Напоминание

" Путешествие в сказку"

Авторы: Ольга Михайловна Сердюкова, Круглова Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог, социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 22"
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: мастер-класс для педагогов по сказкотерапии
Тема: " Путешествие в сказку"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов

«Путешествие в сказку»

Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему

вниманию Мастер – класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»

Цель: Знакомство с приёмами сказкотерапии.

Задачи:

1. Передача опыта путем последовательности действий, методов, приемов и

форм

использования

сказок

в

познавательно-речевом

развитии

дошкольников;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования

сказок в развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Вступительное слово:

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий

является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе

с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка

при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные,

образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие

самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с

другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и

усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о

себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со

своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и

поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных

ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать

себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого

занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные

задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение

группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти,

расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Актуальность:

О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я хочу вам

рассказать сказку о сказкотерапии.

Сказка о сказкотерапии.

«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она

очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала

им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их

обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях –

и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей

становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и

умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы –

телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у

малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие

мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не

значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не

нужной

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей

становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно

перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со

сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных

игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли

дни.

И никто не знал как им помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки.

Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я

хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя

детская сказка.

Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в

некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик

со старухой…».

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как

будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала

маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить -

лекарство для детской души найдено!»

Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких

«серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже

поздно. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они

не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным

сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и взрослыми

сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить

лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно

только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному»

восприятию мира.

В чем польза занятий

сказкотерапией для дошкольников

?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших

дошкольников.

В

зависимости

от

задач,

используют

разные

формы сказкотерапии.

Ее польза состоит в следующем:

помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во

взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

обогащает внутренний мир

ребенка

духовно-нравственными

ценностями;

корректирует поведение и развитие речи;

стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии

в

том,

что

ребенок

или

взрослый

составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком,

а затем находят пути их решения.

Виды

сказок для дошкольников

, которые применяются в

сказкотерапии

народная

или

художественная сказка –

оказывает

духовно-

нравственное воспитание,

формирует

чувства

взаимопомощи,

сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об

окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных

ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и

выявляет его отношение к миру;

психологическая сказка –

вместе

с

героем

ребенок

учится

преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует

много

готовых

примеров сказок

для

дошкольников,

применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка,

сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой

ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов

совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со

сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку,

сделать выводы и т. д. ;

Так,

если

малыш

много

капризничает,

добиться

своего,

следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не

кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью

просьб, вежливых слов и т. д.

Нужно

обязательно

обсудить

ее

с

ребенком,

обыграть,

проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы.

Малыш

должен

сам

на

некоторое

время

стать

героем сказки,

перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения

будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует

на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю,

оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

Основная практическая часть.

Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по

кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую

букву своего имени.

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом

со сказкой. Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень

нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку. Почему вы ее

полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось

больше всего?

Задание № 1

Я предлагаю выйти 3 участникам.

Условия:

1.

Первый сказочник (взрослый) начинает сказку одной фразой;

2.

Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной

фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;

3.

Сказка должна иметь логический конец;

4.

Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж и т.д.)

Направленность:

развитие произвольной памяти и внимания

развитие фантазии и воображения

развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального

языка)

развитие умения слушать

совершенствование навыков изобразительного творчества

Тема «Как еж выручил зайца»

Задание №2

Предлагаю Вашему вниманию «Лотос - закладка для книг» (сделанная

в технике оригами). (работают за столом 3-5 педагогов.)

Пока участники выполняют задание, я Вам предлагаю поиграть в игру

«Наоборот» по сказке (развивает мышление, творческое воображение,

детскую фантазию)

Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например,

«Колобок», у которой есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку

наоборот.

Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы):

- Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?

- Возникали какие-либо трудности при составлении и обсуждении

сказок?

- Появилось ли у Вас желание использовать приёмы сказкотерапии в

своей педагогической практике?