Автор: Звирбуль Инна Евгеньевна
Должность: педогог доплнительного образования
Учебное заведение: Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СТИМУЛ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СТИМУЛ
-
ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
И.Е. Звирбуль,
Изменения, происходящие в системе общего образования, предъявляют
и будут предъявлять самые высокие требования к образу педагога. Педагога,
сознательно
стремящегося
к
повышению
своей
профессиональной
компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых
условиях.
Современная образовательная ситуация требует от преподавателей
постоянного совершенствования знаний и умений. Вне самообразования идея
личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Под
самообразованием
понимается
«целостный
процесс,
обеспечивающий
поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее
обогащение ее духовного мира».
Под профессиональным развитием понимается «рост, становление,
профессионально
значимых
личностных
качеств
и
способностей,
профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование
личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому
его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в
профессии».
При всевозрастающих требованиях
каждому творческому педагогу
необходимо признание его профессиональной деятельности, достигнутых
результатов работы. В наше время возрастает значимость различных форм
педагогического профессионального общения работников образования как
средство стимулирования мотивации самосовершенствования.
На
сегодняшний
день
эффективной
формой
самореализации
и
самосовершенствования педагогов являются конкурсы профессионального
мастерства, создающие условия для повышения квалификации учителя
(формирование коммуникативной культуры, способности к интеграции с
иным педагогическим опытом, готовности к самоизменению на основе
самодиагностики,
развитие
рефлексивной
культуры),
являющиеся
катализатором поиска новых средств педагогической деятельности.
Конкурс профессионального мастерства может стать мощным стимулом
личностно-профессионального развития, если:
‒ научно-методическое
сопровождение
непрерывного
повышения
квалификации участников конкурса (на всех его этапах) строится на основе
коррекционно-формирующего подхода.
‒ проводится целенаправленная подготовка участников конкурса к
реализации его потенциальных возможностей.
Конкурс давно перестал быть лишь профессиональным соревнованием
за звание лучшего педагога, он стал школой передового опыта, школой
общения единомышленников, объединенных благородной целью поиска
путей дальнейшего самосовершенствования.
В качестве примера расскажем о III-м Международном конкурсе
педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной
культуры»,
который
проходит
в
Санкт-Петербурге
с
2010
года
в
педагогическом
университете
им.
А.И.
Герцена
при
поддержке
администрации президента РФ, Министерства образования и науки РФ,
комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.
Автор идеи проведения конкурса – заслуженный учитель РФ, член-
корреспондент Международной академии наук педагогического образования,
доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И.
Герцена Белла Соломоновна Рачина.
Цель конкурса:
‒ способствовать
повышению
статуса
педагога-музыканта
в
современном
социокультурном
пространстве,
обобщению
и
распространению инновационного педагогического опыта;
‒ инициировать осмысление педагогическим сообществом содержания
общего и дополнительного музыкального образования на современном этапе;
‒ содействовать совершенствованию профессиональной подготовки
педагога-музыканта;
‒ стимулировать социальную активность педагога-музыканта.
Задачи конкурса:
‒ выявление
педагогов-музыкантов,
достигших
высокого
уровня
профессиональной компетентности;
‒ выявление студентов, мотивированных на педагогическое творчество
и
освоение
профессиональных
образовательных
программ
в
области
педагогики музыкального образования;
‒ распространение эффективных технологий и методов работы с
учащимися в разных видах музыкальной деятельности;
‒ привлечение
студентов
и
учителей
музыки
к
научно-
исследовательской деятельности.
Конкурс проводится по трем категориям (без ограничения возраста):
I – студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры музыкально-
педагогических факультетов высших учебных заведений;
II – учителя музыки общеобразовательных школ;
III – преподаватели системы дополнительного образования.
Конкурсант имеет право выступить одновременно в разных номинациях.
Номинации конкурса:
1. Открытый урок музыки в общеобразовательной школе.
2. Индивидуальное занятие с учащимися в системе учреждений
дополнительного образования детей.
3. Видеозапись внеклассного мероприятия.
4. Педагогические проекты.
5. Открытое музыкальное занятие в дошкольном образовательном
учреждении.
Выступления
конкурсантов
оценивали
высокопрофессиональные
специалисты в области педагогики, музыкального образования, известные
деятели искусств. Возглавила жюри – Б.С. Рачина. В III-м Международном
конкурсе
педагогического
мастерства
«Педагог-музыкант
в
контексте
современной культуры»
приняло участие более 70 человек из России,
Беларуси, Китая.
Наша
страна
была
представлена
25
регионами,
среди
которых
республики:
Карелия,
Коми,
Марий
Эл,
Татарстан;
Архангельская,
Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Калужская,
Курская,
Ленинградская,
Мурманская,
Новосибирская,
Оренбургская,
Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Ямало-Ненецкий
автономный
округ,
Алтайский
край,
г. Москва и г. Санкт-Петербург.
