Автор: Креслина Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Эликманарская СОШ"
Населённый пункт: село Элекмонар,Чемальский район,Республика Алтай
Наименование материала: методичесая разработка
Тема: логопедическое занятие по автоматизации звука "л" в словах, предложениях и скороговорках
МОУ «Эликманарская СОШ»
Конспект логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука Л в словах, предложениях и скороговорках.
Подготовила:
Учитель –логопед Креслина Т. А.
Элекмонар 2024г.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах,
предложениях, скороговорках.
Задачи:
1. Обучающая: закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,
предложениях и скороговорках; закрепить умение составлять предложения; закрепить
умение образовывать существительные множественного числа, согласовывать
числительные с существительными; научить образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, продолжать закреплять
пространственное значение предлогов.
2. Развивающая: развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику,
логическое мышление, фонематический слух.
3. Воспитательная: воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к
наглядному материалу.
Оборудование: зеркала, ручки.
Дидактический материал: Девочка, предметные картинки: стол, ласточка, лапа,
лодка, лошадь, лопата, яблоко, ложка; карточки со словами, карточки с
предложениями, мнемотаблицы.
Речевой материал: скороговорки, физминутка «Девочки и мальчики», пальчиковая
гимнастика «Этот пальчик».
План – конспект
I. Вводная часть:
1.Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришла девочка Лада. Она не умеет
говорить звук [л]. Давайте научим Ладу правильно произносить звук.
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (дети формулируют тему занятия)
2.Сообщение темы:
Автоматизация звука [л] в словах, предложениях и скороговорках. (слайд 1)
II. Основная часть:
1. Артикуляция звука. (слайд 2)
2. Характеристика звука. (слайд 3)
3. Артикуляционная гимнастика. (слайд 4 - 10)
«Улыбка»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
«Хоботок»
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи
«Лопаточка»
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
«Чашечка»
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
«Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
«Грибок»
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
4. Развиваем фонематический слух «Хлопки».
Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [л]. (Лак, дым, кофе, лампа,
локоть, лыжи, дыня, диван, ложка).
5.Автоматизация звука л в слогах. Чтение слогов.
Ла – ло – лу - лы ал – ол – ул – ыл
Ло – лу – лы – ла ол – ул – ыл – ал
Лу – лы – ла – ло ул – ыл – ал – ол
Лы – ла – ло – лу ыл – ал – ол – ул
6. Пальчиковая гимнастика.
Пальчик-мальчик! Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
7.Автоматизация звука л в словах. Игра «Угадай слово».
Добавь букву л в начало или в конец слова, прочитай слова. (карточки со словами:
за…, …ук, пена…, …ак, ме…, …апа, …ампа, сто…, футбо…, …андыш, по…, щего…,
вокза…, …авка, …адони).
8.Образование существительных множественного числа. Игра «Один-много».
Стол - столы, ласточка - ласточки, лапа - лапы, лодка - лодки, лошадь - лошади, лопата
- лопаты, яблоко - яблоки, ложка- ложки.
9. Согласование числительных с существительными. Игра «Счет от 1 до 5».
Посчитай предметы от 1 до 5. (ласточка, лодка, ландыш, лошадь ).
10.Образование существительных с уменьшительно–ласкательными
суффиксами. Игра «Большой - маленький».
Салат – салатик, халат – халатик, молоток – молоточек, голова – головка, булавка –
булавочка, улыбка – улыбочка, кулак- кулачок, полка – полочка, палка- палочка, белка
– белочка, вилка – вилочка.
11. Физминутка.
Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают,
Глазками моргают,
Тихо приседают.
12. Упражнение «Превращай-ка».
Замени первую букву в слове на букву л. Какое новое слово получилось?
Сук – лук, ком - лом, нуга – луга, Павка – лавка, ножка – ложка, маска – ласка, рама –
лама, рожь – ложь, рожки – ложки.
13. Автоматизация звука [л] в предложениях. «Замени картинки словами».
Повтори предложения. Не забывай произносить звук [л].
Собака даёт лапу. Петя чинит лодку. Лана взяла лопату. Мила села на лошадь.
Упражнение «Исправь ошибки».
Найди и исправь ошибки.
Халат надел маму. На белке сидела ёлка. Флажок махал Павлом. Стол поставили на
лампу. Стул укатился под клубок. У голубого платья есть кукла. Ладони вымыли Ладу
мылом. Шёлковый Галстук купил Володю.
14. Формирование предложно-падежных конструкций. Упражнение «Стеллаж».
Что находится между яблоком и луком?
Что находится слева от куклы и над яблоком?
Что находится под луком и справа от ложки?
Что находится между лопаткой и молотком?
Что находится под юлой и над вилкой?
15. Развитие логического мышления. Упражнение «Ребусы».
Прочитайте слоги. Добавьте к каждому слогу название картинки. Какие слова у вас
получились?
(Бу+лавка, кааб+лук, стол+бы, ла+комка, ку+лак, у+кол, плот+ник, пол+оса. )
16. Автоматизация звука [л] в скороговорках.
Проговариваем скороговорки, используем мнемотаблицы.
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На лавке– Лайка,
У Лайки– лапки,
На лапках – лапти.
Невесело Лайке, –
Нет балалайки.
Мама мыла
Милу мылом,
Мила мыла не любила.
III. Заключительная часть:
1.Итог занятия. (слайд 11)
- Ребята, как вы думаете, у вас всё получилось выполнить, или были трудности? Над
чем ещё нужно поработать? ( дети оценивают себя )
Молодцы! Вы научили девочку произносить звук [л]. Лада: «Говорит вам спасибо и
дарит подарки».
Литература:
1.Л.А. Комарова
Автоматизация звука л в игровых упражнениях. – М., 2012.
2.Н.А. Седых
Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия.– М., 2004.
3. Н. В. Нищева
Весёлая артикуляционная гимнастика.- М., 2010.
4. Е.А. Азова, О.О. Чернова
Учим Звуки [л- л']. Домашняя тетрадь.- М., 2010.