Автор: Болотова Елена Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мягких навыков soft skills при формировании коммуникативных навыков на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе
Развитие мягких навыков (soft skills) при формировании
коммуникативных навыков на уроках иностранного языка в
общеобразовательной школе
Автор: Болотова Елена Викторовна
Организация: МБОУ СОШ № 7
Населенный пункт: г. Минеральные Воды
К soft skills относят умение непрерывно учиться, получать новые знания,
которые
позволят
успешно
ориентироваться
в
современном
быстроменяющемся мире; умение планировать свою деятельность, ставить
перед собой цели, искать пути их достижения; умение общаться – слушать и
слышать других, анализировать, сравнивать, соотносить, оценивать, т.е
мыслить критически; высказывать своё мнение и аргументировать его;
работать с партнёрами и в команде, быть тактичным и вежливым
Основная цель преподавания предмета "Иностранный язык" в средней школе
—
это
сформировать
у
обучающихся
иноязычной
коммуникативной
компетенции. Развитие коммуникативной компетенции, что само по себе
является универсальным действием учащегося по ФГОС ООО, является
неотъемлемой важной частью обучения предмету "Иностранный язык".
Развитие ключевых «SOFT SKILLS» в рамках предмета "Иностранный язык"
стоит рассматривать, во-первых, как самостоятельную цель обучения, т.е.
развитие
умений,
требуемых
для
различных
видов
деятельности
(исследовательской, научной и др.), а во-вторых – именно как средство
развития билингвальной коммуникативной компетенции (то есть не только
родного, но и иностранного языков).
Особенно успешно развивать «SOFT SKILLS»
позволяет деятельность в
рамках
проектной
работы
в
команде,
которая
позволяет
развивать
социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает
возможность прожить реальную работу в коллективе, где есть руководитель,
специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии
разработки
проекта
тренируются
различные
виды
компетенции:
распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции),
исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация
проекта (социальные компетенции).
Проектная работа, на мой взгляд, самый
лучший вид работы для развития «soft skills». Во-первых, у учеников всегда
есть возможность выбора материала для своей работы. Во-вторых, работа
при
подготовке
презентации
позволяет
развить
навыки
пользования
техническими средствами. В-третьих, умение выступать перед классом,
повышает уверенность ребенка, развивая его личностные качества. И
наконец, умение говорить на английском языке, это ключ к успеху в
будущем. Регулярная работа над проектом в конце каждой темы, становиться
привычной
для
учеников,
снимает
психологическое
волнение
при
выступлении на публике. Объем проекта зависит от возраста учеников и от
цели. Учебник «Spotlight» предлагает огромное количество различных
творческих проектов. Только от учителя зависит как он организует работу с
этим видом деятельности. Работа над проектом способствует развитию
познавательных навыков обучающихся, их умению ориентироваться в
информационном пространстве и искать методы решения проблем, развивает
критическое
мышление.
Регулярная
работа
над
проектами
позволяет
сформировать
исследовательские
умения:
определять
проблему,
формулировать задачи исследования, выдвигать гипотезу, обсуждать методы
исследования, оформлять конечные результаты, анализировать полученные
данные, подводить итоги. Работа над проектом может быть коллективной и
это дает возможность
Чтобы развить гибкие компетенции каждый учитель английского языка,
использует разнообразные
формы
урочной и внеурочной деятельности:
парная, групповая, командная работа; урок-диспут, урок- дискуссия, урок-
ролевая
игра,
урок
мини-спектакль;
индивидуальная
или
совместная
проектная деятельность. Эти формы работы позволяют раскрыть творческие
способность обучающихся, дают им возможность для самовыражения.
Самыми, наверное, актуальными и интересными для учащихся являются
уроки-дискуссии. Дискуссия позволяют расширить возможности гибких
компетенций обучающихся. Такие уроки
можно проводить как в конце
раздела, для обобщения пройденного лексико-грамматического материала,
так
и
как
фрагмент
отработки
и
закрепления
нового
лексико-
грамматического материала. Речевые клише, выражения для согласия,
несогласия которые должны вводятся в речь учащихся с начальной школы,
поэтому в средней школе, при регулярной отработке этих языковых
конструкций формируется навык употребления ранее изученного материала
в новой языковой ситуации.
Групповая работы на уроках английского языка способствует развитию
«soft skills». Эта работа помогает сформировать и развить эмоциональный
интеллект учащихся, способствует приобретению навыка сотрудничества и
работы в группе с выполнением различных ролей, формирует умение
координировать и выполнять работу в условиях взаимодействия, содействует
в воспитании культуры общения при выражении собственной точки зрения.
Основная задача современного педагога значительно расширилась.
Наши
педагоги
не
только
учат
читать,
писать
и говорить
на
иностранном языке, но и выявляют и поддерживают универсальные
способности
ребенка,
чтобы
вырастить
успешного
и
конкурентоспособного человека, который сможет занять достойное
место в будущем.