Автор: Миронова Ксения Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Город дорог"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Создание адвент-календаря на уроках технологии как инновационная технология в работе с детьми
Статья на тему:
«Создание адвент-календаря на уроках технологии
как
инновационная технология в работе с детьми»
Миронова Ксения Александровна
Учитель технологии
МАОУ «Город дорог»
Г. Пермь
Аннотация
В статье раскрывается понятие адвент-календаря, принципы работы с адвент-календарем,
порядок проведения адвент-календаря. Адвент-календарь развивает креативное, поисковое
мышление. Главное достоинство данной формы работы с одаренными детьми –
универсальность, педагоги различных дисциплин смогут использовать адвент-календарь во
внеурочной деятельности.
Текст статьи
Ожидание праздника не менее приятно, чем сам праздник, особенно если
сделать это ожидание ещё и интересным. Когда до праздника остаётся совсем
немного времени, у ребят всё чаще возникает вопрос: "А через сколько дней
он наступит?" Для детей время —понятие размытое. А количество дней –
понятие ещё более загадочное. «Через три дня, неделю, месяц, это когда? Это
долго или нет?». Чтобы помочь ребятам почувствовать время создается для
них Адвент-календарь.
Адвент-календарь может быть приурочен к любому празднику и решать
множество педагогических задач: расширять у детей временные
представления, кругозор, развивать их творческие способности,
познавательный интерес. Создание и наполнение Адвент-календаря-это
творческий процесс. И здесь нет строгих правил, рамок и ограничений.
Цели проведения адвент-календаря – развить творческие способности у
одаренных детей, повысить мотивацию к обучению, создать условия для
взаимодействия
со
сверстниками,
выявить
наиболее
одаренного
обучающегося с целью его углубленной подготовки по данной дисциплине.
Проведение адвет-календаря делится на 4 этапа:
1.
Проведение психолого-педагогического мониторинга среди
обучающихся для выявления одаренных детей;
2.
Подготовительный этап: продумывание заданий, создание
адвент-календаря;
3.
Проведение адвент-календаря;
4.
Подведение итогов, выявление результатов.
Для педагога самый лучший календарь ожидания – это адвент с
заданиями.
Таким
образом,
в
работе
с
одаренными
детьми
мы
можем преподнести творческие задания в форме адвент-календаря. Каждое
задание, данное учителем, выполняется за ограниченное время равное одним
суткам. Ограничивая время на решение того или иного задания, мы
активизируем мозг, который зачастую начинает выдавать нетривиальные
решения проблемы. Таким образом, для ученика в первую очередь важен сам
процесс, который, будет развивать творческое начало личности
Существует
набор методик, позволяющих выявить определенные
способности у ребенка, на основе которых можно построить адвент-
календарь.
Среди
методов
диагностики
творческой
одаренности
(креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире
являются
тесты
творческого
мышления
П.Торренса
(TorranceTestCreativeThinking — ТТСТ), впервые опубликованные в 1966 г.
Многие специалисты считают, что творчество, креативность является
неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть
представлены отдельно от творческого компонента. Некоторые настаивают,
что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества,
бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи говорят о
существовании творческой одаренности как отдельного, самостоятельного
вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или
способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же
способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Российский
психолог
А.И.
Савенков,
занимающийся
проблемой
детской одарённости в сфере исследовательской деятельности выделил
различные категории одаренных детей
-дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта
(интеллектуальная одаренность);
-
дети
с
высоким
уровнем
творческих
способностей
(творческая
одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (талантливые
дети);
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
По нашему мнению, должны учитываться все категории одаренных
детей.
Следующий этап создание адвент-календаря. Есть много разных видов
календарей, опять же все зависит от творческого полета детей и учителя. Это
может быть, как обычный отрывной календарь с заданиями, так и целый
городок с открывающимися окошками, кармашки, на полотне или гирлянда.
Адвент-календарь необязательно делать на полный месяц. Учитель
должен учитывать выходные у детей, а так же психологические и возрастные
особенности класса, в котором проводится адвент. Так можно сделать
календарь на 14 дней или на 7 дней. Форма игры универсальна в
использовании, поэтому провести адвент может не только учитель-
предметник, но и классный руководитель.
Традиционно адвент-календарь проводится в преддверии Рождества
или Нового года, тогда стержневым понятием для всех заданий будет время
года зима. Игра проводится каждый день, поэтому не стоит перегружать
ребенка постоянными трудными заданиями. Эффективнее всего в течение
нескольких дней давать задания более легкие, условно назовем их текущими.
После выполнения таких трех-четырех заданий, в зависимости от количества
дней в календаре, давать завершающее задание, которое выведет ребенка на
более сложный уровень познания. По степени сложности задания разделены
на творческие, менее сложные, но творческие задания, и креативные задания,
условно назовем их завершающие. Они построены на креативных методах
обучения, что позволяет в дальнейшем использовать ребенку, изученные
методы в процессе всего обучения.
Критерии оценивания адвент-календаря разрабатываются вместе с
учениками перед началом работы. Это один из способов формирующего
оценивания, что повышает мотивацию.