Автор: Гладких Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Новониколаевская сош
Населённый пункт: с. Новониколаевка Матвеево-Курганский р-н Ростовская обл.
Наименование материала: план -конспект урока, методическая разработка
Тема: "Приведение подобных слагаемых"
План-конспект и анализ урока
по алгебра в 7 классе МБОУ Новониколаевской сош
на тему «Приведение подобных слагаемых», проведённого
Гладких Татьяной Владимировной,
слушателем-практикантом
курсов профессиональной переподготовки
«Математика и информатика: теория и
методика преподавания в образовательной
организации»
Тема:
Приведение подобных слагаемых
Дата проведения: 14.10.2024
Цели урока:
Обучающие:
- изучить алгоритм приведения подобных слагаемых;
- ввести понятие подобных слагаемых;
- объяснить, что значит «привести подобные слагаемые»;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, чувство
сотрудничества.
Развивающие:
- развивать мыслительные способности, умение классифицировать, сравнивать,
выполнять по аналогии.
- развивать умение анализировать и систематизировать материал по данной
теме.
Главная проблема урока:
научить учащихся находить подобные
слагаемые
Оборудование урока: раздаточный материал, доска, презентация.
План урока:
1.
Организационный момент (2 мин.)
2.
Проверка домашнего задания (2 мин.)
3.
Актуализация ранее изученного материала (10 мин.)
4.
Постановка проблемы на урок (3 мин.)
5.
Объяснение нового материала (5 мин.)
6.
Закрепление материала (10 мин)
7.
Самопроверка (5 мин)
8.
Рефлексия (3 мин)
Ход урока
Этап
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент
2 мин
Учитель приветствует
учащихся, проверяет их
готовность к
уроку.
Настраиваются на работу
2. Проверка
домашнего
задания
2 мин
Рассмотрение вопросов и
проблем, возникших при
выполнении домашнего
задания.
Рассказывают о проблемах, с которыми
столкнулись при выполнении домашнего
задания
3.
Актуализация
ранее
изученного
материала
10 мин
- Ребята, посмотрите на
слайд №2. Ответьте на
вопрос: Что мы будем
повторять на данном
уроке?
- Верно. Записываем число
- Преобразовывать буквенные выражения.
в своих рабочих тетрадях.
-Слайд
2.
Назовите
слагаемые алгебраической
суммы: -ab-2dc+6db-7+4bc
Сколько
слагаемых
в
данном выражении?
Назовите
коэффициенты
слагаемых.
- Следующее задание.
Посмотрите на слайд №3.
Упростите выражение:
3c*(-4m)
Сформулируйте правило
преобразования
произведения.
-Слайд 4. Замените
выражение равным, не
содержащим скобки: 2ab+
(-bc)-(-3ac+nd)
Сформулируйте правило
раскрытия скобок.
- Записывают.
- Называют ab, dc, db, 7, bc.
-5
- -1(ab), 2 (dc), 6 (db), -1 (7), 4 (bc).
- Смотрят на слайд. Формулируют правило.
Решают. 3c*(-4m)= -12mc.
- Смотрят на слайд. Формулируют правило.
Решают. 2ab+(-bc)-(-3ac+nd)= 2ab-bc+3ac-nd.
4. Постановка
проблемы на
урок
3 мин
- Слайд 5. Упростите
выражение:
3a+n+2b+7a+4b
-
Учитель направляет
учащихся, для выхода из
проблемной ситуации.
(Подчеркнем линией
одинаковые слагаемые: а-
одной чертой, b – двумя, n-
волной.)
Решают. (1 ученик у доски) 3a+n+2b+7a+4b=
(возникли затруднения)
- С таким заданием ещё не встречались.
- Учащимся удается упростить выражение :
3a+n+2b+7a+4b=10a +6b+n
5. Объяснение
нового
материала
5 мин
- Слайд 6. Сколько и каких
животных вы видите?
-
Давайте попробуем
составить выражение
сами, заменяя название
животного определенной
переменной. Обозначим:
гуси – а, утки – c собака –
b. А теперь составим
математическое
- 3 гуся, собака, 2 утки, 7 гусей, 4 утки
- 3a+b+2c+7a+4c
выражение
-Теперь упростим его,
подчеркивая одинаковые
слагаемые.
