Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СТИМУЛ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Автор: Звирбуль Инна Евгеньевна
Должность: педогог доплнительного образования
Учебное заведение: Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СТИМУЛ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СТИМУЛ

-

ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

И.Е. Звирбуль,

Изменения, происходящие в системе общего образования, предъявляют

и будут предъявлять самые высокие требования к образу педагога. Педагога,

сознательно

стремящегося

к

повышению

своей

профессиональной

компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых

условиях.

Современная образовательная ситуация требует от преподавателей

постоянного совершенствования знаний и умений. Вне самообразования идея

личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Под

самообразованием

понимается

«целостный

процесс,

обеспечивающий

поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее

обогащение ее духовного мира».

Под профессиональным развитием понимается «рост, становление,

профессионально

значимых

личностных

качеств

и

способностей,

профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование

личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому

его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в

профессии».

При всевозрастающих требованиях

каждому творческому педагогу

необходимо признание его профессиональной деятельности, достигнутых

результатов работы. В наше время возрастает значимость различных форм

педагогического профессионального общения работников образования как

средство стимулирования мотивации самосовершенствования.

На

сегодняшний

день

эффективной

формой

самореализации

и

самосовершенствования педагогов являются конкурсы профессионального

мастерства, создающие условия для повышения квалификации учителя

(формирование коммуникативной культуры, способности к интеграции с

иным педагогическим опытом, готовности к самоизменению на основе

самодиагностики,

развитие

рефлексивной

культуры),

являющиеся

катализатором поиска новых средств педагогической деятельности.

Конкурс профессионального мастерства может стать мощным стимулом

личностно-профессионального развития, если:

‒ научно-методическое

сопровождение

непрерывного

повышения

квалификации участников конкурса (на всех его этапах) строится на основе

коррекционно-формирующего подхода.

‒ проводится целенаправленная подготовка участников конкурса к

реализации его потенциальных возможностей.

Конкурс давно перестал быть лишь профессиональным соревнованием

за звание лучшего педагога, он стал школой передового опыта, школой

общения единомышленников, объединенных благородной целью поиска

путей дальнейшего самосовершенствования.

В качестве примера расскажем о III-м Международном конкурсе

педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной

культуры»,

который

проходит

в

Санкт-Петербурге

с

2010

года

в

педагогическом

университете

им.

А.И.

Герцена

при

поддержке

администрации президента РФ, Министерства образования и науки РФ,

комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.

Автор идеи проведения конкурса – заслуженный учитель РФ, член-

корреспондент Международной академии наук педагогического образования,

доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И.

Герцена Белла Соломоновна Рачина.

Цель конкурса:

‒ способствовать

повышению

статуса

педагога-музыканта

в

современном

социокультурном

пространстве,

обобщению

и

распространению инновационного педагогического опыта;

‒ инициировать осмысление педагогическим сообществом содержания

общего и дополнительного музыкального образования на современном этапе;

‒ содействовать совершенствованию профессиональной подготовки

педагога-музыканта;

‒ стимулировать социальную активность педагога-музыканта.

Задачи конкурса:

‒ выявление

педагогов-музыкантов,

достигших

высокого

уровня

профессиональной компетентности;

‒ выявление студентов, мотивированных на педагогическое творчество

и

освоение

профессиональных

образовательных

программ

в

области

педагогики музыкального образования;

‒ распространение эффективных технологий и методов работы с

учащимися в разных видах музыкальной деятельности;

‒ привлечение

студентов

и

учителей

музыки

к

научно-

исследовательской деятельности.

Конкурс проводится по трем категориям (без ограничения возраста):

I – студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры музыкально-

педагогических факультетов высших учебных заведений;

II – учителя музыки общеобразовательных школ;

III – преподаватели системы дополнительного образования.

Конкурсант имеет право выступить одновременно в разных номинациях.

Номинации конкурса:

1. Открытый урок музыки в общеобразовательной школе.

2. Индивидуальное занятие с учащимися в системе учреждений

дополнительного образования детей.

3. Видеозапись внеклассного мероприятия.

4. Педагогические проекты.

5. Открытое музыкальное занятие в дошкольном образовательном

учреждении.

Выступления

конкурсантов

оценивали

высокопрофессиональные

специалисты в области педагогики, музыкального образования, известные

деятели искусств. Возглавила жюри – Б.С. Рачина. В III-м Международном

конкурсе

педагогического

мастерства

«Педагог-музыкант

в

контексте

современной культуры»

приняло участие более 70 человек из России,

Беларуси, Китая.

Наша

страна

была

представлена

25

регионами,

среди

которых

республики:

Карелия,

Коми,

Марий

Эл,

Татарстан;

Архангельская,

Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Калужская,

Курская,

Ленинградская,

Мурманская,

Новосибирская,

Оренбургская,

Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Ямало-Ненецкий

автономный

округ,

Алтайский

край,

г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Урок музыки был проведен на сцене института музыки, театра и

хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Конкурс проходил в два тура. I тур

(заочный)

оценивался

членами

жюри

по

видеозаписям

уроков,

проведенных

конкурсантами.

