Напоминание

"Использование развивающих игр на уроках истории"

Автор: Дерюжко Валентина Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Алексеевская школа
Населённый пункт: с. Алексеевка Первомайский район Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование развивающих игр на уроках истории"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование развивающих игр на уроках истории.

Игра - путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить".

М. Горький.

Учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и

запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать

предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро

развеивает такое представление. Как удивить современного школьника, который проводит

массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции

активного игрока? Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи

учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию

ключевых компетентностей учащихся: готовности к разрешению проблем; готовности к

самообразованию; готовности к использованию информационных ресурсов; готовности к

социальному взаимодействию; коммуникативной компетентности. На мой взгляд, одной

из технологий, формирующих вышеназванные компетентности учащихся, является

дидактическая игра.

А. С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался

к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном

возрасте игра является потребностью и основным видом 3 деятельности ребёнка,

забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных

средств и условий развития интеллекта школьника. А. С. Макаренко характеризовал

учебную игру как «могучее средство воздействия на детский коллектив». Педагоги,

использующие учебные игры в своей педагогической деятельности, единогласно

отмечают, что «игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала

впечатлениями», «помогала педагогам избегать назойливой назидательности», «создавала

в детском коллективе атмосферу дружелюбия» и др. Но сейчас довольно редкого

применяют игры в процессе обучения.

Историческая игра эмоциональна по своей природе и потому делает сухую

информацию яркой и запоминающейся. Игра вовлекает в активную работу каждого

ученика. Игра – форма работы, противостоящая пассивному слушанию. В процессе игры

интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объем учебной работы, какой

им не доступен в обычной учебной ситуации.

Игры при изучении нового материала.

Игра «Три предложения» – логическая операция по выделению главного. Условный

компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить

это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное

задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из

параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно

передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять

главное.

Игра «Дерево мудрости» -учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На

уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех

листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы

сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев»

и прикрепляются к Игра «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые –

на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Игра «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность

научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую

фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например:

«Разночинцы

межсословная

категория

населения,

в

основном

занимавшаяся

умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» =

«выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

Игра «Чистая доска». Для ее организации перед объяснением нового материала в разных

концах школьной Доски записывают вопросы, которые могут быть выражены как в

обычной форме, так и схемой, датой, картой (берется из атлас с картиной ) Они должны

быть построены на материаленовой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения

материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена

различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени

буду спрашивать готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на

него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока

доска оказалась чистой».

Помимо этих игр при изучении нового материала используются игры «Оживи

картину», «Экскурсия», «Историческая гостиная», кроссворды и т.д.

Игры на закрепление и обобщение исторического материала.

Игра «Аукцион». Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов,

например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятам предлагается

игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Для этого нужно назвать

историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV. Любой другой «участник

торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана

Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имя записывается на доске и в

тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного

имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто

последним назовет имя. После третьего удара никто не должен называть имен.

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой

теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную

смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой

помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.

Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в

произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву

так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и

т.д.)

Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны

даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или

«запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным

историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о

котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее

количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать

более подробно.

Игра «Бюро находок»

Учащимся показываются предметы, которые в исторической традиции связаны с

деятельностью определенной личности или государства. Ученики должны установить,

какому деятелю или к какому государству относятся данные предметы.

Например, в 5 классе, на уроках обобщения по теме «Древний Восток» учащимся

предлагается соотнести вещи с государством-изобретателем. Например, пачку чая, рис,

бумагу, шелковый платок учащиеся должны соотнести с Древним Китаем, шахматы – с

Древней Индией, пурпурный цвет, финики – с Финикией.

Игра «Рекламный плакат»

Это упражнение позволяет посмотреть на заранее изученный материал с практической

точки зрения. Можно сформулировать задание таким образом: «Сегодня мы часто видим

рекламу на телевидении, в газетах, на улице. Слово «реклама» происходит от латинского

«громко кричать» и обозначает объявление, которым пытаются обратить внимание на

определенные вещи, товары, события. Ваша задача заключается в том, чтобы создать

рекламу той страны, историю которой мы изучили. Текстовый

и иллюстративный

материал должен информировать потенциальных туристов о выдающихся исторических

памятках, которые здесь находятся. Реклама может содержать символ страны, которую вы

предлагаете посетить, слоган, которым вы попробуете передать наиболее интересную

информацию».

Игра «Покажи ответ на карте»

Игра принадлежит к разряду историко-географических викторин. Учитель задает

вопросы, с помощью которых проверяет географические знания учеников, а они отвечают,

показывая ответ на карте.

