Автор: Наталья Петровна Найдёнова
Должность: мдоу тереньгульский детский сад "солнышко"
Учебное заведение: МДОУ Тереньгульский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН, ТЕРЕНЬГА
Наименование материала: конспект
Тема: "Наша Родина Россия"
Конспект занятия для детей старшей группы по теме:
«Наша Родина - Россия»
Цели и задачи:
• Расширить представление детей о России как стране, в которой они
живут; о её столице;
• Закреплять и обобщать знания детей о символах России;
• Познакомить детей с основными неофициальными символами России;
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где
ребёнок родился и живет: к родному краю, городу, улице;
• Учить рассказывать о достопримечательностях города;
• Воспитывать чувство патриотизма;
• Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Предварительная работа: Беседы о российской символике, о родном
крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе, экскурсии,
чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине,
читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы
живем. А вы хорошо знаете свою Родину? Вы хотите это проверить? Тогда я
предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и проверить свои
знания. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся
Повторяйте за мной:
Шар большой, на нем страна,
Город в ней, а в нем дома.
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна,земля-
Это Родина моя!
Воспитатель:
-Кто сможет показать схематично при помощи кругов, что такое наша
Родина, наша Малая Родина?
( Ребёнок берёт 3 круга: большой синий, поменьше-розовый, самый
маленький-жёлтый и кладёт по порядку, один на другой с пояснениями,
Синий круг –это наша планета Земля,
Розовый-страна Россия-наша большая Родина,
Жёлтый – город, посёлок, в котором мы родились и живём,
(Давайте пройдем на стульчики).
Воспитатель:
Мы живем в огромной прекрасной стране. - Как она
называется? (Россия) - Правильно, Россия.
А какая она наша Россия? (Очень большая, любимая, богатая, сильная.) -
Россия - наша Родина.
Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина —
место, где мы родились; страна, в которой мы живём).
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине
Стихотворение (читает ребенок):
Великую землю, Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Воспитатель: Родина - это и дом, в котором мы живём, и наши предки,
наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И город, со
своими улицами и парками.
-А как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне).
-А кто знает, какие народы населяют Россию? Все мы - жители России-
россияне, но народов России проживает великое множество. Назовите,
какие знаете вы?
(Татары, мордва, ингуши, якуты, башкиры, буряты, чукчи, калмыки,
чуваши,
коми,
нанайцы,
ненцы,
дагестанцы,
кумыки,
удмурты,
чеченцы…)
-Кто сможет рассказать о каком-либо народе? (Рассказ ребёнка о татарах).
-Как вы думаете, на каком языке говорят в нашей стране все народы? Он
же государственный язык Российской Федерации. (Русский).
Слайд 1
-Правильно, у каждого народа есть свой язык, но на русском языке говорят
все люди в России, так же на русском языке заполняются официальные
документы.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.
Вспомните их. В народе говорят:
«Где родился, там и пригодился».
Ребята, а какие вы знаете о родине?
-Дома и стены помогают.
-Всякому мила своя сторона.
-Родная землица и во сне снится.
-Нет земли краше, чем Родина наша.
-Если народ един, он непобедим.
-Кто за Родину горой - тот и герой.
-Береги землю родимую как мать любимую.
-Одна у человека мать - одна и Родина.
Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине,
умению её защищать от врагов. Ни одна страна в мире не имеет такой
огромной территории, как Россия.
(Посмотрите на карту).
Слайд 2
-Кто сможет показать на карте границы России? (Показывают)
Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей
страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце
нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы
добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней - неделю, а на
самолёте лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю путешествие по
России.
-Ребята, а на чём можно путешествовать? - А я предлагаю вам отправиться
в путешествие на поезде. Занимайте места в вагоне (звучит музыка).
Станция №1 «Государственная».
Воспитатель:
- В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны
называется? ( Столица).
- Ребята, как называется столица России? (индивидуальные ответы детей)
-А кто расскажет стихотворение о Москве?
Слайд 3
Стихотворение (читает ребенок):
Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
-Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной?
