Напоминание

"Именины - праздник особый"

Автор: Денисова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад √110"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Разработка интеграционной непосредственно образовательной деятельности на духовно - нравственную тему "Именины - праздник особый" для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Именины - праздник особый"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработка интеграционной непосредственно образовательной деятельности

на духовно - нравственную тему «Именины - праздник особый»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:Калинина Наталия Владимировна

2. Пояснительная записка

Цель: формирование представлений способствующих духовно-нравственному

обогащению детей, через их знакомство с христианскими традициями:

праздником - Именины.

Задачи:

Обучающие задачи:

Знакомить детей с духовными ценностями, православной русской традицией:

Именины - День особый.

Обогащать представления о нравственных качествах людей, их проявлении в

поступках и взаимоотношениях.

Способствовать развитие связной речи, закреплять умение отвечать на

вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.

Познакомить детей с православной терминологией, обогащать словарь детей

(ангел, праздник, душа, святой, покровитель, именины, таинство крещения,

традиция).

Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения у детей.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию в детях умения общаться со сверстниками,

быть

дружелюбными,

доброжелательными,

уметь

договариваться,

вносить предложения.

Развивать умение различать разные эмоциональные состояния, учитывает

их в своем поведении.

Воспитательные задачи:

Воспитывать представления о том, что хорошо и что плохо на примерах

жизни

святых

покровителей

воспитывать

у

детей

христианские

добродетели и стремление следовать им в жизни

Развивать в оценке поступков опирается на нравственные представления

Воспитывать желание сделать поделку своими руками для Ангела

Хранителя и порадовать ею своих родителей.

Состав группы воспитанников: мальчики и девочки

Актуальность

Данное занятие способствует усвоению знаний детей о христианских

праздниках, формирует

у детей русский национальный духовный

характер, желание узнавать и сохранять народные обычаи и традиции

своего края, воспитывать духовную красоту человеческой души.

Место в НОД в программе дошкольного образования:

в совместной досуговой деятельности педагога с детьми

Форма проведения занятий, виды деятельности: Фронтальная

форма, интеграция всех образовательных областей.

Предполагаемый результат:

у детей будет сформировано представление о

христианских

праздниках.

Понимание

русских

православных

традиций.

Формирование христианского мировоззрения, что Господь в момент рождения дает

каждому из нас двух ангелов. Один из них – Ангел-хранитель (в переводе с

греческого языка означает «вестник», «посланник»). Он хранит нас от всякого зла,

от разных несчастий и помогает делать добро.

И другой Ангел – святой покровитель, имя которого мы носим. При крещении

человека нарекают именем в честь одного из святых христианской церкви.

3.Схема конспектов

Занятие - диалоги

4.Дидактическое обеспечение

Технологии и методики:

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология

Дидактическое оснащение и оборудование:

мультимедийная

презентация,

иллюстрации святых, музыкальное оформление, листы белой и цветной бумаги,

карандаши, фломастеры, краски, мяч-солнышко.

5.

Мотивационно

-

ориентированная

часть:

социальная

значимость,

формирование духовной личности

6. Организация детской деятельности

Способы организации детей: фронтальное, индивидуальное

Методические приемы: наглядные, словесные, практические

(беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игровая

ситуация, анализ, подведение итогов)

При

наблюдении, у

детей

развивается

умение

всматриваться

в

явления

окружающего

мира,

замечать

происходящие

изменения,

устанавливать

их

причины.

При использовании словесных методов и приёмов:

-Рассказ педагога.

-Рассказы детей.

-Беседа.

-Использование художественного слова

У детей пополнялись знания по данному вопросу, эмоциональное восприятие

радость за себя, своего товарища. Есть Ангел-Хранитель, который заботится о

каждом человеке, но и он, ребёнок должен совершать хорошие и добрые поступки

по отношению к Ангелу – хранителю и другим людям.

Демонстрация - рассматривание слайдов, видеозаписей об Ангелах – Хранителях.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему не удастся

достигнуть желаемых результатов, поставленных целей:

-использование индивидуально-дифференцированного подхода, наблюдения за

ребёнком, индивидуальная беседа после занятия, рассказать про имя этого

конкретного ребёнка, про его День Ангела, порадовать дошкольника, что и о нём

тоже

Господь проявляет заботу. Беседа с родителями, выявление их уровня

компетенций и отношения к православию (при необходимости).

Методы активации

Создать предметно – развивающую среду - единое пространство, в котором

происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста,

единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и

родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников

педагогического процесса.

Создать условия для возникновения интереса к совместной деятельности,

заинтересовать детей данной тематикой

Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют

себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и

возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

7.Рефлексивно-оценочная часть

получение конкретных результатов, подведение итогов, достижений детей:

-создание положительных эмоций, радости, что у каждого человека есть

именины, Ангелы-хранители.

