Авторы: Ковалева Яна Леонидовна, Янина Леонидовна Ковалева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ г.Омска "Гимназия № 115"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: публикация по теме:
Тема: "Ключевые моменты системно-деятельностного подхода в преподавании математики"
Ключевые моменты
системно-деятельностного
подхода в преподавании
математики
Учитель математики БОУ г.Омска «Гимназия № 115»
Ковалева Я.Л.
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю, я
делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость
Цель обучения
Дать человеку умение
действовать
Формирование
способа действий
Системно-деятельностный
подход
Современная школа должна направить свои
усилия не на передачу готовых знаний, а на
стимулирование поиска знаний, развитие
умений эти знания применять на практике.
Задача школы на
современном этапе - не
дать объем знаний, а
научить учиться.
5
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Для этого учитель ставит
ряд вопросов:
•
какой учебный материал отобрать и как
подвергнуть его дидактической обработке;
•
какие методы и средства обучения выбрать;
•
как организовать собственную деятельность и
деятельность учащихся;
•
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих
компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций.
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых
компетентностей учащихся
готовность
к разрешению проблем
технологическая
компетентность
готовность к
самообразованию
готовность к использованию
информационных ресурсов
готовность к социальному
взаимодействию
коммуникативная
компетентность
7
Структура урока с позиций системно -
деятельностного подхода состоит в
следующем:
•
учитель создает проблемную ситуацию;
•
ученик принимает проблемную ситуацию;
•
вместе выявляют проблему;
•
учитель управляет поисковой деятельностью;
•
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
•
обсуждение результатов.
Меня учат
Я учусь!
Деятельностный
подход – это метод
обучения, при
котором ребёнок не
получает знания в
готовом виде, а
добывает их сам в
процессе
собственной учебно-
познавательной
деятельности
Структура урока с позиций
деятельностного подхода состоит в
следующем:
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Например:
•
Определение в учебнике: «Параллелограмм, у
которого все углы прямые, называется
прямоугольником».
«Параллелограмм, у которого есть
прямой угол, называется
прямоугольником».
А если так ….
Деятельность обучающихся
Работают с
источниками
информации
Критически
осмысливают
актуальную социальную
информацию
Решают
познавательные и
практические задачи
Анализируют
современные
общественные явления
и события
Анализируют
современные
общественные явления и
события
Осваивают
типичные
социальные роли
Аргументируют защиту своей
позиции, оппонируют иному
мнению
Выполняют творческие работы
и исследовательские проекты
12
Как научить учиться?
СДП
развитие
личности
формирование
гражданской
идентичности
Ценностные
ориентиры
УУД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд,
точка зрения на способ преподавания, при котором
учащийся осваивает культуру не путем простой
передачи информации, а в процессе собственной
учебной деятельности.
Этапы урока
1. актуализация знаний;
2. постановка проблемы;
3. стадия генерирования и накопления идей;
4. обобщение предположений, выход на правило;
5. творческая работа с новым материалом;
6. рефлексия.