Напоминание

Развитие мягких навыков soft skills при формировании коммуникативных навыков на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе

Автор: Болотова Елена Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мягких навыков soft skills при формировании коммуникативных навыков на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие мягких навыков (soft skills) при формировании

коммуникативных навыков на уроках иностранного языка в

общеобразовательной школе

Автор: Болотова Елена Викторовна

Организация: МБОУ СОШ № 7

Населенный пункт: г. Минеральные Воды

К soft skills относят умение непрерывно учиться, получать новые знания,

которые

позволят

успешно

ориентироваться

в

современном

быстроменяющемся мире; умение планировать свою деятельность, ставить

перед собой цели, искать пути их достижения; умение общаться – слушать и

слышать других, анализировать, сравнивать, соотносить, оценивать, т.е

мыслить критически; высказывать своё мнение и аргументировать его;

работать с партнёрами и в команде, быть тактичным и вежливым

Основная цель преподавания предмета "Иностранный язык" в средней школе

это

сформировать

у

обучающихся

иноязычной

коммуникативной

компетенции. Развитие коммуникативной компетенции, что само по себе

является универсальным действием учащегося по ФГОС ООО, является

неотъемлемой важной частью обучения предмету "Иностранный язык".

Развитие ключевых «SOFT SKILLS» в рамках предмета "Иностранный язык"

стоит рассматривать, во-первых, как самостоятельную цель обучения, т.е.

развитие

умений,

требуемых

для

различных

видов

деятельности

(исследовательской, научной и др.), а во-вторых – именно как средство

развития билингвальной коммуникативной компетенции (то есть не только

родного, но и иностранного языков).

Особенно успешно развивать «SOFT SKILLS»

позволяет деятельность в

рамках

проектной

работы

в

команде,

которая

позволяет

развивать

социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает

возможность прожить реальную работу в коллективе, где есть руководитель,

специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии

разработки

проекта

тренируются

различные

виды

компетенции:

распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции),

исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация

проекта (социальные компетенции).

Проектная работа, на мой взгляд, самый

лучший вид работы для развития «soft skills». Во-первых, у учеников всегда

есть возможность выбора материала для своей работы. Во-вторых, работа

при

подготовке

презентации

позволяет

развить

навыки

пользования

техническими средствами. В-третьих, умение выступать перед классом,

повышает уверенность ребенка, развивая его личностные качества. И

наконец, умение говорить на английском языке, это ключ к успеху в

будущем. Регулярная работа над проектом в конце каждой темы, становиться

привычной

для

учеников,

снимает

психологическое

волнение

при

выступлении на публике. Объем проекта зависит от возраста учеников и от

цели. Учебник «Spotlight» предлагает огромное количество различных

творческих проектов. Только от учителя зависит как он организует работу с

этим видом деятельности. Работа над проектом способствует развитию

познавательных навыков обучающихся, их умению ориентироваться в

информационном пространстве и искать методы решения проблем, развивает

критическое

мышление.

Регулярная

работа

над

проектами

позволяет

сформировать

исследовательские

умения:

определять

проблему,

формулировать задачи исследования, выдвигать гипотезу, обсуждать методы

исследования, оформлять конечные результаты, анализировать полученные

данные, подводить итоги. Работа над проектом может быть коллективной и

это дает возможность

Чтобы развить гибкие компетенции каждый учитель английского языка,

использует разнообразные

формы

урочной и внеурочной деятельности:

парная, групповая, командная работа; урок-диспут, урок- дискуссия, урок-

ролевая

игра,

урок

мини-спектакль;

индивидуальная

или

совместная

проектная деятельность. Эти формы работы позволяют раскрыть творческие

способность обучающихся, дают им возможность для самовыражения.

Самыми, наверное, актуальными и интересными для учащихся являются

уроки-дискуссии. Дискуссия позволяют расширить возможности гибких

компетенций обучающихся. Такие уроки

можно проводить как в конце

раздела, для обобщения пройденного лексико-грамматического материала,

так

и

как

фрагмент

отработки

и

закрепления

нового

лексико-

грамматического материала. Речевые клише, выражения для согласия,

несогласия которые должны вводятся в речь учащихся с начальной школы,

поэтому в средней школе, при регулярной отработке этих языковых

конструкций формируется навык употребления ранее изученного материала

в новой языковой ситуации.

Групповая работы на уроках английского языка способствует развитию

«soft skills». Эта работа помогает сформировать и развить эмоциональный

интеллект учащихся, способствует приобретению навыка сотрудничества и

работы в группе с выполнением различных ролей, формирует умение

координировать и выполнять работу в условиях взаимодействия, содействует

в воспитании культуры общения при выражении собственной точки зрения.

Основная задача современного педагога значительно расширилась.

Наши

педагоги

не

только

учат

читать,

писать

и говорить

на

иностранном языке, но и выявляют и поддерживают универсальные

способности

ребенка,

чтобы

вырастить

успешного

и

конкурентоспособного человека, который сможет занять достойное

место в будущем.