-понимание, что радость на душе может возникать от того, что человек не

только получает от других подарки, но и сам готов их сделать (порадовать

родителей своей поделкой, поздравление товарища с именинами).

-понимание детьми связи времен, традиции поколений рядом с нами

анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы:

-мы определяем, какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию

работы;

-

каких результатов мы достигли, что поняли из занятия

-определяется, как проведенное занятие формирует общественного мнения

детей группы и отдельных воспитанников, на их взаимоотношения.

рефлексивный момент Педагог делает вывод (рефлексия):

«Господь в момент рождения дает каждому из нас двух ангелов. Один из них

– Ангел-хранитель (в переводе с греческого языка означает «вестник»,

«посланник»). Он хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает

делать добро. И другой Ангел – святой покровитель, имя которого мы носим.

При крещении человека нарекают именем в честь одного из святых

христианской церкви». Говорит, о том, что человек своими добрыми делами

должен украшать свое имя.

-Поощрение продукта детской деятельности (изготовление своего Ангела -

Хранителя)

-Желание порадовать родителей своими достижениями

8. Список рекомендуемой литературы

1.

Добрый мир. Православная культура для малышей. Чему мы радуемся?

Православные праздники (Ценности жизни христиан) Шевченко Л.Л. МО,

2011г.

2.

Интернет источники

3. ФОП ДО

Ход деятельности

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, в окно на голубое небо, и вокруг. Как светло и радостно!

-Как вы думаете почему? (ответы детей Солнышко ярко светит)

Воспитатель:

-Действительно, сегодня солнечный денёк, не смотря на то, что сегодня последний

день сентября.

Педагог читает стихотворение:

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

Посмотрите у меня в руках «Солнышко-мяч».

К кому солнышко в руки попадет, тот имя своё радостно назовет.

Педагог кидает мяч детям, дети, называют свои имена.

Последним педагог кидает мяч в руки девочек: Софье, затем Надежде и Вере.

-Какие у вас у всех красивые имена!

-А вы знаете, какое сегодня число? (ответы детей последний день сентября,30

сентября).

-Среди нас есть именинники. А вы, ребята, знаете кто это? (ответы детей)

-Да, сегодня именины, а ещё этот день называют - День Ангела у наших девочек,

вот они уже подняли руки.

-Это София - наша Сонечка, Надежда - наша Надюша, Вера - наша Верочка.

-Послушайте, я вам расскажу про давнюю традицию. Раньше, давным- давно,

когда, даже ещё и не было ваших прабабушек, в России День рождения не

отмечали. Большее внимание уделялось празднованию Именин.

День рождения и именины – это не один и тот же праздник, это разные вещи, хотя

у некоторых они празднуются в один день.

Вот у нашей Веры, к примеру, сегодня День рождения и именины всё в один день.

А у других девочек день рождения были в июле и в августе. У остальных ребят

тоже есть День Ангела - Именины. У всех в разное время.

-Мы поговорим об одном из самых важных и главных для каждого человека

празднике – дне его Ангела, его именинах.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение (педагог включает тихую композицию и

картинку небес на слайде).

Читает

У тебя есть Ангел Божий,

Светлый, верный, лучший друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случится вдруг.

Ангел рядышком с тобою

И невидимо хранит,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти,

А тебе такого друга

В целом мире не найти

- Кто такие ангелы? Вы поняли? (ответы детей)

Педагог рассказывает

- Кроме того, что мы вокруг себя видим – это «видимый мир». Есть и невидимый,

который создал Бог. В нем живут Ангелы, служители Бога.

-Почему их так назвали, знаете? (ответы детей)

-Слово «ангел» означает «вестник».

Ангелы приносят людям с неба весть – сообщение о том, что Бог велел человеку.

Кроме родственников и друзей, есть невидимый помощник - добрый Ангел

Хранитель, который дается Богом при крещении.

Ангел Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он всегда с

человеком. Но, поступая плохо, человек отталкивает своего Ангела и обижает его.

Ведь праздник этот называют днем духовного рождения – он связан с таинством

Крещения, с нашими небесными покровителями.

В этот день раньше было принято всей семьей идти в храм. Люди ставили свечи

своим святым покровителям, молились за них и благодарили за помощь. А потом

приглашали к себе домой гостей, и угощали их пирогами, калачами и караваем.

-Такой праздник не обходился без песен. В честь именинника, по традиции, всегда

пелись песни.

-Ребята, а как вы помаете слово «традиция», мы ведь используем его в своей речи?

(ответы детей)

Педагог подводит итог из ответов детей.

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано

от предшествующих поколений. Некоторые традиции перешли в наши дни.

- Вы её знаете. Эту хороводную песню мы поем до сих пор.

-Кто догадался? Конечно, это «Каравай».

(Воспитатель включает музыкальную композицию, именинники встают в центр

круга). Дети исполняют хороводную песню.