(президент).
Слайд 4
- Президентам нашей страны является.? (В. В. Путин)
- А кто избирает президента? (народ)
Станция №2 “Знаки и символы”
Воспитатель: Вторая наша станция называется «Знаки и символы»
-У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно
узнать, о какой стране идёт речь.
-Какие это символы?
- Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны?
Слайды 5 - герб России, флаг России, гимн России)
-Сколько полос на флаге России?
- Какого цвета полосы на флаге? (Белая, синяя,красная).-
- А кто из вас расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение (читает ребёнок):
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Слайд 7 - Вот герб нашей страны.
Давайте рассмотрим его. Что вы видите на гербе. (Рассматривание.)
Давайте послушаем стихотворение о гербе.
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
Воспитатель:
-На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что
означает, объединение народов, живущих на европейской и азиатской
территории нашей страны.
В центре орла - это всадник воин-змееборец.
-Как его звали? (Георгий Победоносец).
Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает
змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
- Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение
помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина
России.
Воспитатель:
-А что же такое - гимн?
(Гимн - это главная песня страны, его слушают стоя.) У каждой страны
свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя.
Слайд 9
Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.
Наш гимн написали: композитор Александров Александр Васильевич и поэт
Михалков Сергей Владимирович.
Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и
стихов для детей , написал слова для нашего гимна.(Показать фото
С.Михалкова).
-А сейчас у нас Станция №3 «Физкультурная». Выйдем на перрон и
разомнёмся.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.
Это - берёзы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Зинаиды Александровой
«Родина».
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: Иностранец при упоминании России тоже представит себе
что-то вполне конкретное. Для многих людей неофициальным символом
России
являетсся
белоствольная
берёзка,
потому
что
это
самое
распрастранённое дерево в России.
- Ребята, давайте рассмотрим берёзку и скажем, какая она? (подбор слов-
признаков.
Слайд 10
.
Воспитатель:
Какое очаровательное дерево - берёза. Похожа она на
стройную девушку в белом сарафане. Это дерево - символ русского народа. О
ней поют песни, пишут стихи, складывают сказки. Где бы ни росла берёзка,
всюду она приносит людям радость и свет.
Загадка.
Шла муха на базар и купила…?
(Самовар)
Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(ромашка)
Ёе узнают по простой примете -
Нет дерева белей на свете
(берёза)
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка).
Воспитатель:
- А какие ещё вы знаете неофициальные символы России?
(Медведь,балалайка, Спасская башня, гармошка, Красная Площадь, ушанка,
Московский Кремль, Павлово-Посадский платок, Хохлома…)
Станция№4
1.
Конкурс –« Игра с мячом» (Вопросы-ответы)
-Как называется страна, в котором мы живём? (Россия)
-Столица нашей Родины? ( Москва)
-Самое большое озеро по глубине и запасом пресной воды в мире?
(Байкал)
- Как называется самая главная площадь в Москве? (Красная)
-Какое животное считается символом России? (Медведь)
-Какая самая длинная река в Европе? (Волга)
-Как назывались воины в Древней Руси? (Дружина)
2.
Конкурсс-«Собери картинку»
У каждой команды своя картинка флаг России, а другая герб.
Станция №5 «Мой посёлок»
-А вот следующая станция.-Посёлок Тереньга
Мы будем говорить о нашем посёлке. Расскажите мне, что вам нравиться
в нашем посёлке? Наш посёлок большой, в нём много улиц.
-Как называется улица, на которой ты живёшь?
-На какой улице находится наш детский сад?
-Что находится рядом с детским садом?
-Ребята, а какая главная площадь в нашем посёлке?
-Что на ней находится?
-Как люди должны относиться к своему родному посёлку, краю, Родине?
Мы с вами-одна большая семья, живущая в одном городе. Про нас
говорят-это земляки.
Я уверена, что вы будете гордиться нашим посёлком, любить его, беречь.
Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что
мы с вами - россияне, очень мудрые, терпеливые , сильные , смелые и
добрые.
Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика - будет Родина
крепка»