С

20

по

24

апреля

состоялось

очное

прослушивание конкурсной программы участников, прошедших во II тур. В

Петербурге я и приобрела свой первый опыт участия в конкурсе

профессионального мастерства.

Каким же был этот путь? Напряженным, но интересным. Заявление на

участие

в

конкурсе

требует

от

педагога

определенной

смелости

и

профессиональных умений. Мое решение об участии в конкурсе было

незапланированным, но я решила все-таки попробовать. Это прекрасная

возможность приобрести определенный профессиональный статус, повысить

свое педагогическое мастерство, познакомиться с передовым опытом работы

сильнейших учителей России. И я такой возможностью воспользовалась.

Этап

подготовки

к

конкурсу

был

насыщенным.

Были

найдены

интересные образовательные порталы, прочитано множество статей и книг,

педагогической литературы, книг по психологии, новинок по методике

преподавания

предмета,

прослушано

много

музыки

в

исполнении

талантливых музыкантов, определились методы и этапы в решении задач.

Все это добавило уверенности в выбранной теме: «Портрет в музыке и

изобразительном искусстве» на примере Каприса № 24 Н. Паганини. Было

несколько вариантов урока. На этом этапе, как отмечалось выше, большое

значение имело научно-методическое сопровождение в лице Затяминой

Татьяны

Анатольевны,

заведующей

кафедрой

теории,

методики

и

организации социально-культурной деятельности ГАОУ ДПО «ВГАПО»,

доктора педагогических наук, профессора.

Урок в 5 «А» классе МОУ СШ № 61 был проведен и записан на видео.

Вместе с пакетом документов его отправили в оргкомитет для участия в

первом туре. В начале апреля было получено приглашение для участия во

втором туре в Санкт-Петербурге. С 20 по 24 апреля проходил второй тур

конкурса

в номинации «Открытый урок музыки в общеобразовательной

школе».

Для проведения конкурсного урока были приглашены ученики 5 класса

ГБОУ СОШ № 21 г. Санкт-Петербурга. Накануне состоялась встреча с

ребятами,

но

не

все

поставленные

задачи

были

выполнены

из-за

ограниченного времени встречи.

Настал день моего выступления, который потребовал от меня четких и

быстрых действий в принятии решений, где важным моментом стали

способность к риску и импровизации. Конкурсный урок музыки проводился

на сцене института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена.

Такое публичное выступление перед коллегами само по себе является

стрессовой

ситуацией.

Транслировать

свой

опыт

на

педагогическую

общественность

и

конкурсное

жюри

даже

педагогам-профессионалам

нелегко, не говоря уже о дебютантах.

Урок на сцене. Где встать? Как

работать с микрофоном? Как организовать пространство? Сказывалось

волнение, но на помощь пришли уверенность в своих силах, опыт,

творчество, желание победить.

Урок прошел хорошо, все цели и задачи были выполнены, наше

совместное творчество получилось очень динамичным и результативным.

Все это было подтверждено отзывами детей и коллег.

Любой конкурс – это не только соревнование, в котором побеждает

сильнейший,

но и возможность общения с другими преподавателями,

организаторами, уважаемыми членами жюри на профессиональном уровне. Я

не стала ни победителем, ни лауреатом конкурса. Была награждена дипломом

в номинации «Открытый урок музыки в общеобразовательной школе». В

данном конкурсе была оценена моя профессиональная деятельность, которая

на данном этапе пока недостаточна для победы.

Конкурс создал для меня благоприятную мотивационную среду для

личностно-профессионального развития. Он послужил средством повышения

квалификации, помог обобщить собственный опыт работы и обогатиться

новым, внести коррективы в дальнейшую работу. Эффективно реализовывать

задуманное, решать нестандартные задачи, осознанно изменять и развивать

свою профессиональную деятельность.

Участие в конкурсе помогло почувствовать себя увереннее как в

профессиональном плане, так и в психологическом, преодолеть собственные

страхи

и

сомнения.

Были

приобретены

новые

современные

знания,

появились новые возможности поделиться своим педагогическим опытом,

представить себя, результаты своей работы.

В этом хорошую поддержку педагогам, и мне лично, оказывает

Волгоградская государственная академия последипломного образования в

лице доктора педагогических наук, профессора Т.А. Затяминой. Здесь можно

получить

и

научно-методическое

сопровождение,

и

возможность

транслировать свой опыт через научные конференции.

Конкурс

профессионального

мастерства

помог

мне

не

только

реализовать свой творческий потенциал, но и создать вокруг себя такие

условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу и

саморазвитию. Все это рождает уверенность в собственных силах и ведет

вперед.

Другими словами, это означает, что сегодня, а тем более завтра,

востребован педагог, который осознает актуальные педагогические задачи и

средства их решения; у которого есть проект педагогической системы,

реализующий

его

авторский

замысел;

который

владеет

системой

профессиональной и личностной рефлексии.