Урок музыки был проведен на сцене института музыки, театра и
хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Конкурс проходил в два тура. I тур
(заочный)
–
оценивался
членами
жюри
по
видеозаписям
уроков,
проведенных
конкурсантами.
С
20
по
24
апреля
состоялось
очное
прослушивание конкурсной программы участников, прошедших во II тур. В
Петербурге я и приобрела свой первый опыт участия в конкурсе
профессионального мастерства.
Каким же был этот путь? Напряженным, но интересным. Заявление на
участие
в
конкурсе
требует
от
педагога
определенной
смелости
и
профессиональных умений. Мое решение об участии в конкурсе было
незапланированным, но я решила все-таки попробовать. Это прекрасная
возможность приобрести определенный профессиональный статус, повысить
свое педагогическое мастерство, познакомиться с передовым опытом работы
сильнейших учителей России. И я такой возможностью воспользовалась.
Этап
подготовки
к
конкурсу
был
насыщенным.
Были
найдены
интересные образовательные порталы, прочитано множество статей и книг,
педагогической литературы, книг по психологии, новинок по методике
преподавания
предмета,
прослушано
много
музыки
в
исполнении
талантливых музыкантов, определились методы и этапы в решении задач.
Все это добавило уверенности в выбранной теме: «Портрет в музыке и
изобразительном искусстве» на примере Каприса № 24 Н. Паганини. Было
несколько вариантов урока. На этом этапе, как отмечалось выше, большое
значение имело научно-методическое сопровождение в лице Затяминой
Татьяны
Анатольевны,
заведующей
кафедрой
теории,
методики
и
организации социально-культурной деятельности ГАОУ ДПО «ВГАПО»,
доктора педагогических наук, профессора.
Урок в 5 «А» классе МОУ СШ № 61 был проведен и записан на видео.
Вместе с пакетом документов его отправили в оргкомитет для участия в
первом туре. В начале апреля было получено приглашение для участия во
втором туре в Санкт-Петербурге. С 20 по 24 апреля проходил второй тур
конкурса
в номинации «Открытый урок музыки в общеобразовательной
школе».
Для проведения конкурсного урока были приглашены ученики 5 класса
ГБОУ СОШ № 21 г. Санкт-Петербурга. Накануне состоялась встреча с
ребятами,
но
не
все
поставленные
задачи
были
выполнены
из-за
ограниченного времени встречи.
Настал день моего выступления, который потребовал от меня четких и
быстрых действий в принятии решений, где важным моментом стали
способность к риску и импровизации. Конкурсный урок музыки проводился
на сцене института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена.
Такое публичное выступление перед коллегами само по себе является
стрессовой
ситуацией.
Транслировать
свой
опыт
на
педагогическую
общественность
и
конкурсное
жюри
даже
педагогам-профессионалам
нелегко, не говоря уже о дебютантах.
Урок на сцене. Где встать? Как
работать с микрофоном? Как организовать пространство? Сказывалось
волнение, но на помощь пришли уверенность в своих силах, опыт,
творчество, желание победить.
Урок прошел хорошо, все цели и задачи были выполнены, наше
совместное творчество получилось очень динамичным и результативным.
Все это было подтверждено отзывами детей и коллег.
Любой конкурс – это не только соревнование, в котором побеждает
сильнейший,
но и возможность общения с другими преподавателями,
организаторами, уважаемыми членами жюри на профессиональном уровне. Я
не стала ни победителем, ни лауреатом конкурса. Была награждена дипломом
в номинации «Открытый урок музыки в общеобразовательной школе». В
данном конкурсе была оценена моя профессиональная деятельность, которая
на данном этапе пока недостаточна для победы.
Конкурс создал для меня благоприятную мотивационную среду для
личностно-профессионального развития. Он послужил средством повышения
квалификации, помог обобщить собственный опыт работы и обогатиться
новым, внести коррективы в дальнейшую работу. Эффективно реализовывать
задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно изменять и развивать
свою профессиональную деятельность.
Участие в конкурсе помогло почувствовать себя увереннее как в
профессиональном плане, так и в психологическом, преодолеть собственные
страхи
и
сомнения.
Были
приобретены
новые
современные
знания,
появились новые возможности поделиться своим педагогическим опытом,
представить себя, результаты своей работы.
В этом хорошую поддержку педагогам, и мне лично, оказывает
Волгоградская государственная академия последипломного образования в
лице доктора педагогических наук, профессора Т.А. Затяминой. Здесь можно
получить
и
научно-методическое
сопровождение,
и
возможность
транслировать свой опыт через научные конференции.
Конкурс
профессионального
мастерства
помог
мне
не
только
реализовать свой творческий потенциал, но и создать вокруг себя такие
условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу и
саморазвитию. Все это рождает уверенность в собственных силах и ведет
вперед.
Другими словами, это означает, что сегодня, а тем более завтра,
востребован педагог, который осознает актуальные педагогические задачи и
средства их решения; у которого есть проект педагогической системы,
реализующий
его
авторский
замысел;
который
владеет
системой
профессиональной и личностной рефлексии.