Например:

Горы на севере Италии (Альпы); Море, которое омывает берега Италии с востока

(Адриатическое); Самая большая река в Италии (Тибр); Вулкан на Аппенинском

полуострове (Везувий) и т. п.

Игра «Да-Нет»

Ученик выходит к доске. Учитель поднимает над ним крупно отпечатанное на листке (или

на экране, к которому ученик стоит спиной) слово. Весь класс видит загаданное слово,

кроме вышедшего к доске.

Теперь ученик задаёт вопросы, остальные отвечают “Да” или “Нет”. Ученик может

адресовать свои вопросы конкретным ученикам.

На столе лежат карточки с понятиями по изученной теме. Ученики по очереди выходят,

вытягивают карточку с понятием. Теперь надо изобразить данное понятие при помощи

жестов и мимики. После того, как понятие будет отгадано, ученик говорит полное

определение данного понятия.

Игра «Кому могут принадлежать слова?»

1) «Как утренняя тень, исчезну без следа, меня с лица земли сотрут, как плесень, но не

исчезнет след упорного труда» (раб)

2)Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше статуи в храме

(Писцы)

3) «Половина ячменя досталась червям, гиппопотам съел немало, мышей множество,

саранча нападала, домашний скот ел, воробьи крали. Горе мне!» (крестьянин)

4) «Я …царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова

превосходны, мои дела бесподобны». (Хаммурапи)

Игра «СУНДУЧОК»

В конце урока учащимся предлагается взять в руки сундучок, каждый по очереди должен

рассказать,

какие знание по рассматриваемой теме он возьмет в дорогу или даже

ощущения от мероприятия или общения.

Игра «Исторические задачи»

Например, 1).в 2010 г. археологи нашли останки древнего поселения, которое было

разрушено 500 лет назад. Когда произошло это событие? (1510 г.);

Игра

«Найди

ошибки». Учащимся

предлагается

текст,

в

котором

допущены

фактические ошибки. Ребята должны найти эти ошибки.

Игра «Снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к

доске и строятся в одну линию. Первый ученик называет одно слово, словосочетание,

относящееся к изученной теме, второй ученик называет первое слово, словосочетание и

добавляет свое.

Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и

садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет

правильно всю получившуюся цепочку.

«Синквейн» Учащимся предлагается написать стихотворение (без рифмы), состоящее из

пяти строк, написанное по определенным правилам.

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна,

выраженное в форме существительного.

2 строка - два прилагательных.

3 строка - три глагола.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - резюме, вывод, одно (два) слова, существительное (обычно).

Игры для проверки знаний.

Игра « Словарное лото»-на одних карточках написаны слова, на других их значение.

Учащиеся должны совместить слово с его значением.

Игра «Хронологическое лото»- на одних карточках написаны даты, на других их

значение. Называется значение слов или дат, а учащиеся поднимают карточки со словами

и датами.

Игра «Словарная дуэль»- учащиеся делятся на две команды, обменивающиеся

«ударами» -вопросами о значении слов.

Игра «Хронологическая дуэль»- учащиеся делятся на две команды, обменивающиеся

«ударами» - вопросами о значении дат.

Игра «Словарный аукцион»- учащимся предлагается назвать слова, термины, имена по

определённой теме или проблеме. Побеждает тот, кто знает больше слов и назовёт слово

последним.

Игра «Светофор»-все учащиеся имеют два квадрата: красный - да, синий - нет. Слушая

высказывания учителя либо отвечающих у доски учащихся, остальные выражают с

помощью карточек своё отношение к услышанному.

Задавая домашнее задание, можно отступать от традиционных пересказа, ответов на

вопросы учебника, выучивания дат, понятий; а задать составление кроссворда, рассказа с

ошибками, банка исторических данных, исторического рассказа, рисунка к определённой

теме.

Ролевые игры

Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных

источников эпохи.

Игры – импровизации. Например, при изучении темы «Либеральные реформы 1860-1870-

х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Класс делится на несколько

групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной теме. Игровые

задания записываются на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно

найти информацию, можно дать детям дополнительный материал. Время на работу

ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки.

1. Военная реформа.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в

армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в

Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте,

спрашивают, как быть…»

Роли: сельский староста, крестьяне

2. Судебная реформа.

Сюжет: Заседание окружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в

градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила

свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть

телесному наказанию политического заключенного.

Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели

обвиняемая, свидетели.

Практика показывает, что успешное изучение истории в школе практически

невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это в свою очередь

требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечение активных форм проведения

уроков