-
Таким образом, мы
преобразовали и
предложение,
описывающее наличие
животных, и
математическое
выражение. В математике
это преобразование
называется приведением
подобных.
-
А теперь сформулируем:
- цель нашего урока
- определение подобных
слагаемых.
- правило приведения
подобных слагаемых.
(Слайд 7)
- обратимся к учебнику,
стр.90, прочитаем правило
из учебника.
- 3a+b+2c+7a+4c=10a+b+6c.
- ввести понятие подобных слагаемых;
изучить алгоритм приведения подобных
слагаемых.
- Подобные слагаемые – это слагаемые,
которые имеют одинаковую буквенную часть
- Чтобы сложить (или говорят: привести)
подобные слагаемые, надо сложить их
коэффициенты и результат умножить на
общую буквенную часть
- Открывают учебники, читают п.3.4.
6. Закрепление
материала
10 мин
- Упр. №294 выполним
устно.
- Упр. №298 (г, д, е) (на
доске выполняют
учащиеся)
а) 5a + 4a=9а
б) 2x + 3x + 10= 5x + 10
в) 1,5a + a + 2,5a= 5a
г) 6y + 8 + 6y= 12y + 8
д) 7m + m= 8m
г)3y
2
−y+4y
2
−2y+3y=(3+4)y
2
+(−1−2+3)y=7y
2
д) abc − bc + 2abc + 3bc − 4abc =
(1 + 2 − 4)abc + (−1 + 3)bc = −abc + 2bc
е) 7x − z − 3x − 5z − 4x − 7z + 1 = (7 − 3 − 4)x
+ (−1 − 5 − 7)z + 1 = −13z + 1
- Упр. №301 (г, д, е) (на
доске выполняют
учащиеся)
г)
(a + b) − (a − b) − (b − a) = a + b − a + b − b
+ a = a + b
д)
3m − (2m − 3) + (2 − m) = 3m − 2m
+ 3 + 2 − m = 5
е) (3y − 1) − (2y − 2) + (y − 3) = 3y − 1 − 2y
+ 2 + y − 3 = 2y − 2
7.
Самопроверка
5 мин
-
Учащимся выдаются
карточки.
I ВАРИАНТ
Упростить выражение:
а) – 6а + 4 + 5а – 7 =
б) х + b – x – b + 2 =
в) – 15x + 10y + 12x – 1 =
II ВАРИАНТ
Упростить выражение:
а) 23x – 23 + 40 + 4x =
б) y + 124 + a – 124 – y =
в) 9a + 13b – 5 + 8a =
- Учитель собирает
карточки.
- Выполняют карточки самостоятельно.
- Сдают карточки.
8. Рефлексия
3 мин
- Как вы думаете, на
сколько вы справились с
выполнением
самостоятельной работы?-
Ответим на вопросы:
Я узнал –
Я понял –
Я научился –
-Записываем домашнее
задание. п. 3.4, Упр. №298
(а, б, в), Упр. №301 (а, б,
в). Упр. №297 (а, б)
(Применение приведения
подобных слагаемых в
уравнениях – творческое
задание. Для тех, кто
сможет).
-Дают ответы.
- Отвечают на вопросы.
-Записывают домашнее задание.
Самоанализ урока алгебры в 7 классе
Я, Гладких Татьяна Владимировна, провела урок алгебры в 7 классе.
Урок проводился согласно тематическому планированию. Тема урока:
«Приведение подобных слагаемых». Данный урок проводился по всем
требованиям ФГОС ООО. Тип урока: урок освоения нового знания. Тема
учащимся сообщалась через создание проблемной ситуации. Тема отражала
теоретическую и практическую часть урока. Цель, которую я поставила на
уроке-изучить алгоритм приведения подобных слагаемых;
ввести понятие
подобных слагаемых;
объяснить, что значит «привести подобные слагаемые»;
совершенствовать вычислительные навыки.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала были
выделены следующие этапы урока:
1.
