучения. Главная задача преподавателя - обеспечить

максимальную мыслительную активность студента или школьника на всех

этапах урока, в том числе и на этапе ознакомления.

Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество преподавателя и

учащегося заключается, прежде всего, в том, что даже запоминание

изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом,

если при самообучении человек будет искать пути установления логических

ассоциаций, то есть группировать и сопоставлять слова по самым различным

логическим признакам. На этапе речевой практики учащемуся помогает

знание особенностей коммуникативной ситуации.

Для того чтобы школьник или студент «научился учиться», не менее

важна техника проведения занятия, чем его планирование. Атмосфера

занятия должна обеспечивать ту самую «ответственную свободу», при

которой, с одной стороны, осознается важность соблюдения всех указаний

преподавателя, а с другой стороны, отсутствует боязнь и создается

готовность

учащихся

высказать

свою

точку

зрения

и

вступить

в

непринужденную беседу.

Учащиеся должны располагаться в классе таким образом, чтобы все

члены группы могли видеть друг друга, без чего нельзя совершенствовать

обращенность речи, умение слушать товарищей и другие качества, входящие

в понятие культуры общения. Для общения на уроке небезразлично даже то,

сидит преподаватель или стоит в тот или иной момент урока. Опытный

преподаватель понимает, что сидеть во время групповой тренировки -значит

снизить ее темп почти вдвое. Все это и многое другое, от техники жеста до

исправления ошибок, от вступительной беседы до подведения итогов урока,

призвано активизировать работу учащихся не только в области получения

информации, но и познания самих себя, своих способностей и возможностей.

Задача преподавателя заключается еще и в том, чтобы найти способ

сделать структуру занятия наглядной и обозримой для учащегося в каждый

отдельный момент занятия, чтобы урок не был бы соединением отдельных

заданий, а складывался в логическое единство, подчиненное поставленной

цели.

Итак, планирование и проведение занятия - это два аспекта, в которых

проявляется любая методическая концепция. И все же она мертва без

основной идеи. Сотрудничество педагога и обучаемого способствует

открытию перед обучающимися перспективы их роста, помогает добиваться

радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-

воспитательного процесса — помочь осознать свои возможности и поверить

в себя.