Авторы: Ольга Михайловна Сердюкова, Круглова Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог, социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 22"
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: мастер-класс для педагогов по сказкотерапии
Тема: " Путешествие в сказку"
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов
«Путешествие в сказку»
Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему
вниманию Мастер – класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»
Цель: Знакомство с приёмами сказкотерапии.
Задачи:
1. Передача опыта путем последовательности действий, методов, приемов и
форм
использования
сказок
в
познавательно-речевом
развитии
дошкольников;
2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования
сказок в развитии в деятельности с детьми;
3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Вступительное слово:
Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий
является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе
с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка
при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные,
образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие
самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с
другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и
усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о
себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со
своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и
поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных
ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать
себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого
занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные
задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение
группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти,
расширение эмоционально-поведенческих реакций.
Актуальность:
О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я хочу вам
рассказать сказку о сказкотерапии.
Сказка о сказкотерапии.
«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она
очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала
им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их
обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях –
и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей
становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и
умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы –
телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у
малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие
мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не
значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не
нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей
становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно
перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со
сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных
игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли
дни.
И никто не знал как им помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки.
Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я
хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя
детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в
некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик
со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как
будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала
маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить -
лекарство для детской души найдено!»
Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких
«серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже
поздно. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они
не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным
сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и взрослыми
сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить
лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно
только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному»
восприятию мира.
В чем польза занятий
сказкотерапией для дошкольников
?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших
дошкольников.
В
зависимости
от
задач,
используют
разные
формы сказкотерапии.
Ее польза состоит в следующем:
помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во
взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
обогащает внутренний мир
ребенка
духовно-нравственными
ценностями;
корректирует поведение и развитие речи;
стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии
в
том,
что
ребенок
или
взрослый
составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком,
а затем находят пути их решения.
Виды
сказок для дошкольников
, которые применяются в
сказкотерапии
•
народная
или
художественная сказка –
оказывает
духовно-
нравственное воспитание,
формирует
чувства
взаимопомощи,
сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об
окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных
ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и
выявляет его отношение к миру;
•
психологическая сказка –
вместе
с
героем
ребенок
учится
преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует
много
готовых
примеров сказок
для
дошкольников,
применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка,
сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
• подбор героя (похожего на ребенка);
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой
ребенка);
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов
совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со
сказкой
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку,
сделать выводы и т. д. ;
Так,
если
малыш
много
капризничает,
добиться
своего,
следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не
кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью
просьб, вежливых слов и т. д.
Нужно
обязательно
обсудить
ее
с
ребенком,
обыграть,
проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы.
Малыш
должен
сам
на
некоторое
время
стать
героем сказки,
перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения
будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует
на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю,
оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.
Основная практическая часть.
Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по
кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую
букву своего имени.
А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом
со сказкой. Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень
нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее
полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось
больше всего?
Задание № 1
Я предлагаю выйти 3 участникам.
Условия:
1.
Первый сказочник (взрослый) начинает сказку одной фразой;
2.
Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной
фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;
3.
Сказка должна иметь логический конец;
4.
Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж и т.д.)
Направленность:
развитие произвольной памяти и внимания
развитие фантазии и воображения
развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального
языка)
развитие умения слушать
совершенствование навыков изобразительного творчества
Тема «Как еж выручил зайца»
Задание №2
Предлагаю Вашему вниманию «Лотос - закладка для книг» (сделанная
в технике оригами). (работают за столом 3-5 педагогов.)
Пока участники выполняют задание, я Вам предлагаю поиграть в игру
«Наоборот» по сказке (развивает мышление, творческое воображение,
детскую фантазию)
Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например,
«Колобок», у которой есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку
наоборот.
Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы):
- Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?
- Возникали какие-либо трудности при составлении и обсуждении
сказок?
- Появилось ли у Вас желание использовать приёмы сказкотерапии в
своей педагогической практике?