Организационный момент
2.
Проверка домашнего задания
3.
Актуализация ранее изученного материала
4.
Постановка проблемы на урок
5.
Объяснение нового материала
6.
Закрепление материала
7.
Самопроверка
8.
Рефлексия
В начале урока основной целью было быстро включить учащихся в
деловой ритм, были актуализированы знания, необходимые для работы над
новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием
речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность
учащихся. Для создания проблемной ситуации в начале урока было
использовано выражение, само задание вызвало затруднения в нахождении
результата, и проблемная ситуация мотивировала поиск нахождения ответа для
изучения нового материала.
При изучении нового материала старалась, чтобы учащиеся сами
анализировали задания, в результате чего, сами приходили к нужному ответу, я
старалась только направлять класс, для поиска нужного результата. На данном
этапе прослеживалась межпредметная связь.
В процессе закрепления материала задания решались с
комментированием. При комментировании шла работа над речевой
деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых
преобразований.
При выполнении самостоятельной работы каждый ученик смог себя
проверить, осознать: все ли он понял и запомнил. Считаю, что на данном этапе
каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что изученный
материал им освоен (или не освоен), о чем свидетельствовали результаты их
самооценки.
На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся.
Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля.
Использовала следующие принципы: принцип научности, принцип
наглядности, принцип последовательности в овладении нового материала,
принцип доступности, принцип прочности.
На этапе рефлексии учащиеся подвели итоги, получили достоверную
информацию о достижении собственных планируемых результатов, оценили
свои знания, увидели, что они не усвоили и над чем стоит еще поработать.
План урока выполнен, цели реализованы. Домашнее задание
соответствует нормативным требованиям. Выбранный тип и форма проведения
урока себя оправдали.
Анализ урока
Гладких Татьяна Владимировна 14.10.2024 провела урок по алгебре на
тему: «Приведение подобных слагаемых» в 7 классе.
Цель
посещения:
Методика
проведения
уроков
математики.
Эффективность использования средств обучения.
Татьяной
были поставлены образовательные цели урока:
- изучить
алгоритм
приведения
подобных
слагаемых;
ввести
понятие
подобных
слагаемых;
объяснить,
что
значит
«привести
подобные
слагаемые»;
совершенствовать
вычислительные
навыки.
Цели
данного
урока
были
достигнуты.
Урок Татьяны начала и окончила своевременно. Вложилась в 40 минут
урока.
Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам урока.
Учебный
материал
соответствует
программе.
Реализация
основной
дидактической цели достигнута. Учитель обладает хорошими знаниями по
данной теме, в изложении темы прослеживалась логика и последовательность,
владеет различными методами обучения: эвристическая беседа, поисковый,
исследовательский.
Учащиеся были готовы к получению знаний по новой теме. Активность и
работоспособность учащихся в течение всего урока высокая. Учителю удалось
заинтересовать учащихся и расположить их к себе.
Татьяна хорошо «владела классом» в течении всего урока, направляла
учащихся. Так же практикантка использовала индивидуальных подход к
обучающимся при самостоятельной работе.
Речь учителя – четкая и уверенная. Учителю удалось вовлечь учащихся в
основные
мыслительные
операции
(анализ,
обобщение,
классификация,
систематизация). В устных вопросах и практических заданиях использованы
средства развития творческого мышления (элементы проблемности, анализа,
сравнения).
Учитель
продемонстрировал
отличное
владение
педагогическим
мастерством
и
методикой
преподавания. Ученики
воспринимали
новую
информацию легко, т.к учитель использовал правильные методы лекции и
практические методы.
За
время
прохождения
практики
Гладких
Т.В.
внимательно
и
ответственно
относилась
к
выполняемой
работе.
Студентка
показала
значительный
уровень
теоретической
подготовки,
умение
применить
и
использовать полученные знания для решения поставленных перед ней
практических задач.
Во время практики студентка проявила себя инициативным работником,
дисциплинированным и грамотным исполнителем, применяла на практике
знания, полученные в ходе обучения. Всю работу выполняла добросовестно.