Напоминание

логопедическое занятие по автоматизации звука "л" в словах, предложениях и скороговорках

Автор: Креслина Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Эликманарская СОШ"
Населённый пункт: село Элекмонар,Чемальский район,Республика Алтай
Наименование материала: методичесая разработка
Тема: логопедическое занятие по автоматизации звука "л" в словах, предложениях и скороговорках







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МОУ «Эликманарская СОШ»

Конспект логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука Л в словах, предложениях и скороговорках.

Подготовила:

Учитель –логопед Креслина Т. А.

Элекмонар 2024г.

Цель: Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах,

предложениях, скороговорках.

Задачи:

1. Обучающая: закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,

предложениях и скороговорках; закрепить умение составлять предложения; закрепить

умение образовывать существительные множественного числа, согласовывать

числительные с существительными; научить образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, продолжать закреплять

пространственное значение предлогов.

2. Развивающая: развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику,

логическое мышление, фонематический слух.

3. Воспитательная: воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к

наглядному материалу.

Оборудование: зеркала, ручки.

Дидактический материал: Девочка, предметные картинки: стол, ласточка, лапа,

лодка, лошадь, лопата, яблоко, ложка; карточки со словами, карточки с

предложениями, мнемотаблицы.

Речевой материал: скороговорки, физминутка «Девочки и мальчики», пальчиковая

гимнастика «Этот пальчик».

План – конспект

I. Вводная часть:

1.Орг. момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришла девочка Лада. Она не умеет

говорить звук [л]. Давайте научим Ладу правильно произносить звук.

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (дети формулируют тему занятия)

2.Сообщение темы:

Автоматизация звука [л] в словах, предложениях и скороговорках. (слайд 1)

II. Основная часть:

1. Артикуляция звука. (слайд 2)

2. Характеристика звука. (слайд 3)

3. Артикуляционная гимнастика. (слайд 4 - 10)

«Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи

«Лопаточка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

«Чашечка»

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

«Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

«Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

4. Развиваем фонематический слух «Хлопки».

Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [л]. (Лак, дым, кофе, лампа,

локоть, лыжи, дыня, диван, ложка).

5.Автоматизация звука л в слогах. Чтение слогов.

Ла – ло – лу - лы ал – ол – ул – ыл

Ло – лу – лы – ла ол – ул – ыл – ал

Лу – лы – ла – ло ул – ыл – ал – ол

Лы – ла – ло – лу ыл – ал – ол – ул

6. Пальчиковая гимнастика.

Пальчик-мальчик! Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

7.Автоматизация звука л в словах. Игра «Угадай слово».

Добавь букву л в начало или в конец слова, прочитай слова. (карточки со словами:

за…, …ук, пена…, …ак, ме…, …апа, …ампа, сто…, футбо…, …андыш, по…, щего…,

вокза…, …авка, …адони).

8.Образование существительных множественного числа. Игра «Один-много».

Стол - столы, ласточка - ласточки, лапа - лапы, лодка - лодки, лошадь - лошади, лопата

- лопаты, яблоко - яблоки, ложка- ложки.

9. Согласование числительных с существительными. Игра «Счет от 1 до 5».

Посчитай предметы от 1 до 5. (ласточка, лодка, ландыш, лошадь ).

10.Образование существительных с уменьшительно–ласкательными

суффиксами. Игра «Большой - маленький».

Салат – салатик, халат – халатик, молоток – молоточек, голова – головка, булавка –

булавочка, улыбка – улыбочка, кулак- кулачок, полка – полочка, палка- палочка, белка

– белочка, вилка – вилочка.

11. Физминутка.

Девочки и мальчики,

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают,

Глазками моргают,

Тихо приседают.

12. Упражнение «Превращай-ка».

Замени первую букву в слове на букву л. Какое новое слово получилось?

Сук – лук, ком - лом, нуга – луга, Павка – лавка, ножка – ложка, маска – ласка, рама –

лама, рожь – ложь, рожки – ложки.

13. Автоматизация звука [л] в предложениях. «Замени картинки словами».

Повтори предложения. Не забывай произносить звук [л].

Собака даёт лапу. Петя чинит лодку. Лана взяла лопату. Мила села на лошадь.

Упражнение «Исправь ошибки».

Найди и исправь ошибки.

Халат надел маму. На белке сидела ёлка. Флажок махал Павлом. Стол поставили на

лампу. Стул укатился под клубок. У голубого платья есть кукла. Ладони вымыли Ладу

мылом. Шёлковый Галстук купил Володю.

14. Формирование предложно-падежных конструкций. Упражнение «Стеллаж».

Что находится между яблоком и луком?

Что находится слева от куклы и над яблоком?

Что находится под луком и справа от ложки?

Что находится между лопаткой и молотком?

Что находится под юлой и над вилкой?

15. Развитие логического мышления. Упражнение «Ребусы».

Прочитайте слоги. Добавьте к каждому слогу название картинки. Какие слова у вас

получились?

(Бу+лавка, кааб+лук, стол+бы, ла+комка, ку+лак, у+кол, плот+ник, пол+оса. )

16. Автоматизация звука [л] в скороговорках.

Проговариваем скороговорки, используем мнемотаблицы.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На лавке– Лайка,

У Лайки– лапки,

На лапках – лапти.

Невесело Лайке, –

Нет балалайки.

Мама мыла

Милу мылом,

Мила мыла не любила.

III. Заключительная часть:

1.Итог занятия. (слайд 11)

- Ребята, как вы думаете, у вас всё получилось выполнить, или были трудности? Над

чем ещё нужно поработать? ( дети оценивают себя )

Молодцы! Вы научили девочку произносить звук [л]. Лада: «Говорит вам спасибо и

дарит подарки».

Литература:

1.Л.А. Комарова

Автоматизация звука л в игровых упражнениях. – М., 2012.

2.Н.А. Седых

Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия.– М., 2004.

3. Н. В. Нищева

Весёлая артикуляционная гимнастика.- М., 2010.

4. Е.А. Азова, О.О. Чернова

Учим Звуки [л- л']. Домашняя тетрадь.- М., 2010.