Хороводная игра «Каравай»

Все дети: Как на (……) именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

Вот такой ширины!

Каравай, каравай

Кого хочешь выбирай (2 раза)

Именинник: Я люблю вас всех,

А (имя) – больше всех!

-Ребята, посмотрите на наших именинников как блестят их глаза от радости.

Наши предки строго придерживались этого правила и называли своих детей в

строгом соответствии с «церковными святцами» - перечнем имен святых и днями

их памяти. Получается наше имя связано и с именем святого, который прославил

это имя своими добрыми делами для Бога и для людей. Сейчас во многих семьях

вернулась традиция называть младенца именем святого. Родители надеются, что

теперь их малыш всегда будет окружен заботой и вниманием этого святого, и

охраняем им всю жизнь.

-Ребята, а кто из вас знает хоть что-то о святом, имя которого носит? (Ответы

детей).

- Раз у нас сегодня три именинника давайте начнём разговор о значении их имен.

-Сегодня у Веры день рождения и

именины. Значение

имени Вера

означает «верная»,

происходит

от

славянского.

Позже,

когда

по

миру

распространилась легенда о трех сестрах - Вере, Надежде и Любови, погибших за

христианскую веру, звучание имени изменили в пользу значения слова. Значение

имени Вера означает «верная», происходит от славянского. Так же это имя

переводится как «доверяющаяся», «служащая Богу». Ещё раз поздравляем тебя

Верочка с именами и Днём рождения!

София, чье имя с греческого переводится как «мудрость»,

Имя Надежда означает «надежда», оно говорит само за себя.

У нас в группе есть Александр - защитник людей, Екатерина - чистая, Андрей-

мужественный, Имя Илья - это русская форма древнего еврейского имени Элия,

которое означает «мой Бог». Каждое из имен имеет своё значение.

-Ребята, а расскажите, пожалуйста, честно, вы всегда друг друга называет по

имени? (ответы детей).

-К сожалению, приходится иногда слышать, как вы обзываете друг друга.

-Думаю, вы поняли, что имя для человека имеет большое значение.

И с сегодняшнего дня, мы будем стараться называть друг друга только по имени.

Имя может быть длинным, например Екатерина, что означает «чистая». А также

оно может звучать ласково. А как скажите? Правильно (Катюша, Катя).

-Предлагаю вам поиграть в игру с нашим мячиком - солнышком. Очень хочется,

что бы у вас у всех было хорошее радостное настроение.

Игра называется «Ласковое имя». Вы будете передавать мяч – солнышко друг

другу, и называть своего дружочка ласково. Будем добры друг к другу!

(Проводится игра, дети стоят в кругу звучит спокойная музыка, заставка на слайде

«Ангел на небесах»).

-А теперь, ребята, давайте приготовим подарок своему святому помощнику. Кто

хочет сделает рисунок, кто аппликацию, кто что-то слепит. Пусть ваша фантазия

вам поможет.

(Дети проходят за столы, берут для себя необходимые материалы и выполняют

творческую работу, когда дети рисуют и делают аппликацию, звучит музыкально-

звуковое сопровождение).

Педагог

-Мне было очень приятно на вас смотреть, каждый из вас старался. Вы все

большие молодцы!

-К вечеру подготовим творческую выставку, а пока мы сделаем общее фото и

отправим его в нашу группу в «Вайбер» родителям.

-Они пока на работе, но получив весточку от нас, думаю, очень обрадуются и на

душе у них будет тепло и светло! Наши родители, самые родные, любимые люди и

для взрослых людей и для детей. Пусть они посмотрят, какие вы молодцы!

-Фото получилось отличное. Я отправила нашим любимым родителям.

-А сейчас, прежде чем сделать выставку для родителей, в раздевалке, давайте

вспомним:

-

Что мы узнали сегодня? (Что такое именины, чем они отличаются от Дня

рождения, узнали о том, что означают наши имена по святцам).

-Теперь у вас есть возможность поздравлять не только с днём рождения своих

друзей, но и с их именинами.

Педагог делает вывод (рефлексия):

- Мы запомнили, что Господь в момент рождения дает каждому из нас двух

ангелов. Один из них – Ангел-хранитель (в переводе с греческого языка означает

«вестник», «посланник»). Он хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и

помогает делать добро.

И другой Ангел – святой покровитель, имя которого мы носим. При крещении

человека нарекают именем в честь одного из святых христианской церкви.

- Хочу вам от всей души пожелать; «Дарите друг другу радость, любите друг

друга». Так давайте же будем заботиться о ближних, сеять Добро, Любовь и

теплоту и жизнь станет радостнее и ярче, как это делали наши святые. Человек

своими добрыми делами должен украшать свое имя.

Пришло время разметить наши работы в раздевалке, для наших близких.

(звучит спокойная музыка).